Автор: Иванова Алёна Александровна
Должность: Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 19 "Хрусталик" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "В мире гласных: поющие звуки"
Раздел: дошкольное образование
В мире гласных: поющие звуки
(Проект)
Актуальность
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест
травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - pечевые звуки – с самого его
рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для
ребенка
общение
с
взрослыми,
получение
информации,
приобщение
к
д е я т е л ь н о с т и ,
о в л а д е н и е
н о р м а м и
п о в е д е н и я .
Вслушиваясь
в
слова,
сопоставляя
их
звучание
и
пытаясь
повторить
их,
ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
В последние годы отмечают большой рост детей с нарушениями письма и
чтения.
Это
связано
с
несформированностью
фонетико-фонематического
восприятия
и
слуха
у
старших
дошкольников.
В
связи
с
этим
большое
внимание
необходимо
уделять
формированию
звуковой
культуры
речи
и
элементам подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой
культурой
речи.
Если
ребенок
не
будет
правильно
произносить
звуки,
не
сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и
процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Цель:
Использование
форм,
методов
и
приемов
работы
по
воспитанию
звуковой
культуры
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста;
формирование умения четко артикулировать гласные звуки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с гласными звуками и буквами А, О;
- учить определять гласный звук в начале, середине и конце слова;
- учить определять эмоциональные состояния человека и передавать их в
мимике, речи и движениях.
Развивающие:
- развивать умение четко артикулировать гласные звуки;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к буквам и звукам;
- стимулировать желание расширять свой кругозор;
- содействовать умению взаимодействовать друг с другом.
Тип проекта
По целевой установке: информационно - практико - ориентированный
По содержательной области: межпредметный
По характеру координации: со скрытой координацией
По количеству участников: групповой
По продолжительности: средней продолжительности
Участники проекта: старшая логопедическая группа
Продукт проекта: стенгазета «Поющие звуки»
Презентация проекта: презентация стенгазеты родителям и воспитанникам
старших групп ДОУ.
Этапы проведения проекта
1 Этап подготовительный (мотивационно – целевой)
На данном этапе проекта идут постановка исследовательской проблемы,
стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по
теме
проекта,
выдвижение
детьми
гипотез
и
предложений
по
изучению
поставленной проблемы.
Воспитатель ставит и решает следующие задачи:
- развитие диалогической и полилогической речи (умение ставить вопросы и
отвечать на них, умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая
правила коллективного общения);
-
развитие
информационно-коммуникативных
умений
(договариваться,
слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения);
- развитие умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить
предложения,
спорить
и
убеждать,
соблюдая
этикет
спора,
соглашаться
с
общим мнением.
Моделирование проблемной ситуации
Звучат звуки природы, птиц, зверей, плач ребенка и т.д. Произнесите все звуки,
какие вы услышали. Что вы о них можете сказать? А хотите узнать больше о
звуках А, О?
Запуск проекта (Утро радостных встреч: модель 4 вопросов)
Что вы знаете об этих звуках? Что хотите узнать? Что нужно сделать, чтобы
узнать? Чему хотите научиться?
Презентация центров (предметно-развивающая среда)
В
гости
к
детям
приходит
Звуковичок
в
красной
рубашке
и
предлагает
провести экскурсию по группе, пролететь на ковре-самолете и обнаружить
новинки в каждом центре детской деятельности:
Центр информации для родителей: тема проекта недели, рубрика «Выучите
вместе с нами» (стихи, считалки, загадки по теме), иллюстрации по теме,
письмо-приглашение родителям к участию в проекте от ребят.
Центр сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Центр
познавательного
развития
«Грамотейка»:
математические
игры
«Палочки
Кьюизенера»,
счетные
палочки,
логический
планшет
для
выкладывания букв, «Собери картинку» (разрезные мозаики), развивающие
игры «Звуковое лото», «Определи на ощупь».
Центр
художественно-творческий
«Волшебный
сундучок»: трафареты
букв, пластилин (слепи букву), пластилиновые доски и разные крупы (выложи
букву), раскраски букв.
Центр книги «Золотой ключик»: стихотворения, загадки, считалки, сказки,
рассказы о звуках и буквах.
