Автор: Цветкова Александра Сергеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Аленушка"
Населённый пункт: Остров Сахалин, с. Восток, Поронайского района,
Наименование материала: статья
Тема: "Использование развивающих игр и элементов конструирования при работе с детьми старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Использование развивающих игр
и элементов конструирования
при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
(из опыта работы)
С
введением
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования еще острее встала проблема перед дошкольными
организациями: какого выпускника ждут от нас школы и общество. Какими
ценностными качествами должен обладать будущий первоклассник, чтобы
успешно войти в школьную жизнь, стать полноправным гражданином своего
Отечества. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент
успешной личности.
Многолетние исследования ведущих педагогов-психологов, практиков,
научных работников показывают, что по-настоящему готовы к социальной
роли ученика дети, обладающие таким набором ценностных качеств, как:
-
умеющие
четко
и
правильно
говорить,
задавать
вопросы,
рассуждать,
пересказывать – то есть речь – всему голова;
- умеющие взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться,
приходить на помощь, поддерживать, решать конфликты не конфликтным,
ненасильственным путем - вступать в коммуникацию, опять же посредством
речи;
- умеющие слушать и слышать;
- умеющие доверять собственной руке (высокий уровень развития мелкой
моторики), скоординированность движений рук;
- имеющие высокий уровень психических процессов;
-
исследовательский
и
познавательный
интерес
к
окружающей
действительности,
самостоятельные
и
инициативные,
умеющие
самостоятельно добывать знания;
-
умеющие
планировать
свои
действия,
предвидеть
результат
своей
деятельности;
- творчески активные, с неординарным подходом к выполнению заданий.
Эти качества необходимо развивать через деятельность, создающую
простор
для
чувственного
познания,
исследовательской
деятельности
и
познавательной активности старших дошкольников.
Согласно теории Л.С. Выготского, такой деятельностью является игра, так
как наиболее полно удовлетворяет потребности старших дошкольников в
развитии.
Изучив многолетний опыт известных педагогов-новаторов (Б.Никитина,
М.
Монтессори,
З.
Михайловой,
В
Воскобовича),
мне
удалось
выявить
безусловную
значимость
авторских
развивающих
игр
в
сфере
развития
системы ценностей современного дошкольника.
Данные игры можно назвать «спортивным комплексом, но… для ума, для
развития
способностей
ребенка»
(Б.Н.
Никитин).
Оригинальность
и
самобытность этих игр заключается в том, что их содержание учитывает
особенности
психики
старшего
дошкольника,
мобилизует
внимание
и
незаметно
втягивает
ребенка
в
процесс
«думания»
над
задачей.
У
них
необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию
характера.
Они
используются
и
для
диагностики
уровня
интеллекта,
конструкторских способностей старших дошкольников.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на
социальный
заказ
родителей
воспитанников,
я
активно
начала
изучать
и
использовать
в
своей
педагогической
практике
не
только
опыт
ведущих
мыслителей, но и опыт педагогов-новаторов города Минусинска, в котором
проработала
много
лет.
Мной
был
изучен
и
модифицирован
к
новым
условиям
и
под
конкретный
набор
детей
опыт
педагога
школы
№
16
Сидоровой Е.И. по организации игровой деятельности и конструированию.
Была подготовлена рабочая программа по совместной деятельности педагога
и детей «РИКО» - Развивающие Игры и КОнструирование.
Основные задачи данной программы:
- Способствовать развитию
высших психических функций (чувственного
восприятия,
логического
мышления,
произвольного
внимания,
памяти,
творческого воображения).
-
Расширять
конструкторские
умения
(зрительно-пространственные
представления,
креативность
мышления)
и
формировать
на
этой
основе
геометрические понятия.
- Упражнять в способности к моделированию и замещению свойств, умении
координировать и декодировать информацию.
- Расширять функции программирования и контроля произвольных действий
(анализ
содержания,
осознание
цели,
поиск
путей
ее
выполнения,
планирование и получение результатов).
- Закреплять скоординированность движений рук и всего тела.
-
Содействовать
развитию
личностных
качеств
детей
(инициативе,
творчеству,
самостоятельности,
усидчивости,
трудолюбию,
воле,
навыкам
самоконтроля, мотивационной готовности).
- Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу;
развивать
коммуникативную
способность,
первоначальные
навыки
сотрудничества.
Совместная игровая деятельность в рамках данного курса помогает
развитию
системы
ценностей
у
старших
дошкольников,
снятию
эмоционального
напряжения,
предупреждает
перегрузку
детей,
помогает
созданию психологического комфорта.
Особенности игр, включенных в
рабочую программу «РИКО»:
-
Все
игры
задействуют
сенсорно-перцептивную
сферу
развития
дошкольников: «Вкусная фигура», «Узнай на ощупь», «Дермолексия – рисуем
на ладошке», «Рамки Монтессори», «Почувствуй и запомни позу».
