Напоминание

"Дифференцированный подход в работе со старшими дошкольниками по развитию связной речи, в процессе ознакомления с природой, с применением мнемотехники"


Автор: Цветкова Татьяна Николаевна
Должность: Заместитель заведующего по воспитательно–образовательной работе
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 19 "Хрусталик" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированный подход в работе со старшими дошкольниками по развитию связной речи, в процессе ознакомления с природой, с применением мнемотехники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дифференцированный

подход в работе с детьми 6 – 7 лет в группе кратковременного

пребывания по развитию связной речи,

в процессе ознакомления с природой,

с применением мнемотехники».

(Из опыта работы)

Психологическая

школа

в

объяснении

высших

познавательных

процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что

сознание

ребенка

развивается

в

результате

деятельности,

в

процессе

практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая практика впервые в психологической науке была предложена Л.С.

Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович,

П.Я. Гальперин и др.).

Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в

сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей

коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом

интеллектуальной, речевой деятельности.

С

введением

ФГОС

ДО

особое

значение

придается

социально-

коммуникативному

развитию

дошкольников,

так

как

в

нем

совершенно

справедливо

видят

залог

успешного

формирования

социально

активной

личности, будущего школьника, успешного гражданина России.

Формирование

правильной

устной

речи

дошкольников

важнейший

аспект

обучения

родному

языку.

Работая

заместителем

заведующего

по

воспитательно-образовательной работе, я провожу с детьми НОД в группе

кратковременного пребывания детей.

Мои занятия по развитию речи и

ознакомлению с окружающим миром направлены на реализацию этой, одной

из

главных

задач,

и

занимают

важное

место

в

единой

системе

образовательного процесса в группе предшкольной подготовки.

Разработанные

мною

интегрированные

занятия,

игры,

экскурсии,

определяют круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря,

речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми, а также

предусматривают

воспитание

у

детей

таких

качеств,

как

общительность,

вежливость, приветливость, сдержанность.

Конкретизируя общую задачу формирования правильной устной речи,

необходимо выделить составляющие ее частные задачи, соответствующие

основным компонентам языка и речи:

-

развивать словарь;

-

формировать грамматическую сторону речи;

-

воспитывать звуковую культуру речи;

-

формировать навыки диалогической речи;

-

обучать рассказыванию (монологическая речь);

-

знакомить с художественной литературой.

Введение интегрированного курса в мою педагогическую практику стало

необходимым условием из–за низкой речевой активности «домашних» детей,

поступающих в группу кратковременного пребывания. До 59% детей на

момент

поступления

в

группу

имеют

бедный

словарный

запас.

До

84%

старших

дошкольников

не

способны

грамматически

правильно

строить

высказывания,

не

умеют

логически

рассуждать,

делать

выводы

и

умозаключения. Это неорганизованные дети, которым в течение одного года

необходимо пополнить и сформировать систему знаний, умений и навыков,

предусмотренных программой по дошкольному образованию. Кроме того,

большая

часть

детей,

не

посещающих

дошкольные

учреждения,

имеют

различные речевые нарушения (до 64%) и состоят на учете у логопеда.

Казалось бы, невозможно за минимально короткий срок до минимума

сократить существующий разрыв. Однако, дифференцированный подход в

обучении,

использование

мнемотехники

и

применяемая

мною

система

работы

с

детьми

по

развитию

связной

речи

в

процессе

ознакомления

с

природой по

методике Н.Ф. Виноградовой, дают стойкие положительные

результаты и позволяют значительно сократить существующий разрыв за

один учебный год.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный

опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы,

общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что

это

источник,

благодаря

которому

«ум

поднимается

от

смутных

чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных явлений

идет в единстве с овладением искусства речи. И Ушинский К.Д.

считал

логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Умение

наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы,

рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и

красоту речи – то есть, развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Своей

необычностью,

новизной,

разнообразием

природа

эмоционально

воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать,

побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Анализ высказываний, рассказов детей о природе, их речевой активности

на занятиях, во время проведения дидактических игр, экскурсий, в свободной

и

игровой

деятельности

дает

мне

возможность

выделить

четыре

уровня

развития связной речи детей.

