Напоминание

"Формирование эмоциональной среды для ребенка в ДОУ"


Автор: Дорогокупля Татьяна Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 233
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование эмоциональной среды для ребенка в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его

эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под

средой

развития

в

ДОУ

понимается

организация

пространства

и

использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности,

психологического благополучия ребенка, его развития.

Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы воспитатели и методисты

ДОУ были сориентированы на создание не столько предметно-развивающей,

сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует

разностороннему

и

полноценному

развитию

эмоционально-чувственной

сферы ребенка как условия его дальнейшего успешного и гармоничного

развития. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или

компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, по

нашему мнению, относятся:

профессиональная

установка

педагога

на

организацию

эмоционально-развивающей

среды

в

группе

ДОУ

эмоционально

-

поддерживающий компонент среды;

внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –

эмоционально-настраивающий компонент среды;

режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка

в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

разнообразие

занятости

детей

игры,

занятия,

сюрпризные

моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

и,

наконец,

условие,

которое

не

предусмотрено

нормами

организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и

медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или

эмоционально-тренирующий компонент среды [5, с.27].

Создавая эмоционально-развивающую среду в групповых помещениях,

учитывая

указанные

компоненты

среды,

в

возрастных

группах

ДОУ

организованы уголки психологической помощи.

Работа по организации и оснащению таких уголков в группах ДОУ

основывалась на следующих принципах:

- активности, самостоятельности, интереса, творчества: предоставление

воспитанникам

ДОУ

возможности

самим

изменять

окружающую

их

предметную среду, использовать сформированные ранее навыки и умения в

самостоятельной деятельности, развитие познавательно – ориентационной

активности,

стимулирование

потребности

дошкольников

самостоятельно

решать возникшие проблемные, конфликтные ситуации;

- гибкости и управляемости среды: создание условий для проявления

творческой,

преобразующей

активности

дошкольников;

предметная

развивающая

среда

должна

открывать

множество

возможностей,

обеспечивать различные составляющие образовательного процесса, и в этом

смысле должна быть многофункциональной;

-

личностно

ориентированного,

индивидуального

подхода:

учет

индивидуально

личностных

особенностей,

выявление

положительных

личностных

качеств,

раскрытие

потенциальных

возможно стей,

формирование позитивной Я – концепции воспитанников ДОУ [4,с.61].

Все

эти

положения

находят

свое

отражение

в

модели

по

формированию эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

В

науке

под

моделью

понимается

система

объектов

или знаков,

воспроизводящая некоторые наиболее значимые сущностные характеристики или

важнейшие

свойства

системы

оригинала [1,с.53].

Приведем описание

содержания модели формирования благоприятной эмоциональной среды, того,

что подлежит продуктивному развитию в практике деятельности МБДОУ ДС №

233 (рис.1).

Модель формирования благоприятной эмоциональной среды отражает

требования стандарта к реализации образовательной программы, а именно к

психолого-педагогическим

условиям,

к

развивающей

предметно-

пространственной среде (ФГОС ДО) и включает цель, которая достигается

во

взаимодействии

всеми

участниками

образовательного

процесса. Для

достижения эмоционального

благополучия

ребенка

необходимо активно

формировать эмоциональную среду, процесс этих изменений должен быть не

стихийным, а целенаправленным, осуществляющимся поэтапно.

Считается, что таких этапов должно быть не менее трех. На первом этапе

проводится диагностика уровней эмоционального благополучия воспитанников,

на основе результатов которого формируются группы детей с разным уровнем

эмоционального благополучия. Это делается для того, чтобы на втором этапе с

детьми

можно

было

осуществлять

дифференцированную

коррекционную

работу.

Дети

хорошего

уровня

эмоционального

развития

самостоятельно

осуществляют предметную деятельность в специально созданных условиях

группы. Оборудование психологических уголков осуществлялось с учетом

принципа зонирования пространства, то есть было условно разделено на

блоки в соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой

сферы.

Рис.1. Модель формирования благоприятной эмоциональной среды.

Цель: создание системы

формирования благоприятной эмоциональной среды в

МБДОУ

Саморазвитие педагога-

психолога

Психологическая

компетентность

воспитателей

Активная педагогическая

позиция и психологическая

компетентность родителей

1 этап

констатирующий

Исследование эмоционального благополучия воспитанников МБДОУ

по методике М. Люшера, Т-Д Амена

низкий

средний

хороший

Личностно-ориентированные формы социально-психологической

работы с воспитанниками разного уровня эмоционального благополучия

Уровни

эмоционального

благополучия

2 этап

формирующий

Осуществление дифференцированной социально-психологической

работы с участниками образовательных отношений в разных формах

по достижению эмоционального благополучия воспитанников

Условия эффективности работы по

формированию эмоционального благополучия

воспитанников

Уголки психологической

помощи

Технологии

обеспечения

социально-

психологического

благополучия ребенка

Принципы

эмоциональной

среды

3 этап

итоговый

Результат: Повышение уровня эмоционального благополучия

воспитанников дошкольного учреждения

Эмоциональные компоненты

среды

Сенсомоторный блок

Блок эмоционально –

развивающих игр

Блок психологической

разгрузки

релаксация

игровые тренинги

музыкотерапия

сказкотерапия

Арт-терапия

психогимнастика

фонетическая

ритмика

1. В блоке психологической разгрузки оборудованы уголки уединения,

где

каждый

ребенок

может

успокоиться,

побыть

один,

поиграть

или

отдохнуть.