Центр
выставки:
в
среду
–
выставка
рисунков,
в
пятницу
–
стенгазета
«Поющие звуки».
Как будет называться наш проект?
«В мире гласных: поющие звуки»
Эмблема проекта
Индивидуальная ответственность
Воспитывая в детях самостоятельность и ответственность, я предложила
ребятам
деятельность
по
проекту
на
выбор.
Активные
дети
вызвались
руководить подготовкой дел. Составили маршрут, назначили ответственных и
наметили шаги:
•
Познакомиться с гласными звуками и буквами А, О.
•
Узнать из Интернета, книг и журналов все об этих звуках и буквах.
•
Посмотреть о них презентацию.
•
Обратиться за помощью к родителям, логопеду.
•
Сделать стенгазету «Поющие звуки».
•
Показать и рассказать другим детям (презентация).
2 ЭТАП основной (проблемно-деятельностный)
На данном этапе проекта основным содержанием является обогащение
представлений
детей
по
теме
проекта
посредством
книг,
рассказывания,
рассматривания иллюстраций и др. Идет развитие исследовательских умений
детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в
совместной со сверстниками деятельности. Совершенствуются умения разных
видов продуктивной деятельности.
Воспитатель решает следующие задачи:
- обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий по теме
проекта, поиска эпитетов;
-
развитие
умения
связной
речи:
дети
составляют
описательные
и
повествовательные
рассказы,
пересказывают
информацию,
полученную
посредством интервьюирования родителей;
- развитие планирующей функции речи: дети планируют индивидуальную
деятельность и коллективные формы работы.
На
данном
этапе
проекта
родители
могут
активно
включаться
в
образовательную
деятельность
детского
сада
посредством
сопровождения
ребенка
в
поисках
необходимой
информации,
в
оказании
помощи
в
изготовлении индивидуальных промежуточных продуктов проекта. На этом
этапе
развиваются
и
совершенствуются
детско-родительские
отношения:
ребенок
выдвигает
различные
идеи,
открывает
новое
в
уже
знакомых
ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует
интерес родителей к личностным проявлениям ребенка, к общению с ним.
Каждое утро мы с ребятами проводили групповой сбор, где обсуждали
промежуточные результаты проекта, вспоминали и уточняли, чем мы будем
заниматься сегодня (набор дел).
1. Вся неделя была спланирована в виде сюжетно-ролевой игры «Путешествие
в страну гласных звуков».
2.
Мы
изготовили
эмблему
и
поместили
ее
в
центре
информации
для
родителей.
3.
Распределили
между
участниками
проекта
задания
и
назначили
ответственных.
4. Прочитали и выучили стихи о буквах и звуках.
5. Посмотрели презентацию по теме.
6. Играли в сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры.
7. Подготовили вместе с родителями сообщения о звуках.
8. Прочитали сказки о каждом звуке.
9. Рисовали, лепили, выкладывали буквы.
10. Изготовили и презентовали стенгазету «Поющие звуки» другой группе.
3 ЭТАП творческий
На данном этапе идет обобщение и оформление коллективного продукта
детской деятельности и его публичная презентация. На этом этапе воспитатель
продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного
и
подгруппового
взаимодействия,
умения
публичной
самопрезентации.
Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи,
убедительности и доказательности высказываний.
Презентация стенгазеты «Поющие звуки» прошла в пятницу в качестве
завершения нашего проекта.
Поведем итоги
При подведении итогов мы ответили на ряд вопросов:
•
Выполнили ли мы, что наметили?
Да!
•
Получилось ли сделать то, что мы записали в главный результат?
Да, получилось!
•
Что было сделано хорошо?
Выучили стихи, провели игру-путешествие, нашли много иллюстраций по
теме, научились находить звуки в словах, научились правильно показывать
звуки
мимикой,
научились
рисовать
и
лепить
буквы,
организовали
презентацию стенгазеты.
•
Кто бы мог нам сказать «спасибо» за этот проект?
Родители и ребята из других групп ДОУ
•
Оценка работы взрослыми: а) что сказали родители б) мнение
воспитателей и логопеда
Молодцы! Всем очень понравилось! Умеем ответственно походить к
решению проблемы!
Приложение
Стихи о букве и звуке А
Вот два столба наискосок, А – начало алфавита,
А между ними – поясок. Тем она и знаменита.
