Автор: Самохвалова Лариса Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Частные методики. ЛФК при бронхо–легочных заболеваниях»
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Методическая разработка для студентов по выполнению
внеаудиторной работы.
ПМ02.МДК02.02 «Основы реабилитации»
Тема: «Частные методики. ЛФК при бронхо-легочных заболеваниях»
34.02.01.«Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2017 г
Рассмотрено на заседании
ЦМК «Прфилактическая деятельпость»
Протокол № _______ от________2017г
Председатель ЦМК _______________
Р.Ф.Васильева
Составитель: Самохвалова Л.В.
Содержание.
1.
Пояснительная записка
2.
Актуальность
3.
Цель и требования к результатам освоения
4.
Задания для студентов
5.
Критерии оценки работы
6.
Эталоны ответов к заданиям
7.
Список литературы
Пояснительная записка
Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по дисциплине ПМ02МДК02.02 «Основы реабилитации» по
специальности «Сестринское дело» и предназначено для внеаудиторной
самостоятельной работы студентов. Пособие под общим названием
«Частные методики» включает дополнительную разработку темы
практического занятия «ЛФК при бронхо-легочных заболеваниях», что
способствует формированию современных представлений о принципах
профилактики и реабилитации заболеваний.
Актуальность темы
Актуальность данной темы связана с частыми бронхо-легочными
заболеваниями среди всех слоев населения. Можно определенно говорить и
о сезонности обострения проблем и о факторах риска, связанных с
болезнями бронхов и легких. Владение техниками правильного дыхания дает
возможность медицинским работникам консультировать пациентов, давать
им советы как справляться с затрудненным дыханием. Недостаточная
информированность может приводить к хроническому течению болезней
бронхов и легких, тяжелым последствиям и осложнениям имеющихся
болезней. Профилактическая дыхательная гимнастика может помочь
облегчить затрудненные вдохи и выдохи, провентилировать пораженные
участки легкого, способствовать отхождению мокроты, увеличить
подвижность грудной клетки и легких. Применение специальных
дыхательных упражнений ускоряет процесс восстановления организма и
нормализует работу дыхательной системы.
Результатом
освоения
является
овладение
обучающимися
видом
профессиональной деятельности «Участие в реабилитационном процессе», в
том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.7.
Осуществлять реабилитационные мероприятия
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
н е о б х о д и м о й
д л я
э ф ф е к т и в н о г о
в ы п о л н е н и я
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать
и н ф о р м ац и о н н о -ко м му н и кац и о н н ы е
технологии в профессиональной деятельности
Цель занятия: Формирование теоретических знаний по особенностям
реабилитации пациентов с заболеваниями бронхо-легочной системы.
Требования к результатам освоения темы
Студент должен знать:
- Особенности сестринского процесса в реабилитации больных с бронхо-
легочными заболеваниями.
- Принципы подбора специальных дыхательных упражнений.
- Противопоказания к применению средств ЛФК.
- Профилактические мероприятия.
Студент должен уметь:
- Подобрать комплекс дыхательных упражнений.
- Осуществить контроль состояния за занимающимся.
- Консультировать пациента и его окружение по применению лечебных
дыхательных упражнений и дополнительных методах физической
реабилитации.
Основная литература:
1.Епифанов В.Н. Лечебная физкультура –М.: Медицина,2001 (учебная
литература для студентов медицинских колледжей).
2.Попов С.Н. Физическая реабилитация.- Ростов н/Д, изд-во Феникс, 2000.
3.Конспекты лекций.
Дополнительная литература:
1.Боголюбов В.М. Медицинская реабилитация (руководство) –Пермь: ИПК
Звезда, 2006.
Виды самостоятельной работы для студентов
1. Составление таблиц
2. Решение тестовых заданий
3. Решение ситуационных задач
4. Выполнение рефератов и презентаций.
Инструкция
Уважаемые студенты, прежде, чем приступить к изучению темы, используя
конспект лекции, Вам необходимо устно ответить на вопросы для
самоподготовки.
Вопросы для самоподготовки:
1.
Перечислите механизмы лечебного действия физических упражнений.
2.
Какие мышцы принимают участие в акте дыхания.
3.
Вспомните, какие приемы облегчают вдох, выдох.
4.
Какие исходные положения необходимы для вентиляции верхних,
средних, задних и нижних отделов легких.
5.
Какие пробы помогают измерить глубину дыхания.
6.
Что входит в понятие звуковой гимнастики.
7.
Как правильно выполнять дренажные положения.
8.
Приведите пример парадоксального дыхательного упражнения.
9.
Как должен выглядеть дыхательный стереотип по теории К.П.Бутейко.
10. Что можно посоветовать для удлинения выдоха при ходьбе.
Задание 1
Заполните таблицу «ЛФК при бронхо-легочных заболеваниях
Содержание упражнений
Исходное
положение
Количество
упражнений
1.Упражнения, облегчающие вдох
2
2.Упражнения, облегчающие
выдох
2
3.Упражнения, увеличивающие
вентиляцию:
-верхних
-средних
-задних
-нижних отделов легких
1
1
1
1
4. Дренажное положение
1
5. Звуковое упражнение
1
6. Парадоксальное дыхание
1
Критерии оценки к Заданию 1.
Оценка 5 выставляется, если характеристика упражнений описана верно.
Оценка 4, если сделана одна ошибка.
Оценка 3, если много неточностей.
ЗАДАНИЕ 2
Ответьте на вопрос: к какому типу дыхательных упражнений относится
диафрагмальное дыхание и как его выполнить правильно.
Ответ: это статическое дыхательное упражнение. На вдохе нужно надуть
живот, на выдохе втянуть. Вдох выполнить через нос, а выдох через рот.
Как выполнить полное дыхание правильно.
Ответ: На вдохе поднимается грудная клетка, затем живот надувается; на
выдохе сначала втягивается живот, затем опускается грудная клетка.
ЗАДАНИЕ 3
Выбрать один правильный ответ.
1.
Статическое дыхание это:
А) прыжки
Б) приседания
В) дыхание животом
Г) движение руками
2.
Проба Штанге это:
А) спирометрия
Б) задержка дыхания на выдохе
В) измерение ЖЕЛ
Г) задержка дыхания на вдохе
3.
Для вентиляции нижних отделов легких подходит исходное
положение:
А) лежа на спине
Б) сидя
В) стоя, руки за голову
Г) стоя, руки внизу
4.
Дренажное положение это:
А) с приподнятым концом кровати
Б) с опущенными руками
В) на животе
Г) стоя на скамейке
5.
Для облегчения выдоха нужно:
А) шумно вдыхать носом
Б) обнять себя
В) задержать дыхание
Г) надуть шар
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
1-
В
2-
Г
3-
В
4-
А
5-
Б
Критерии оценок:
Максимальная оценка 5 баллов, наличие неточностей – 4 балла
Примерные темы рефератов:
«ЛФК при пневмонии»
«ЛФК при БА»
«ЛФК при ХОБЛ»