Авторы: Кокорина Ольга Петровна, Андреева Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 93 г. Челябинска",СП
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинской обл.
Наименование материала: педагогический проект во второй младшей группе
Тема: "Здоровый малыш"
Раздел: дошкольное образование
МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска»
Структурное подразделение
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Здоровый малыш»
Тема: «Здоровьесбережение детей
второй младшей группы»
Выполнили:
воспитатели высшей категории
Кокорина О. П.
Андреева И. Д.
Актуальность.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму,
питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной
полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества».
1
В. А. Сухомлинский
По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются
тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому
проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является
наиболее важной в обществе. Дети - это наше будущее, и от состояния их
здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда,
различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода,
неудовлетворительное
экономическое
положение
в
обществе
-
это
лишь
некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье
на 50% зависит от образа жизни.
Чаще
всего
у
дошкольников
встречаются
склонность
к
частым
простудным
заболеваниям,
утомление
и
невротические
расстройства,
нарушение
осанки,
сколиозы,
плоскостопие
и
т.
д.
Дети
дошкольного
возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе
сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно
поэтому
становится
понятной
значимость
всех
оздоровительных
мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
1
Физическая культура в дошкольном детстве, М. 2006
Проект: среднесрочный, групповой,
познавательный, творческий.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через
использование здоровьесберегающих технологий с учетом
индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1.
Воспитание у детей культуры здоровья, осознания
необходимости заботы о своем здоровье
2.
Формирование знаний, умений и навыков, которые
необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3.
Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и
быть здоровыми
4.
Создание здоровьесберегающей среды в группе
5.
Организация рационального двигательного режима для
развития двигательных навыков детей и увеличения
работоспособности организма
6.
Повышение защитных сил организма и устойчивости к
различным заболеваниям посредством системы закаливания
7.
Создание оптимальных условий для всестороннего
полноценного психофизического развития детей и укрепления
их здоровья
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей физического развития,
эмоционального состояния;
Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников
(снижение числа случаев заболеваний в течение года) ;
Оптимальное функционирование организма;
Формирование необходимости заботиться о своем здоровье,
желания и стремления вести здоровый образ жизни;
Сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений
и навыков, полезных привычек;
Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам
внешней среды.
Продукты проекта:
Рисунки, поделки по теме проекта:
Картотеки: пальчиковых игр, подвижных игр, утренних
гимнастик, гимнастик после сна, гимнастик для глаз.
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре
«Больница», дидактических игр.
Папки – передвижки, ширмы, буклеты на темы: « Витамины и
их польза», «Зелёная аптека». «Что едят наши дети»,
«Плоскостопие и его профилактика», «Осанка вашего
ребёнка», «Зарядка каждый день», «Зимние игры детей»,
«Спортивный уголок дома», «Пальчиковые игры и их
значение»
Проектная папка.
Конспект спортивного досуга «Поможем зайчику быть
здоровым».
Изготовление нестандартного оборудования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада. Но что такое
здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе?
Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия
человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании–
технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования – задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять
его.
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе:
1.Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является
одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация
направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению
определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку
начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно
вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание,
усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя
гимнастика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из
состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая
деятельность всех органов и систем.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную
физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Мы используем различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– сюжетная гимнастика;
- с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;
– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов;
– с использованием элементов корригирующей гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в
физкультурном зале или в группе.
2. Дыхательная гимнастика.
Многие физиологи утверждают, что дышать правильно надо учить! Для
этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки
лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать
внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое
дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против
респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному
дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а
поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и
ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном
беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе
оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать
основные правила:
дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по
себе имеют значительный оздоровительный эффект
необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении,
что увеличивает его положительное воздействие
дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма
кислородом
выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет
удовольствие
дышать надо носом
все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения
привести свой организм в состояние глубокого расслабления
воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной
струёй
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между
занятиями или режимными моментами.
3. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем
мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного
ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз
полезна всем, а детям особенно.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по
всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления
мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики
близорукости.
Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое
свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
4. Пальчиковая гимнастика.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
2
Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали
влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности,
развитие речи
.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть
всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти
руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое
влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки
ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое
воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно индивидуально или с
подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время
утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после
сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми,
имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто используем в работе пальчиковую гимнастику
стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание,
развить речевой слух.
5. Игровой массаж и самомассаж.
В современных условиях возникла необходимость поиска
нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного
процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений
является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны
ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются
рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами,
нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных
2
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. 2007
ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и
предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание,
пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание
одногошарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка,
палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Мы используем в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К.
Дейнеки. Массаж и самомассаж мы проводим 2-3 раза в день на занятиях,
физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или
встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на
развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у
дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим
массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм
максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка
возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений,
делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого
раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма,
улучшает интеллектуальные способности.
Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж
лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного
мышления, интеллекта, развитие речи.
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка
на 75%.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Проводится 2—3 раза в день.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к
рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и
физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек,
расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми
органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения
работы органов дыхания и для защиты организма от простудных
заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
6. Гимнастика после сна.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного
возраста является медленное переключение из одного состояние в другое,
чему способствует несформированность нервных процессов. Именно
поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения,
позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами,
закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный
тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети
вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с
боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети
проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает
оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и
степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю
настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен.
Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными
интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она
развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной
клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность
сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает
концентрацию внимания.
7. Динамические паузы и физминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление
и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы
упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и
состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений
(динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения,
провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть
высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться.
