Автор: Преснухина Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19
Населённый пункт: п.Панковка, Новгородской области Новгородского района
Наименование материала: Конспект НОД по ИЗО в старшей группе
Тема: Как на нашем,на лужочке, стелются ковром цветочки.
Раздел: дошкольное образование
Преснухина Оксана Геннадьевна
Конспект ИЗО в детском саду. Нетрадиционное рисование: кляксография с
соской.
«Луговые цветы».
Цель: учить изображать луговые цветы нетрадиционной техникой рисования
(кляксография с детской соской).
Задачи:
Познавательное развитие: познакомить детей с особенностями луга, с
отдельными растениями и животными, с их взаимосвязями между собой и с
окружающей средой.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к
природе; развивать умение детей взаимодействовать друг с другом в малой
подгруппе, умение детей входить в воображаемую игровую ситуацию,
стремление к получению единого результата.
Речевое развитие: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова;
развивать диалогическую речь; упражнять в словообразовании; закреплять
умение отвечать полными предложениями.
Художественное творчество: познакомить детей с нетрадиционным способом
изобразительной деятельности - техникой кляксография с помощью детских
сосок; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, координацию
«глаз-рука», образное мышление, воображение детей;
Физическое развитие: формирование у детей положительных эмоций;
развитие речевого дыхания, правильного произношения нарастающей фразы
на одном выдохе, развитие обоняния.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций,
фотографий, изображающих весенний и летний луг.
Рассматривание изображений луговых растений; беседа о луговых растениях,
насекомых; чтение художественных произведений, стихов, загадок.
Материалы и оборудование. Макет цветка с разными эмоциями (грусти и
радости). Потолочная плитка белого цвета из пенополистирола, баночки с
гуашью, разбавленные водой; клей ПВА и губка; соски (детские пустышки),
проколотые снизу толстой иглой или шилом; медицинская груша, крупа
манка, салфетки.
Ход занятия.
Ритуал вхождения.
Здравствуй, друг! (поворачиваются вправо и машут правой рукой)
Здравствуй, друг! (Поворачиваются влево и машут левой рукой)
Становись скорее в круг! (встают в круг)
Свою руку другу дай, (протягивают руки друг другу)
Хоровод наш начинай (идут по кругу)
Хороводная игра.
Тра-та-та, тра-та- та, (Ходьба в круг, держась за руки.)
Растворились ворота, (Ходьба назад, расширение круга.)
А оттуда, из ворот, (Сужение круга.)
Вышел маленький народ (Расширение круга.)
Один дядя — вот такой, (Имитация различных видов ходьбы.)
Другой дядя — вот такой, (прихрамывая).
Третий дядя — вот такой, (подпрыгивая).
А четвертый — вот такой, (вразвалочку).
Одна тетя — вот такая (останавливаемся, изображая грусть),
А вторая — вот такая (изображаем радость).
Третья тетя — (изображаем удивление),
А четвертая такая — (изображаем испуг).
Тра-та-та, тра-та-та,
Сесть на место нам пора.
Основная часть.
Воспитатель:
Тук-тук-тук! Кто стучит в окошко?
Тук-тук-тук! Может это кошка?
Тук-тук-тук! Может это птица?
Тук-тук-тук! Кто же к нам стучится?
- Ребята, давайте же посмотрим, кто к нам пришел.
Появляется цветок с эмоцией грусти.
- Что это? (Цветок)
- А как он сюда попал и почему он грустный? Как вы думаете?
Воспитатель выслушивает варианты ответов.
- Я думаю, он грустит, потому что один. Он, наверное, потерялся.
Как вы думаете, где он живет? (ответы детей: на лугу, в лесу, на поле, у мамы
на дачи т.д.)
- Нам срочно надо найти его дом, чтобы он смог вернуться к своим друзьям,
братья и сестрам. Вы согласны со мной? Тогда в путь!
На цветочную поляну
Торопимся быстрей
Помочь несчастному цветочку
Должны мы поскорей!
Пройдем мы все преграды
Расчистим все пути.
Дом нашему красавцу
Обязаны найти.
Дети рассматривают полевые, луговые и садовые цветы, знакомятся с их
названиями, находят сходство и делают вывод, где растет наш цветок.
- Итак, как вы думаете, где растет наш гость?
Да, наш цветок растет на лугу, а имя ему одуванчик.
Давайте
вспомним,
если
цветы
растут
у
нас
дома,
они
называются…
комнатными, если у мамы в саду – … садовыми, а если в поле -…. полевыми.
-А что такое луг? Чем луг отличается от леса? (Нет деревьев, нет или мало
кустарников, много цветущих трав).
- Да, ребята, луг – это «дом» многих растений, насекомых и животных.
Весной на лугу можно увидеть ящериц, греющихся на солнышке. Приходят
сюда и зайцы. Они едят разные растения. Правда, увидеть их очень сложно, -
зайцы
животные
осторожные.
В
земле
роют
норы
кроты.
По
стеблям
растений ползают улитки, которые едят листья. В земле живут и дождевые
черви. Собирают нектар с цветов пчелы, порхают бабочки.