Уголки

оснащены

мягкой

мебелью,

подушками

и

ширмами.

Оформлены

альбомы

из

семейных

и

групповых

фотографий.

Игры

с

любимыми

игрушками

успокаивают

расшалившихся

детей,

а

также

способствуют

комфортной

организации

режимных

моментов

в

период

адаптации.

2. Сенсомоторный блок. Для обучения агрессивных детей приемлемым

способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими

грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости»,

игровыми материалами “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков” с

помощью

которых

можно

справиться

с

отрицательными

эмоциями,

выплеснуть накопившуюся энергию.

Для

снижения

тревожности

у

малышей

организованы

уголки

с

«сонными игрушками», которые чаще всего используются в адаптационный

период.

Повышению

самооценки

неуверенных

в

себе

детей

способствуют

«медали для награждения», подиумы - таким образом, ребенок получает

положительную

эмоциональную

подпитку,

возможность

побыть

в

центре

внимания.

В целях обучения дошкольников приемам саморегуляции, выработки

умения

владеть

собой,

используется

клубки

с

разноцветными

нитками,

предметы для перевоплощений (волшебные палочки, шляпы, накидки и др.),

игры

с

«Мешочками

настроений»,

«Коробочки

добрых

дел».

Для

формирования

положительного

отношения

к

сверстникам,

используются

театрализованные

игры,

театр

перчаточных

кукол

(сделанные

руками

родителей).

Также

в

этих

зонах

представлены

сенсорные

ящики,

наполняемость

которых

меняется

один

раз

в

три

месяца,

ребенок

самостоятельно взаимодействует с предметами ящика, решая при этом свои

эмоциональные проблемы.

Организованные в психологических уголках игры с песком и водой,

пуговицами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень

нервно

психического

напряжения,

способствуют

сенсорному

развитию

воспитанников.

3. Блок эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение

доброжелательного,

бесконфликтного

взаимодействия

с

окружающими.

Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры

как:

«Коробочка

примирения»,

«Коврик

примирения».

Такие

игры

как:

«Твистер»,

«Гусеница»

воспитывают

навыки

сотрудничества,

умение

согласованно

действовать

в

команде.

В

уголках

настроения

с

помощью

карточек

эмоций

дети

могут

показать

свое

эмоциональное

состояние,

соответствующее его настроению в данный момент [5,с.48].

С

детьми

с

низким

уровнем

эмоциональной

приспособленности

используются

технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка,

которые

применяют

воспитатели,

музыкальный

руководитель, педагог дополнительного образования, а не только педагог-

психолог. С

целью

коррекции

эмоциональных

состояний

в

учебно-

воспитательный

процесс

введены

занятия

с

психологом.

Используется

коррекционно

-

развивающая

программа

Л.И.Костиной

«Сказочная

шкатулка» для снижения тревожности,

главной задачей, которой является

обучение

искусству

расслабления

и развития произвольного внимания.

Дети

учатся

осознавать

свои

чувства,

эмоции,

желания,

а

во-вторых,

постепенно

овладевают

«телесным

осознанием». Игры

и

упражнения,

составляющие основу занятий А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми

2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»,

способствуют

снятию

психоэмоционального

напряжения,

снижению

импульсивности,

тревоги

и

агрессии,

совершенствованию

коммуникативных,

игровых

и

двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации

детско-родительских отношений.

В процессе групповой работы используются приемы, содержание

которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:

1.

Ритуалы приветствия и прощания;

2.

Дыхательные гимнастики;

3.

Упражнения на развитие психофизической регуляции;

4.

Упражнения

на

развитие

умений

соотносить

и

отображать

эмоциональные состояния;

5.

Методики и техники по повышению самооценки.

6.

Релаксация [3,с.23].

Участие

в

совместной

деятельности

со

взрослым

помогает

детям

эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в

подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в

себе, восприимчивее к миру и людям.

С

целью

овладения

педагогами

содержанием

с о ц и а льн о -

психологических

технологий

были

проведены

семинары,

консультации,

мастер-классы и т.п. Аналогичная работа была осуществлена с родителями,

для

которых

была

разработана

серия

брошюр

на

основе

пособия

Е.К. Лютовой и Г.В. Мониной [2].

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени,

проводимого

ребенком

в

детском

дошкольном

учреждении,

становится

очевидным

тот

факт,

что

переживания

радости,

побуждение

позитивных

эмоций должно стать одним из доминантных направлений в организации

жизнедеятельности ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вимонас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.,1984.

2

.

Лютова,

Е.

К.,

Монина,

Г.

В.

Шпаргалка

для

взрослых:

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными

и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000

3. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского

сада Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2.

4. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из

опыта работы). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

5.

Соседенко, Т. А. Формируем предметно – развивающую среду.

Дизайн

проект

Психологический

уголок

//

Справочник

старшего

воспитателя. – М.: ЗАО МЦФР, 2011, № 1, С.27– 48.



В раздел образования