Автор: Абдулаева Хадижат Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с " Белоснежка"
Населённый пункт: Сургутский район, п.Солнечный
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация для родителей " Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С.Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он
познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр
обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители,
рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего
возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных
произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или
изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева,
картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол,
костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием
использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой
воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный
пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и
прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний
станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все
скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке
нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.Игрушки и
куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом,
обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя
множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять
сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль.
Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это
занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного
вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с
близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего
кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не
пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в
соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал.
Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они
становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные
игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память,
целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация
движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют
решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый
читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной
любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются,
когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием
перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают
свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр
дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке
разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации
под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на
дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут
сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в
семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая
художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол,
сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных
инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное –
организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой
деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как
найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской,
на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь.
Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем
шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться
быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний
участник произносит её вслух.
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику
рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к
щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики
пальцев левой, и наоборот.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и
животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов,
потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых
наблюдений.
Покажите, как :
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность
театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание
литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно
полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе
то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта
реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления
артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка
ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да
еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо
забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие
актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
формирование правильного эстетического вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
помогает решить конфликт в процессе игры;
создание положительного эмоционального настроя;
помогает нравственному воспитанию.
Важно так же участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети
являются равноправными участниками.Важно участие родителей в таких вечерах в
качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В
любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному
и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много
эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных
постановках.
Итоги данной консультации.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней
все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми,
дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение
слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне",
"глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при
совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется
отношение к окружающему миру.
Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний
мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях
стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью,
коллектив детей, воспитателей и родителей.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной,
наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки,
полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в
повседневной жизни.