Напоминание

Изучение творчества русских поэтов


Автор: Боровикова Наталия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №32 имени генерала Ивана Васильевича Болдина"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Конспект урока литературы "Стихотворение Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться"
Тема: Изучение творчества русских поэтов
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: среднее образование





Назад




СТИХОТВОРЕНИЕ

НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО

«Не позволяй душе лениться...»

Цели

урока: расширить

представление

учащихся

о

тематическом

разнообразии поэзии Заболоцкого; донести до них

О С

новную мысль -

призыв поэта о необходимости бесконечного самосовершенствования.

Эти

цели

помогает

достичь

метод

творческого

чтения

и

творческие

задания; слово учителя, выразительное чтение, комментирование, беседа.

Эпиграф:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

ХОД УРОКА

Здравствуйте, дорогие ребята!

Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть

каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с

вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

Слово учителя.

Ребята, что надо делать, чтобы получить знания

(учиться,трудиться)

Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете,

что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти в библиотеку или на

занятия секции, кружка. Но вас побеждает лень, заставляя откладывать

всё на завтра. И бесконечное завтра... Только в труде ты растешь,

развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя

проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда

сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение

вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у

тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

В. Брюсов в стихотворении "Труд" писал:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова: "труд!"

Тема труда — сквозная в русской литературе. Писатели, поэты в разное

время

и

каждый

по-своему

рассказывали

о

труде

человека.

Это

не

случайно, потому что труд — основа жизни, трудом живет и славится

человек.

Вспомните,

как

описывает

труд

А.

Кольцов,

поэт

XIX

века,

в

стихотворении "Косарь".

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни, в лицо

Ветер с полудня!

Освяти, взволнуй,

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньем, коса,

Засверкай кругом!

(1836)

В. Брюсов пишет о работе в известных стихотворениях:

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

(1901)

Великая радость — работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета, —

Все счастье земли — за трудом!

(1917)

Ему как бы вторит С. Есенин:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку — чтоб с рыбой невода,

Пахарю — чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Коростели свищут... коростели...

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под веселой ношею труда.

(1925)

О какой работе идет речь в этих стихотворениях?

Как относятся поэты к труду человека и какое настроение возникает при

чтении поэтических строк?

Учащиеся:

Все стихотворения о физической работе, которая приносит наслаждение,

дает ощущения собственной силы, удали, мощи. Поэты поют гимн людям

труда, восхищаются ими.

Учитель:

Теперь

послушайте

строки,

которые

написал

А.С.

Пушкин

после

окончания

своего

романа

"

Евгений

Онегин".

О

каком

труде

здесь

размышляет поэт?

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный, Плату

приявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

(1830)

Учащиеся:

Пушкин

пишет

об

умственном,

поэтическом,

творческом

труде,

в

который вложил всю душу.

Учитель:

В лирическом отступлении о театре в романе "Евгений Онегин" Пушкин

пишет:

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Терпсихора — муза танца в древнегреческой мифологии, в данном случае

— русская танцовщица, скорее всего — Истомина, знаменитая балерина.

Труд балерины — тяжелый физический труд. Почему же Пушкин пишет о

нем так вдохновленно? Почему он не просто описывает "полет" (прыжок)

как физическое усилие, а говорит о нем — "душой исполненный полет"?

Учащиеся:

Балерина вкладывает в танец свою душу, выражает в нем свою сущность,

она не просто танцует, она творит.

Учитель:

Каждый человек, чем бы он ни занимался, должен в работу вкладывать

свою душу, быть творцом. Поэтому не случайно Е. Евтушенко пишет:

Требую с грузчика, с доктора,

С того, кто мне шьет пальто:

Все надо делать здорово,

Это неважно что.

"Душой

исполненный

полет"

может

быть

везде.

Приведите

примеры,

когда

писатели,

поэты

запечатлели

"душой исполненный

полет"

в

литературе. Интересными могут быть также примеры из жизни.

Учащиеся:

Данила — "плотник, удалой работник"; Иван - печник,

у которого "золотые были руки"; печник, который

мастерит «легко,

любовно, словно песенку поет" — герои стихотворений А. Твардовского.

Учитель:

Таким образом, мы выяснили, что труд бывает умственный и физический.

Но

и

в

том,

и

в

другом

случае

человек

должен

творчески

к

нему

относиться, вкладывая всю душу в дело, которое выполняет, об этом

размышляет и Николай Заболоцкий.

Он

писал

о

природе,

о

человеке,

о

воле

к

борьбе,

о

стойкости,

о

постоянном

самосовершенствовании.

Поэт

высказывает

интересную

мысль: человек — часть природы, но в то же время он творец такой

"природы", какой в самой природе нет. Эта "природа творчество человека.

Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

Учитель и ученики приходят к выводу: чтобы воспринимать окружающий

мир, его красоту, богатство, разнообразие, "мало увидеть, здесь надо

всмотреться,

мало

услышать,

здесь

вслушаться

надо»,

то

есть

надо

приложить усилия, чтобы мир открылся тебе.

Чтобы

книга

открыла

тебе

свои

сокровища,

недостаточно

просто

прочитать

ее,

надо

вдумчиво

прочитать,

самому

открыть

для

себя

мудрость

писателя,

стать

со-творцом

автора.

Чтобы

посадить

дерево,

построить дом, написать картину, музыку, надо приложить труд рук и труд

души.

