Напоминание

"Использование развивающих игр и элементов конструирования при работе с детьми старшего дошкольного возраста".


Автор: Цветкова Александра Сергеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Аленушка"
Населённый пункт: Остров Сахалин, с. Восток, Поронайского района,
Наименование материала: статья
Тема: "Использование развивающих игр и элементов конструирования при работе с детьми старшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование развивающих игр

и элементов конструирования

при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

(из опыта работы)

С

введением

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования еще острее встала проблема перед дошкольными

организациями: какого выпускника ждут от нас школы и общество. Какими

ценностными качествами должен обладать будущий первоклассник, чтобы

успешно войти в школьную жизнь, стать полноправным гражданином своего

Отечества. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент

успешной личности.

Многолетние исследования ведущих педагогов-психологов, практиков,

научных работников показывают, что по-настоящему готовы к социальной

роли ученика дети, обладающие таким набором ценностных качеств, как:

-

умеющие

четко

и

правильно

говорить,

задавать

вопросы,

рассуждать,

пересказывать – то есть речь – всему голова;

- умеющие взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться,

приходить на помощь, поддерживать, решать конфликты не конфликтным,

ненасильственным путем - вступать в коммуникацию, опять же посредством

речи;

- умеющие слушать и слышать;

- умеющие доверять собственной руке (высокий уровень развития мелкой

моторики), скоординированность движений рук;

- имеющие высокий уровень психических процессов;

-

исследовательский

и

познавательный

интерес

к

окружающей

действительности,

самостоятельные

и

инициативные,

умеющие

самостоятельно добывать знания;

-

умеющие

планировать

свои

действия,

предвидеть

результат

своей

деятельности;

- творчески активные, с неординарным подходом к выполнению заданий.

Эти качества необходимо развивать через деятельность, создающую

простор

для

чувственного

познания,

исследовательской

деятельности

и

познавательной активности старших дошкольников.

Согласно теории Л.С. Выготского, такой деятельностью является игра, так

как наиболее полно удовлетворяет потребности старших дошкольников в

развитии.

Изучив многолетний опыт известных педагогов-новаторов (Б.Никитина,

М.

Монтессори,

З.

Михайловой,

В

Воскобовича),

мне

удалось

выявить

безусловную

значимость

авторских

развивающих

игр

в

сфере

развития

системы ценностей современного дошкольника.

Данные игры можно назвать «спортивным комплексом, но… для ума, для

развития

способностей

ребенка»

(Б.Н.

Никитин).

Оригинальность

и

самобытность этих игр заключается в том, что их содержание учитывает

особенности

психики

старшего

дошкольника,

мобилизует

внимание

и

незаметно

втягивает

ребенка

в

процесс

«думания»

над

задачей.

У

них

необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию

характера.

Они

используются

и

для

диагностики

уровня

интеллекта,

конструкторских способностей старших дошкольников.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на

социальный

заказ

родителей

воспитанников,

я

активно

начала

изучать

и

использовать

в

своей

педагогической

практике

не

только

опыт

ведущих

мыслителей, но и опыт педагогов-новаторов города Минусинска, в котором

проработала

много

лет.

Мной

был

изучен

и

модифицирован

к

новым

условиям

и

под

конкретный

набор

детей

опыт

педагога

школы

16

Сидоровой Е.И. по организации игровой деятельности и конструированию.

Была подготовлена рабочая программа по совместной деятельности педагога

и детей «РИКО» - Развивающие Игры и КОнструирование.

Основные задачи данной программы:

- Способствовать развитию

высших психических функций (чувственного

восприятия,

логического

мышления,

произвольного

внимания,

памяти,

творческого воображения).

-

Расширять

конструкторские

умения

(зрительно-пространственные

представления,

креативность

мышления)

и

формировать

на

этой

основе

геометрические понятия.

- Упражнять в способности к моделированию и замещению свойств, умении

координировать и декодировать информацию.

- Расширять функции программирования и контроля произвольных действий

(анализ

содержания,

осознание

цели,

поиск

путей

ее

выполнения,

планирование и получение результатов).

- Закреплять скоординированность движений рук и всего тела.

-

Содействовать

развитию

личностных

качеств

детей

(инициативе,

творчеству,

самостоятельности,

усидчивости,

трудолюбию,

воле,

навыкам

самоконтроля, мотивационной готовности).

- Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу;

развивать

коммуникативную

способность,

первоначальные

навыки

сотрудничества.

Совместная игровая деятельность в рамках данного курса помогает

развитию

системы

ценностей

у

старших

дошкольников,

снятию

эмоционального

напряжения,

предупреждает

перегрузку

детей,

помогает

созданию психологического комфорта.

Особенности игр, включенных в

рабочую программу «РИКО»:

-

Все

игры

задействуют

сенсорно-перцептивную

сферу

развития

дошкольников: «Вкусная фигура», «Узнай на ощупь», «Дермолексия – рисуем

на ладошке», «Рамки Монтессори», «Почувствуй и запомни позу».

