Автор: Пырикова Елена Алексеевна Должность: учитель начальных классов, куратор по работе с одарёнными детьми Учебное заведение: НОЧУ СОШ "Живоносный Источник" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Божий дар или кара небесная? Раздел: среднее образование
Божий дар или кара небесная?
Не одно столетие человечество пытается разгадать загадку чудо-
детей - вундеркиндов. Кто они, эти «цветы жизни», обладающие
неординарными способностями? От рождения родителями или от Бога
дан им суперталант?А может быть это вовсе и не талант? Ведь
повзрослев, вундеркинды чаще всего теряют свой «божий дар», а иногда
раньше времени уходят из жизни. Почему так происходит? Ответ на
этот вопрос пытается найти автор данной статьи.
Само понятие «вундеркинд» (в переводе с немецкого «чудесный
ребёнок») возникло в 17 веке. Именно так в школах Европы
называли не по годам развитых детей. В трактате того времени
«Дети, ставшие знаменитыми» французский историк Байе приводит
множество примеров того, что ранний талант приводил людей к
высоким постам, делал их знаменитыми и уважаемыми людьми в
обществе. Казалось истина неоспорима, однако, уже в следующем
веке к сверходарённым детям отношение общества меняется, к их
таланту начинают относиться с недоверием. Бытовало даже мнение,
что задержка детей в интеллектуальном развитии благоприятна для
их психики, учителя даже советовали родителям оставлять детей на
второй год в одном и том же классе.
У нас в стране, да и на всём постсоветском пространстве
одарённых детей воспринимали как помазанников Божьих. Но в
какой-то момент общество задумалось: почему в одной семье может
расти гений и совершенно обыкновенный ребёнок? В начале 20 века
была разработана и получила распространение оригинальная
диагностика одарённости, однако вскоре советская власть признала
её вредной, так как учёные-исследователи пришли к
умозаключению, что в семьях интеллигентов умственный уровень
развития детей был значительно выше, чем в семьях пролетариев.
Наша советская система диагностики одарённости детей канула в
небытие, а в мире получила известность система вычисления
интеллектуального коэффициента (IQ). Ребёнок за определённый
отрезок времени выполняет ряд тестов, и по результату
определяется степень одарённости. Однако, как показывает жизнь,
высокий уровень IQ ещё не означает гениальности. Гениальность –
категория не поддающаяся математическим расчётам.
Пожалуй, самыми известными в мире вундеркиндами были
композитор Вольфганг Амадей Моцарт и поэт Торквато Тассо. Тассо
уже в шестимесячном возрасте (!) произносил целые предложения, а
в 13 лет поступил в Болонский университет. Моцарт в 3 года
сочинял музыку, а в 5 лет давал концерты, превосходно играл на
скрипке, клавесине и органе.
Но музыкальный дар – это одно, но когда дети преуспевают в
науках, здесь уже речь идёт не столько о таланте, сколько о
чрезмерно развитых способностях. И здесь вундеркинды не
перестают удивлять нас. Маленький американец Джонатан Скотт в
5 лет увлёкся учебниками химии своей старшей сестры, а учась во
втором классе школы, поступил на химический факультет
университета. Удивляла своими способностями и американка
Сэкуилл Стоунер. В 4 года она выучила латынь и эсперанто, в 9 лет
девочка знала восемь языков, а в 12 лет поступила в университет и
стала доктором наук. Норберт Винер, отец кибернетики, знал
несколько иностранных языков в 6 лет, в 11 лет окончил среднюю
школу, а в 18 лет стал доктором философии Гарвардского
университета.
Досрочное поступление в университеты давно стало одним из
ярких свидетельств ранней одарённости. Можно привести много
примеров из истории. Александр Грибоедов поступил в Московский
университет в 11 лет, а уже в 15 – окончил сразу два отделения –
юридическое и словесное. Известный советский учёный, лауреат
Нобелевской премии Лев Ландау окончил школу в 13 лет, а в 19 –
физический факультет университета, в 27 лет стал профессором.
Достаточно много фактов зафиксировано и в наши дни, однако
всегда ли судьба благосклонна к юным гениям?
