Напоминание

конспект логопедического занятия


Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект логопедического занятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 23 «Аленушка»

357600, г. Ессентуки, переулок Садовый 8-а

Конспект интегрированного

логопедического занятия

по лексической теме:

«День народного единства».

2018

Составила учитель-логопед

Семенович А.Э.

Конспект логопедического занятия по лексической теме

« День народного единства».

Цель: формирование

лексико-грамматических

категорий

и

связной

речи.

Коррекционно

образовательные

задачи: Активизация

словаря,

расширение представлений

детей о территории России,

народах

её

населяющих, совершенствование грамматического строя речи (закрепление

звукового анализа и синтеза слов, с мягким согласным звуком, составление

модели предложения, согласование прилагательных с существительными в

роде и числе, образование сравнительных прилагательных)

Коррекционно

-

развивающие

задачи:

Развитие

связной

речи,

зрительного

внимания

и восприятия, мышления, тонкой

и

общей

моторики.

Формирование

навыка

развернуто

отвечать

на

вопросы

о

событиях, действиях и явлениях. Закрепление падежных конструкций.

Коррекционно

-

воспитательные

задачи:

Воспитание

уважения

к

различным

национальностям

России,

их

культуре,

языку;

воспитание

дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание

чувства

гордости за свой народ, за его подвиги. Воспитание чувства патриотизма,

гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, слайды с изображениями Москвы, презентация

о

подвиге

Минина

и

Пожарского,

фотографии

г.

Ессентуки,

карточки

с

моделями слов и предложений, запись гимна России.

Предварительная

работа:

беседа

о

России,

о

народах

её

населяющих;

рассматривание

карты

мира,

России;

рассматривание

кукол

из

набора

«Национальные костюмы»; разучивание пословиц о Родине.

Ход занятия:

I.

Организационный этап.

Логопед: Давайте подберём к слову Россия красивые слова. Россия, какая? (с

передачей флага России по кругу)

Дети:

Любимая,

широкая,

родная,

могучая,

непобедимая,

дорогая,

необъятная, великая, сильная, любимая, огромная…

Логопед: - Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?

Дети: Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут

разговаривать

на

разных

языках;

носить

разную

национальную

одежду.

Логопед:

Какие

национальности,

проживающие

в

России,

вы

знаете?

(татары, казаки, чеченцы, чуваши,греки,армяне, ненцы, чукчи и др.

Мы все живём в России, кто мы?

Дети: Мы россияне.

Логопед: Давайте крепко возьмёмся за руки и покажем, как наш народ

объединяется, чтобы защитить Россию, если на страну нападает враг.

4

ноября

россияне

будут

отмечать

государственный

праздник:

День

народного единства.

Дети садятся за столы.

II. Основной этап.

Логопед: Этот

день

занимает

особое

место

среди

государственных

праздников современной России. Во все времена русский народ любил свою

Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны

совершал

подвиги.

Не

сразу

Россия

стала

сильным,

могущественным

государством. Были в России трудные, тяжелые времена.

-

Давным-давно

в

Русском

государстве

было

тревожное

время

неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время. Захватили

царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить. Не

было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. Поняли люди, что

никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской –

собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков. Жил в то

время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма

Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение.

Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и сказал такую речь.

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине

святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери

одной?

Народ. Мы все, Козьма Захарыч, все хотим помочь Москве и вере

православной!

Минин. Но нет у нас воеводы: найдём, братья, честного человека,

который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?

Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Другого нам не надо!

А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в

Нижнем Новгороде. Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их

воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного

ополчения. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось

ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались

отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. Во главе

ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (слайд

№1).

Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение.

Два месяца шли бои за освобождение Москвы. (слайд № 2, 3, 4) Тот день

остался в памяти у народа. (слайд№ 5). Когда была одержана великая победа

и в честь той битвы в Нижнем Новгороде – родном городе Минина и в сердце

нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той

битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России

(слайд 6, 7).

Логопед: А теперь разберем слова. Раньше нашу страну называли Русь.

Послушайте слова: Россия, Русь, мир. Назовите длинное слово

Дети: Россия.

Назовите короткое слово (Русь, мир).

Логопед: Найдите на столе модель слова Русь. Как вы догадались, что эта

модель подходит к слову Русь? «Прочитай», назови все звуки по порядку.

Найдите на столе модель слова мир. Почему ты решил, что это модель слова

мир?

Чем похожи слова?

Дети:

Состоят из одинакового количества звуков, в словах есть звук Р, в

середине гласный звук.

Логопед: Чем отличаются слова?

Дети: В слове Русь первый звук твёрдый согласный. В слове мир вначале

мягкий согласный звук.

