Напоминание

"Звуковые" игры


Автор: Чернышева Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №38
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Занимательный материал к урокам «Обучение грамоте», 1 класс.
Тема: "Звуковые" игры
Раздел: начальное образование





Назад




Занимательный материал к урокам «Обучение грамоте», 1 класс.

"Звуковые" игры на выделение и определение звука.

Цель: развивать фонематический слух, формировать умение

сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивать память,

внимание, наблюдательность.

Запомните и назовите слова со звуком [а], которые встретятся в

рассказе.

Восточный базар

- Покупайте, люди, арбузы! – зазывала продавщица.

- Ананасы, апельсины! – вторила ей вторая.

- Абрикосы! Посмотрите, какие спелые!

Базар гудел множеством голосов. Продавцы на все лады расхваливали

свой товар.

- Анчоусы! - неслось с рыбных рядов.

- Алыча, - слышалось с фруктовых.

- Аджика, - расхваливала свой товар бабушка и маленькой ложечкой для

пробы клала аджику на ладонь всем желающим.

Антон попросил маму купить арбуз, а Аня - ананас.

Дома разрезали большой сладкий арбуз и ананас на кусочки. Вкусный

ананас, сочный арбуз, всем хватило!

Запомните и назовите слова со звуками [б] и [б’], которые

встретятся в рассказе.

Барабанщик Боря

Был у Бори большой барабан. С раннего утра до позднего вечера громко

барабанил Борис. Соседи Булановы и Булкины были недовольны. А щенку

Барбоскину нравился Боря, потому что часто он бросал ему кусочки булки

или бублика. Барбоскин «служил» и бил лапой в барабан.

- Бум, бум, бум, - продолжал бить в барабан Боря. – Бум, бум, бум!

- Боря будет барабанщиком, - говорили соседям бабушка и брат Богдан.

- Бум, бум, бум! Бум бум, бум! – бедные бабушка и брат Бори брали беруши и

берегли уши.

Запомните и назовите слова со звуками [в] и [в’], которые

встретятся в рассказе.

Водопад

Всё, пришли! – сказал папа и поманил Вову к себе. В просвете среди

деревьев показался величественный водопад. Вода срывалась со скалы и с

рёвом неслась вниз, где с хрустальным звоном разбивалась о громадные

валуны и, рассыпаясь мелким бисером, блестела на солнце тысячами радуг.

- Ну как? – отец улыбнулся?

- Здорово! – зачарованно сказал мальчик. – Так все озёра образуются?

- Нет, только самые красивые.

Вдруг Вова заметил, как в струях воды поднимались вверх какие-то

рыбы.

- Ой, кто это?

- Форель. Эта рыба такая сильная, что с лёгкостью забирается вверх по

водопаду.

- Посмотри, а сколько её в воде!

Вова заметил большую стаю, резвившуюся в озере.

– А это кто? – он внезапно разглядел небольших жучков, которые

скользили по поверхности воды, словно на коньках.

- Это водомерки.

Отец взял фотоаппарат и сделал несколько снимков.

Теперь эта красота надолго останется с ними.

Запомните и назовите слова со звуком [г] и [г’], которые встретятся

в рассказе.

Гроза

Внезапно небо заволокло свинцово-чёрными тучами. Ветер гнул до

земли кроны деревьев. Вдруг горизонт окрасился огненными всполохами.

Где-то вдалеке раздался гром. Крупные капли дождя обрушились на землю,

которая

уже

давно

ждала

влагу.

Внезапно

начался

настоящий

ливень!

Молнии,

словно

соревнуясь

в

красочном

представлении,

сверкали

и

окрашивали

небо

в

цвета

праздничного

салюта.

Вдалеке

грохотал

гром,

непрерывно

аплодируя

этому

необычному

спектаклю.

Земля

впитывала

живительную влагу. Но гроза прошла быстро, и гром уже грохотал всё реже и

тише. В низинах образовались лужи, в которых весело плескались воробьи.

Природа словно умылась. Всё сверкало чистотой. Выглянуло из-за тучки

солнышко. На небосводе взор радовала великолепная радуга.

У природы нет плохой погоды.

Запомните и назовите слова со звуком [ д ] и [ д’], которые

встретятся в рассказе.

Домик в деревне

Ура, каникулы! Дима их долго ждал. Летом Дима вместе с сестрёнкой

Дашей всегда едут в деревню к дедушке и бабушке погостить. Дедушка с

бабушкой живут в большом деревянном доме, из трубы которой часто валит

густой белый дым, потому что бабушка любит для детей стряпать пирожки.

Дрова для печи всегда рубит дед, а внук Дима ему помогает.

- Дорогие дети, скорее за стол, - зовёт бабушка.

Дима сидит на низенькой скамеечке перед топкой печи и задумчиво

смотрит на промелькивавшие в щелочке огоньки. Тепло, уютно.

Запомните и назовите слова со звуками [й’а], [й’о], [й’э], которые

встретятся в рассказе.

- Мама, а что это за деревья такие? Листьев нет, а сплошные иголки.

Вова дотронулся пальцем.

– Ой! Колется.

- Это ёлки, – улыбнулась мама.

– А лес, в который мы сейчас с тобой зашли, называется ельник. Посмотри,

сколько здесь ёлок. А вон, видишь кустик с тёмно-тёмно синими, ягодами,

очень похожими на малину?

- Это такая малина чёрная?

- Эта ягода называется ежевика. Иди, попробуй. Но только осторожно.

Куст тоже колючий.

Вова подошёл и сорвал крупную ягоду.

– Ой, какая ежевика вкусная!

Запомните и назовите слова со звуком [ ж ], которые встретятся в

рассказе.

Железная дорога.

На день рождение Жене купили железную дорогу. В гости к Жене

пришли Жанна Жилина, Игорь Жуков, Полина Жданова и Света

Жжёнова. Дети живо собрали железную дорогу, распределили

роли железнодорожников.

Поезд тронулся. Красный железный паровоз тянул синие и жёлтые

вагоны. Бабушка пригласила к столу, отведать жаркое, жульен, на

десерт предложила пирожные.

Запомните и назовите слова со звуком [ з ] и [ з’], которые

встретятся в рассказе.

Зайка.

Мама купила Зине игрушечного зайца. Он был просто

замечательный: беленький, пушистый, с зелёными глазками. Зайца

Зина ласково называла «мой Зайка», всюду носила его с собой.

Однажды Зина забыла Зайку в песочнице. Зоя нашла Зайку и

вернула его хозяйке. Зина позвала Зою в гости и показала зайкину

кроватку. Затем они сели пить зелёный чай.

Запомните и назовите слова со звуком [ и ], которые встретятся в

рассказе.

Игрушки.

В воскресенье Илья с папой пошли в магазин игрушек. Это

был любимый магазин, в который Илья был готов ходить хоть

каждый день. Больше всего Илью интересовали машинки. На полке

выстроились в ряд большие и маленькие игрушечные автомобили,

танки, самолётики, вертолётики. Илья долго выбирал игрушку,

каждую внимательно рассматривал. Наконец остановил свой выбор

на модели самолёта «Ил – 18».

Довольный Илья отправился на стадион запускать самолёт в

небо.



В раздел образования