Напоминание

"Воспитание сказкой"


Автор: Чурилова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №224 Д.О. Адмирала Макарова–25
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание сказкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание сказкой».

Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее

содержание

не

вызывало

у

них

большого

интереса

и

желания

обыграть

знакомый сюжет или организовать сюжетно-ролевую игру.

Почему же в своей работе мы обратились к сказке Ш.Перро?

Во-

первых, это литературное произведение доступно пониманию детей пятого

года

жизни;

во-вторых,

сюжет

сказки

построен

на

ярком

противоречии

характеров,

что

открывает

возможности

для

работы

над

диалогической

речью, интонацией и тембром голос; и в-третьих, используя знакомый сюжет,

можно найти новое, порой неожиданное направление его развития.

К

первому

чтению

«Красной

шапочки»

в

качестве

сюрпризного

момента

были

приготовлены

куклы,

одетые

в

костюмы

главных

героев,

бабушка,

Красная

Шапочка,

два

охотника

и

волк.

Эти

яркие

сюжетные

игрушки,

появившиеся

перед

детьми

неожиданно

после

рассказывания,

вызвали

сильный

эмоциональный

отклик

и

неподдельный

интерес

к

действию.

Продолжением стало занятие с интенсивной работой над диалогами:

Красная Шапочка – волк (в лесу);

Волк – бабушка;

Волк – бабушка и Красная Шапочка.

Отдельное занятие посвятили пересказу сказки, при этом за автора

говорил педагог, а роли главных героев исполняли дети.

Для

поддержания

интереса

к

театрализованной

деятельности

изготовили

элементы

костюмов

основных

персонажей

сказки,

а

также

пополнили игровой уголок соответствующими куклами – бибабо.

Параллельно с работой над сюжетом был оформлен книжный уголок,

где дети могли рассматривать иллюстрации художников с различной манерой

исполнения рисунков к «Красной Шапочке».

В сказочном стиле оформили и интерьер группы: на стене появилась

большая

картина

с

изображением

леса,

игрушечный

дом

украсили

занавесками с вышивкой и домотканым ковриком, из папье-маше вместе с

детьми изготовили набор чайной посуды по мотивам гжельской росписи,

«испекли» баранки, куличи, калачи, ватрушки. Все это вызывало у детей

желание «играть в сказку».

Хорошим стимулом для развития сюжетно-ролевых игр, для поддержки

речевой

активности,

для

первых

предпосылок

к

изменению

сюжета

послужили

дидактические

игры

«Что

сначала,

что

потом»,

«Разрезные

картинки», и плоскостной театр, сделанные из подручного материала.

Увлечение

детей

сказкой

нашло

свое

отражение

в

их

рисунках

и

аппликациях.

Была

оформлена

тематическая

выставка

детских

работ

(изображение

главных

героев

«Красной

шапочки»)

и

коллективная

аппликация с добавлением новых сказочных персонажей.

В свободное время дети с удовольствием играли в настольно- печатную

игру «Красная шапочка и Серый волк».

Была организованна викторина «Герои любимых сказок». Почти все

дети группы приняли в ней участие. Победители награждались эмблемой с

изображением персонажей из «Красной шапочки».

В

дальнейшем

работа

над

сказкой

была

продолжена

в

новом

направлении – творческое придумывание неожиданных событий по ходу

действия, совершенно других концовок.

Дети

познакомились

и

с

новым

сюжетом

э кол о г и ч е с ко й

направленности (по разработкам Н. Рыжовой), основной мотив которого –

формирование

непотребительского

отношения

к

природе.

Совместно

с

экологом

было

проведено

интегрированное

занятие

«Путешествие

в

сказочный

лес»

с

участием

новых

главных

героев

(Серой

шапочки

и

Красного волка).

Мы считаем, что такая целенаправленная деятельность способствует

воспитанию у детей повышенного интереса к художественной литературе,

развитию словотворчества и диалогического общения; вовлечению каждого

ребенка в мир театрализованной деятельности; способствует возникновению

самодеятельных сюжетно-ролевых игр по мотивам любых сказок и рассказов

с введением в них придуманных персонажей.



В раздел образования