Маленький гений получает бесценный дар, но ему предстоит
задача выжить в обществе, которое всегда стремилось «к общему
знаменателю». Чудо-дети, как правило, отличаются тонкой и
уязвимой психикой – рано взвалив себе на плечи груз гениальности,
они нередко устают от него. Не говоря уже о том, что белых ворон
нигде не любят, и им приходится преодолевать массу
психологических трудностей. Иногда вундеркинды, в период
депрессии, заявляют своим родителям: «Не хочу быть особенным!
Хочу быть как все!»
Специалисты утверждают, что 90% юных дарований не
оправдывают ожиданий и примерно к 18 годам большинство из них
пополняют ряды обыкновенных детей. Причём среди мальчиков
10% всё - таки становятся знаменитыми, то среди девочек талант
иссякает практически в 90% случаев. Среди мужчин вообще больше
гениев. Но есть одна закономерность: у девочек интеллект лучше
развивается в вербальном направлении – они становятся
писательницами, поэтессами, ораторами, в то время как мальчики
преуспевают в пространственном мышлении.
Что же всё-таки нужно, чтобы юный талант в будущем нашёл себе
место в жизни? Должны совпасть два фактора – природного дара и
социальных условий (гениям надо помогать). К сожалению, для
многих родителей эта «помощь» сводится к тому, что из ребёнка
делается своеобразный аттракцион, который демонстрируют
окружающим при каждом удобном случае, загоняя малыша в
глубочайший стресс и пучину комплексов.
Великий Гёте в своё время утверждал, что «гений – это 1%
таланта и 99% пота», современные учёные приходят к другому
соотношению : всего лишь 20% личные заслуги человека, а 80% -
заслуга природы, то есть родителей. Немецкие учёные вывели
формулу рождения вундеркинда: для того чтобы родился гений,
необходимо, чтобы возраст матери равнялся половине возраста отца
плюс 7 лет. Возрастной фактор действительно играет не последнюю
роль, ведь в течение жизни родители накапливают мутации, и чем
их больше, тем выше шанс (равно как и риск) рождения ребёнка с
отклонениями от нормы. Ведь и гениальность – есть не что иное, как
отклонение от нормы.
PS. Для каждого родителя его ребёнок самый талантливый, самый
умный, самый красивый. Однако слепая родительская любовь не должна
мешать трезво оценивать способности своего ребёнка. Этот тест
поможет вам определить, в чём талантливо ваше чадо, в какой сфере
он наиболее проявит свои способности. Но, каким бы ни был вывод, не
чувствуйте себя разочарованными, если результаты не будут
соответствовать ожиданиям. Ребёнок меняется, и у него всё впереди.
Тест «Творческий потенциал вашего ребёнка»
1.
Случается ли ребёнку находить необычное применение
какому-нибудь предмету?
2.
Меняет ли он свои наклонности?
3.
Любит ли рисовать абстрактные картины?
4.
Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5.
Любит ли фантастические истории?
6.
Сочиняет ли рассказы, стихи?
7.
Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
8.
Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал?
9.
Бывает ли у него желание переделать что-нибудь на свой вкус?
10.Боится ли темноты?
11.Изобрёл когда-нибудь новое слово?
12.Считал ли это слово понятным для окружающих без
объяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему усмотрению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по её назначению?
16. Мог ли ваш ребёнок, будучи совсем маленьким, отгадывать
назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
18. Есть ли у него внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснение тому, чего ещё не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?
23. Помнит и рассказывает ли свои сны и пережитые
впечатления?
Подсчитайте количество баллов: за каждый положительный ответ
– 1 балл, за каждый отрицательный ответ – 0 баллов.
Результаты
Более 20 баллов. Ребёнок очень сообразителен, способен иметь
собственную точку зрения. Следует помогать ему в этом и
развивать задатки творческой личности.
15-19 баллов. Ребёнок не всегда обнаруживает свои способности. Он
находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован.
Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.
9-14 баллов. Ваш ребёнок обладает сообразительностью,
достаточной для многих областей, где необязателен собственный
взгляд на вещи. Но для занятий творчеством ему многого не хватает.
4-8 баллов. Сообразительности и смекалки малышу достаточно , но
не хватает собственной точки зрения на вещи. Желание заниматься
творчеством у него есть, но вот способностей пока маловато.
Помогайте ему их развивать.
Менее 4 баллов. Пускай ребёнку не хватает изобретательности,
зато он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в
сложных профессиях
Елена Пырикова, учитель
НОЧУ СОШ «Живоносный Источник»