Ты эту букву знаешь? А? А узнать ее легко:
Перед тобою буква А. Ноги ставит широко.
(С. Маршак) (А. Шибаев)
Вот буква вроде шалаша. АЗБУКА
Не правда ль, буква хороша! Пусть начинается
И хоть она проста на вид, с АИСТА -
А начинает АЛФАВИТ. Он, как и азбука,
(Е. Тарлапан) С А начинается!
(В. Заходер)
Буква А, буква А- А как лесенка стоит
Алфавита голова. Перед входом в алфавит.
Знает Вова, знает Света, (Г. Виеру)
А похожа на ракету.
(В. Степанов)
Всем известно, буква А- Обожают этот звук
Буква очень славная. И Андрей, и Аллочка,
Да к тому же буква А Палка так и палка так,
В алфавите главная. И в середине палочка.
(Э. Успенский)
Букву А Что везешь,
За первой партой Автомашина?
Посадили перед картой, - Все, что есть
А на карте вся земля – на букву А.
Реки, горы и поля. Вот
И спросили, кем она Арбузы, апельсины,
Стать мечтает, буква А? Абрикосы и айва.
- Я хочу быть агрономом, (Г. Сапгир)
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще… аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?
(Г. Соколов)
Сказки «Живые звуки»
Сказка о звуке А.
Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А____».
Иногда звук А пел очень тихо: «А,А,А.» Иногда- очень громко: «А,А,А».
Когда звуку А было грустно, то он пел тихую-тихую,
протяжную-протяжную песню: - А____А____А___А___А___А____.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше,
то ниже и очень-очень плавно: А А А А А А
А А А___А____, А А
А___А___.
Всем вокруг нравится звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные
голоса.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Что любил делать звук А?
3.Когда звук А пел, как он открывал рот? Покажи, как пел звук А?
4. Как умел петь звук А? Спой тихо, спой громко?
5. Какую песню пел звук А, когда ему было грустно? Спой тихую, протяжную
песню звука А.
6. На каком инструменте играл звук А? Прохлопай и спой мелодию, которую
звук А играл на барабане
7. Какие песни звук А пел детям? Спой колыбельную звука А.
8. За что всем нравился звук А?
Стихи о букве и звуке О
В этой букве нет угла, Посмотри на колесо-
Оттого она кругла. А увидишь букву О.
До того она кругла, (А. Шибаев)
Покатиться бы смогла.
(Е. Тарлапан)
В старом дереве дупло Если только захочу
Ну совсем как буква О. О как обруч прокачу.
(В. Степанов)
Обруч на арене вспыхнет, Осинку
Тигр в огонь отважно прыгнет. Окрасила
(Г. Виеру) Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
…А потом пришел осел. Она позолотой блистает,
Оглядел он все страницы, Одно только жаль -
Опустил свои ресницы Облетает.
И промолвил: (В. Лунин)
- Кроме О
Нету в книжке ничего.
(Г. Сапгир)
Потешка
Не по тропе, О охало,
А около О охало,
Катилося Не на тропе,
И охало. А около.
(И. Демьянов)
Игровые упражнения
1. Фонематическая зарядка
Как охают больные? (Ох-ох!)
2. Кто внимательный?
Назовите, что изображено на рисунках. Какой одинаковый звук в словах? (на
картинках изображены: дом, ноты, зонт, пальто, оса,нож)
3. Кто больше?
Придумайте слова, в которых звук (о) в начале, в конце слова.
4. Слоговой аукцион.
Закончите слова: ок… (но); о… (са); об… (лако) и т.д.
Сказка о звуке О.
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда
звук О пел, его рот становился похож на небольшой вытянутый кружок:
«О,О,О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О!
Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только
восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
-ООО__ООО__ООО__ОООО__. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко,
ко-ко-ко, не ходите далеко….»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались
и облаком, озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи
на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2.На что похож рот у звука О?
3.Отчего был в восторге звук О?
4.Кому мог подражать звук О своей песенкой? Спой эту песенку.
5.На что были похожи рты у всех поющих со звуком О?
6.Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.
Руководитель проекта : Иванова Алёна Александровна
Воспитатель высшей квалификационной
категории МДОБУ «Детский сад № 19»