Автор: Клюева Галина Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Мбоу "Малобащелакская СОШ"
Населённый пункт: Село Малый Бащелак, Алтайский край
Наименование материала: Доклад
Тема: «Проектная деятельность младших школьников в реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малобащелакская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«
Проектная
деятельность
младших
школьников
в
реализации
ФГОС
»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Клюева Галина Васильевна
Малый Бащелак
2017 г.
Я,
Клюева
Галина
Васильевна,
учитель
начальных
классов
первой
к в а л и ф и к а ц и о н н о й
к а т е г о р и и
м у н и ц и п а л ь н о г о
б ю д ж е т н о г о
общеобразовательного
учреждения
«Малобащелакская
с р ед н я я
общеобразовательная школа». Педагогический стаж работы 6 лет.
Сегодня я хочу представить вам опыт работы учителей начальных классов
нашей школы по применению технологии проектной деятельности.
Общепризнанно,
что
современного
человека
должны
отличать
ответственность
и
инициативность,
продуктивность
и
эффективность,
адаптивность
к
динамично
меняющимся
условиям,
способность
к
множественным
выборам,
новый
тип
функциональной
грамотности.
Формирование
этих
социально
значимых
качеств
и
призвана
решить
образования.
Метод проектов – это модернизация именно
совокупность учебно –
познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и
умения
в
процессе
планирования
и
самостоятельного
выполнения
определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Цели проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся
пользоваться
приобретёнными
знаниями
для
решения
познавательных
и
практических
задач.
Принятие
самостоятельных
решений.
Умение
ставить
задачи и задавать вопросы. Умение работать в команде. Поиск нестандартных,
оригинальных решений.
Способность привлечь, заинтересовать выбранной
темой окружающих. Раскрытие индивидуального потенциала.
В связи с поставленными целями возникают следующие задачи:
1. Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.
2. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество
этого рода деятельности.
3.
Внедрить
проектную
деятельность
в
классно-урочную
и
внеурочную
деятельность без ущерба для освоения программы.
4.
Формировать
у
детей
умения
сотрудничать
друг
с
другом,
вырабатывать
общую
стратегию
решения
задач,
распределять
обязанности,
осуществлять
взаимопомощь.
5.
Отслеживать
результаты
влияния
проектной
деятельности
учащихся
на
усвоение ими содержания образования.
Конечно, организовать
в начальной школе такой сложный вид работы с
учащимися,
как
выполнение
ими
проектов,
-
весьма
не
простая
задача,
требующая
сил,
значительного
времени,
энтузиазма
и
т.п.
Грамотно
организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать
эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с
личностным развитием учащихся.
Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети
еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о
полноценных проектах,
выполненных учащимися самостоятельно. Это будут
лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для
малыша это будет его проект.
На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по
методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы
будем опираться на имеющийся опыт учителей технологии, которые давно и
успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и
во внеурочной деятельности.
Проектная
деятельность
в
начальной
школе
позволяет
не
только
всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и
так же обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.
Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников
отличается рядом признаков от учебно - исследовательской.
Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и
систематическое
исследование
проблемы
и
разработку
конкретного
варианта
(модели) образовательного продукта.
Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом
является
достижение
истины,
тогда
как
работа
над
проектом
предполагает
получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь
результатом
коллективных
усилий
исполнителей,
на
завершающем
этапе
деятельности
предполагает
рефлексию
совместной
работы,
анализ
полноты,
глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути
и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти
за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию,
моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале
существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной
среде.
Рассмотрим
возможности
использования
метода
проектов
в
практике
работы начальной школы.
В 2011 году в школу поступило лабораторное оборудование: цифровой
микроскоп; приборы для измерения температуры, освещенности, содержания
кислорода в воздухе, расстояния, сердечных сокращений и перворобот «Лего».
Благодаря
этой
лаборатории
расширились
возможности
учеников
в
исследовательской деятельности.
Ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично
мыслить.
Необходимо
помогать
детям,
видеть
смысл
их
творческой
деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и
возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Важно, чтоб они
не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять
творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать
возможность
ощутить
свои
силы,
проверить
себя.
Очень
важно
создать
атмосферу творческой рабочей обстановки. Исследовательская работа – желание
самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно,
никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. У детей
виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми
гостями
в
классе.
Детям
нравится
перед
ними
выступать,
защищать
свои
исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их
совместный труд, как гордятся ими родители.
В своей педагогической практике мы чаще всего используем такие виды
проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид
проекта
зависит
от
темы.
Инициатива
учащихся
при
выборе
темы
ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями
учителей, так как учитель изначально выступает в роли научного руководителя
проекта.
Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес можно
назвать следующие работы: «Растения весной», «Моря и океаны земного шара»,
«Чернобыльская
трагедия»,
«Жизнь
динозавров»,
«Роль
собак
в
жизни
человека», «Жизнь насекомых» и другие
На уроках окружающего мира, мы встречаемся с темами экологической
направленности. Во втором классе, дети работали над проектом ««Жалобная
книга»
природы».
В
процессе
работы
над
проектом
хорошо
развиваются
творческие способности и мышление. Учащиеся обсуждали проблемы: на что
жалуется
природа?
Кому
приходится
плохо?
Кто
страдает
от
необдуманных
действий человека? проект дает возможность определить готовность учащихся
начальных классов помогать природе, заботиться о ней. Воспитывает любовь к
родному
краю.
Развивает
интерес
к
познанию
окружающего
мира,
чувство
сострадания, сопереживания к представителям растительного мира; развивает
творческие способности и фантазию.
Также
работа
над
проектной
деятельностью
проходит
на
занятия
внеурочной деятельности.
Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества
применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:
1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных
по уровню развития и способностям учащихся.
Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить
свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь
только в виде консультирования.
Проблемные
учащиеся,
которые
учатся
без
интереса
и
с
трудом,
заинтересовавшись
какой-то
проблемой,
и
выполнив
проект,
пусть
даже
на
вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих
силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.
2.
Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
Чего
мы ожидаем от
введения проектной
деятельности учащихся в
младших
классах?
Мы
считаем,
что
грамотно
организованная
проектная
деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего,
с личностным развитием учащихся.
Образовательный
потенциал
проектной
деятельности
заключается
в
возможности: повышения мотивации в получения
дополнительных знаний;
изучения
методов
научного
познания
(выдвинуть
и
обосновать
замысел,
самостоятельно
поставить
и
сформулировать
задачу
проекта,
найти
метод
анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа
над
проектом
способствует
воспитанию
у
учащихся:
значимых
общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);
чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе
и
самоорганизации.
Проектная
деятельность
развивает:
исследовательские
и
творческие
способности
личности.
Сущность
и
ценность
образовательных
проектов
состоят
в
том,
чтобы
научить
детей
проектировать
собственную
траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Главный
результат
–
не
просто
подготовленное
ребёнком
сообщение,
составленная
яркая
презентация
или
даже
склеенная
из
бумаги
мебель.
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном
отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые
знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в
ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий
мы
воспитываем
у
детей интерес к познанию мира,
углубленному изучению
дисциплин.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию
растёт
самостоятельность
детей
в
проведении
исследований,
в
основании
проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в
проектную
деятельность
способствует формированию у
учащихся обще -
учебных умений и навыков.
Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что
является актуальным в современной школе и жизни.
Таким
образом,
благодаря
использованию
проектной
деятельности,
повышается
уровень творческого развития учащихся; естественным образом
происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной
и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к
большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности,
а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у
них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к
оценке,
видение
проблемы,
способность
предвидения
и
другие
качества,
характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества
совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности
человека.