Характеристика каждого уровня опирается на следующие критерии:

-

содержание знаний о природе (достоверность, глубина, полнота);

-

умение выразить свои знания в речи (форма высказывания, четкость,

последовательность и эмоциональность изложения);

-

контактность,

общительность

ребенка

(желание

или

нежелание

беседовать, рассказывать и т. д.).

Первый

уровень. У

детей

нет

достаточных

знаний

о

природе.

Имеющиеся

знания

не

всегда

дают

им

возможность

правильно

и

точно

понимать, а, следовательно, отражать в речи свойства и качества предметов и

явлений действительности. На вопросы дети отвечают односложно, часто

отвлекаются. Даже по образцу рассказывают с большой помощью педагога.

Рассказы их примитивны и по содержанию, и по форме: не полны,

не

последовательны,

в

них

преобладают

простые

нераспространенные

предложения.

Дети

малоактивны,

нерешительны

и

не

отличаются

любознательностью.

Речевая

активность

низкая

(это

такие

дети,

как

Л.

Алеша, А. Варя, Д. Виталий, Н. Катя).

Второй

уровень. Дети обладают достаточными знаниями о природе.

Отвечая

на

вопросы,

они

правильно

отражают

в

своей

речи

основные

качества и свойства предметов и явлений природы. Монологическая же речь

их

развита

недостаточно.

Рассказы

отличаются

обилием

усвоенного

материала,

но

излагается

он

непоследовательно,

сумбурно.

Хотя

дети

используют разные виды предложений, но часто строят их неправильно. Дети

этой

группы

обычно

застенчивые,

не

высказывают

желания

составлять

рассказы о природе, часто отмалчиваются. Речевая активность низкая (Это Б.

Маша, Ч. Кирилл, С. Софья, Ш. Рома, А. Катя, З. Саша, Б. Лера, Ж. Маша).

Третий

уровень.

У

детей

нет

достаточных

знаний

о

природе,

имеющиеся знания не всегда позволяют отражать в речи свойства предметов

и

явлений

природы.

Речь

часто

неграмотна,

хотя

многословна.

Ответы

быстрые,

но,

как

правило,

непродуманные.

Рассказы

этих

детей

многословны,

излишне

детализированы,

повествование

перескакивает

с

одного яркого эмоционального момента на другой, ребенок отвлекается от

темы и фантазирует. Особенно типичен ответ «полной фразой», даже если это

не требуется. Дети всегда активны, самоуверенны, любят высказываться даже

о том, чего не знают, отстаивают свои мысли, даже если они неверны. В

данном

случае

развитие

формы

речи

опережает

содержание.

Речевая

активность повышенная (Б. Арина, О. Катя, Ч. Юля, М. Ваня, В. Руслан).

Четвертый уровень. Дети обладают достаточными знаниями и умеют в

меру

своих

возможностей

отбирать

сведения,

необходимые

для

данного

высказывания.

Они

строят

свой

ответ

довольно

последовательно,

любят

рассказывать на разные темы, хотя о природе рассказывают менее охотно. С

удовольствием

вступают

в

общение,

они

спокойны

и

уверенны

в

себе.

Развитие содержания и формы речи идет в единстве. Речевая активность

соответствует норме (Л. Дарина, Л. Оля, М. Катя, П. Полина, С. Злата, Г.

Влад, Ф. Юля, П. Карина, С. Дарина, К. Лиза).

Заметить, какого уровня достигло развитие речи ребенка, можно уже в

среднем дошкольном возрасте и совершенно точно можно определить это в

старшем дошкольном возрасте.

Выяснив для себя уровень развития детей и разделив их на подгруппы

после

первых

же

занятий,

я

продолжаю

работу

по

развитию

у

них

логического мышления и речи, но уже дифференцированно. Задачи работы с

каждой подгруппой (в соответствии с уровнем развития) я конкретизирую

следующим образом.

Для детей первого уровня: расширение знаний о разных предметах и

явлениях природы, обогащение пассивного и развитие активного словаря,

стремление

к

достижению

полноты,

четкости

и

выразительности

речи;

развитие умственной и речевой активности.

Для детей второго уровня: расширение и углубление знаний о природе,

развитие

активного

словаря,

формирование

способности

самостоятельно

выражать свои мысли в связном повествовании.