Логопед: А теперь давайте составим предложения со словом Россия.

Дети: Россия это моя страна.

Логопед: Из чего состоит предложение? Выложите модель предложения.

Прочитайте своё предложение. Сколько слов в модели твоего предложения?

Физминутка.

Логопед:

Какой

русский

человек

не

любит

березку

красавицу! Береза — символ России. Как она хороша в нашем детском саду в

разные

времена

года!

Прямая,

стройная,

белоствольная.

Заведем

хоровод «Береза».

Дети

заводят

хоровод «Береза» (дети

идут

по

кругу,

взявшись

за

руки).

Берёза моя, березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

(Дети останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх).

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

(Дети медленно приседают).

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Логопед: Пройдите за столы. Я предлагаю вам поиграть:

1.Закончи

предложение.

Моя страна называется … (Россия). Столица

нашей страны — … (город Москва), просмотр слайдов (слайд № 9, 10, 11,

12).

Как называется наш край – (Ставропольский). Наш город называется —

(Ессентуки).

Подойдите к столу с фотографиями нашего города.

Возьмите фотографии и расскажите о том месте, которое изображено.

2.Дидактическая игра «Закончи предложение»

- Ребята, Ессентуки - город небольшой, но очень красивый, уютный, чистый,

благоустроенный. Москва город большой.

- В Ессентуках улицы длинные, а в Москве ещё … (длиннее).

- В Ессентуках улицы шумные, а в Москве ещё … (шумнее).

- Теперь похвалим наш город!

- В Москве деревья роскошные, а в Ессентуках ещё (роскошнее).

- В Москве дома прочные, а в Ессентуках ещё … (прочнее).

- В Москве люди трудолюбивые, а в Ессентуках ещё … (трудолюбивее).

- В Москве люди добрые, а в Ессентуках ещё … (добрее).

Логопед:

Я

предлагаю

вам

вспомнить

пальчиковую

гимнастику,

которая

называется «Российская семья»

Живут в России разные

Энергично сжимать и разжимать кулачки

Н а р о д ы

с

д а в н и х

пор,

Одним – тайга по нраву,

соединить

большой

и

указательный

пальцы правой руки

Другим – родной простор.

соединить большой и средний

У каждого народа

соединить большой и безымянный

язык свой и наряд

соединить большой и мизинец

Один черкеску носит,

соединить

большой

и

указательный

пальцы левой руки

Д р у г о й

н а д е л

халат.

соединить большой и средний

Один – рыбак с рожденья,

соединить большой и безымянный

Другой – оленевод

соединить большой и мизинец

Одни кумыс готовит,

Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед.

Тыльной стороной ладони вытирают рот

Одним милее осень

Руки

опускают

сверху

вниз,

потряхивая

кистями.

Другим – милей весна,

Поглаживают «траву».

А Родина – Россия

«Домик».

У нас у всех одна.

Берутся за руки.

Логопед:

Как и в с е страны мира,

все государства,

существующие на

земле,

Россия имеет свой флаг, герб, гимн и своего президента. ( слайд

15,16)

- Кто знает, как зовут нашего президента?

Дети: Нашего президента зовут В. В. Путин.

Логопед: Он руководит нашим государством, принимает очень важные и

нужные решения для нашей страны (слайд13).

Давайте посмотрим на наш флаг (слайд14).

Белый цвет - березка. Мир и благородство.

Синий - неба цвет. Верность, честность, правда.

Красный цвет - солнечный рассвет. Огонь, отвага, любовь. Каждый должен

быть готов к защите Родины.

Государственный флаг поднимается во

время торжественных мероприятий, праздников.

Логопед: Мы с вами на прошлом занятии обвели и вырезали наши ладошки.

А теперь мы наклеим их вокруг нашей страны – России. Это будет означать,

что мы все граждане нашей страны-россияне, мы – дружим,

любим друг

друга и уважаем.

Хорошо, молодцы! Только вместе, объединившись, мы сможем защитить и

сберечь нашу страну, сделать её лучше и красивее.

III. Заключительный этап.

Логопед: Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему появился

этот праздник? Кто стал народными героями России?

Какие игры вам

понравились? А теперь давайте вспомним символы России, о которых мы

говорили

Дети: герб и флаг

Логопед:

А

сейчас

вы

услышите

главный

музыкальный

символ

нашей

страны. Это гимн. Гимн – это торжественная песня. Когда звучит гимн, все

встают. Давайте и мы встанем и послушаем гимн России.

Логопед: Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детского сада гони!

Молодцы, ребята! Наше занятие закончилось.



В раздел образования