Автор: Шманько Юлия Михайловна
Должность: преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств "Этнос"
Населённый пункт: г.Южно–Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над музыкальным образом
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого урока
«Работа над музыкальным образом»
Преподавателя Шманько Юлии Михайловны
Предмет: Общий курс фортепиано
Тема урока: «Работа над музыкальным образом».
Цели урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание
музыкального произведения.
Задачи урока:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью
интегрирования образных впечатлений.
Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением
исполнительских трудностей.
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального
произведения.
Выработать общее видение художественного образа в исполнении.
Оборудование, наглядный материал:
Музыкальный инструмент фортепиано;
Нотная литература;
Методы обучения:
Метод словесного воздействия;
Наглядно – слуховой;
Метод эмоционального воздействия;
Метод систематичности и последовательности;
Ожидаемые результаты:
Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное
произведение;
Умеет формировать музыкальный образ;
Ученик свободно и правильно владеет штрихами и динамическими
оттенками
Репертуарный план:
И. Крутицкий «Зима»
Е. Накада «Танец дикарей»
П. Чайковский «Баба Яга»
Ход урока:
1.Организационнная часть:
Посадка за инструментом (правильная осанка, постановка ног)
Сообщение темы, цели, задач урока.
Работа с музыкальным материалом.
2.Основная часть:
Художественный
образ музыкального произведения – это замысел
композитора,
его
чувства,
переживания,
отношение
к
действительности,
которые нашли своё отображение в написанном им произведении.
Поэтому,
начнём
наш
урок
с
произведений,
которые
нам
знакомы.
Сегодня на уроке наша задача выяснить, с помощью каких музыкально-
выразительных
средств
возможно
воплощение
композиторского
замысла.
Нам необходимо выработать общее видение художественного образа и в
своём исполнении как можно убедительнее его передать.
На данном уроке будет показана работа над художественным образом в
программных
фортепианных
произведениях
младших,
средних
классов
Рамки
урока
позволяют
весь
материал
продемонстрировать
сжато,
обобщенно, но систематизированно
.
Первое произведение И. Крутицкий «Зима»
Характер у пьесы грустный, немного взволнованный.
Зима,
пожалуй,
самое
волшебное
время
года.
Она
дарит
самые
любимые
праздники,
самые
веселые
забавы,
самые
интересные
сказки
долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему.
Что можно представить, играя произведение: что все в снегу и холодно,
то мороз трескучий, то оттепель, день то солнечный, то хмурый.
После исполнения произведения определяем, удалось ли композитору
передать образ зимы, с помощью каких средств? С помощью минорного лада,
медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот.
Да,
длинные
половинные
ноты
создают ощущение
застылости.
Сумрачная
мелодия,
похожая
на
русскую
песню,
разворачивается
неторопливо, звучит в низком регистре. Пьеса исполняется штрихом легато.
Далее работаем над звуковедением, динамикой, фразировкой.
Вот слова к этой пьесе, которые сочинил маленький мальчик:
Вьюга на дворе
Заметает.
На окне узор
Сверкает.
Все в снегу.
Я замерз.
Второе произведение Есинао Накада «Танец дикарей»
Исполняем пьесу от начала до конца. В пьесе музыка точно изображает
образы дикарей, точнее их танец. Далее подробно рассмотрим, с помощью,
каких средств музыкальной выразительности достигается художественный
образ в пьесе.
В пьесе 3 части, причём 1 и 3 части практически одинаковые.
Что же происходит в 1 части?
Какие
средства
выразительности
использует
автор?
(отрывистая
мелодия,
минорный
лад,
но
благодаря
большому
количеству
случайных
диезов,
звучит
мажорно,
острый
ритм,
наличие
множества
акцентов,
разнообразная динамика.
2 часть – кульминация, динамика усиливается (FF), наличие синкоп,
кварты,
придающие
остроту
и
резкость
звучанию.
Стремительный
темп,
быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, четкая
ритмическая
пульсация.
Исполняется
такая
музыка
очень
активными,
упругими пальцами. Штрих у нас стаккато, упругое, отпрыгивающее. Звук
сильный, яркий.
3 часть – характер повторяет 1 часть, концовка: станцевав свой танец,
дикари постепенно удаляются.
Третье произведение П. Чайковский «Баба - Яга»
Баба-Яга
–
это
сказочный,
фантастический
образ.
Сухое
стаккато
создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем
воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга»
мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и
долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».
Яростные
наскоки
восьмых,
словно
разбивающиеся
об
аккорды
sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление
создаётся
в
«Избушке
на
курьих
ножках»
Мусоргского
неуклонным
возвращением к звуку «соль»).
Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе
портаменто.
Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И
Чайковский,
как
и
Мусоргский,
для
характеристики
Бабы-Яги
применял
тритон.
Пьеса
написана
в
простой
трёхчастной
форме.
Угловатое
звучание
начала
произведения
похоже
на
прихрамывающую
походку
сказочного
персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический
полёт,
сопровождаемый
«свистом
ветра»,
штрих
«стаккато»
придаёт
характеристику музыки зловещую причудливость.
Вот
мы
рассмотрели
средства
выразительности,
которые
помогают
раскрытию художественного образа. Ученик исполнят пьесу, пробует донести
до слушателей образы, о которых говорилось выше.
3.Домашнее задание.
Пьеса «Зима»: закрепить текст, придумать слова.
Пьеса
«Танец
дикарей»
проигрывать
в
разных
темпах,
чередуя
быстрый – медленный, следить за ровностью (поиграть на «та-та»).
Пьеса «Баба Яга» отработать все сложные места, работать над темпом.
4.Подведение итогов урока
Я считаю, что урок удался, а цель урока – раскрыть и выразить в
исполнении
образное
содержание
музыкального
произведения
была
достигнута.
В
конце
урока
на
контрольном
проигрывании
ученики
попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции.
Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на
обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач
( текстовых, технических, интонационных и др.), поэтому учащимся трудно
сосредоточиться
в
полной
мере,
например,
на
задаче
правильного
интонирования.)
Средства
музыкальной
выразительности
самым
непосредственным
образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая
выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки
учеником
становится
полноценнее,
осознаннее.
Важную
функцию
при
изучении
выполняют изображение и
слово,
они
помогают
детям
проникнуться необходимым
эмоциональным
настроем.
Активное
переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и
положительно сказывается на исполнении.
Данный тематический урок ценен именно тем, что перед учеником
ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно
на
ней.
Это
помогает
эмоциональней
воспринять
данный
материал,
запомнить
его
и
применять
в
исполнении.
Безусловно,
открытый
урок
предполагает
новую
непривычную
обстановку
и
для
педагога
и
для
обучающегося, поэтому, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и
напряжённости у учащихся и преподавателя. Все запланированные этапы
занятия
были
выполнены,
уложены
в
урочное
время,
задачи
урока
определены. Учащиеся показали умение работать над деталями и в целом,
над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением неточностей и
ошибок
в
исполнении.
Восприятие
указаний
педагога
быстрое
и
сознательное. Учащиеся на уроке показала своё умение через звук высказать
свои внутренние ощущения.
В заключение урока хочется поблагодарить учащихся за работу, за
внимание и отзывчивость. Я думаю, что
вы представляете, проживаете,
музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.
Спасибо за внимание, урок окончен!