Напоминание

«Знакомство детей с устным народным творчеством»


Автор: Настина Людмила Яковлевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия 119"
Населённый пункт: г. Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: «Знакомство детей с устным народным творчеством»
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ «Прогимназия 119»

Выступление на педагогическом совете

«Знакомство детей с устным

народным творчеством»

ВЫПОЛНИЛА: Настина Л.Я.

Г.Саранск

2018 год

2

Содержание:

Глава 1 «Знакомство детей с устным народным творчеством» ………….. 4 стр

Потешки, прибаутки, загадки…………………………………………..

Пословицы, поговорки, заклички …………………………………….

Глава 2 «Знакомство детей с русской народной песней»………………… 7 стр

Колыбельная, пестушки…………………………………………….

Хороводная песня………………………………………………………

Плясовая песня и частушка……………………………………………

Глава 3 «Использование фольклора в развитии

двигательной активности детей»……………………………………… 10 стр

Народные игры………………………………………………………….

Г Л А В А 1

Знакомство детей с устным народным творчеством

Народная

педагогика

ещё

в

глубокой

древности

выработала

приёмы

воспитания

ребёнка

в

колыбельный

период,

строго

дозировала

познавательный

материал,

вводимый

в

этом

возрасте,

определила

роль

радостных

эмоций

для

воспитания

жизнерадостного

человека,

значение

основ

нравственности,

закладываемых в раннем детстве, и всё это закрепила в примитивных, с точки

зрения взрослого человека, поэтических произведениях – потешках.

Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего

мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и

умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешка —песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и

ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.

Применяя в детском саду на занятиях небольшие стишки и песенки позволяют как

воспитателю, так и музыкальному руководителю в игровой форме побудить ребенка

к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя

моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к

обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук,

мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить

мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Примеры: «Сорока»

Вариант 1.

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

4

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил

— Зачем воду не носил!

[1]

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая

история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

На занятиях через прибаутку педагог даёт ребёнку познавательную информацию,

способствующую его развитию.

Загадка - представляет собой краткое образное определение предмета или

явления, дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме.

Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих

черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой

и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине

гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава,

5

и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях

догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для

взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не

бывает, например:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнут,

Сапоги на распашку,

На босу ногу зипун.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху.

Произведения фольклора (загадки, потешки, прибаутки и др.) передавались устно.

Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов

одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество или по- другому - поэзия пестования –

удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Оно включает всю

совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения,

закреплённых в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

Народные воззрения на воспитание нашли своё выражение в очень точной

поговорке: «Учи ребёнка, пока поперёк лавки лежит, а коли вдоль ляжет – поздно».

6

Глава 2

Знакомство детей с русской народной песней

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и

любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе,

национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а

значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном

воспитании ребенка дошкольника.

Первое знакомство ребёнка с русской народной песней происходит за долго до

того как он начинает что-то осмысленно понимать, то есть с момента рождения.

Именно тогда мама, убаюкивая его, напевает песенку – колыбельную.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что

указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди

верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок

увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему

в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.

Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение

доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью

которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным

покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. В условиях детского сада ребёнка

учат убаюкивать куклу, покачивая её на руках или в качалке.

Следующий, и неимение значимый для ребёнка элемент фольклора –

пестушка. Она заложена в нас генетически и вольно или не вольно мы применяем её

в диалоге с маленьким ребёнком.

7

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий

стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой

сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей

жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

С самого раннего возраста мы учим детей браться за руки, водить хоровод,

играть «каравай» вокруг ребёнка-именинника и многое другое, но именно в кругу,

взявшись за руки. И этим самым мы вольно или невольно выполняем главную

заповедь круга – дружба, тепло, изобилие, богатство.

Хоровод, или как его иначе именуют в настоящее время «хождение под

песню», сильно разнится от принятых ныне представлений о хороводе. Он включает

в себя шесть фигур, в строгой последовательности перетекающих одна к другой,

при этом каждая из них исполняется под определенную песню, имеет свое название

и выполняется в определенном ритме. Начавшись плавно и неспешна, от фигуры к

фигуре, от действия к действию, темп хоровода с течением времени наращивается,

8

увеличивается ритм движения: «Столбы» означают четыре первоэлемента природы

(огонь, воздух, вода и земля). Весь мир, вся вселенная формируется в результате их

смешения и взаимодействия; «Вожжа» - представляет собой волнистую линию или

«змейку», что символизирует волны океана, и космическую бездну; третья фигура

«Плетень» - означает, что всё в мире взаимосвязано и неделимо; четвёртая – «Круг»,

которая даёт силу и добро всем в нём находящимся и всему миру; пятая фигура

«Сторона на сторону» - это символ неба и земли, танцуя его всегда поправляли друг

на друге одежду выражая тем самым заботу и уважение друг к другу; последняя

фигура «На четыре стороны» - означала четыре стороны света, каждая сторона

приветствовала другую, а затем всё переходило в весёлую музыку и начинались

весёлые танцы кадриль и барыня. А весёлый задорный танец мог закончится

шуточными припевками, которые стали называться – частушками.

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества.

Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из

четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания»,

«семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под

гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого

музыкального сопровождения.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного

происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе

назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий

9

ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил

также и название «частушка».

Дети с большим желанием поют маленькие весёлые четверостишья, в которых

простые и доступные слова. А особенно частушка полезна для исполнения детьми с

ОНР, т.к. простые слова, наложенные на мелодию, легко произносятся и поются

Глава 3

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.

В связи с возрастными особенностями и характером времяпрепровождения

ведущее положение в детском фольклоре занимает игровой фольклор. Игра имеет

особое, исключительное значение в жизни детей. Е.А. Покровский рассматривал

детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного

воспитания. Многие игры, забавы - это как бы шуточное подражание трудовому

процессу взрослых. Исследователь детских игр Н.И. Кравцов писал: «Если игра для

взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько естественна, что

является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а

для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы;

для него игра - посильный труд» .

Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра

соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает

новые

музыкальные

образы,

приобретает

умения

и

навыки,

развивает

свою

фантазию.

Причем

развитие

способностей

происходит

как

бы

само

собою,

в

занимательной

и

увлекательной

игровой

форме,

что

лишает

воспитательный

10

процесс

назидательности.

Именно

в

игре

раскрывается

творческое

начало

маленького человека, так как игра - это естественное состояние ребенка Игра для

детей - важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывают очень много

самых

разнообразных

игр.

Есть

игры,

в

которых

различные

фольклорные

произведения являются неотъемлемой частью, компонентом. Видный историк Э.

Тейлор в работе «Первобытная культура» утверждал, что в детских народных играх

«воспроизводятся древние стадии истории детских поколений человечества». В

играх, так или иначе, отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его

мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно

судить об истории народа. Поэтому на занятиях, праздниках, прогулках стараемся

использовать игровой материал разных народов (так называемый региональный

компонент), что позволяет расширить кругозор детей и ещё больше гордиться своей

Родиной, своим народом.

11

12

13

14



В раздел образования