Автор: Черных Оксана Вячеславовна
Должность: страший воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 194 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методический материал
Тема: «Организация проектной деятельности в создании единого образовательного пространства в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
«Организация проектной деятельности
в создании единого образовательного пространства в детском саду»
Черных Оксана Вячеславовна
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 открытого
акционерного общества
«Российские железные дороги» (ЧДОУ «Детский сад № 194 ОАО «РЖД») г.
Красноярск
старший воспитатель
«… Дети любят искать, сами находить;
в этом их сила»
Альберт Эйнштейн
Внедрение
метода
проектов
в
практику
педагогической
работы,
реализация
содержания
образовательной
программы
дошкольного
образования
посредством
проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. В частности, поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, исследовательской, проектной,
познавательной
и
других
рассматривается
в
качестве
условия
поддержки
индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста.
Проектная
деятельность нужна, чтобы решать проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри
проекта
на
различных
этапах
его
реализации
дети
могут
осуществлять
и
исследовательскую, и продуктивную, и другие виды деятельности.
Анализ
педагогической
практики
свидетельствует,
что
технология
проектной
деятельности заняла достойное место в системе дошкольного образования. Интерес к
данной технологии продиктован жизнью, теми задачами, которые стоят перед дошкольным
образованием:
воспитание
личности,
способной
самостоятельно
мыслить,
успешно
встраиваться
в
социум,
добывать
информацию
и
применять
знания,
эффективно
действовать в ситуации неопределённости, проявлять творческие способности.
От
того,
насколько
проектная
технология
будет
естественно
вписана
в
жизнедеятельность
ребёнка,
создаст
условия
для
его
самореализации,
насколько
методически грамотно будет организована, во многом будет зависеть её результативность,
дидактический,
развивающий,
воспитательный
результат.
Бесспорно,
проектная
деятельность в дошкольном возрасте носит характер сотрудничества, является совместной
деятельностью ребёнка и взрослого, и взрослый, как более опытный человек, может
заинтересовать ребёнка проблемами, которыми занимается сам.
Метод проекта помогает выйти на взаимодействие с родителями, меняет отношения
в системе «дети-родитель-детский сад». В проектной деятельности появляются ценные
отношения в этой триаде: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности.
Родители
видят в педагогах своих помощников по воспитанию детей, понимают, что
дошкольное
образовательное
учреждение
готово
оказать
необходимую
поддержку
родителям – партнёрам, поскольку имеет необходимые достаточные знания и опыт в
области педагогики и психологии.
К воспитателю, вступающему во взаимодействие с ребёнком и его семьёй, сегодня
предъявляются
особые
требования.
Важным
является
не
только
умение
решать
возникающие психологические и педагогические проблемы, но и понимать направление
развития, способствовать поиску путей психологической и педагогической поддержки.
Вот что по этому поводу пишет Т.В. Погост: «Отваживаясь не необходимое участие в
формировании того или иного человека, мы берём на себя функцию Творца, и, независимо
от нашего мировоззрения, мы не можем не почувствовать вселенской ответственности.
Поэтому сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобного, мы не должны
поддаваться ему. Интуиция подсказывает, что другой человек, пусть даже маленький, не
должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни, - мы же
призваны всемерно ему помогать». Таким образом, проектирование может стать средством
социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Единой целью проектной деятельности в нашем детском саду является развитие
свободной
творческой
личности
каждого
ребёнка,
мы
помогаем
детям
быть
конкурентноспособными и успешно решать задачи – «Пойти туда – не знаю куда…»,
«Принести то, не знаю что…». И, наконец, проектная деятельность позволяет нам ввести в
целевую группу ближайшее окружение ребёнка. А это, само по себе, решает задачу
взаимодействия с семьёй и создаёт единое образовательное пространство. Мы, педагоги,
стараемся, чтобы семья не существовала где-то отдельно, поэтому, организуем совместные
мероприятия-проекты. Родители в рамках данной работы помогают найти ребёнку ту или
иную информацию, изготавливают вместе с ребёнком поделку, рисуют, фотографируют,
делают подборку художественной литературы, картинного, иллюстративного материала по
теме проекта, участвуют вместе с детьми в игровой деятельности, экспериментировании.
