Напоминание

" Можно ответить на любой вопрос,если он задан правильно"


Автор: Глумова Светлана Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №11"
Населённый пункт: г.Лысьва, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка "Развитие рефлексивных умений на уроках английского языка"
Тема: " Можно ответить на любой вопрос,если он задан правильно"
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогический конкурс методических материалов

«Развитие рефлексивных умений»

Методические материалы по английскому языку

«Можно ответить на любой вопрос, если он задан правильно»

Составила: Глумова Светлана Федоровна,

учитель английского языка,

МБОУ «Основная общеобразовательная

школа

№11», г.Лысьва, Пермский край.

г.Лысьва

2018 г.

Пояснительная записка

Название: « Можно ответить на любой вопрос, если он задан правильно ».

Вид материала: Методические материалы по английскому языку.

Аудитория направления: Материалы рассчитаны для учителей английского

языка, работающих в режиме ФГОС с учащимися 2-11 классов.

Цель

работы: ознакомить аудиторию с различными приемами

развития

рефлексивных навыков.

Задачи: 1.Раскрыть сущность рефлексии на различных этапах урока.

2.Представить примеры приемов критического мышления,

применяемых на уроках английского языка.

Один

из

принципов

развивающего

обучения

-

принцип

активности

и

сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения,

его

необходимость,

если

каждое

его

действие

является

осознанным

и

понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке

является этап рефлексии, что в современной педагогике понимается

как

самоанализ деятельности и ее результатов. Я согласна с высказыванием

Платона, что можно ответить на любой вопрос, если он задан правильно,

корректно. Для этого нужно постоянно получать обратную связь от детей на

любом этапе урока. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути,

на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Ребенок должен уйти с урока не только с зафиксированным результатом, а

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые

другими со своими.

Я

применяю рефлексию

настроения

и

эмоционального

состояния

учащихся в начале урока с целью установления эмоционального контакта с

группой и в конце деятельности, узнавая о самочувствии детей. Начиная со

2-го класса эмоциональный отклик у учащихся находят следующие приемы:

«Цветограмма», «Цветовая рефлексия», «Цветопись», «Радуга настроения».

( Они будут представлены в моих методических материалах).

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления,

благодаря разнообразному материалу и интерактианым подходам.

Развивается личность ученика, формируется

креативная компетентность,

обеспечивающая комфортные условия для познавательной деятельности

и

самосовершенствования.

На

стадии

«Вызова»

у

детей

развивается

быстрота

мышления.

Учитель

побуждает

учеников

к

работе

с

новой

информацией, стимулирует интерес к постановке и способам реализации,

цели.

Восторг

у

учащихся

вызывают

приемы:

«

Мозговой

штурм»,

«

Кластер»,

«

Карта

памяти

»,

«Круги

по

воде»,

«

Верные

-

неверные

утверждения.

Два из них будут представлены дальше.

Рефлексия содержания учебного материала использую для выявления

уровня осознания содержания пройденного. Эффективны приемы незакон-

ченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения

цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и

достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием

анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна,

который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить

старое знание и осмысление нового. Ученику важно увидеть всю органи-

зацию собственной деятельности в соответствии с целями урока, осознание

способов деятельности, выявление и уточнение результатов работы.

Обычно в конце урока подводим его итоги, обсуждаем, что узнали, и как

работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в

начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увле-

кательность и полезность выбранных форм работы. Наиболее интересны

для детей приемы: «Синквейн», « Плюс – Минус - Интересно», « 6 шляп».

Последний прием очень нравится детям!

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения (тезиса): At the lesson I have got

acquainted with. -found out... learnt... remembered...

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с

тематикой урока:

I would like to go to school where ...I want to help people I...look up to (respect)

people who ...ideal friend is a person who ...most serious problem(s) in my life

is...you want to be a friend of the Earth ... etc.

2. Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок предлагаетcя

2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве

фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание,

которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце

урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Использование афоризмов

делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не

учитывать и нравственный аспект данной работы.

3. Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце

урока проводится обсуждение ее достижения. We have reached the aim

(achieved the goal) of the lesson (speak about... understand the information...Know

how to explain the problem (reason)... now can say my own opinion on ...give

arguments...find necessary information…

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и

приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего

задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце

урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока,

используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения

поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в

виде графического организатора «рыбья кость».

Методические материалы.