Ж

изнь в современном мире постоянно повышает комфорт человека. Наш

мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно

уверенно вошёл в жизнь каждого человека. Многие люди даже не

представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали

общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей,

спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с

родными, с близкими людьми. В Японии, например, одинокие люди даже

покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы,

излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С

одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок.… Но с другой,

робот не может заменить общение с живым человеком. Почему? Что же

отличает живого человека от робота? (Душа)

Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже

размышлял, как и вы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся со

стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать

над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный

в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего

сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который

мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души?

(Чтение стихотворения "Не позволяй душе лениться..:"),

Вопросы к учащимся:

- О чем стихотворение?

- Как вы поняли, что такое труд души?

- К чему призывает нас поэт?

После

выяснения

первичного

восприятия

ше стиклассниками

стихотворения

проводится

вторичное

чтение

по

строфам

самими

учениками с последующими комментариями.

- Какова основная мысль стихотворения? («душа обязана трудиться»).

-Зачем она должна трудиться? («Чтоб воду в ступе не толочь» -

бесполезное дело, оно безрезультатное, бесцельное. Значит зря тратить

время).

- Как, по мнению автора, можно заставить трудиться? Что нужно делать,

чтобы не позволять душе лениться?

( «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не

снимай узды»).

-Это автор употребляет в переносном значении. Какой смысл он вложил в

эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать

трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не

снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе

расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»? (Если позволить

расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя

безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот

вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи

трудолюбивой или ленивой?

-А как сам автор относится к своей душе? (строг к своей душе)

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить

свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.

- Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы

для него? ( «Воспитание души», «Труд души»)

- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется?

- О чем вы подумали, когда прослушали?

- Как вы думаете, что это: совет, наказ, нравоучение, обращение к

читателю, к себе?

- Какие проблемы решает автор? (проблема жизненной цели, проблема

освоения чего-то нового)

– Каждый человек должен самосовершенствоваться, постоянно работать

над собой, не должен останавливаться на достигнутом. Нельзя

поддаваться лени. Поддавшись один раз, ты становишься ее заложником

(«она последнюю рубашку…»). Только в труде человек растет,

развивается, постоянно узнает новое. Только тогда ты сможешь

достигнуть цели, когда будешь трудиться не покладая рук. Вот и сейчас

ваша душа должна потрудиться, чтобы получить результат.

Толкованию подлежат такие слова и выражения, как "толочь воду в

ступе»

(выполнять

бессмысленную,

однообразную

работу);

«она

последнюю

рубашку

с

тебя

без

жалости

сорвет"

(если

душа

будет

трудиться, то ты останешься духовно нищим).

О

БРАЩАЕТСЯ

внимание

на

переносный

смысл

слов

"этап",

«пустырь»,

"бурелом",

"ухаб"

(это

те

жизненные

препятствия,

которые

должен

преодолеть человек на пути духовного совершенствования). Объясняется

обозначение души разными, противоположными по значению словами в

четвертой

строфе:

она

рабыня

-

потому

что

человек

заставляет

ее

выполнять

свою

волю;

она

царица

потому

что,

высокоразвитая

и

возвышенная,

делает

прекрасным

человека,

обогащая

его

духовно,

властвуя над ним. Она работница — потому что должна беи устали

трудиться (самосовершенствоваться); она дочь — потому что сама —

детище, результат внутреннего, творческого труда человека.

Исследовательская работа в группах

Задания для групп.

1) Мастера художественного слова.

Задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения (выдается памятка

“Выразительное чтение”).

Памятка.

1. Прочитайте стихотворение про себя.

2. Выделите в тексте смысловые части.

3. Обратите внимание на знаки препинания.

4. Расставьте паузы и логическое ударение.

2) Мастера истолкования слова.

Задание.

1) Объясните значение слов и выражений.

1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.

2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.

3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”

4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

2) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему

их так много?

3) Мастера кисти.

Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению,

что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины

возникают в вашем воображении?

4) Мастера образа.

Задание. В каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей

речи) Почему душа – это “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли

автор?

Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему душу нужно

заставлять работать и держать в черном теле? Почему душа должна “жить с тобой

по-человечьи”?

5. Подведение итогов.

Выводы.

Учитель: На первый взгляд слова стихотворения кажутся нравоучением,

но авторское «ты» обращено не столько к читателю, сколько к самому

себе. Вы знаете, что эти слова, которые говорят нам об огромном смысле

существования человека на земле, писал смертельно больной человек. Всё

стихотворение поэта пронизано самой главной идеей – человеческая душа

должна трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействия,

напоминает, что расслабление губительно для человека. Поэт

подсказывает «Не стоит давать поблажек своей душе», и в этом он

совершенно прав. Поддавшись лени однажды, ты становишься её

заложником. В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не

позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному

существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то

новое. Добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал

настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен

овладевать какими-либо знаниями и навыками. Постоянно учиться,

совершенствоваться.

- Какой вывод сделаем для себя? (Ответы учащихся)

Ученики замечают, что мысль поэта: "Душа обязана трудиться // И день и

ночь, и день и ночь!" — проходит от начала до конца стихотворения,

уточняясь, конкретизируясь, усиливаясь.

Труд души — это неустанная работа человека над собою, стремление к

духовному совершенству.

- Дорогие ребята! П.И. Чайковский любил повторять: “Вдохновение-это

такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

Вы сегодня охотно трудились! Благодарю всех за огромную работу души,

за счастье быть с вами! Наполняйте каждый свой день великим

смыслом!

Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные

цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я

говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то

прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

Предлагаю всем выучить наизусть это стихотворение. Пусть его идея

будет вашим жизненным кредо!

Учащиеся зачитывают синквейн



В раздел образования