Автор: Бойчук Петр Васильевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лянторская СОШ №7"
Населённый пункт: г. Лянтор, ХМАО-Югра
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Информатика 10-11 класс, УМК Семакина
Раздел: полное образование
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Информатика
и
ИКТ»
разработана
в
соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, основной образовательной программой основного общего и среднего
образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7», а также в соответствии
с рекомендациями «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике
и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) – опубликована в
сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Информатика и ИКТ для 10-11 классов
(базовый
уровень)
(авторы
И.Г.Семакин,
Е.К.Хеннер;
издательство
«БИНОМ.
Лаборатория
знаний»)», 2010 г.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
уточняют
и
конкретизируют
общее
понимание
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
как
с
позиции
организации
их
достижения
в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного
учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой
уровень
освоения
опорного
учебного
материала
ожидается
от
выпускника.
Эти
результаты
потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания
базового
уровня
(исполнительская
компетентность)
или
задания
повышенного
уровня
(зона
ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний,
умений,
навыков,
расширяющих
и
углубляющих
опорную
систему,
размещены
в
рубрике
«Выпускник
получит
возможность
научиться
…».
Эти
результаты
достигаются
отдельными
мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся
в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
В результате изучения курса – «Информатика 10-11» учащиеся должны знать:
10 класс
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
-
понятие
информации
в
частных
науках:
нейрофизиологии,
генетике,
кибернетике,
теории
информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
-
связь
между
размером
алфавита
и
информационным
весом
символа
(в
приближении
равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении
равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя
содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
-
современные
(цифровые,
компьютерные)
типы
носителей
информации
и
их
основные
характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,
при известной скорости
передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять
поиск
данных
в
структурированных
списках,
словарях,
справочниках,
энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной
таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
-
что
такое
многопроцессорные
вычислительные
комплексы;
какие
существуют
варианты
их
реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
11
класс
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с
гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол,
URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной
модели
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного
анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного
процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного
программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим
количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
При изучении курса «Информатика» 10-11 класс формируются:
Предметные
результаты
включают
в
себя:
освоенные
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных,
учебно-проектных
и
социально-проектных
ситуациях,
формирование
научного
типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями,
методами
и
приемами.
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
общего
образования
основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе следующие умения.
Предметное содержание курса определяется разделом «Предметные результаты обучения
по информатике». В следующей таблице перечислены все характеристики предметных результатов
и соответствующие разделы в учебниках для 10 и 11 классов и в практикуме углубленного уровня
для 10–11 классов, обеспечивающие достижение этих результатов.
Предметные результаты
1)
владение
системой
базовых
знаний,
отражающих
вклад
информатики
в
формирование
современной научной картины мира
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и
текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки
3)
владение
универсальным
языком
программирования
высокого
уровня
(по
выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные
управляющие конструкции
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации
прикладной задачи и документирования программ
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших
свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах
искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам
информатики;
умение
строить 7атематические объекты информатики, в том числе логические
формулы
6)
сформированность
представлений
об
устройстве
современных
компьютеров,
о
тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях
операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний
базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной
этики
и
права,
принципов
обеспечения
информационной
безопасности,
способов
и
средств
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с
ними
9)
владение
опытом
построения
и
использования
компьютерно-математических
моделей,
проведения
экспериментов
и
статистической
обработки
данных
с
помощью
компьютера,
интерпретации
результатов,
получаемых
в
ходе
моделирования
реальных
процессов;
умение
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и
справочными системами
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования
компьютерных средств представления и анализа данных
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Раздел 1. Информация и информационные процессы
1.1. Основные подходы к определению понятия «информация».
1.2.Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен
информацией между элементами, сигналы.
1.3.Дискретные и непрерывные сигналы.
1.4. Носители информации.
1.5. Виды и свойства информации.
1.6. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
1.7. Алфавитный подход к определению количества информации.
1.8. Классификация информационных процессов.
1.9. Кодирование информации. Языки кодирования.
110. Формализованные и неформализованные языки.
1.11. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
1.12. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
1.13. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
1.14.
Передача
информации.
Канал
связи
и
его
характеристики.
Примеры
передачи
информации в социальных, биологических и технических системах.
1.15. Обработка информации.
1.16. Систематизация информации.
1.17. Изменение формы представления информации.
1.18. Преобразование информации на основе формальных правил.
1.19. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
1.20. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
1.21. Хранение информации.
1.22. Защита информации. Методы защиты.
1.23. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
1.24. Управление системой как информационный процесс.
1.25. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике.
1.26. Организация личной информационной среды.
Раздел 2. Информационные модели
2.1. Информационное моделирование как метод познания.
2.2.Информационные
(нематериальные)
модели.
Назначение
и
виды
информационных
моделей.
2.3. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и
целям моделирования.
2.4. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок,
схема.
2.5.
Основные
этапы
построения
моделей.
Формализация
как
важнейший
этап
моделирования.
2.6.
Компьютерное
моделирование
и
его
виды:
расчетные,
графические,
имитационные
модели.
2.7. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
2.8. Алгоритм как модель деятельности.
2.9. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
2.10.
Примеры
моделирования
социальных,
биологических
и
технических
систем
и
процессов.
2.11. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
2.12. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.
2.13. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
2.15. Самоуправляемые системы, их особенности.
2.16.
Понятие
о
сложных
системах
управления,
принцип
иерархичности
систем.
Самоорганизующиеся системы.