Составила:

Глумова

Светлана

Федоровна,

учитель

английского

языка,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №11»,г. Лысьва, Пермский

край

Приемы рефлексии настроения:

1. Радуга настроения. Учащимся в начале урока предлагается выбрать цвет,

который подходит под их настроение из «Радуги настроения» (плакат):

красный - настроен на активность

зеленый – чувствую себя хорошо

синий – настроен на работу

желтый – ожидаю чуда

фиолетовый - ожидаю творчества

белый-я-спокоен

черный - чувствую себя плохо

Учитель отмечает для себя, у кого плохое настроение.

2.Цветовая рефлексия (в конце работы).

Учащимся предлагаются жетоны трех цветов: красный-материал усвоен, но

есть вопросы; синий - материал усвоен, могу объяснить другим; зеленый-

материал усвоен, могу выполнять задания повышенной сложности.

3.Цветопись (конец работы).

На ветки дерева прикрепляем листочки разного цвета в конце урока:

красный – настроение прекрасное; жёлтый – хорошее; синий – грустное;

чёрный – очень плохое настроение, мне ничего не надо.

4. .Цветограмма

Ученик оценивает урок, с помощью цветных жетонов (можно использовать

цветные

закладки

стикеры).

Содержание

оценок

может

зависеть

от

характера и целей урока.

Цвет жетона

1 вариант

2 вариант

Красный

Всё

понравилось,

доволен

Был

активен,

смог

проявить

свои способности

Зелёный

Доволен,

что

участвовал, но

понравилось

не всё

Стремился быть активным, но

не

смог

в

полной

мере

себя

проявить

Жёлтый

Н е

с о в с е м

доволен,

что

пришёл

Проявил

себя

не

в

полной

мере, т.к. не стремился к этому

Синий

З а н я т и е

н е

понравилось,

зря пришёл

Совсем не проявил себя

5. Какие эмоции вы испытываете?

(

в конце урока)

What emotions do you feel?

I feel

Сначала предлагаю высказывать свои мысли всем желающим, но

постепенно в этот процесс включаются и остальные ребята.

2.Рефлексия деятельности

Круги по воде. Универсальное средство для активизации знаний и речи

учащихся. Опорное слово записывается в столбик по изучаемой теме. На

каждую букву подбираются слова- ассоциации по теме. Пример. Тема:

«Разные страны - разные континенты »,10 класс. Прием применяется на

стадии «Вызов» в любом классе.

2.Стратегия «Фишбоун». Тема: «Проблемы в моем городе»,7 класс.

Учащиеся работают в микрогруппах. Обозначается проблема: «Воздух,

вода, земля в городе загрязнены ». В группах выясняются проблемы и

записываются факты. Вывод: нужны очистные сооружения. Можно

применять в любом классе.

3.Кластер. Можно применять на стадии «Вызова». Пример к теме:

«Настоящий друг»,7 класс. Запись слов-ассоциаций к теме.

3.Рефлексия содержания материала.

Прием «Верю - не верю». Учащиеся сопоставляют «новую» информацию со

«старой», используя знания, полученные на стадии «Осмысления».

Учащимся 10 классов предлагаются высказывания на экране по теме: «Цели

подростков». Свое мнение они отмечают в графах: «Да», «Нет».

2.Прием «Тонкие и толстые вопросы ». Учащиеся 9 класса задают вопросы

по теме: «Призрак оперы».

3.Работа в группах. Высказывание каждого ученика

Фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…-Today I have learnt…

2.было интересно…-It was interesting…

3.было трудно…-It was difficult…

4.я выполнил задания…I have done the tasks…

5.я понял, что…-I have understood…

6.теперь я могу…-Now I can…

7.я почувствовал, что…-I have felt that…

8.я научился…-I have learnt…

9.у меня получилось …-I have done it…

10.я смог…-I could…

11.я попробую…-I will try…

12.урок дал мне для жизни…-The lesson has given me…for future life.

4. « 6 шляп ». Используется при подведении итогов работы на уроке в

группах. Учащиеся виртуально выбирают несколько цветов шляп и

высказывают свое мнение о содержании материала, о своей работе, о том,

что понравилось и наоборот. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять.

Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять

различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Значение шляп:

Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями,

интуицией, чувствами и предчувствиями. Нужно только высказать свое

мнение. Желтая шляпа. Под желтой шляпой мы стараемся найти

достоинства и преимущества. Черная шляпа - это режим критики и

оценки, она указывает на недостатки. Зеленая шляпа - это режим

творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных

точек зрения. Белая шляпа - только факты и цифры. Синяя шляпа

используется в начале обсуждений, чтобы (формулировка целей, подведение

итогов и т. п.) поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь

в результате (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

5.Синквейн. Рефлексия познания информации, изложение сложных идей,

чувств, представленное в нескольких словах.

6.Двухфазные

дневники,

Бортовые

журналы.

Таблица

«Плюс-Минус-

Интересно»



В раздел образования