Автор: Герасимова Евгения Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4 г.Мурманска
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Применение элементов здоровьесберегающих технологий в практике работы с учащимися младших классов фортепианного отделения.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств» г. Мурманска
Применение элементов здоровьесберегающих технологий в
практике работы с учащимися младших классов фортепианного
отделения.
Автор: Герасимова Евгения Леонидовна.
1
Образовательное
учреждение
призвано
обеспечить
не
только
учебный
процесс,
но
и
содействовать
нормальному
развитию
учащихся
и
охране
их
здоровья.
Конечно,
школа
не
может
брать
на
себя
медицинские
функции
и
обязанности.
Именно
мы,
педагоги,
должны
создать
условия
для
успешного
обучения,
поэтому
знания
по
сохранению
здоровья
детей
являются
важным
элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности.
Адаптируя
основные
принципы
здоровьесберегающей
педагогики
к
процессу
обучения
игре
на
фортепиано,
можно
говорить
о
необходимости
соблюдения следующих условий:
Физиологические условия: удобная посадка исполнителя, обеспечивающая
контакт
с
музыкальным
инструментом,
естественность
движений;
смена
положений
корпуса
учащегося,
позволяющая
предупреждать
и
исправлять
нарушения осанки; включение в занятия специальной гимнастики;
Гигиенические
условия:
соблюдение
недельного,
суточного
режима,
режимных
моментов
на
занятии,
рациональная
организация
самостоятельных
занятий и др.;
Дидактические
условия:
преобладание
методов,
способствующих
активизации
творческого
самовыражения
учащихся;
разнообразие
видов
деятельности
на
уроке
(элементы
гимнастики,
дирижирования,
пропевания
мелодий, слушание музыки); применение элементов игровых технологий;
Психологические
условия:
учет
состояния
здоровья
учащихся,
их
психологических
особенностей;
наличие
у
учащихся
интереса
к
занятиям;
положительный
психологический
климат
на
уроке;
наличие
эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, поговорок, афоризмов и т. д.; снятие психологической
напряженности при подготовке к выступлению.
Преподаватель по классу фортепиано обязан задумываться о специальных
способах
и
методах
построения
урока,
способствующих
снятию
излишнего
напряжения
с
позвоночника
и
мышечной
системы
начинающего
музыканта.
Костно-мышечная система учащихся начальных классов находится еще в стадии
формирования. В связи с чем, урок должен быть построен таким образом, чтобы
ученик постоянно менял положение тела. Здоровьесбережению будет помогать
2
также применение в ходе урока элементов игровых технологий. Игровые моменты
обучения
активизируют
мышление
и
воображение
учащихся,
снимают
стрессогенность обучения, сглаживают кризисные моменты вхождения ребенка в
новую для него учебную деятельность.
Таким образом, обязательным этапом урока в нашем классе стал комплекс
упражнений вне инструмента, направленный на приведение организма ученика в
рабочее состояние. Предлагаемые гимнастические упражнения активизируют и
укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают
найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового
аппарата. Упражнения были выделены нами из методик различных авторов (А.Д.
Артоболевской, М.А. Глушенко, Е.О.Головлевой, А.А. Шмидт-Шкловской, Т.Б.
Юдовиной-Гальпериной
и
др.)
и
адаптированы
соответственно
возрасту
и
особенностям каждого из учеников класса специального фортепиано.
На каждом из занятий с учениками
отводилось от 5 до 10 минут (в
зависимости
от
целей
и
задач
урока)
на
комплекс
упражнений,
содержание
которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников,
присутствующим на занятии, предлагалось повторять данные комплексы дома,
вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано.
Первая
часть
комплекса
упражнений
направлена
на
формирование
правильной осанки, которая подчас становится своего рода «зеркалом души» и
отражает
не
только
физическое,
но
и
психическое
состояние
ребенка,
его
настроение
и
характер.
На
современном
этапе
развития
образования
очень
большой процент детей имеет
проблемы с осанкой, вследствие чего данный
комплекс упражнений просто необходим. Он состоит из следующих упражнений:
Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для
девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Оно выполняется стоя или
сидя.
«Новая кукла» - стоять или сидеть как кукла на витрине (с напряженной
спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться (кукла сломалась) -
от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.
3
«Солдатик и медвежонок» - представить нового оловянного солдатика,
всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького медвежонка.
Упражнение 2 для девочек «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На вдох
подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их
над
головой
и
развести
в
стороны.
На
выдохе
руки
свободно
падают
и
раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены
ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает
распрямить
туловище,
научиться
ощущать
руки
«из
корпуса»,
а
также
освобождать мышцы рук от зажимов.
Упражнение 2 для мальчиков «Робот». Робот стоит, подняв руки (все
тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают,
«выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает
расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.
Упражнение
3
«Шейка».
Мягкими,
ласковыми
касаниями
рук
(обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие
плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных
мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие
движения, не напрягая шею.
Упражнение
4
«Паровозик».
Спокойные,
плавные
вращательные
движения в плечевых суставах, имитирующие колеса паровозика (руки согнуты в
локтях,
кисти
зажаты
в
кулачки).
Можно
изображать
большой
и
маленький
паровозики, в соответствии с чем меняется амплитуда вращательных движений.