2.17. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Раздел 3. Информационные системы
3.1. Понятие и типы информационных систем.
3.2. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
3.3 Системы управления базами данных (СУБД).
3.4.Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
3.5. Реляционные базы данных.
3.6. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
4.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
4.2.Архитектуры современных компьютеров.
4.3.Многообразие операционных систем.
4.4.Программные
средства
создания
информационных
объектов,
организации
личного
информационного пространства, защиты информации.
11 КЛАСС
Раздел 5. Компьютерные технологии представления информации
5.1.Универсальность
дискретного
(цифрового)
представления
информации.
Двоичное
представление информации в компьютере.
5.2.Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
5.3.Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
5.4. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
5.5. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.
5.6. Модели цветообразования.
5.7. Технологии построения анимационных изображений.
5.8.Технологии трехмерной графики.
5.9.Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.
5.10. Понятие о методах сжатия данных.
5.11. Форматы файлов.
Раздел 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
6.1
Текст
как
информационный
объект.
Автоматизированные
средства
и
технологии
организации текста.
6.2. Основные приемы преобразования текстов.
6.3.Гипертекстовое представление информации.
6.3.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
6.4.Средства и технологии работы с таблицами.
6.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
6.6.Основные способы представления математических зависимостей между данными.
6.7.Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач
из различных предметных областей)
6.8.Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
6.9.Создание
и
редактирование
графических
информационных
объектов
средствами
графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Раздел 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии)
7.1. Каналы связи и их основные характеристики.
7.2. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.
7.3.
Избыточность
информации
как
средство
повышения
надежности
ее
передачи.
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
7.4. Возможности и преимущества сетевых технологий.
7.5. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
7.6.Глобальная сеть.
7.7. Адресация в Интернете.
7.8. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.
7.9. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
7.10.
Информационные
сервисы
сети
Интернет:
электронная
почта,
телеконференции,
Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.
7.11. Поисковые информационные системы.
7.12.Организация поиска информации.
7.13. Описание объекта для его последующего поиска.
7.14. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Раздел 8. Основы социальной информатики
8.1. Информационная цивилизация.
8.2. Информационные ресурсы общества.
8.3. Информационная культура.
8.4. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
8.5.Информационная безопасность.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСНОВЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№
Тема
Количество
часов
Информация 7 ч.
1
Введение. Структура информатики.
1
2
Информация. Представление информации
3
3
Измерение информации
3
Информационные процессы 15 ч.
4
Введение в теорию систем
2
5
Процессы хранения и передачи информации
3
6
Обработка информации
3
7
Поиск данных
1
8
Защита информации
2
9
Информационные модели и структуры данных
4
Программирование обработки информации 13 ч.
10
Алгоритм – модель деятельности
2
11
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
4
12
Дискретные модели данных в компьютере
5
13
Многопроцессорные системы и сети
2
ИТОГО:
35
11 класс
№
Тема
Количество
часов
Информационные системы и базы данных 13 ч.
1
Информационные системы
1
2
Геоинформационные системы
2
3
Базы данных и СУБД
5
4
Запросы к базе данных
5
Интернет 11 ч.
5
Гипертекст
2
6
Интернет как информационная система
6
7
Web-сайт
3
Информационное моделирование 8 ч.
8
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
4
9
Корреляционное моделирование
2
10
Оптимальное планирование
2
Социальная информатика 3 ч.
11
Социальная информатика
3
ИТОГО:
35
V. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Задачник-практикум
по
информатике:
Учебное
пособие
для
средней
школы/Под
редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
2.
И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
3.
Семакин
И.Г.,
Вараскин
Г.С.
Структурированный
конспект
базового
курса.
–
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
4.
Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней
школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
5.
Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике.-СПб.: БХВ-Петербург, 2011. –
432 с.: ил.
6.
А.Горячев, Ю.Шафрин Практикум по информационным технологиям. –М.: ЛБЗ,2015.
7.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11
классов.
8.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
практикум для 10-11 классов.
9.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы:
методическое пособие.
10.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного
компьютера
обеспечивает
учащемуся
мультимедиа-возможности:
видео-
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый
к
компьютеру,
видеомагнитофону,
микроскопу
и
т.
п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер
–
позволяет
фиксировать
на
бумаге
информацию,
найденную
и
созданную
учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной
принтер.
В
некоторых
ситуациях
очень
желательно
использование
бумаги
и
изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает
доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с
другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего
класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера;
цифровой
микроскоп;
аудио
и
видео
магнитофон
–
дают
возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
В
комплект
с
наушниками
часто
входит
индивидуальный
микрофон
для
ввода
речи
учащегося.
Технические средства обучения
1.
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2.
Наушники (рабочее место ученика).
3.
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
4.
Колонки (рабочее место учителя).
5.
Микрофон (рабочее место учителя).
6.
Проектор.
7.
Лазерный принтер черно-белый.
8.
Лазерный принтер цветной.
9.
Сканер.
10. Цифровая фотокамера.
11. Модем ADSL
12. Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
1.
Операционная система Windows ХР.
2.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3.
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
4.
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5.
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
6.
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7.
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
8.
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
9.
Антивирусная программа.
10. Программа-архиватор WinRar.
11.Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
12. Офисное
приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft
Word
со
встроенным
векторным
графическим
редактором,
программу
разработки
презентаций Microsoft
PowerPoint,
электронные
таблицы Microsoft
Excel,
систему
управления базами данных Microsoft Access.
13. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
14. Система программирования TurboPascal.