Напоминание

"Технология построения индивидуального образовательного маршрута"


Автор: Морозова Наталья Даниловна
Должность: старший воспитатель мдоу
Учебное заведение: детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: д.Волковойно Камешковский район Влдимирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология построения индивидуального образовательного маршрута"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология построения индивидуального образовательного маршрута

План проектирования ИОМ.

выявление параметров индивидуализации: особые образовательные потребности, пол, тип

темперамента, задатки и способности, интересы, предпочтения, социальный заказ родителей;

выработка образовательной стратегии (прогноз зоны ближайшего развития);

формулировка образовательных задач;

подбор содержания, методов и приёмов воспитания, адекватных социальной ситуации

развития ребёнка.

Этапы планирования ИОМ.

1)

диагностика субъективного опыта ребёнка, оценка особенностей развития ребёнка

дошкольного возраста.

2)

составление социального портрета ребёнка (на основе результатов диагностики

субъективного опыта).

Интерпретация результатов психолого – педагогической диагностики позволяет выделить

проблемные зоны в развитии ребёнка, наметить задачи его личностного развития и

разработать конкретные индивидуально – методические рекомендации.

3)

определение задач индивидуального развития:

– образовательные;

- коррекционно – развивающие;

- воспитательные.

4)

определение содержания образовательной деятельности, выбор методики.

5)

особенности взаимодействия педагога с ребёнком в образовательном процессе.

1 этап. Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста

(Психолого – медико – педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов./

Под ред. М. М. Семаго. – М. - 1999. – с. 99 – 100).

Диагностика субъективного опыта ребёнка

2 этап. Составление социального портрета ребёнка

Е. К. Лютова и Г. Б. Монина считают, что тревожность развивается у детей тогда, когда у них

имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их

желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы

требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в

том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он

не ждёт ничего хорошего от окружающих.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.

Диагностическая программа

по выявлению причин застенчивости

Участники

Методика, автор

Воспитанниц

а

«Лесенка» О. Хухлаева

Рисунок семьи.

Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)

Родители

Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова

Опросник «Критерии определения тревожности у ребёнка» П. Бейкер

и М. Алворд

Опросник для выявления тревожности у ребёнка Г. П. Лавреньевой, Т. М.

Титаренко

Педагоги

Опросник «Критерии определения тревожности у ребёнка» П.

Бейкер и М. Алворд

Опросник для выявления тревожности у ребёнка Г. П. Лавреньевой, Т. М.

Титаренко

3

этап. Определение задач индивидуального развития:

образовательные задачи:

- формирование позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- снятие телесного напряжения;

коррекционно – развивающие:

- развитие умения выражать свои эмоции;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля;

воспитательные:

- воспитывать доверие к сверстникам

3

этап. Определение содержания образовательной деятельности, выбор методики.

Приёмы и методы

Характеристика

Литература

Обучение

способам

расслабления

- упражнения «Радость», «Гнев»,

«Изгнание злости», «Грусть»,

«Удивление», «Печаль»;

- игра «Угадай настроение»;

- игра «Нравится – не нравится»;

- упражнение «Вылепи улыбку»;

- упражнение «Нарисуй свои чувства»;

- упражнение «Рвём бумагу»;

- упражнение «Представь, что ты это

можешь»

Диагностика и развитие

личностной сферы детей

старшего дошкольного возраста.

Тесты. Игры. Упражнения/ Н. В.

Краснощёкова. – Ростов н/Д.:

Феникс, 2006. – 299 с. (Школа

развития)

Проигрывание

проблемных

ситуаций,

являющихся

травмирующими

для застенчивого

ребёнка

- публичное выступление;

- ситуация знакомства;

- игра «Давайте порассуждаем»;

- какая – либо проблема разыгрывается

либо с использованием игрушек, либо

самими детьми, но от лица игровых

персонажей;

- принципы: доступность для

понимания детей, реальность,

незавершённость

Развитие коммуникативных

способностей у дошкольников:

практическое руководство для

педагогов и психологов

дошкольных образовательных

учреждений /Л. В. Чернецкая. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256

с. (Школа развития)

Подвижные игры

для развития

коммуникативных

навыков

- «Ласковое имя»;

- «Представься с помощью куклы»;

- «Передай улыбку по кругу»;

- «Пирамида любви»;

- «Солнечный зайчик»

Развитие коммуникативных

способностей у дошкольников:

практическое руководство для

педагогов и психологов

дошкольных образовательных

учреждений /Л. В. Чернецкая. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256

с. (Школа развития)

Использование

элементов

сказкотерпии

- через основную тему передаются

общие нравственные ценности, стили

поведения и взаимодействия с

окружающими людьми;

- важно «составить список» способов

преодоления трудностей героями

сказки;

- важно осознать, какие чувства

вызывает у героя то или иное событие и

почему?

Развитие коммуникативных

способностей у дошкольников:

практическое руководство для

педагогов и психологов

дошкольных образовательных

учреждений /Л. В. Чернецкая. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256

с. (Школа развития)

4

этап. Особенности взаимодействия педагога с ребёнком в образовательном процессе.

Способы расширения

поведенческого репертуара

Рекомендации

Индивидуальная работа

- предложить поиграть, порисовать;

- включать задания в контекст игры;

- использовать элементы куклотерапии

Подгрупповая работа

- организация совместной деятельности;

- организация совместных игр

Создание ситуации успеха

- выбирать такие поручения или задания, с которыми ребёнок

наверняка справится;

- мотивировать поручение или просьбу тем, что без его помощи

взрослому не справиться

Оказание помощи

- необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух;

- помощь лучше оказывать косвенно, без нажима

Создание условий для

контакта с младшими

детьми

- для развития позитивного самовосприятия;

- для развития уверенности в собственных силах

Просьба

- должна содержать конкретные задания;

- важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом;

- должна содержать обращение по имени;

- должна сопровождаться ласковым прикосновением

Фон общения

необходимо исключить:

- громкие резкие интонации;

- обращения в виде приказов;

- унизительные или критические высказывания;

- главное – тактичность и терпение

Привлечение ассистента из

сверстников

«Ассистент» должен характеризоваться высокой

коммуникабельностью, доброжелательностью, сумеет вовлечь

застенчивого ребёнка в игру, в совместную деятельность



В раздел образования