Залезая в цветок за нектаром, насекомые «пачкаются» в пыльце цветов и
переносят ее на следующий цветок. Благодаря этому у растений вырастают
плоды и семена. На лугу растут растения, которые любят свет. Раз нет
деревьев, значит, нет и тени от них. Поэтому на лугу всегда светло.
- Скажите, а можно ли луг назвать цветным? (Да). Луг кажется белым или
синим, или разноцветным из-за цветущих растений. В это время во многих
регионах луг бывает желтым из-за обилия одуванчиков.
- Сколько красок можно здесь обнаружить? (Желтые, красные, оранжевые,
голубые и т.д.)
- Обратите внимание, все ли растения одинакового роста? (Нет). На лугу есть
самые высокие и самые низкие растения.
А теперь давайте поиграем.
Игра «Противоположности»
Высокий - …низкий
Толстый - … тонкий
Широкий - … узкий
Гладкий - …шершавый
Большой - … маленький
Короткий - …длинный
Быстрый - … медленный.
- Давайте представим, что мы оказались на лугу среди этих прекрасных
цветов и попытаемся ощутить их аромат.
Дыхательная гимнастика:
Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Воспитатель
произносит фразу, при этом вдох через нос, на выдохе - фраза:
- Ах!
- Ах, пахнет!
- Ах, как пахнет!
- Ах, как приятно пахнет!
- Ах, как приятно пахнет цветок!
- Ах, как приятно пахнет луговой цветок!
Практическая часть.
- Ну а теперь давайте поспешим помочь нашему гостю вернуться в свой дом.
Вы готовы? Тогда приготовим наши пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика (су-джок)
Красный, желтый, голубой –
Кляксу любим мы с тобой!
Сказка начинается,
Клякса превращается,
В цаплю, клоуна, цветок – бархатистый лепесток,
В чашку, бабочку, слона превращается она.
- Давайте быстрее приступим к работе. Предлагаю вам пройти за столы и
нарисовать клякс-подружек.
Воспитатель
знакомит
детей
с
нетрадиционной
техникой
рисования
кляксографией
с
помощью
сосок
(детских
пустышек).
Работу
можно
выполнять как индивидуально, так и группой детей (по желанию).
Шаг 1. Нам потребуется потолочная плитка белого цвета (можно купить в
хозяйственном магазине), размер по желанию (она хорошо режется). Соски
(пустышки детские), проколотые внизу. Капелька не должна капать слишком
быстро
и
не
медленно
(проверяем
предварительно).
Приготовить
разведенную водой гуашь, медицинскую грушу и воду для ее промывания,
клей ПВА, манку, губку для намазывания клея и салфетки.
Шаг 2.
Сначала
намазываем
губкой
клей
ПВА
на
поверхность
плиты,
сверху
посыпаем манкой, лишнее стряхиваем.
Шаг 3. Медицинской грушей наливаем в соску гуашь нужного цвета и
начинаем «прокапывать» задуманный пейзаж. Чем выше держим руку над
работой, тем больше брызг получим от капли. Сверху небо, солнце. Внизу
земля, трава, дальше разноцветные цветы, дорисовываем тонкой кисточкой
птиц.
Стараемся сделать как можно больше разноцветных клякс, располагая их по
всей поверхности листа.
Детям предлагается самим попробовать новую технику по желанию.
За другим столом воспитатель предлагает из пластилина лепить насекомых,
вспоминая и учитывая их особенности в лепке. Можно предложить детям
исполнить некоторые части тела насекомых из бытовых материалов – глазки
из крупы или бисера, крылышко из фольги и фантиков, усики из проволоки,
лески.
Заключительный этап.
- Посмотрите, как много ярких пятен у нас получилось. Как нам удалось
нарисовать такие красивые цветы? Что вы использовали в своей работе?
(ответы детей)
Чтение и проговаривание стихотворения Я.Колоса «Цветок»:
Здравствуй, милый мой цветок,
Лета гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Всем на удивленье.
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
- Ну что ж, пора вернуть наш заблудившийся цветочек его друзья.
Воспитатель заранее меняет «грустный» цветок на «радостный».
-Ребята
посмотрите,
а
где
же
наш
гость?
Он
изменился?
(Да,
он
радуется). А почему он радуется? (Вернулся в свой «дом»). Какие вы
все молодцы!
Воспитатель предлагает закончить оформление панорамы «Наш луг»
и добавить насекомых, которых лепили другие дети. Предоставить
возможность детям самим договориться.
В заключение воспитатель делает вывод: луг – это «дом» для многих
растений, птиц, животных и насекомых. И человек должен охранять
этот дом: уносить за собой мусор после отдыха, любоваться цветами,
не срывая их для букетов, стараться не вытаптывать всю траву. Не
стоит пугать птиц, лучше послушать, как они поют.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все – и я, и ты (все вместе)
Если мы сорвем цветы! (все вместе)
То не будет красоты
И не будет доброты.
Если только я и ты (все вместе)
Если мы сорвем цветы (все вместе).