Напоминание

Здоровые дети – здоровая нация


Автор: Синяева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.–д. ст. Клявлино СП Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область, ст. Клявлино
Наименование материала: статья
Тема: Здоровые дети – здоровая нация
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Здоровые дети - здоровая нация..."

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада

является физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

Вся

экспериментальная деятельность по выше указанной теме проводилась в

соответствии с координационным планом. Была разработана программа

«Здоровье», целью которой является комплексное оздоровление детей. К

программе имеются Приложения с разработками и рекомендациями по

проведению коррекционных упражнений и физкультурных пауз.

Частные задачи были сформулированы следующим образом:

- формирование у детей установки на здоровье и здоровый образ жизни;

- обучение детей основам формирования, сохранения и укрепления здоровья;

- укрепление здоровья детей.

Программа реализуется на протяжении нескольких лет. Существенное место

занимает одна из форм физической культуры - коррекционно-оздоровительная,

которая решает задачи как коррекции (или стабилизации) деформаций опорно-

двигательного аппарата, так и общего укрепления организма. Успешное

решение этих задач возможно лишь при условии комплексного использования

разнообразных организационных форм и средств в сохранении и укреплении

здоровья дошкольников. Эта работа проводится по 3 направлениям:

1. К здоровью через движения.

2. К здоровью через знания.

3. К здоровью через связь с природой.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми строится на

диагностической основе. В начале учебного года инструктор по физической

культуре совместно с медицинским работником и воспитателями групп

детского сада проводит тестирование физической подготовленности

дошкольников по 10 параметрам с последующей оценкой результатов.

Определение уровня физического развития детей проводится 2 раза в год

(сентябрь, май). Так же в начале учебного года составляется план – график

оздоровительных мероприятий. Обязательной частью плана являются:

1.

Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года/

2.

Гимнастика после сна /ежедневно в течение года/

3.

Дыхательная гимнастика

4.

Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

5.

Воздушные ванны /перед сном, после сна/

6.

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/

7.

Проветривание спальной комнаты /перед сном, после сна/

8.

Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/

9.

Полоскание горла

10.Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно/

11.Профилактические прививки

12.Закаливание солнцем, водой /в летний период/

13.Профилактика плоскостопия /ежедневно/

14.Профилактика осанки детей /ежедневно/

15.Физкультминутки /ежедневно/

16.Подвижные игры /ежедневно/

17.Прогулки

18.Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий /в

течение года/

19.Спортивные развлечения.

Педагоги создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и

разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж ушей и кистей

рук), динамические разминки, подвижные игры, дозированная ходьба и

оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика

босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения для

профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза. Здоровьесберегающие

технологии также внедряются в образовательный процесс ДОУ с целью

совершенствования системы охраны здоровья детей. Для предупреждения

нарушений опорно-двигательного аппарата, а также для снятия утомления и

улучшения общего состояния ребенка педагоги широко используют технологию

раскрепощённого развития детей, гимнастику для глаз. Организуется обучение

в условиях расширения зрительно-пространственной активности – работа с

расположенными на стенах групповой комнаты карточками с картинками.

Для реализации естественной потребности ребёнка в движении применяется

новая форма двигательной деятельности в режиме дня – подвижный час. Он

проводится во второй половине дня и состоит из подвижных игр, элементов

спортивных игр и физических упражнений.

Все это является эффективным средством для предупреждений нарушений

опорно-двигательного аппарата, а также для снятия утомления и улучшения

общего состояния ребенка, повышения его работоспособности при умственной

деятельности. Инструктором по физической культуре были разработаны и

внедрены в практику планы физкультурно-оздоровительной работы по месяцам,

сюжетные комплексы занятий и утренней гимнастики с музыкальным

оформлением, обработаны и систематизированы комплексы бодрящей и

дыхательной гимнастик. Музыкальное сопровождение занятий по

коррекционной гимнастике - обязательное. В музыке заложен огромный

потенциал для оздоровления. Музыка на таких занятиях позволяет снимать

стрессы, способствует объединению всех оздоровительных действий, придает

им ритмичность, последовательность, целостность и эстетическую форму.

Эстетический компонент присутствует во всех оздоровительных методиках.

Для педагогического коллектива на педсоветах проходит обсуждение основ

здоровьесберегающих технологий. Каждым воспитателем накоплен материал

по сохранению здоровья воспитанников. ежегодно проводятся соревнования с

учащимися 1-го класса, экскурсии в медицинское училище. Воспитатели

совместно с родителями проводят туристические походы по живописным

местам.

На родительских собраниях воспитатели уделяют внимание рекомендациям по

воспитанию здорового ребенка. Основная цель таких собраний - это

ознакомление семьи со здоровым образом жизни, разъяснение и убеждение его

необходимости, выяснение отношения к нему родителей, предложение

сотрудничества. Большая физкультурно-оздоровительная работа проводится вне

занятий. Ежемесячно проводятся спортивные досуги, в которых активное

участие принимают и родители воспитанников.

Утомляемость дошкольников на занятиях в немалой степени зависит от

соблюдения простых условий – чистоты, свежести воздуха, отсутствия

монотонных, неприятных звуковых раздражителей, рациональности освещения,

витаминизированного питания

Регулярно проводятся Дни Здоровья, недели здоровья. Воспитатели совместно с

медработником проводят тематические беседы. Например, такие, как: о

здоровом образе жизни (ЗОЖ), анатомо-физиологические особенности

организма человека, экология и здоровье, закаливание, гигиена, психическое

(эмоциональное) здоровье человека и т.д.

В третьем направлении "К здоровью через единства с природой" в каждой

группе имеется уголок природы, где дети ухаживают за растениями.

Организовано дежурство, контроль за выполнением простых гигиенических

правил. С ранней весны и до поздней осени участок украшают цветники.

Воспитатели вместе с детьми ухаживают за цветами. У нас растут: тюльпаны,

ромашки, георгины, ирисы, виолы, петуньи, циннии, лилейник, бархатцы,

розы, лекарственная ромашка.

Медработники проводят плановые медицинские осмотры наших детей,

собирают и систематизируют данные медосмотров, дают рекомендации.

Психолог отслеживает психологическое состояние детей, осуществляет

психологическую коррекцию учащихся, образовательно-воспитательного

процесса, ведет карты сравнительного анализа психологических обследований в

группах.

На основании комплексной диагностики воспитателями составляется Лист

здоровья детей каждой группы, позволяющий ежегодно анализировать

состояние здоровья воспитанников, планировать физкультурно-

оздоровительную и медицинскую работу в текущем году и прогнозировать

основные направления работы на будущее.

И в дальнейшей работе мы будем использовать следующие Формы и методы

оздоровления детей и укрепления их здоровья

Обеспечение здорового ритма жизни

Физические упражнения

Гигиенические и водные процедуры

Свето – воздушные ванны

Активный отдых

Фитотерапия

Диетотерапия

Свето – и цветотерапия

Музтерапия

Психогимнастика

Пропаганда ЗОЖ среди воспитанников, их родителей.



В раздел образования