Напоминание

Социализация и саморегуляция поведения детей дошкольного возраста.


Авторы: Тесленко Татьяна Викторовна, Клеймёнова Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ п. Верхняя подстепновка м.р. Волжский Самарской области с.п. "Детский сад"Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация и саморегуляция поведения детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тесленко Татьяна Викторовна

Клеймёнова Наталья Юрьевна

воспитатели

СП «Детский сад «Солнышко»

ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка

П. Верхняя Подстепновка

Социализация и саморегуляция поведения детей дошкольного возраста.

Из опыта работы.

В XXI веке всё большее значение приобретает такое свойство личности

как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и

реагировать

на

все

изменения

окружающего

мира.

Очевидно,

что

для

полноценной

и

успешной

жизни

важен социальный

интеллект

и

эмоциональный

интеллект,

позволяющий

ст роить

э ф ф е к т и в н о е

взаимодействие с окружающими людьми.

Перед нами стоит очень сложная

задача - найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут

наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Давайте

попробуем

сравнить

освоение

норм

поведения

с

процессом

ходьбы. Вспомните пожалуйста ваших детей, их первые шаги. Вы знаете хоть

одного ребёнка, который смог с первой же попытки начать правильно ходить, не

спотыкаясь и не падая? Так и у наших с вами воспитанников не получиться

сразу

правильно

выполнять

все

социальные

нормы

и

правила.

Каждому

ребёнку,

прежде

всего,

нужно

дать

возможность

прожить

и

осознать

свой

собственный опыт. Если мы только рассказали, показали или даже вместе

обсудили с ребёнком, как нужно ходить. Это ведь не научит ребёнка ходить,

верно?

Ему

обязательно

нужно

самому

встать

на

ноги

и

пробовать,

упражняться. Очень важен при этом контроль ошибок. Это будут падения. Так

же и в обучении навыкам социальной жизни. Нужно тренироваться, пробовать

разные

варианты.

Нужен

контроль

ошибок

обратная

связь

со

стороны

взрослого или детей. Например, хорошо попросил -тебе вежливо ответили,

поделились

игрушкой.

А

педагог

может

предложить

образцы

поведения

в

разных ситуациях, помочь участникам прояснить свои намерения и чувства.

Таким образом, материал, на котором происходит обучение навыкам

социальной жизни

- это реальные отношения в группе, образцы поведения,

демонстрируемые взрослым. Но также, необходимо проводить специальные

занятия, которые посвящены отдельным социальным нормам. Это могут быть

презентации (показ верных действий), инсценировки (разыгрывание ситуаций и

их

обсуждение),

упражнения

и

тренинги

(игровые

приёмы,

позволяющие

вырабатывать необходимое качество, например, умение говорить комплименты

и определённые навыки социального поведения). Ниже приведены примеры

примерных тем, которые могут быть использованы в работе: введение правил

поведения в группе, кто я, я и другие люди, правила поведения в общественных

местах, моё отношение к природе

Подчеркну, что перечень тем для уроков социальной жизни может быть

только примерным, так как тематика и содержание этих уроков больше, чем

каких - либо других, зависит от ситуаций и проблем, возникающих в группе.

Введение правила «Как спросить, если воспитатель занят»

Детям рассказывают, что иногда воспитатель очень занят, например, разговором

или работой с другим ребёнком. В этот момент кто-то хочет подойти с просьбой

или поговорить. Я вам покажу, как можно это сделать, не мешая. Воспитатель с

ребёнком сидит за столом и играет. Помощник воспитателя стоит рядом с

воспитателем

и

говорит:

«Извините!»

Воспитатель

жестом

даёт

сигнал

обождать.

Через

некоторое

время

воспитатель

обращается

к

помощнику

воспитателя с вопросом, что он хотел. «Вы видели, как тихо стояла Ирина

Петровна, когда я сделала знак рукой. Он обозначает, что нужно подождать

немного», - сообщает потом воспитатель. После предлагается детям побывать в

роли

помощника

воспитателя

и

воспитателя,

чтобы

каждый

ребёнок

мог

прожить эту ситуацию. Такое упражнение показывает ребёнку, что он может

обратиться

к

педагогу

в

любое

время,

даже

когда

он

занят,

но

для

этого

необходимо соблюсти специальное правило вежливости.

Виды упражнений вежливого поведения: Извинения в разных ситуациях.

Приветствия и прощания. Представление кого-нибудь. Просьбы. Благодарность.

Как

дарить

подарок.

Манеры

за

столом.

Поздравления

с

днём

рождения.

Приглашение

войти.

Как

попросить

о

помощи.

Как

предложить

помощь.

Разговор по телефону.

И ещё один момент, на мой взгляд, очень важный, на котором я хотела

бы остановиться. Между детьми часто возникают конфликты. Дело в том, что

дети не совсем понимают чувства и переживания, причём не только чужие, но

иногда и свои. И ещё сложнее бывает их контролировать и управлять ими. Что

значит управлять чувствами? Владеть собой, найти способ так выразить свои

чувства,

чтобы

никого

при

этом

не

задеть

и

не

обидеть,

помочь

другому

человеку исправить настроение, разделить его печаль или радость. И как мы с

вами понимаем, этому ребёнок научается не сразу. Сначала ребёнку нужно

прожить определённые эмоциональные состояния, иначе любой разговор будет

беспредметным.

