Напоминание

"На прогулку в поисках весны"


Автор: Ивахова Светлана Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Технологическая карта занятия педагога–психолога с детьми подготовительной группы
Тема: "На прогулку в поисках весны"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Технологическая карта занятия педагога-психолога с детьми подготовительной

группы «На прогулку в поисках весны».

Пояснительная записка

Автор занятия:

Ивахова Светлана Владимировна, МАДОУ «Синеглазка», высшая квалификационная категория.

Характеристика группы: дети подготовительной группы.

Тема развивающего занятия:

«На прогулку в поисках весны».

Форма и продолжительность занятия:

Подгрупповая деятельность, продолжительность – 25 - 30 мин.

Цель: способствовать эмоционально-личностному и социальному развитию дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

-

расширение

знаний

об

окружающем

мире

посредством

различных

каналов

восприятия

окружающего мира;

- закрепление умения различать эмоциональное настроение;

- обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Развивающие:

- развитие навыков позитивного общения;

- повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения,

формирование терпимости к мнению собеседника.

Воспитательные:

- воспитание любознательности, доброты, бережного отношения к окружающей природе;

- воспитание умения слышать взрослого, друг друга.

Оборудование:,

суджок (на каждого ребенка), экран, проектор, ноутбук, смайлики (веселый,

грустный, спокойный), «сухой

дождь», бланки с заданием «Найди и обведи», простые карандаши,

волшебный мешочек, фишки: 2 красные, 2 желтые, колокольчик, схемы «Деревья распускаются»,

цветы,

клей-карандаши (на каждого), игровое поле «Скворечник», маркеры (на каждого ребенка),

музыка для релаксации, звуки весенней природы.

1

Этапы

Задачи, формы

деятельности,

специфические виды

деятельности

Применяемы

е методы и

приемы

Содержание этапа

Организаци

я

Используе

мые

дидактичес

кие

материалы

,

информаци

онные

ресурсы

Вре

мя

этап

а

1. Игра -

приветствие

«Ласковое

приветствие

»,

«Настроени

е»

1.

Организация,

мотивация.

2.

Создание настроя на

совместную

деятельность

Форма работы:

подгрупповая.

Специфические

виды детской

деятельности:

Коммуникативная

деятельность:

свободное общение с

взрослыми и

сверстниками, умение

высказывать свою

точку зрения.

Словесные

методы.

Игровые

методы.

Слайд 1 (муз. Сопровождение «Хорошее настроение)

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

- Ребята, поприветствуем друг друга. Каждый из вас будет

называть свое имя, прохлопывая его в ладоши, а мы все

как эхо будем его повторять, так же хлопая в ладоши.

- С каким настроением вы сегодня пришли? Выберите

подходящий вашему настроению смайлик, приклейте его

на ромашку.

Размещение

на ковре по

кругу

Смайлики

(веселый,

грустный,

спокойный)

2

м

2. Вхождение

в

1.

Создание позитивного

настроя на совместную

Наглядные

методы.

Слайд 2. Раздается птичья трель.

Психолог: - Как красиво щебечет птичка. Ребята, что

На ковре

Экран,

проектор,

4

мин.

2

деятельность

деятельность .

2.

Формирование

доброжелательных

отношений в

коллективе.

Форма работы:

подгрупповая,

индивидуальная.

Специфические виды

детской деятельности:

Игровая деятельность:

игровая ситуация.

Коммуникативная

деятельность:

свободное общение с

взрослыми и

сверстниками.

Восприятие образов:

аудирование

(смысловое восприятие

речи на слух)

Игровые

методы.

Практические

методы.

Прием

музыкального

стимулирован

ия.

Тактильное

восприятие.

такое не пойму, наверное, птичка случайно к нам

залетела. Давайте посмотрим.

Слайд 3

На экране появляется синица:

Я – синичка - Динь – день, день! –

Распеваю целый день.

Телеграмму, телеграмму!

Я несу вам с почты прямо.

И хочу вас пригласить

На прогулку всем сходить.

Чтоб весну скорей найти

И с собою привести.

Психолог: - Ребята, как поможем синичке найти весну?

(покажем

картинки,

нарисуем

рисунки,

расскажем

о

весенних

приметах,

споем

песенку,

расскажем

стихотворение, пойдем в лес искать весенние приметы).

- Ребята, чтобы выполнить просьбу синички, предлагаю

отправиться

на прогулку, чтобы отыскать

весенние

приметы.