Как всё начиналось? Однажды, на встречу в клубе «Заботливые родители» пришла
Фея
Знаний
познакомиться
с
детьми
и
родителями
и
показать
много
необычного
в
обычных вещах: мы, вместе с детьми и родителями экспериментировали с пластилином и
создавали
картины
по
сюжетам
сказки.
Был
реализован
творческий
проект
«Пластилиновая сказка», цель которого выяснить возможности пластилина и освоить
разные техники работы с ним; и создать картину в технике пластилиновая живопись. Мы
исследовали, творили и решали, что интересного мы можем узнать ещё и на очередной
встрече в клубе «Заботливые родители» вместе изготовили поделки из солёного теста. Так
мы реализовали проект «Волшебные фигуры из солёного теста», а результаты опроса
показали, что создавать поделки из солёного теста стало любимым занятием многих
взрослых и детей – мука, вода, соль – самые доступные по средствам материалы.
Уже 5-й год мы сотрудничаем с детской библиотекой им. С. Михалкова. Дети
подготовительной группы 2 раза в месяц посещают занятия в библиотеке. А в рамках
проекта «Книжкин дом», мы организовали встречу в клубе «Заботливые родители», где
заведующая библиотекой провела беседу-диалог с родителями по приобщению детей к
чтению детской художественной литературы. А итогом проекта – стало создание книги
«Стихов о Зиме» русских поэтов, где стихи подбирали педагоги и родители, а рисунки к
стихам рисовали сами дети. Данный проект был приурочен к Году литературы в 2015 году.
А с опытом работы по приобщению детей к чтению художественной литературы мы
делились
на XVIII
всероссийской
научно-практической
конференции
«Психология
детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития ребёнка», где
в
сборнике по результатам конференции опубликована статья «Приобщение дошкольников к
истокам книжной культуры» (авторы О.В. Васильева, О.В. Черных).
Мир природы для дошкольников – ежедневные открытия. Изучать природу они
начинают с территории детского сада, парка, который находится рядом с домом. Именно в
дошкольном
возрасте
у
ребёнка
начинает
формироваться
осознанное
отношение
к
окружающей действительности. Поэтому наша задача – воспитывать у детей любовь к
природе, желание её охранять.
Идея
проекта
«Красноярские
«Столбы»
возникла
во
время
рассматривания
достопримечательностей
города
Красноярска
–
заповедника
«Столбы».
Дети
стали
рассказывать, что были с родителями в заповеднике «Столбы», видели скалы, по велению
природы принявшие облик исполинских великанов с угадываемыми очертаниями людей,
животных и мифологических существ, с уникальной структурой ходов и лазов.
Был
разработан конспект с использованием методов развивающего обучения: «Край, в котором
мы
живём»,
создана
предметно-развивающей
среды:
оформлен
уголок
«Мой
край»,
разработана презентация Красноярские «Столбы», проведены беседы о разновидностях
скал Красноярских «Столбов», животных, которые обитают на территории заповедника,
собрана
художественная
литература
о
природе
для
детей
Красноярских
авторов.
Организованы
сюжетно-ролевые
игры
«Путешествие
в
заповедник
«Столбы»,
дидактические игры «Животные заповедника», «Найди по описанию», «Знаешь ли ты
растения заповедника». А в рамках реализации программы «Волшебная кисточка», где
дети
осваивают
нетрадиционные
техники
рисования,
организована
выставка
детских
рисунков Красноярские «Столбы». Вместе с родителями оформлена выставка фотографий
«Мы посетили Красноярские «Столбы».
Мы, также, тесно взаимодействуем
с ГПЗ «Столбы» и очень часто, в рамках
проектной деятельности, участвуем в организованных конкурсах: «Тайга без огня» - дети
вместе с родителями нарисовали плакаты «Берегите лес от пожара», «Не оставляй огонь в
лесу – спасёшь ты белку и лису», «Пожарам в лесу – «Нет!», рисунки «Знайте, юные
друзья, что с огнём играть нельзя», «Мы сбережём лес от пожара». Реализован проект
«Осторожнее с огнём – очень много силы в нём». В 2016 году, который был объявлен
Годом экологии,
организовали проект «Будь природе другом». Цель – ознакомление с
разнообразием
живой
природы
и
формирование
осознанно-правильного
отношения
к
представителям
животного
и
растительного
мира.