Для детей третьего уровня: углубление и уточнение знаний о природе,

развитие

таких

качеств

связной

речи,

как

достоверность,

точность,

последовательность;

воспитание

требовательности

и

критического

отношения к своей речи.

Для детей четвертого уровня: углубление и систематизация знаний о

природе,

поддержание

любознательности

и

активной

работы

мысли;

дальнейшее

совершенствование

формы

выражения

мыслей:

обогащение

лексики,

достижение

четкости

и

последовательности

изложения,

эмоциональности речи.

Знание

индивидуальных

особенностей

детей,

их

способностей

и

возможностей, конкретно поставленные задачи, позволяют мне подбирать

речевой,

дидактический

и

наглядный

материал

к

занятиям

с

учетом

дифференцированного подхода. Это помогает мне использовать оптимальные

средства и приемы педагогического воздействия на воспитанников, видеть

«зону ближайшего развития» каждого ребенка, прогнозировать результат.

Детям первого уровня я чаще, чем другим, предлагаю свой образец

рассказа

или

высказывания;

задаю

вопросы,

помогающие

сделать

высказывание

ребенка

более

полным,

точным

и

последовательным.

Дополнительно

я

провожу

с

этими

детьми

повторные

занятия

по

составлению рассказов на темы, уже усвоенные остальными ребятами, по

чтению и пересказыванию рассказов, рассматриванию и описанию картинок,

дидактические игры.

Особое

внимание

я

уделяю

работе

с

родителями

этих

детей.

Им

я

рекомендую при общении с детьми, во время бесед, прогулок расширять их

кругозор и словарный запас, упражнять в передаче своих впечатлений и

переживаний, больше времени уделять чтению книг, рассматриванию картин

и иллюстраций.

С детьми второго уровня, имеющими достаточные знания о природе и

словарный

запас,

но

не

всегда

четко,

последовательно

и

уверенно

передающими свои знания, я провожу работу по развитию у них логичности

мышления

и

речи,

самостоятельности;

помогаю

им

поверить

в

свои

возможности. Для этого я предлагаю им не образец рассказа, высказывания, а

план изложения в виде опорных сигнальных карточек, схем, мнемодорожек и

мнемотаблиц.

Вопросы

и

указания

помогают

им

следовать

намеченному

плану

и

наполнять

его

конкретным

содержанием.

На

занятиях

я

дополнительно

провожу

с

этими

детьми

словесные

дидактические

игры,

составление рассказов на предложенную тему. Для повышения активности

детей

этой

подгруппы

я,

давая

им

задание

на

наблюдение

в

природе,

подчеркиваю

важность

и

необходимость

его

выполнения

для

всего

коллектива.

Родителям я тоже советую обратить внимание на развитие активности,

самостоятельности их детей, рекомендую задавать им больше вопросов и

предлагаю задания, которые ребенок должен выполнить сам; рекомендую

совместные речевые игры, составление творческих рассказов, задаю речевые

логические задачи.

Повышенная активность, многословие, частое отвлечение от главного,

некоторая

самоуверенность детей

третьего

уровня

требует

от

меня

так

организовать

работу

с

ними,

чтобы

воспитывать

у

них

большую

ответственность

и

критическое

отношение

к

своим

высказываниям.

Я

предлагаю

детям

внимательно

выслушать

и

повторить

задание,

советую

обдумать ответ, не торопиться, прошу их самих оценить высказывание с

точки

зрения

содержательности:

«Ты

рассказал

самое

главное,

самое

важное?..», - а также точности и четкости изложения: «Можно ли сказать

точнее?»

Я

приучаю

детей

внимательно

слушать

товарищей

и

доброжелательно

относиться

к

их

высказываниям,

не

стараться

всегда

ответить первым. Особенно важно отучать детей от многословия, повторения

одних и тех же мыслей и слов: «Как можно сказать короче?», «Скажи только

то,

что

очень

важно»,-

развивать

у

них

умение

говорить

кратко,

четко,

выразительно. И здесь при составлении описательных рассказов, рассказов о

сезонных

изменениях

в

природе

приходят

нам

на

помощь

сигнальные

карточки, схемы, мнемотаблицы.

Родителям я советую помогать детям видеть и выделять существенное

при

восприятии

окружающего,

передавать

это

существенное

в

речи;

рекомендую

не

восхищаться,

а

критически

относиться

к

излишней

разговорчивости ребенка, не умиляться его активностью и всезнайством.