- На чем можно отправится на прогулку? (пешком, на

автобусе, на машине, а можно на поезде).

Слайд 4.

- Скорее, веселый паровозик вас уже заждался.

(Под

музыку

«Паровоз

Букашка»

дети

имитируют

паровоз, встают друг за другом, кладут руки на плечи

друг другу).

- Вот мы с вами оказались в парке (дети останавливаются

посередине

кабинета).

Давайте

вдохнем

ароматы

просыпающейся

природы.

Сделайте

глубокий

вдох.

Почувствуйте,

как

стали

пахнуть

деревья,

как

пахнут

проталины. Воздух свежий, дышится легко.

ноутбук,

сенсорная

тропа,

«сухой

дождь»

3

Психолог

-

Итак,

ребята,

зачем

мы

отправлялись

на

прогулку? (Чтобы помочь синичке найти весну, чтобы

рассказать о весеннем преображении природы).

3. Игровое

упражнение

«Четыре

стихии

(воздух – вода

– земля –

огонь)

1.Сплочение группы

детей.

2. Формирование

доброжелательных

отношений в

коллективе.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

Коммуникативная

деятельность: общение

со сверстниками,

взаимодействие в

коллективе.

Практические

методы.

- Чтобы увидеть и заметить весенние приметы надо быть

очень

внимательными

и

наблюдательными,

уметь

слушать, прислушиваться. Я предлагаю вам игру, которая

поможет нам быть внимательнее.

Игра «Четыре стихии (воздух – вода – земля – огонь)

Если

услышите

слово

воздух

поднимите

руки

вверх,

«земля» опустите руки вниз.

На слово «огонь» движение руками вперёд – назад,

на слово «вода» движение руками как при плавании.

Делайте, что я скажу,

А не то, что покажу.

Молодцы у вас все получилось. Приглашаю вас присесть.

На ковре

2

мин.

4.

Пальчиковая

гимнастика

Развитие мелкой

моторики

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

Практические

методы.

Тактильное

восприятие.

- Ребята, какие весенние приметы вы можете наблюдать

сейчас? Вспомните из собственных наблюдений, из бесед

с воспитателем и родителями (день становится длиннее,

стало ярче светить солнце, начинают весело щебетать

птицы, просыпается природа …)

- На какое настроение похожа весна? (радость, веселье).

-

Чтобы

помочь

синице

найти

весенние

приметы

предлагаю вам потренировать пальчики.

«Колечки», «Ладошка – ребро – кулачок»,

«Суджок» - Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мячик мы катать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Чтобы пальчики размять.

За столами

Суджок

2

мин.

5.

Развитие мелкой

Словесные

- Ваши знания, внимательность помогут вам выполнить

За столами

Бланки с

4

4

Упражнение

«Найди и

обведи»

моторики,

графомоторных

навыков,

произвольного

внимания

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

методы

(беседа).

Прием

развития

поисковых

решений

первое задание.

- Посмотрите на столах у вас лежат листы, перевернув их,

узнаете задание.

-

Кто

может

сказать,

что

вам

предстоит

делать?

(Зачеркнуть капель, солнышко обвести в прямоугольник,

скворечник – в овал, подснежники – в треугольник)

- Как вы считаете, почему с этими картинками вы будете

работать? (Они символизируют весну)

- Совершенно верно. Молодцы. Приступайте к работе.

Работаете

1

минуту.

По

звону

колокольчика

вы

заканчиваете работу, прекращаете работу, если не успели,

вы сможете забрать листы в группу и доделать задание.

- Сосчитайте сколько у вас получилось тающих сосулек,

сколько раз встретилось солнышко, скворечник, а сколько

было подснежников?

-

Что

можно

сказать

о

каждой

из

картинок? (их

одинаковое количество, по 7)

заданием

«Найди и

обведи»

(Приложен

ие 1),

простые

карандаши,

колокольчи

к

мин.

6.

Упражнение

на

координацию

речи с

движением

«Мое

настроение»

Координация речи и

движения, развитие

произвольного

внимания

Форма работы:

групповая,

индивидуальная

Игровые

методы,

словесные

методы

Настроение мое

Каждый день

меняется,

Потому что каждый

день

Что – нибудь

случается.

То я злюсь,

То улыбаюсь,

То грущу,

То удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь,

То, бывает, посижу

Помечтаю, помолчу.

Дети ставят руки на пояс,

произносят слова,

нахмурившись. Улыбаются.