А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Я
провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные
«растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение,
повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки
уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с
различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и
улучшению самочувствия.
В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту,
но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотворений к
конкретному занятию:
содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его
программными задачами
стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять
разнообразные движения
сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с
детьми у них может сбиться дыхание.
8. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для
профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное,
непринуждённое положение тела во время покоя и в движении.Красивая
прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое
значение для удержания правильного положения позвоночного столба,
обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять
правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная,
вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать
прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем
их лечить.
Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух
направлениях:
создание оптимальных гигиенических условий
проведение воспитательной работы, направленной на осознанное
закрепление правильного положения своего тела.
Игры, которые я провожу в своей группе, направлены на общее
оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного
аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов
дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной
постановки головы и туловища в положениях « стоя», «сидя» и в движениях.
Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна детей
(ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам), а игры и упражнения
по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во второй
половине дня, в зависимости от нагрузки .
Система закаливания детей.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма
главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда
заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних
дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять
работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Способность организма приспосабливаться к определенным условиям
внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия
того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его
дозировки.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не
только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к
инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и
аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,
жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно
добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Требования к проведению закаливания:
1)
Учет индивидуальных особенностей ребенка
2)
Положительные реакции ребенка на закаливание
3)
Непрерывность закаливания
4)
Наблюдение медперсонала за ответными реакциями , постоянные
консультации с педиатром
5)
Согласие родителей
Закаливающие мероприятия (2 младшая группа)
Характер
действия
Метод
Методика
Противопоказани
я
ВОЗДУХ
Прогулка
На свежем
_
воздухе, в одежде
по сезону
ВОЗДУХ
Сон в
проветренно
м помещении
Учитывать
физическое и
соматическое
состояние детей
Температура
воздуха в
спальне ниже 14
градусов
ВОЗДУХ
Воздушные
контрастные
ванны
Использование
разницы
температур(под
одеялом, без
одеяла; в спальне,
в групповой
комнате);во время
прогулок(в теплое
время года-в
майках и трусах)
Температура
воздуха ниже
нормы, наличие
противопоказан
ий
ВОЗДУХ
Хождение
босиком
После «тихого
часа», по
массажным
дорожкам как
профилактика
плоскостопия
Температура
воздуха ниже
нормы, наличие
мед. отвода
ВОДА
Полоскание
рта
Перед дневным
сном кипяченой
водой комнатной
температуры
_
ВОДА
Умывание,
мытье рук
Постепенно
снижать
температуру воды
до 14 градусов,
после процедуры
обтирание
полотенцем до
разогревания кожи
Наличие мед.
отвода
СОЛНЦЕ
Солнечные
ванны
На прогулке
-утром и во
второй половине
дня
Хронические
заболевания,
температура
свыше 30
градусов
Здоровьесберегающая среда.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие
ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не
только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к
самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1)
Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и
ходьбы ладошками и ступнями одновременно),
-пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного
материала,
-массажные шарики,
-ленточки,
-лесенка для лазания и перешагивания,
-дуга для подлезания,
-тренажер для формирования равновесия,
-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений
осанки,
-мишень на стене для попадания мячиком в цель,
-кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками
разных цветов для скручивания),
Также в группе имеются пособия:
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки»,
«бусы»,
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике,
гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,
-цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например,
нравится детям модуль «Гусеница»).
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на
тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе
прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие
дошкольников» и т.д.
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение
знаниями, умениями и навыками для формирования
привычки к здоровому образу жизни.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил
личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами,
полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после
любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку
именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство
болезнетворных микроорганизмов.
После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой водой
комнатной температуры.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение
целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию
привычек к здоровому образу жизни.
Комплексно-тематический план по валеологическому
воспитанию детей во 2 младшей группе
1.В гостях у Айболита
Цель:
Формирование у детей первоначальных навыков охраны
жизни и здоровья.
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального
здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,
умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа
жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Содержание:
Экскурсия в медицинский кабинет
Беседа по формированию здорового образа жизни «Детям о чистоте
и здоровье»
Игра-инсценировка «Оля и Айболит»
Игровая ситуация «Кукла Маша заболела»
Кукольный спектакль «Звери и Айболит»
Коллективная аппликация «Сумка доктора
Айболита»
2. Где живут витамины
Цель:
Формировать представление о ситуациях, которые приводят к
болезням, витаминах и пользе их для здоровья;
Развивать мышление, память;
Активизировать речь детей словами «витамины», «здоровье»;
Воспитывать понимание ценности здоровья, потребности быть
здоровым;
Воспитывать осознанное отношение к необходимости есть овощи и
фрукты, чтобы противостоять болезням;
Содержание:
Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Дидактические игры «Где живут витаминки?», «Овощи и фрукты»
Сюжетно - ролевая игра «Семья «Сварим Кате обед»
Рисование «Витамины для зайки»
3. «Спорт – наш друг!»
Цель:
способствовать формированию у детей интереса к занятиям
физическими упражнениями;
дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести
здоровый образ жизни;
прививать любовь к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание:
Тематическая беседа «Мы дружим с физкультурой»
Подвижные игры, самостоятельная игра с выносным материалом на
прогулке
Аппликация «Большие и малые мячи»
Спортивное развлечение «Поможем зайчику быть здоровым»
Результаты проведенной работы
У детей сформировано осознанное отношение к своему
здоровью
Снизилась заболеваемость детей в группе
Воспитание культуры здоровья сформировало в детях
привычку к ЗОЖ
Улучшилось физическое и эмоциональное состояние
детей в группе
«Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы
ребенок вступал в юность хилым и вялым - значит дать ему
всю полноту жизненных радостей».
В.А. Сухомлинский