Эти
четыре
упражнения
приучают
владеть
своим
телом,
снимать
излишние
напряжения,
чувствовать
«зажимы»
и
освобождаться
от
них.
При
достаточной натренированности, благодаря описанным упражнениям, дети не
будут
ощущать
усталости
в
плечевой
области
и
не
станут
«помогать
себе»,
поднимая плечи.
Вторая часть комплекса упражнений дифференцирует работу крупных
мышц. Упражнения
активизируют
работу
мышц
плече-лопаточного
отдела,
появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
4
Упражнение
1
«Мельница».
Руки
и
тело
свободные.
Вращательные
движения
рук
«из
корпуса»
в
плечевых
суставах,
правой
и
левой
рукой
попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не
были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь
их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
Упражнение
2 «Шалтай-болтай». Ученику необходимо встать прямо;
руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Педагог дает
задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и разводя
их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно
распрямляясь, возвращаться в исходное положение. Педагог должен проверить
степень
расслабленности
рук
ребенка,
подбросив
их
вверх.
Руки,
при
этом
должны свободно и быстро упасть.
В рамках этого упражнения необходимо целенаправленно работать над
полным
расслаблением
мышц
рук,
мягко
раскачивая
их,
прося
«отдать»
их
педагогу.
Упражнение
3 «Боксик».
Для
того
чтобы
почувствовать
руку
«из
корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,
как бы угрожая противнику. При этом, ни в коем случае, нельзя поднимать плечи.
Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
Упражнение
4
«Дирижер».
Ребенок
«дирижирует»
под
музыку
(в
домашних условиях родителям можно включать записи любимых произведений
ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает
плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием,
тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни
в
коем
случае
нельзя
сутулиться!
Это
упражнение
способствует
развитию
пианистических движений и правильному дыханию.
Упражнение
5 «Полет большой красивой птицы». Ученик свободно
размахивает
руками,
имитируя
полет
большой,
красивой,
нежной
птицы
(например,
лебедя).
Педагогу
необходимо
выделить
слова:
«нежной»,
чтобы
5
движения
рук
были
плавными;
«большой»
-
большая
амплитуда
движений;
«красивой» - чтобы добиться изящества в движениях.
Упражнение
6 «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-либо
вещь. Постирал – надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если
стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми
руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда
играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь свободными руками – звуки далеко
в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не
услышит».
1
Третья группа упражнений чрезвычайно важна для воспитания пианиста.
Предлагаемый комплекс упражнений нормализует кровообращение в подушечках
пальцев и помогает ощутить целостность всей руки.
Упражнение
1 «Маленькие пластилиновые шарики». Это упражнение
вырабатывает чувствительность кончиков пальцев. Ребенок катает воображаемые
пластилиновые шарики между 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4 и 1 – 5-м пальцами.
Упражнение
2 «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы
шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и
3. Преподаватель, а дома мама, дает команду, какими пальцами шагать. Можно
рассказать
историю
о
забавных
гномах,
которые
шагают
ножками,
сидя
на
стульчиках. Обратить внимание ребенка на то, что ноги гнома шагают, колени
согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Ученику становится понятно, что
кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
Упражнение 3 «Кружкѝ». Рисование в воздухе кружков поочередно 2, 3, 4
и 5-м пальцами (сначала в одну, а потом в другую сторону). Рука при этом должна
быть полностью расслаблена. Особенно нужно следить за рисованием кружка 1-м
пальцем. Он должен работать легко, без напряжения, не сгибаться в суставе.
Упражнение 4 «Вешалка». Зацепиться за открытую крышку клавиатуры
кончиками пальцев (одними подушечками, не сгибая суставы) и почувствовать
свободу висящих рук. Для проверки ощущения раскачивать руки во все стороны
1
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб, 2006. С. 84
6
(ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок). Чтобы
убедиться в том, что цепкий кончик пальца способен выдержать вес руки, мы
предлагали ученикам зацепиться кончиками пальцев за такие же цепкие кончики
пальцев педагога и раскачать этот сцепленный, «висячий мост».
Подводя
итоги
вышесказанному,
заметим,
что
в
рамках
урока
описываемые
упражнения
снимают
накопившееся
мышечное
напряжение,
усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях
они
способствуют
повышению
общего
тонуса
исполнительского
аппарата
учеников
и
развивают
физические
возможности
ребенка
для
исполнения
технически сложных произведений.
Список литературы
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. Шестое.
Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста. – М.: Советский композитор, 1992. – 103 с.
7
2. Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано. – СПб.: Композитор, 2005. – 52 с./
Введение.
3. Емельянова Г.А. «Упражнения-трансформеры» для начинающих пианистов.
Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
4. Золотницкая В.М. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук,
работа над штрихами и туше на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через
эмоциональное
раскрепощение
ученика.
–
СПб.
Издательство
«Союз
художников», 2004. – 15 с.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.:
Музыка, 1988. – 240 с., портр., ил.,нот.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 86 с.
8.
Упражнение
как
средство
формирования
первоначальных
двигательно
–
моторных умений и навыков в классе фортепиано: Методические рекомендации
для студентов-практикантов музыкально-педагогического факультета и педагогов
ДШИ/ Составитель Е.О. Головлева. – Самара: Издательство СГПУ, 2003. – 52 с.
9. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка,
1985. – 69 с.
10. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.:
Издательство «Союз художников», 2006. – 240 с.
8