Опускают плечи и голову вниз,

делают грустное выражение

лица. Разводят руки в

стороны, делают удивленное

выражение яйца. Ставят

ноги вместе, немного

приседают, обхватывают

себя руками и приподнимают

плечи, делают испуганное

выражение лица. Садятся,

приподнимают голову,

На ковре

1

мин.

5

делают мечтательное

выражение лица. Кладут одну

руку под щеку, второй рукой

снизу придерживают первую.

Тихо сидят в этой позе

некоторое время.

7

. Игровое

упражнение

«Деревья

распускают

ся».

1. Умение высказывать

свою точку зрения,

(умение

прислушиваться к

мнению другого).

2. Закрепление навыков

позитивного общения.

Форма работы: работа

в парах, групповая.

Коммуникативная

деятельность:

общение со

сверстниками,

взаимодействие в

коллективе.

Восприятие:

смысловое восприятие

речи на слух,

построение устных

высказываний

Словесные

методы.

Прием

развития

поисковых

решений.

Слайд 4

(работа в подгруппах по 2 ребенка)

-

Вы

немного

отдохнули.

Теперь

вы

готовы

определить следующую весеннюю примету.

-

Чтобы

веселее

было

работать

выберите

себе

напарника, с которым будете выполнять задание. В этом

вам поможет волшебный мешочек, в

нем спрятаны

фишки, достаньте их. Своего напарника вы найдете по

цвету

фишки,

возьмите

его

за

руку.

Подойдите

к

мольберту – там спрятана еще одна весенняя примета.

- Как вы думаете, почему на мольбертах веточки с

цветами? (весной

появляются

листочки

на

деревьях,

начинают распускаться цветы).

-

Совершенно

верно.

Вам

необходимо

украсить

веточки деревьев так, чтобы количество

цветочков на

каждой веточке соответствовало цифре, написанной под

веточкой.

Для

выполнения

этого

упражнения

вам

понадобятся цветы, клей карандаши. Нужное количество

цветочков приклейте на каждую веточку.

Когда работа будет выполнена, дети проверяют ее друг у

друга, затем сверяют с экраном.

Слайд 5 (Приложение 2)

- Посмотрите, какое красивое дерево у нас появилось.

(Слайд 6)

На

мольбертах ,

муз.

сопровожде

ние

схемы

«весенние

ветви»

(Приложен

ие 2),

цветы, клей

карандаши,

экран,

проектор,

волшебный

мешочек,

фишки: 2

красные, 2

желтые

5

мин.

6

8.

Релаксацион

ное

упражнение

«Солнышко

и тучка»

1. Снятие

психоэмоционального

и психомышечного

напряжения.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная

Релаксация,

приемы

снятия

мышечного

напряжения

Слайд 7

- Располагайтесь на ковре. Представьте, что вы сидите на

мягкой

травке,

в

небе

весело

щебечут

птички,

греет

лесковое солнышко, вам весело и радостно, все ваше тело

расслабленно, вы нежитесь на солнышке (расслабление).

Но вдруг подул холодный ветер, на небе появилась тучка,

солнышко спряталось, вам становится холодно, чтобы не

замерзнуть,

вы

сжимаетесь

в

клубочек,

сильно

обхватываете руками коленки, сильно-сильно напрягаете

все мышцы (напряжение).

Упражнение повторяется 3 раза.

-

В

каком

состоянии

вам

было

комфортнее

в

расслабленном, когда вы грелись на солнышке, или в

напряженном, когда пытались согреться от холода?

Свободное

размещение

на ковре

Экран,

проектор,

ноутбук,

музыкально

е

сопровожде

ние «Гитара

и саксафон»

2

мин.

9.

Игровое

упражнение

«Скворечник

»

1.

Закрепление

навыков

позитивного

общения и

сотрудничества.

2.

Формирование

доброжелательных

отношений в

коллективе.

Форма работы:

индивидуальная,

Игровая деятельность:

игровая ситуация.

Коммуникативная

деятельность:

Словесные

методы.

Практические

методы.

Прием

развития

поисковых

действий.

-

Вы

уже

говорили,

об

изменениях

в

природе

с

наступлением весны. А что происходит с животными и

птицами? (животные просыпаются от зимней спячки,

прилетают птицы)

- Совершенно верно.

-

Какая

птица

первая

прилетает

из

теплых

стран?

(скворец)

- Кто знает, как называется домик скворца? (скворечник)

Слайд 8

- Сейчас вы будете конструировать скворечники, для того

чтобы скворцам было куда прилететь. С работой вам

поможет

справится

все

ваше

внимание.