К

детям

четвертого

уровня

развития,

обладающим

достаточными

знаниями, речевой активностью и умением связно рассказывать о природе, я

предъявляю повышенные требования: им предлагаю более трудные задания

для

самостоятельного

решения,

в

которых

должны

проявляться

сообразительность, умение мыслить творчески. Я стараюсь привлекать детей

этого уровня к посильному анализу и оценке содержания и формы ответов

своих

товарищей.

С

целью

развития

умственной

активности,

самостоятельности и инициативы этих детей я не спешу давать им готовые

ответы на их вопросы, а предлагаю им сначала подумать самим. Широко

использую на занятиях составление мнемодорожек и мнемотаблиц самими

детьми, творческие задания и речевые логические задачи. В целях поощрения

удачные детские высказывания, рассказы я использую как образец для всей

группы.

Например, было творческое задание - придумать продолжение сказки:

«Однажды, летним солнечным днем, из своего домика – куколки на свет

появилась удивительно красивая бабочка. Она сидела на великолепном цветке

и ждала, когда подсохнут ее прекрасные крылышки, чтобы лететь на поиски

сладкого цветочного нектара. Но вдруг…» Что же случилось потом?

На

занятии

дети

превратились

в

маленьких

магов,

волшебников

сказочников и каждый сотворил свою неповторимую историю. Но самой

яркой и запоминающейся оказалась сказка Андрея К. Вот ее продолжение:

«…Но

вдруг

над

полянкой

пролетел

шаловливый

ветер.

Он

увидел

бабочку и решил с ней познакомиться. Но ее нежные крылышки затрепетали

на ветру, и она, испугавшись, заплакала. А ветер сказал, что он добрый,

нежный,

легкий

ветерок

и

не

будет

обижать

бабочку,

а

хочет

с

ней

подружиться.

Он

высушил

ей

слезы,

бабочка

улыбнулась,

и

они

весело

закружились над цветочной полянкой. Так подружились прекрасная бабочка

и летний ветерок». С этой сказкой познакомились не только дети всех групп,

но и родители воспитанников.

Подобные

задания

не

только

обогащают

словарный

запас

детей

и

развивают

их

речевую

активность,

но

и

стимулируют

креативные

способности дошкольников: они овладевают умением составлять творческие

рассказы, сказки, варьируя их окончание.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Развивать у

детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение

сравнивать, выделять существенные признаки мне помогает применение не

только дидактических игр, но и использование речевых логических задач.

Например:

Почему деревья белые?

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад

посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе,

солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят.

Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

И

далеко

не

сразу

появляются

правильные

ответы,

но

ответы

принимаются все: «А ты как думаешь?..»; «Как считает Оля?..»; «А какое

решение у Маши?..». Главное – разбудить мысль, заставить ребенка думать,

не бояться высказывать свою точку зрения, даже если на первых порах она

ошибочна.

Обогащение

и

активизация

словаря

детей

происходит

в

процессе

углубления и систематизации фонда действенных знаний об окружающем

мире,

объектах,

предметах

и

явлениях

природы.

Освоение

языка,

его

грамматического

строя

дает

возможность

детям

к

концу

учебного

года

свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные

связи

между

предметами

и

явлениями.

Создаются

предпосылки

для

условного

перехода большей части

детей из первой, второй и третьей

подгруппы

в

четвертую.

Однако,

намного

успешнее

я

стала

добиваться

положительных результатов, когда начала использовать на занятиях, помимо

опорных схем и сигнальных карточек, мнемодорожки и мнемотаблицы –

систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации.

Применение

мнемотехники

позволило не только развивать у детей умение с помощью графической

аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, но и знакомить детей с

характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений

на

мнемодорожке

и

мнемотаблице;

развивать

у

них

память,

внимание,

креативное

мышление,

речевую

активность.

Процесс

составления

мнемотаблиц захватывает и увлекает детей, побуждает к самостоятельности

и

вариативности,

вызывает

желание

рассказывать,

рассуждать,

делиться

опытом.

Вот пример совместного составления мнемотаблиц: «Осень», «Весна»…

«Наступила Осень. Деревья стоят в золотом наряде. Часто дует ветер и

обрывает с деревьев желтые листья. Солнышко меньше греет и реже светит,

прячась за тучки. Часто идет холодный осенний дождь. В лесу растут грибы.

