Автор: Синяева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.–д. ст. Клявлино СП Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область, ст. Клявлино
Наименование материала: статья
Тема: Здоровые дети – здоровая нация
Раздел: дошкольное образование
"Здоровые дети - здоровая нация..."
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада
является физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
Вся
экспериментальная деятельность по выше указанной теме проводилась в
соответствии с координационным планом. Была разработана программа
«Здоровье», целью которой является комплексное оздоровление детей. К
программе имеются Приложения с разработками и рекомендациями по
проведению коррекционных упражнений и физкультурных пауз.
Частные задачи были сформулированы следующим образом:
- формирование у детей установки на здоровье и здоровый образ жизни;
- обучение детей основам формирования, сохранения и укрепления здоровья;
- укрепление здоровья детей.
Программа реализуется на протяжении нескольких лет. Существенное место
занимает одна из форм физической культуры - коррекционно-оздоровительная,
которая решает задачи как коррекции (или стабилизации) деформаций опорно-
двигательного аппарата, так и общего укрепления организма. Успешное
решение этих задач возможно лишь при условии комплексного использования
разнообразных организационных форм и средств в сохранении и укреплении
здоровья дошкольников. Эта работа проводится по 3 направлениям:
1. К здоровью через движения.
2. К здоровью через знания.
3. К здоровью через связь с природой.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми строится на
диагностической основе. В начале учебного года инструктор по физической
культуре совместно с медицинским работником и воспитателями групп
детского сада проводит тестирование физической подготовленности
дошкольников по 10 параметрам с последующей оценкой результатов.
Определение уровня физического развития детей проводится 2 раза в год
(сентябрь, май). Так же в начале учебного года составляется план – график
оздоровительных мероприятий. Обязательной частью плана являются:
1.
Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года/
2.
Гимнастика после сна /ежедневно в течение года/
3.
Дыхательная гимнастика
4.
Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
5.
Воздушные ванны /перед сном, после сна/
6.
Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
7.
Проветривание спальной комнаты /перед сном, после сна/
8.
Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
9.
Полоскание горла
10.Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно/
11.Профилактические прививки
12.Закаливание солнцем, водой /в летний период/
13.Профилактика плоскостопия /ежедневно/
14.Профилактика осанки детей /ежедневно/
15.Физкультминутки /ежедневно/
16.Подвижные игры /ежедневно/
17.Прогулки
18.Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий /в
течение года/
19.Спортивные развлечения.
Педагоги создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и
разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж ушей и кистей
рук), динамические разминки, подвижные игры, дозированная ходьба и
оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика
босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения для
профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза. Здоровьесберегающие
технологии также внедряются в образовательный процесс ДОУ с целью
совершенствования системы охраны здоровья детей. Для предупреждения
нарушений опорно-двигательного аппарата, а также для снятия утомления и
улучшения общего состояния ребенка педагоги широко используют технологию
раскрепощённого развития детей, гимнастику для глаз. Организуется обучение
в условиях расширения зрительно-пространственной активности – работа с
расположенными на стенах групповой комнаты карточками с картинками.
Для реализации естественной потребности ребёнка в движении применяется
новая форма двигательной деятельности в режиме дня – подвижный час. Он
проводится во второй половине дня и состоит из подвижных игр, элементов
спортивных игр и физических упражнений.
Все это является эффективным средством для предупреждений нарушений
опорно-двигательного аппарата, а также для снятия утомления и улучшения
общего состояния ребенка, повышения его работоспособности при умственной
деятельности. Инструктором по физической культуре были разработаны и
внедрены в практику планы физкультурно-оздоровительной работы по месяцам,
сюжетные комплексы занятий и утренней гимнастики с музыкальным
оформлением, обработаны и систематизированы комплексы бодрящей и
дыхательной гимнастик. Музыкальное сопровождение занятий по
коррекционной гимнастике - обязательное. В музыке заложен огромный
потенциал для оздоровления. Музыка на таких занятиях позволяет снимать
стрессы, способствует объединению всех оздоровительных действий, придает
им ритмичность, последовательность, целостность и эстетическую форму.
Эстетический компонент присутствует во всех оздоровительных методиках.
Для педагогического коллектива на педсоветах проходит обсуждение основ
здоровьесберегающих технологий. Каждым воспитателем накоплен материал
по сохранению здоровья воспитанников. ежегодно проводятся соревнования с
учащимися 1-го класса, экскурсии в медицинское училище. Воспитатели
совместно с родителями проводят туристические походы по живописным
местам.
На родительских собраниях воспитатели уделяют внимание рекомендациям по
воспитанию здорового ребенка. Основная цель таких собраний - это
ознакомление семьи со здоровым образом жизни, разъяснение и убеждение его
необходимости, выяснение отношения к нему родителей, предложение
сотрудничества. Большая физкультурно-оздоровительная работа проводится вне
занятий. Ежемесячно проводятся спортивные досуги, в которых активное
участие принимают и родители воспитанников.
Утомляемость дошкольников на занятиях в немалой степени зависит от
соблюдения простых условий – чистоты, свежести воздуха, отсутствия
монотонных, неприятных звуковых раздражителей, рациональности освещения,
витаминизированного питания
Регулярно проводятся Дни Здоровья, недели здоровья. Воспитатели совместно с
медработником проводят тематические беседы. Например, такие, как: о
здоровом образе жизни (ЗОЖ), анатомо-физиологические особенности
организма человека, экология и здоровье, закаливание, гигиена, психическое
(эмоциональное) здоровье человека и т.д.
В третьем направлении "К здоровью через единства с природой" в каждой
группе имеется уголок природы, где дети ухаживают за растениями.
Организовано дежурство, контроль за выполнением простых гигиенических
правил. С ранней весны и до поздней осени участок украшают цветники.
Воспитатели вместе с детьми ухаживают за цветами. У нас растут: тюльпаны,
ромашки, георгины, ирисы, виолы, петуньи, циннии, лилейник, бархатцы,
розы, лекарственная ромашка.
Медработники проводят плановые медицинские осмотры наших детей,
собирают и систематизируют данные медосмотров, дают рекомендации.
Психолог отслеживает психологическое состояние детей, осуществляет
психологическую коррекцию учащихся, образовательно-воспитательного
процесса, ведет карты сравнительного анализа психологических обследований в
группах.
На основании комплексной диагностики воспитателями составляется Лист
здоровья детей каждой группы, позволяющий ежегодно анализировать
состояние здоровья воспитанников, планировать физкультурно-
оздоровительную и медицинскую работу в текущем году и прогнозировать
основные направления работы на будущее.
И в дальнейшей работе мы будем использовать следующие Формы и методы
оздоровления детей и укрепления их здоровья
Обеспечение здорового ритма жизни
Физические упражнения
Гигиенические и водные процедуры
Свето – воздушные ванны
Активный отдых
Фитотерапия
Диетотерапия
Свето – и цветотерапия
Музтерапия
Психогимнастика
Пропаганда ЗОЖ среди воспитанников, их родителей.