Автор: Казанцева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные методы работы с родителями по гражданско–патриотическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
"Нетрадиционные методы работы с родителями по
гражданско-патриотическому воспитанию"
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций,
часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают
чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-
патриотического воспитания в семье.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья —
источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной
земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком
и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому,
детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны,
любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным
р е б е н к у
я в л е н и я м
о б щ е с т в е н н о й
ж и з н и .
Хорошие результаты дают нетрадиционные формы работы с родителями такие как
Анкетирование «Семейные традиции».
Совместная деятельность детей и родителей:
- оформление рисунков «Мой любимый город»,
«В мире нет прекрасней края, чем Ямал»
-изготовление макетов с родителями,
Поисковая деятельность:
- подбор познавательных статей из истории города,
-
экскурсии
с
фотокамерой,
видеосъемкой
«Город,
в
котором
я
живу»
(фото
на
фоне
узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
Конкурсы: «Моя Россия», «Мама, папа, я – Ноябрьская семья», «Города герои»,
игры и забавы «Как играли наши бабушки и дедушки»
Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной
мудрости», «Чаепитие в русских традициях».
Так же можно вовлечь родителей в проектную деятельность. Как правило, любой проект,
как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда
можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, экскурсии по памятным местам
города, страны, оформление стендов. При таком комплексном подходе родители становятся
самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Так же родители могут разработать собственные проекты о родном городе Ноябрьске
«Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с
историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и
бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось
испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента
рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения»,
«Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»).
Чтобы
привлечь
внимание
родителей
к
проблеме
гражданско-патриотического
воспитания
и
организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную
форму
работы
как
организация
маршрутов
выходного
дня
«Семейный
поход»,
который
включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым
людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и
активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями.
Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где
будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
П р и м е р н ы е
т е м ы
м а р ш р у т а
в ы х о д н о г о
д н я :
«Семейный поход по памятным местам родного города» :
«Достопримечательности города»
«Любимый уголок»
«Гордись своим именем улица»
«Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками,
социальными объектами, зонами отдыха.
«Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
«Купола над городом»
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как
папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку
зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается
самооценка.
Благодаря такой тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшается
качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.