А елочки, омытые дождем, остаются зеленые. Выходя из дома, люди берут с

собой зонтики». Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач

является правильная организация обстановки, в которой у детей появляется

желание говорить, рассуждать, вступать в речевое общение.

На занятиях я приучаю детей самостоятельно, творчески использовать

полученные знания и умения; поддерживаю у ребят желание учиться; учу их

делиться своими знаниями с товарищами.

В процессе развития речи совершенствуются все психические процессы,

формируются познавательные интересы детей, от общей любознательности к

дифференцированным и стойким интересам, к доступному анализу и оценке

своей деятельности.

Таким образом, дифференцированный подход в работе с детьми 6 – 7 лет

в группе кратковременного пребывания по развитию связной речи в процессе

ознакомления

с

природой,

с

применением

мнемотехники,

способствует

достижению

устойчивых

положительных

результатов

за

минимально

короткий срок. При завершении дошкольного образования и

переходе к

школьному обучению наши выпускники обладают:

-

прочными систематизированными знаниями об окружающем мире;

-

имеют богатый словарный запас;

-

сформированы навыки общения, умение обосновывать свой вариант

ответа или выбор действия;

-

создается алгоритм самостоятельных высказываний и умозаключений

с использованием необходимой терминологии;

-

осознанно

усваиваются

и

применяются

правила

грамматического

строя речи;

-

осознанно переносится полученный опыт в другие игровые и учебные

ситуации;

-

решается

проблема

«разрыва

стартовых»

возможностей

при

поступлении

в

школу

между

«домашними»

и

организованными

детьми;

-

сокращаются сроки адаптации детей в 1 классе;

-

легче и успешнее усваивается учебный материал на первой ступени

обучения.

Применяемая

мною

педагогическая

практика

помогает

изучать

варианты

восприятия

информации

каждым

ребенком

и

рационально

использовать ее в работе по формированию коммуникативно-речевых умений

и

навыков.

Способствует

созданию

положительных

эмоциональных

состояний,

развитию

познавательного

интереса,

инициативы,

памяти,

формированию учебной мотивации дошкольников. Ценным является умение

детей составлять творческие рассказы, сказки, что говорит о креативных

способностях дошкольников. Ознакомление с данной методикой родителей

воспитанников

через

серию

открытых

занятий,

схемы-задания,

занятия

«Школы для родителей», значительно облегчает их работу с детьми при

заучивании

стихотворений,

пересказывании

и

составлении

творческих

рассказов.

Помогает

установлению

партнерских

отношений

между

родителями

и

детьми,

отношений

сотрудничества

между

сверстниками

в

группе.

Необходимо

отметить,

что

процесс

познания

природы

во

всем

многообразии способствует не только развитию речевой активности, но и

формированию

правильной

устной

речи

дошкольников.

Природа

предоставляет

возможности

для

разнообразной

деятельности

детей,

что

способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Литература

п/п

Список используемой литературы

1

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

родителям. С-П. Детство-пресс. 2001.

2

Арушанова

А.Г.

Речь

и

речевое

общение

детей.

Москва.

Мозаика-

Синтез. 2004.

3

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. С-П. Детство-пресс. 2003.

4

Большева Т.Б. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. С-П. Детство-пресс. 2001.

5

Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников.

Москва. Баласс. 2003.

6

Виноградова.

Н.Ф.

Умственное

воспитание

детей

в

процессе

ознакомления с природой. Москва. Просвещение. 1978.

7

Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград.

Учитель. 2006.

8

Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и

развитие речи. Москва. Мозаика-Синтез. 2005.

9

Капинос

В.И.

Развитие

речи:

теория

и

практика

обучения.

Москва.

Линка-пресс. 1994.

10

Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в

ДОУ. Москва. ТЦ Сфера. 2005.

11

Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи. Москва. Школьная

Пресса. 2005.

12

Пикулева Н. Слово на ладошке. Москва. Новая школа. 1994.

13

Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Москва. Мозаика-Синтез. 2006.

14

Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль. Академия развития. 1996.

15

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва. ТЦ

Сфера. 2004.

Цветкова

Татьяна

Николаевна,

заместитель

заведующего

по

воспитательно-образовательной работе.



В раздел образования