Автор: Чернышева Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №38
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Занимательный материал к урокам «Обучение грамоте», 1 класс.
Тема: "Звуковые" игры
Раздел: начальное образование
Занимательный материал к урокам «Обучение грамоте», 1 класс.
"Звуковые" игры на выделение и определение звука.
Цель: развивать фонематический слух, формировать умение
сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивать память,
внимание, наблюдательность.
Запомните и назовите слова со звуком [а], которые встретятся в
рассказе.
Восточный базар
- Покупайте, люди, арбузы! – зазывала продавщица.
- Ананасы, апельсины! – вторила ей вторая.
- Абрикосы! Посмотрите, какие спелые!
Базар гудел множеством голосов. Продавцы на все лады расхваливали
свой товар.
- Анчоусы! - неслось с рыбных рядов.
- Алыча, - слышалось с фруктовых.
- Аджика, - расхваливала свой товар бабушка и маленькой ложечкой для
пробы клала аджику на ладонь всем желающим.
Антон попросил маму купить арбуз, а Аня - ананас.
Дома разрезали большой сладкий арбуз и ананас на кусочки. Вкусный
ананас, сочный арбуз, всем хватило!
Запомните и назовите слова со звуками [б] и [б’], которые
встретятся в рассказе.
Барабанщик Боря
Был у Бори большой барабан. С раннего утра до позднего вечера громко
барабанил Борис. Соседи Булановы и Булкины были недовольны. А щенку
Барбоскину нравился Боря, потому что часто он бросал ему кусочки булки
или бублика. Барбоскин «служил» и бил лапой в барабан.
- Бум, бум, бум, - продолжал бить в барабан Боря. – Бум, бум, бум!
- Боря будет барабанщиком, - говорили соседям бабушка и брат Богдан.
- Бум, бум, бум! Бум бум, бум! – бедные бабушка и брат Бори брали беруши и
берегли уши.
Запомните и назовите слова со звуками [в] и [в’], которые
встретятся в рассказе.
Водопад
Всё, пришли! – сказал папа и поманил Вову к себе. В просвете среди
деревьев показался величественный водопад. Вода срывалась со скалы и с
рёвом неслась вниз, где с хрустальным звоном разбивалась о громадные
валуны и, рассыпаясь мелким бисером, блестела на солнце тысячами радуг.
- Ну как? – отец улыбнулся?
- Здорово! – зачарованно сказал мальчик. – Так все озёра образуются?
- Нет, только самые красивые.
Вдруг Вова заметил, как в струях воды поднимались вверх какие-то
рыбы.
- Ой, кто это?
- Форель. Эта рыба такая сильная, что с лёгкостью забирается вверх по
водопаду.
- Посмотри, а сколько её в воде!
Вова заметил большую стаю, резвившуюся в озере.
– А это кто? – он внезапно разглядел небольших жучков, которые
скользили по поверхности воды, словно на коньках.
- Это водомерки.
Отец взял фотоаппарат и сделал несколько снимков.
Теперь эта красота надолго останется с ними.
Запомните и назовите слова со звуком [г] и [г’], которые встретятся
в рассказе.
Гроза
Внезапно небо заволокло свинцово-чёрными тучами. Ветер гнул до
земли кроны деревьев. Вдруг горизонт окрасился огненными всполохами.
Где-то вдалеке раздался гром. Крупные капли дождя обрушились на землю,
которая
уже
давно
ждала
влагу.
Внезапно
начался
настоящий
ливень!
Молнии,
словно
соревнуясь
в
красочном
представлении,
сверкали
и
окрашивали
небо
в
цвета
праздничного
салюта.
Вдалеке
грохотал
гром,
непрерывно
аплодируя
этому
необычному
спектаклю.
Земля
впитывала
живительную влагу. Но гроза прошла быстро, и гром уже грохотал всё реже и
тише. В низинах образовались лужи, в которых весело плескались воробьи.
Природа словно умылась. Всё сверкало чистотой. Выглянуло из-за тучки
солнышко. На небосводе взор радовала великолепная радуга.
У природы нет плохой погоды.
Запомните и назовите слова со звуком [ д ] и [ д’], которые
встретятся в рассказе.
Домик в деревне
Ура, каникулы! Дима их долго ждал. Летом Дима вместе с сестрёнкой
Дашей всегда едут в деревню к дедушке и бабушке погостить. Дедушка с
бабушкой живут в большом деревянном доме, из трубы которой часто валит
густой белый дым, потому что бабушка любит для детей стряпать пирожки.
Дрова для печи всегда рубит дед, а внук Дима ему помогает.
- Дорогие дети, скорее за стол, - зовёт бабушка.
Дима сидит на низенькой скамеечке перед топкой печи и задумчиво
смотрит на промелькивавшие в щелочке огоньки. Тепло, уютно.
Запомните и назовите слова со звуками [й’а], [й’о], [й’э], которые
встретятся в рассказе.
- Мама, а что это за деревья такие? Листьев нет, а сплошные иголки.
Вова дотронулся пальцем.
– Ой! Колется.
- Это ёлки, – улыбнулась мама.
– А лес, в который мы сейчас с тобой зашли, называется ельник. Посмотри,
сколько здесь ёлок. А вон, видишь кустик с тёмно-тёмно синими, ягодами,
очень похожими на малину?
- Это такая малина чёрная?
- Эта ягода называется ежевика. Иди, попробуй. Но только осторожно.
Куст тоже колючий.
Вова подошёл и сорвал крупную ягоду.
– Ой, какая ежевика вкусная!
Запомните и назовите слова со звуком [ ж ], которые встретятся в
рассказе.
Железная дорога.
На день рождение Жене купили железную дорогу. В гости к Жене
пришли Жанна Жилина, Игорь Жуков, Полина Жданова и Света
Жжёнова. Дети живо собрали железную дорогу, распределили
роли железнодорожников.
Поезд тронулся. Красный железный паровоз тянул синие и жёлтые
вагоны. Бабушка пригласила к столу, отведать жаркое, жульен, на
десерт предложила пирожные.
Запомните и назовите слова со звуком [ з ] и [ з’], которые
встретятся в рассказе.
Зайка.
Мама купила Зине игрушечного зайца. Он был просто
замечательный: беленький, пушистый, с зелёными глазками. Зайца
Зина ласково называла «мой Зайка», всюду носила его с собой.
Однажды Зина забыла Зайку в песочнице. Зоя нашла Зайку и
вернула его хозяйке. Зина позвала Зою в гости и показала зайкину
кроватку. Затем они сели пить зелёный чай.
Запомните и назовите слова со звуком [ и ], которые встретятся в
рассказе.
Игрушки.
В воскресенье Илья с папой пошли в магазин игрушек. Это
был любимый магазин, в который Илья был готов ходить хоть
каждый день. Больше всего Илью интересовали машинки. На полке
выстроились в ряд большие и маленькие игрушечные автомобили,
танки, самолётики, вертолётики. Илья долго выбирал игрушку,
каждую внимательно рассматривал. Наконец остановил свой выбор
на модели самолёта «Ил – 18».
Довольный Илья отправился на стадион запускать самолёт в
небо.