Напоминание

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в практике работы с учащимися младших классов фортепианного отделения.


Автор: Герасимова Евгения Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4 г.Мурманска
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Применение элементов здоровьесберегающих технологий в практике работы с учащимися младших классов фортепианного отделения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Мурманска

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в

практике работы с учащимися младших классов фортепианного

отделения.

Автор: Герасимова Евгения Леонидовна.

1

Образовательное

учреждение

призвано

обеспечить

не

только

учебный

процесс,

но

и

содействовать

нормальному

развитию

учащихся

и

охране

их

здоровья.

Конечно,

школа

не

может

брать

на

себя

медицинские

функции

и

обязанности.

Именно

мы,

педагоги,

должны

создать

условия

для

успешного

обучения,

поэтому

знания

по

сохранению

здоровья

детей

являются

важным

элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности.

Адаптируя

основные

принципы

здоровьесберегающей

педагогики

к

процессу

обучения

игре

на

фортепиано,

можно

говорить

о

необходимости

соблюдения следующих условий:

Физиологические условия: удобная посадка исполнителя, обеспечивающая

контакт

с

музыкальным

инструментом,

естественность

движений;

смена

положений

корпуса

учащегося,

позволяющая

предупреждать

и

исправлять

нарушения осанки; включение в занятия специальной гимнастики;

Гигиенические

условия:

соблюдение

недельного,

суточного

режима,

режимных

моментов

на

занятии,

рациональная

организация

самостоятельных

занятий и др.;

Дидактические

условия:

преобладание

методов,

способствующих

активизации

творческого

самовыражения

учащихся;

разнообразие

видов

деятельности

на

уроке

(элементы

гимнастики,

дирижирования,

пропевания

мелодий, слушание музыки); применение элементов игровых технологий;

Психологические

условия:

учет

состояния

здоровья

учащихся,

их

психологических

особенностей;

наличие

у

учащихся

интереса

к

занятиям;

положительный

психологический

климат

на

уроке;

наличие

эмоциональных

разрядок: шуток, улыбок, поговорок, афоризмов и т. д.; снятие психологической

напряженности при подготовке к выступлению.

Преподаватель по классу фортепиано обязан задумываться о специальных

способах

и

методах

построения

урока,

способствующих

снятию

излишнего

напряжения

с

позвоночника

и

мышечной

системы

начинающего

музыканта.

Костно-мышечная система учащихся начальных классов находится еще в стадии

формирования. В связи с чем, урок должен быть построен таким образом, чтобы

ученик постоянно менял положение тела. Здоровьесбережению будет помогать

2

также применение в ходе урока элементов игровых технологий. Игровые моменты

обучения

активизируют

мышление

и

воображение

учащихся,

снимают

стрессогенность обучения, сглаживают кризисные моменты вхождения ребенка в

новую для него учебную деятельность.

Таким образом, обязательным этапом урока в нашем классе стал комплекс

упражнений вне инструмента, направленный на приведение организма ученика в

рабочее состояние. Предлагаемые гимнастические упражнения активизируют и

укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают

найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового

аппарата. Упражнения были выделены нами из методик различных авторов (А.Д.

Артоболевской, М.А. Глушенко, Е.О.Головлевой, А.А. Шмидт-Шкловской, Т.Б.

Юдовиной-Гальпериной

и

др.)

и

адаптированы

соответственно

возрасту

и

особенностям каждого из учеников класса специального фортепиано.

На каждом из занятий с учениками

отводилось от 5 до 10 минут (в

зависимости

от

целей

и

задач

урока)

на

комплекс

упражнений,

содержание

которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников,

присутствующим на занятии, предлагалось повторять данные комплексы дома,

вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано.

Первая

часть

комплекса

упражнений

направлена

на

формирование

правильной осанки, которая подчас становится своего рода «зеркалом души» и

отражает

не

только

физическое,

но

и

психическое

состояние

ребенка,

его

настроение

и

характер.

На

современном

этапе

развития

образования

очень

большой процент детей имеет

проблемы с осанкой, вследствие чего данный

комплекс упражнений просто необходим. Он состоит из следующих упражнений:

Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для

девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Оно выполняется стоя или

сидя.

«Новая кукла» - стоять или сидеть как кукла на витрине (с напряженной

спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться (кукла сломалась) -

от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.

3

«Солдатик и медвежонок» - представить нового оловянного солдатика,

всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького медвежонка.

Упражнение 2 для девочек «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На вдох

подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над

головой

и

развести

в

стороны.

На

выдохе

руки

свободно

падают

и

раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены

ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает

распрямить

туловище,

научиться

ощущать

руки

«из

корпуса»,

а

также

освобождать мышцы рук от зажимов.

Упражнение 2 для мальчиков «Робот». Робот стоит, подняв руки (все

тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают,

«выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает

расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.

Упражнение

3

«Шейка».

Мягкими,

ласковыми

касаниями

рук

(обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие

плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных

мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие

движения, не напрягая шею.

Упражнение

4

«Паровозик».

Спокойные,

плавные

вращательные

движения в плечевых суставах, имитирующие колеса паровозика (руки согнуты в

локтях,

кисти

зажаты

в

кулачки).

Можно

изображать

большой

и

маленький

паровозики, в соответствии с чем меняется амплитуда вращательных движений.