Только

когда

ребёнок

проникнется

каким-либо

чувством,

научится

его

отличать

от

других,

тогда

его

можно

называть.

У

ребёнка

постепенно

формируется

«эмоциональный

словарь».

Переживаемые

эмоции

соотносятся

с

их

внешним

выражением:

мимикой,

жестами,

интонациями.

Таким образом, создаётся «банк переживаний» ребёнка. И он сможет лучше

понимать свои собственные чувства и чувства окружающих его людей. Вот

только после этого можно ставить задачу: научить управлять чувствами. И нам

с

вами

нужно

быть

очень

внимательными

к

эмоциональному

миру

детей,

научиться не только сопереживать, но и использовать естественные жизненные

ситуации, чтобы дать ребёнку мини-урок: помочь осознать своё чувство, его

причину, назвать его, найти ему социально приемлемый выход. Причём очень

важно, чтобы не возникло запрета на эмоции, даже негативные. Любой человек

имеет право испытывать те чувства, которые он испытывает. Запрещая ребёнку

обижаться, злиться, гневаться мы вынуждаем его лицемерить, наносим вред его

психическому здоровью. И, конечно, в такой работе важнейшая роль должна

быть отведена различным тренингам и разыгрыванием ситуаций, вызывающих

те или иные чувства.

Итак, обратимся к таким чувствам как злость, ярость, гнев. Вначале мы должны

помочь ребёнку выявить чувство гнева и научить замечать проявление гнева у

себя и других людей. Воспитатель с помощником воспитателя разыгрывают

сценку, в которой два ребёнка конфликтуют из-за игрушки: оба участника очень

сердятся друг на друга, кричат, топают ногами, используют все мимические и

пантомимические

средства

для

передачи

ярости.

Затем

показываю

детям

пиктограммы с различным выражением (радость, грусть, печаль, задумчивость

…). Спрашиваем, какие из них больше подходят участникам данной сценки.

Пускаю по кругу зеркало, предлагаю изобразить такое же лицо, как на картинке.

Кто-то

может

описать

его

словами:

какие

брови,

глаза,

рот..

Предлагаю

изобразить

подобную

сценку

в

парах.

Обратить

внимание

на

то,

какое

становится

при

этом

лицо,

как

ведут

себя

руки,

ноги.

Какие

ощущения

испытывают дети. Предлагаю назвать своё состояние словом: злость, ярость,

гнев..

Чтобы

помочь

понять,

что

гнев

бывает

разный

предлагаю

детям

несколько пиктограмм, которые выражают разную степень гнева, раскладываем

их по нарастанию эмоции.

Предлагаю вспомнить случаи, когда испытывали

такое же настроение. Из-за чего это было? Чем всё закончилось? Чтобы научить

детей контролировать чувство гнева, предлагаю желающим детям бросать в

мишень мешочек с песком. При этом сила броска должна соответствовать силе

эмоции. Например «Я ужасно разозлился, когда меня толкнули» и с силой

бросает

мешочек

в

мишень.

Или:

«Я

немного

рассердилась,

когда

Маша

сказала, что у меня дурацкий рисунок» - и легко бросает мешочек. Чтобы

научить детей выражать свои чувства словами демонстрирую детям пружинку.

«Представь себе, что наша злость похожа на пружинку. Когда вы начинаете

слегка злиться, раздражаться, пружина постепенно сжимается. Вас толкнули, не

приняли в игру, вы на кого-то обиделись. Злость накапливается, и пружина

сжимается ещё больше» передаю пружинку по кругу: «Легко держать такую

пружину? А что хочется сделать? Конечно отпустить и дать распрямиться. Так

происходит и с вашими поступками. Когда вас сильно разозлят вы можете

сказать обидные слова и даже ударить обидчика, и злость как -будто проходит.

Но, обижая других, мы часто жалеем потом о нашем поступке». Поэтому всем

людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как

только они их заметят. Давайте договоримся: если у кого-то из вас возникнет

проблема, вы не будете ждать когда пружинка распрямиться, а будете говорить о

том, что вам доставляет неудобство. Но если всё таки злость накопилась и

пружинка распрямилась можно злость прогнать. Например прокричать «Уходи,

злость, уходи!». Какие ещё можно предложить способы разрядки агрессивного

состояния. (прокричать то е самое в мешочек, мешочек плотно завязать и

выкинуть, попинать специальный мешочек или побоксировать со специальной

подушкой).

Вот таким образом в работе с детьми я пытаюсь научить детей принятым в

обществе нормам поведения. Понимая, что отработка каждого навыка требует

определённого времени, причём различного для каждого ребёнка не жду и не

требую от детей безупречного поведения. Однако практика показывает, что

постепенно овладевают навыками поведения.

Список литературы:

1.

Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. М., 2009 г.

2.

Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей..

М., 2009 г.

3.

Шатохина Л.Ф. Учимся жить в мире. М., 2010 г



В раздел образования