У

вас

все

получится!

-

Перед

каждым из вас на столе лежат маркеры и 2

карточки

(Приложение

3):

одна

это

поле

с

пустыми

клеточками,

по

горизонтали

под

каждой

клеткой

Сидя

за

столами

Экран,

проектор,

ноутбук

схемы

скворечник

ов(Приложе

ние 3.1,

3.2),

маркеры,

муз.

сопровожде

ние

7

мин.

7

свободное общение с

взрослыми и

сверстниками.

написаны буквы, по вертикали – перед каждой клеткой

цифры.

На

этом

поле

вам

нужно

будет

построить

скворечник.

Вторая карточка (Слайд 9) (Приложение

3.2):

поможет вам в строительстве: каждая дощечка

скворечника имеем свою цифру и букву. Чтобы дощечки

расставить

по

местам,

нужно

посмотреть

на

букву

и

цифру рядом, она укажет вам адрес дощечки. Посмотрите

на слайд (Слайд 10). Например дощечка А4 – находите

букву

А

и

цифру

4,

внимательно

следите

пальцем,

пересечение

буквы

и

цифры

укажет

клетку

-

место

дощечки

А4,

закрасьте,

найденную

клетку

так,

как

показано на второй карточке.

- Приступайте к строительству скворечника.

После завершения работы, психолог предлагает детям

проверить правильность его выполнения на экране)

Слайд 11

- Молодцы ребята, вы построили скворечники, у вас все

получилось!

Слайд 12

- Посмотрите, вот и скворец прилетел, появились первые

подснежники, пришла весна!

На

глазах

распускаются

почки,

утопая

в

весеннем

тумане.

И трепещут живые листочки, как девченки на первом

свиданье.

- Вы славно потрудились, вспомнили весенние приметы.

Давайте расскажем синичке том что мы знаем, чтобы она

могла узнать весну (дети по очереди называют признаки

весны: весна это когда ярко светит солнце, распускаются

почки на деревьях, появляются проталины, прилетают

птицы, появляются подснежники, весна - это радость).

8

10. Рефлексия

1.

Рефлексия

полученного

социального и

эмоционального опыта.

Коммуникативная

деятельность:

свободное общение с

взрослыми и

сверстниками.

2.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

Специфические виды

детской деятельности:

Коммуникативная

деятельность:

свободное

общение с взрослыми и

сверстниками,

умение высказывать

свою мнение.

Словесные

методы.

Прием

музыкального

стимулирован

ия.

- Наша встреча подошла к концу, мы помогли синичке

узнать весну.

- Оцените себя, как, по вашему мнению, вы потрудились?

Упражнение «Оценка».

- У меня есть фишки зеленого, красного и синего цвета.

Красная

фишка – мне всё понравилось и у меня всё

получилось отлично;

зеленая фишка – все получилось хорошо;

синяя фишка – нужно немного постараться, что – то было

трудно для меня.

«Настроение»

-

Вы

славно

потрудились,

с

каким

настроением

вы

вернетесь в свою группу, возьмите смайлик, подходящий

вашему настроению.

Слайд 13

-

Наша

прогулка

подошла

к

концу.

Возвращаемся

в

детский сад, веселый паровозик Букашка уже ждет своих

пассажиров.

Садимся

в

паровозик,

наблюдаем

за

просыпающейся природой, щебетанием птиц, ощущаем

дуновение весеннего ветерка, прислушиваемся.

Расположен

ие на ковре;

возвращени

е в группу

Экран,

проектор,

ноутбук,

музыкально

е и видео

сопровожде

ние, «сухой

дождь»

2

мин.

9 .

Р и ту а л

прощания.

1. Закрепление навыков

эффективного общения

и взаимодействия.

2. Формирование

доброжелательных

отношений в

коллективе.

Форма работы:

подгрупповая.

Словесные

методы.

На прощанье возьмемся за руки и пожелаем друг другу

«Хорошего дня!». Наша встреча завершена. До свидания!

Стоя на

ковре в

круге

-

30

сек.

9

Приложение 3.1

10

4

А

Б

ВГД

Е

1

3

2

5

Скворечник

Приложение 3.2

11

Б1

Б4

Б3

Б2

Б5

В1

В2

В3

В4

В1

В5

Г1

Г2

Г3

Г4

Г5

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Е4

А4

Приложение 2

«Деревья распускаются»

12

5

6

Приложение 1

Найди и обведи

13

14



В раздел образования