-

Развивают

мелкую

и

крупную

моторику

движений

ребенка:

«Игры-

шнуровки»,

«Мозаика»,

«Сенсорные

дорожки»,

«Скульптуры

из

теста»,

«Обезьянки», «Помоги Золушке собраться на бал (конструирование из крупы,

бусин, камешков, пуговиц…)».

- Содержат элементы продуктивной деятельности. Создание плоскостных и

объемных изображений и конструкций позволяет ребенку видеть результат

своей

деятельности:

тематические

конструкции

из

напольного

полифункционального

набора

«Радуга»,

«Притворщик

сделай

игрушку

сам», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб».

-

Являются

многофункциональными,

то

есть

обладают

большой

вариативностью и разнообразием комбинаций: «Игры на ковролине», «Чудо-

цветик»,

«Волшебный

квадрат

Воскобовича»,

«Танграм»,

«Пентамино»,

«Колумбово яйцо».

-

Представляют

собой

эталоны

Цвета,

Формы,

Размера,

Толщины,

что

позволяет

использовать

игры,

начиная

с

раннего

возраста.

«Черный

чемоданчик» (магнитный набор геометрических фигур), «Блоки Дьенеша»,

«Сделай конструктор сам».

Все эти игры с использованием развивающего набора игровых материалов,

игрушек,

конструкторов,

мозаик,

шнуровок,

отвечают

современным

требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды

на основе ФГОС ДО, потребностям детей, заказу родителей и ожиданиям

современных образовательных учреждений.

Яркий, красочный, полифункциональный развивающий игровой материал

позволяет не только грамотно и интересно выстроить работу с детьми при

организации

совместной

игровой,

непосредственно

образовательной

деятельности, но и создать для воспитанников атмосферу радости, комфорта.

Помогает увлечь и заинтересовать их, мотивировать

на самостоятельные

открытия и познания, способствует

полноценному проживанию периода

дошкольного

детства,

формированию

самостоятельной,

инициативной,

творческой личности.

В

данное

время

нарабатывается

материал

и

планируется

использование

развивающих

игр

с

использованием

информационно-коммуникативных

технологий.

В процессе игрового сотрудничества с детьми, наблюдения, бесед с

родителями воспитанников, с коллегами, узкими специалистами, я смогла

отследить динамику развития своих воспитанников и получить значимый

результат в выпускной группе детского сада.

Целенаправленное

и

систематическое

использование

развивающих

игр

с

широким спектром современного игрового материала позволило отследить

качественные изменения в развитии выпускников дошкольного учреждения, в

их подготовке к переходу на новую ступень образовательных отношений -

вхождению в школьную жизнь:

- Дети самостоятельно выделяют признаки фигур, умеют классифицировать

их

по

одному-двум

признакам,

владеют

начальными

приемами

моделирования. Таким образом формируются представления о логических

понятиях алгоритм, кодирование и декодирование информации, объединение

и пересечение, отрицание множества.

- Дети умеют делить фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры

из них, что является основой при формировании понятий целое-часть. Это

помогает

в

дальнейшем

при

сравнении

множеств,

решении

задач,

составлении выражений на сложение-вычитание и др.

- Высокий уровень развития тактильных и соматогностических функций, что

приводит

к

слаженной

координации

движений

рук

и

всего

тела.

Это

пригодится при письме и овладении новыми двигательными навыками.

- Дети свободно владеют начальными приемами конструирования по образцу

и творческому замыслу. Это говорит о соответствующем уровне развития

зрительно-пространственных

представлений,

что

облегчит

в

дальнейшем

умение

ориентироваться

в

тетради,

учебнике,

пространстве;

а

также

пригодится при оформлении творческих идей.

В целом дети самостоятельны, инициативны, творчески активны,

любознательны и легко адаптируются к новым школьным условиям. Это

позволяет

решить

проблему

преемственности

дошкольного

и

начального

образования, способствует сокращению адаптационного периода на первой

ступени обучения, отвечает запросу общества и родителей в формировании

целостной личности.

Список использованной литературы.

1.

Бондаренко Е.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.

В.: Учитель, 2004.

2.

Буторина М. Монтессори-материал. Мастер, 1992.

3.

Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры, С/П., 2000.

4.

Дьяченко

О.М.,

Астаськова

Н.Ф.

Дети

в

школу

собирайтесь.

М.:

Просвещение, 1996.

5.

Житомирский В.Г. Геометрия для малышей. М: Просвещение, 1975

6.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М:

Просвещение, 2000.

7.

Никитин

Б.П.

Ступеньки

творчества

или

развивающие

игры.

М.:

Просвещение, 1990.

8.

Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. В.: Учитель, 2006.

Цветкова Александра Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12

«Аленушка» с. Восток.

E-mail: svetani-59@mail.

ru



В раздел образования