Итоговым
мероприятием
явилось
участие
в
городском
семейно-творческом
конкурсе
«Арт-Ель»
по
экологическому
воспитанию детей, развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.
Так получили своё рождение совместные проекты, в основе которых лежит детское
экспериментирование. Как правило, подобные проекты носят краткосрочный творческий
характер.
Технологию
исследовательского
проектирования
и
экспериментальной
деятельности мы используем не только в совместной деятельности с родителями, но и в
образовательной деятельности в детском саду в каждой возрастной группе.
Во второй младшей группе выбор темы проекта педагоги определяют разными
способами, но главное, на что обращают внимание – это интерес ребёнка: когда на
рисовании дети обмакивают кисточку в стакан, то видят, как вода меняет цвет и им это
интересно.
Отсюда
и
тема
для
проекта
–
«Цветная
вода».
В
средней
группе
также
проведено много разных проектов, и педагоги выбрали ещё один долгосрочный проект
уже
со
следующего
года
–
«Дети
и
робототехника».
В
детском
саду
приобрели
2
конструктора для занятий по робототехнике, и уже на данном этапе дети осваивают
технологию лего-конструирования в рамках проекта «Такой интересный конструктор» -
как начальный этап знакомства с робототехникой.
Данное
направление
тем
актуально,
что
уже
сейчас
рассматривается
вопрос
Молодёжным парламентом при Государственной Думе о введении в общеобразовательные
школы предмета «Робототехника» со 2 по 4 класс.
Хочется ещё рассказать, на мой взгляд, интересном долгосрочном проекте «Ложка
деревянная, музыкальная», который реализует музыкальный руководитель Мамаева Н.С..
Целью данного проекта является приобщение детей к культуре, активизация творческой
деятельности и игрового опыта детей. Уже не первый год на фестивале «Радуга талантов»,
проводимом в детском саду № 198 ОАО «РЖД», дети подготовительной группы исполняли
русские народные произведения на ложках. Опытом работы по данному направлению Н.С.
делилась
на
семинаре
«Способы,
пути
и
варианты
реализации
ФГОС
ДО
(защита
авторских проектов и разработок)» в детском саду № 204 ОАО «РЖД». А ещё
имеет
печатную статью «Приобщение детей к русской народной культуре как условие развития
их творческих способностей» в сборнике по материалам XVIII всероссийской научно-
практической
конференции
«Психология
детства.
Социальные
и
психолого-
педагогические условия развития ребёнка».
Педагогическим
коллективом
детского
сада,
родителями
воспитанников,
заведующей,
старшим
воспитателем,
специалистами
реализован
проект
по
совершенствованию РППС – «Детская площадка» по благоустройству детской территории:
оборудованы
прогулочные
участки
всех
возрастных
групп,
спортивная
и
игровая
площадка. И, наконец, преобразована природная среда «Зелёный огород», который создает
комфортные
условия
пребывания
детей
на
территории
детского
сада
и
является
единственным
местом
общения
детей
города
с
природой
и
выполняет
следующие
функции:
эстетическую,
информационную,
природоохранную,
продуктивную,
развлекательную, служит центром наблюдений, экспериментирования, исследования и
труда.
Мы показали результаты внедрения в нашем детском саду проектной деятельности в
разных направлениях. Понимая и учитывая результативность и значимость проектной
деятельности, мы продолжаем работу по данному направлению и дальше. Накоплен багаж
реализованных проектов, другие реализуются сейчас, и ещё много интересного впереди.
Список используемой литературы
1.
Белолуцкая
А.К,
Организация
детской
проектной
деятельностив
ДОУ
//Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 4.
2.
Гулидова
Т.В.
Проектная
деятельность
в
детском
саду:
Организация
проектирования, конспекты проектов. Волгоград «Учитель», 2012 г.
3.
Детский сад: теория и практика. Проектная деятельность дошкольника и её
организация в детском саду. № 9, 2012 г
4.
Дошкольная педагогика. Познавательно-исследовательская деятельность с
детьми старшего дошкольного возраста. № 3, 2015 г.
5.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера. 2006 г.