-
Развивают
мелкую
и
крупную
моторику
движений
ребенка:
«Игры-
шнуровки»,
«Мозаика»,
«Сенсорные
дорожки»,
«Скульптуры
из
теста»,
«Обезьянки», «Помоги Золушке собраться на бал (конструирование из крупы,
бусин, камешков, пуговиц…)».
- Содержат элементы продуктивной деятельности. Создание плоскостных и
объемных изображений и конструкций позволяет ребенку видеть результат
своей
деятельности:
тематические
конструкции
из
напольного
полифункционального
набора
«Радуга»,
«Притворщик
–
сделай
игрушку
сам», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб».
-
Являются
многофункциональными,
то
есть
обладают
большой
вариативностью и разнообразием комбинаций: «Игры на ковролине», «Чудо-
цветик»,
«Волшебный
квадрат
Воскобовича»,
«Танграм»,
«Пентамино»,
«Колумбово яйцо».
-
Представляют
собой
эталоны
Цвета,
Формы,
Размера,
Толщины,
что
позволяет
использовать
игры,
начиная
с
раннего
возраста.
«Черный
чемоданчик» (магнитный набор геометрических фигур), «Блоки Дьенеша»,
«Сделай конструктор сам».
Все эти игры с использованием развивающего набора игровых материалов,
игрушек,
конструкторов,
мозаик,
шнуровок,
отвечают
современным
требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды
на основе ФГОС ДО, потребностям детей, заказу родителей и ожиданиям
современных образовательных учреждений.
Яркий, красочный, полифункциональный развивающий игровой материал
позволяет не только грамотно и интересно выстроить работу с детьми при
организации
совместной
игровой,
непосредственно
образовательной
деятельности, но и создать для воспитанников атмосферу радости, комфорта.
Помогает увлечь и заинтересовать их, мотивировать
на самостоятельные
открытия и познания, способствует
полноценному проживанию периода
дошкольного
детства,
формированию
самостоятельной,
инициативной,
творческой личности.
В
данное
время
нарабатывается
материал
и
планируется
использование
развивающих
игр
с
использованием
информационно-коммуникативных
технологий.
В процессе игрового сотрудничества с детьми, наблюдения, бесед с
родителями воспитанников, с коллегами, узкими специалистами, я смогла
отследить динамику развития своих воспитанников и получить значимый
результат в выпускной группе детского сада.
Целенаправленное
и
систематическое
использование
развивающих
игр
с
широким спектром современного игрового материала позволило отследить
качественные изменения в развитии выпускников дошкольного учреждения, в
их подготовке к переходу на новую ступень образовательных отношений -
вхождению в школьную жизнь:
- Дети самостоятельно выделяют признаки фигур, умеют классифицировать
их
по
одному-двум
признакам,
владеют
начальными
приемами
моделирования. Таким образом формируются представления о логических
понятиях алгоритм, кодирование и декодирование информации, объединение
и пересечение, отрицание множества.
- Дети умеют делить фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры
из них, что является основой при формировании понятий целое-часть. Это
помогает
в
дальнейшем
при
сравнении
множеств,
решении
задач,
составлении выражений на сложение-вычитание и др.
- Высокий уровень развития тактильных и соматогностических функций, что
приводит
к
слаженной
координации
движений
рук
и
всего
тела.
Это
пригодится при письме и овладении новыми двигательными навыками.
- Дети свободно владеют начальными приемами конструирования по образцу
и творческому замыслу. Это говорит о соответствующем уровне развития
зрительно-пространственных
представлений,
что
облегчит
в
дальнейшем
умение
ориентироваться
в
тетради,
учебнике,
пространстве;
а
также
пригодится при оформлении творческих идей.
В целом дети самостоятельны, инициативны, творчески активны,
любознательны и легко адаптируются к новым школьным условиям. Это
позволяет
решить
проблему
преемственности
дошкольного
и
начального
образования, способствует сокращению адаптационного периода на первой
ступени обучения, отвечает запросу общества и родителей в формировании
целостной личности.
Список использованной литературы.
1.
Бондаренко Е.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
В.: Учитель, 2004.
2.
Буторина М. Монтессори-материал. Мастер, 1992.
3.
Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры, С/П., 2000.
4.
Дьяченко
О.М.,
Астаськова
Н.Ф.
Дети
в
школу
собирайтесь.
М.:
Просвещение, 1996.
5.
Житомирский В.Г. Геометрия для малышей. М: Просвещение, 1975
6.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М:
Просвещение, 2000.
7.
Никитин
Б.П.
Ступеньки
творчества
или
развивающие
игры.
М.:
Просвещение, 1990.
8.
Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. В.: Учитель, 2006.
Цветкова Александра Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12
«Аленушка» с. Восток.
E-mail: svetani-59@mail.
ru