Автор: Чурилова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №224 Д.О. Адмирала Макарова–25
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание сказкой"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание сказкой».
Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее
содержание
не
вызывало
у
них
большого
интереса
и
желания
обыграть
знакомый сюжет или организовать сюжетно-ролевую игру.
Почему же в своей работе мы обратились к сказке Ш.Перро?
Во-
первых, это литературное произведение доступно пониманию детей пятого
года
жизни;
во-вторых,
сюжет
сказки
построен
на
ярком
противоречии
характеров,
что
открывает
возможности
для
работы
над
диалогической
речью, интонацией и тембром голос; и в-третьих, используя знакомый сюжет,
можно найти новое, порой неожиданное направление его развития.
К
первому
чтению
«Красной
шапочки»
в
качестве
сюрпризного
момента
были
приготовлены
куклы,
одетые
в
костюмы
главных
героев,
бабушка,
Красная
Шапочка,
два
охотника
и
волк.
Эти
яркие
сюжетные
игрушки,
появившиеся
перед
детьми
неожиданно
после
рассказывания,
вызвали
сильный
эмоциональный
отклик
и
неподдельный
интерес
к
действию.
Продолжением стало занятие с интенсивной работой над диалогами:
Красная Шапочка – волк (в лесу);
Волк – бабушка;
Волк – бабушка и Красная Шапочка.
Отдельное занятие посвятили пересказу сказки, при этом за автора
говорил педагог, а роли главных героев исполняли дети.
Для
поддержания
интереса
к
театрализованной
деятельности
изготовили
элементы
костюмов
основных
персонажей
сказки,
а
также
пополнили игровой уголок соответствующими куклами – бибабо.
Параллельно с работой над сюжетом был оформлен книжный уголок,
где дети могли рассматривать иллюстрации художников с различной манерой
исполнения рисунков к «Красной Шапочке».
В сказочном стиле оформили и интерьер группы: на стене появилась
большая
картина
с
изображением
леса,
игрушечный
дом
украсили
занавесками с вышивкой и домотканым ковриком, из папье-маше вместе с
детьми изготовили набор чайной посуды по мотивам гжельской росписи,
«испекли» баранки, куличи, калачи, ватрушки. Все это вызывало у детей
желание «играть в сказку».
Хорошим стимулом для развития сюжетно-ролевых игр, для поддержки
речевой
активности,
для
первых
предпосылок
к
изменению
сюжета
послужили
дидактические
игры
«Что
сначала,
что
потом»,
«Разрезные
картинки», и плоскостной театр, сделанные из подручного материала.
Увлечение
детей
сказкой
нашло
свое
отражение
в
их
рисунках
и
аппликациях.
Была
оформлена
тематическая
выставка
детских
работ
(изображение
главных
героев
«Красной
шапочки»)
и
коллективная
аппликация с добавлением новых сказочных персонажей.
В свободное время дети с удовольствием играли в настольно- печатную
игру «Красная шапочка и Серый волк».
Была организованна викторина «Герои любимых сказок». Почти все
дети группы приняли в ней участие. Победители награждались эмблемой с
изображением персонажей из «Красной шапочки».
В
дальнейшем
работа
над
сказкой
была
продолжена
в
новом
направлении – творческое придумывание неожиданных событий по ходу
действия, совершенно других концовок.
Дети
познакомились
и
с
новым
сюжетом
э кол о г и ч е с ко й
направленности (по разработкам Н. Рыжовой), основной мотив которого –
формирование
непотребительского
отношения
к
природе.
Совместно
с
экологом
было
проведено
интегрированное
занятие
«Путешествие
в
сказочный
лес»
с
участием
новых
главных
героев
(Серой
шапочки
и
Красного волка).
Мы считаем, что такая целенаправленная деятельность способствует
воспитанию у детей повышенного интереса к художественной литературе,
развитию словотворчества и диалогического общения; вовлечению каждого
ребенка в мир театрализованной деятельности; способствует возникновению
самодеятельных сюжетно-ролевых игр по мотивам любых сказок и рассказов
с введением в них придуманных персонажей.