Эти

четыре

упражнения

приучают

владеть

своим

телом,

снимать

излишние

напряжения,

чувствовать

«зажимы»

и

освобождаться

от

них.

При

достаточной натренированности, благодаря описанным упражнениям, дети не

будут

ощущать

усталости

в

плечевой

области

и

не

станут

«помогать

себе»,

поднимая плечи.

Вторая часть комплекса упражнений дифференцирует работу крупных

мышц. Упражнения

активизируют

работу

мышц

плече-лопаточного

отдела,

появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

4

Упражнение

1

«Мельница».

Руки

и

тело

свободные.

Вращательные

движения

рук

«из

корпуса»

в

плечевых

суставах,

правой

и

левой

рукой

попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не

были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь

их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Упражнение

2 «Шалтай-болтай». Ученику необходимо встать прямо;

руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Педагог дает

задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и разводя

их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно

распрямляясь, возвращаться в исходное положение. Педагог должен проверить

степень

расслабленности

рук

ребенка,

подбросив

их

вверх.

Руки,

при

этом

должны свободно и быстро упасть.

В рамках этого упражнения необходимо целенаправленно работать над

полным

расслаблением

мышц

рук,

мягко

раскачивая

их,

прося

«отдать»

их

педагогу.

Упражнение

3 «Боксик».

Для

того

чтобы

почувствовать

руку

«из

корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,

как бы угрожая противнику. При этом, ни в коем случае, нельзя поднимать плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.

Упражнение

4

«Дирижер».

Ребенок

«дирижирует»

под

музыку

домашних условиях родителям можно включать записи любимых произведений

ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает

плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием,

тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни

в

коем

случае

нельзя

сутулиться!

Это

упражнение

способствует

развитию

пианистических движений и правильному дыханию.

Упражнение

5 «Полет большой красивой птицы». Ученик свободно

размахивает

руками,

имитируя

полет

большой,

красивой,

нежной

птицы

(например,

лебедя).

Педагогу

необходимо

выделить

слова:

«нежной»,

чтобы

5

движения

рук

были

плавными;

«большой»

-

большая

амплитуда

движений;

«красивой» - чтобы добиться изящества в движениях.

Упражнение

6 «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-либо

вещь. Постирал – надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если

стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми

руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда

играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь свободными руками – звуки далеко

в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не

услышит».

1

Третья группа упражнений чрезвычайно важна для воспитания пианиста.

Предлагаемый комплекс упражнений нормализует кровообращение в подушечках

пальцев и помогает ощутить целостность всей руки.

Упражнение

1 «Маленькие пластилиновые шарики». Это упражнение

вырабатывает чувствительность кончиков пальцев. Ребенок катает воображаемые

пластилиновые шарики между 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4 и 1 – 5-м пальцами.

Упражнение

2 «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы

шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и

3. Преподаватель, а дома мама, дает команду, какими пальцами шагать. Можно

рассказать

историю

о

забавных

гномах,

которые

шагают

ножками,

сидя

на

стульчиках. Обратить внимание ребенка на то, что ноги гнома шагают, колени

согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Ученику становится понятно, что

кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

Упражнение 3 «Кружкѝ». Рисование в воздухе кружков поочередно 2, 3, 4

и 5-м пальцами (сначала в одну, а потом в другую сторону). Рука при этом должна

быть полностью расслаблена. Особенно нужно следить за рисованием кружка 1-м

пальцем. Он должен работать легко, без напряжения, не сгибаться в суставе.

Упражнение 4 «Вешалка». Зацепиться за открытую крышку клавиатуры

кончиками пальцев (одними подушечками, не сгибая суставы) и почувствовать

свободу висящих рук. Для проверки ощущения раскачивать руки во все стороны

1

Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб, 2006. С. 84

6

(ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок). Чтобы

убедиться в том, что цепкий кончик пальца способен выдержать вес руки, мы

предлагали ученикам зацепиться кончиками пальцев за такие же цепкие кончики

пальцев педагога и раскачать этот сцепленный, «висячий мост».

Подводя

итоги

вышесказанному,

заметим,

что

в

рамках

урока

описываемые

упражнения

снимают

накопившееся

мышечное

напряжение,

усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях

они

способствуют

повышению

общего

тонуса

исполнительского

аппарата

учеников

и

развивают

физические

возможности

ребенка

для

исполнения

технически сложных произведений.

Список литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. Шестое.

Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного

возраста. – М.: Советский композитор, 1992. – 103 с.

7

2. Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано. – СПб.: Композитор, 2005. – 52 с./

Введение.

3. Емельянова Г.А. «Упражнения-трансформеры» для начинающих пианистов.

Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).

4. Золотницкая В.М. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук,

работа над штрихами и туше на начальной стадии обучения игре на фортепиано

через

эмоциональное

раскрепощение

ученика.

СПб.

Издательство

«Союз

художников», 2004. – 15 с.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.:

Музыка, 1988. – 240 с., портр., ил.,нот.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –

М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

7.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 86 с.

8.

Упражнение

как

средство

формирования

первоначальных

двигательно

моторных умений и навыков в классе фортепиано: Методические рекомендации

для студентов-практикантов музыкально-педагогического факультета и педагогов

ДШИ/ Составитель Е.О. Головлева. – Самара: Издательство СГПУ, 2003. – 52 с.

9. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка,

1985. – 69 с.

10. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.:

Издательство «Союз художников», 2006. – 240 с.

8



В раздел образования