Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий рукопашным боем»


Автор: Киселев Виктор Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО "МРЦРДО"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий рукопашным боем»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Магаданский региональный центр развития дополнительного образования»

РЕФЕРАТ

«Здоровьесберегающие технологии

при проведении занятий рукопашным боем»

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИСЕЛЕВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

г. Магадан, 2018 г.

Предупреждение травматизма на занятиях

Рукопашный бой в силу объективных причин – активной двигательной

деятельности в процессе обучения, значительных физических и

психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приемов и

действий – предполагает появление возможных травм и повреждений у

занимающихся.

Поэтому постоянное внимание тренера к вопросу профилактики

травматических повреждений, высокая организация занятий, правильная

методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря

позволяют избежать травматизма.

Причинные факторы травматизма

С этой целью тренер обязан:

– постоянно поддерживать высокую дисциплину и организованность

на занятиях;

– соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и

дистанции между занимающимися при выполнении приемов рукопашного

боя

– следить за правильным применением приемов самостраховки и

страховки;

– при выполнении захватов и бросков страховать партнера,

поддерживая его за руку, и не допускать падения на него;

– следить, чтобы при обучении приемам обезоруживания,

освобождения от захватов болевые приемы в процессе динамики ответных

действий проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу

партнера голосом «Есть» немедленно прекращались;

– приемы нападения (уколы, тычки, удары) только обозначать;

– постоянно осуществлять контроль за пульсом, давлением,

потоотделением у обучающихся, а также следить за окраской их лица,

реакцией их глаз, координацией движений с целью определения

индивидуальной нагрузки.

Порядок условий проверки и оценки приемов рукопашного боя

При проверке качества выполнения приемов рукопашного боя

проверяющим назначаются приемы, предусмотренные настоящим разделом,

из следующих видов боя:

– приемов боя без оружия;

– приемов боя с ножом;

– приемов боя с малой лопатой;

– приемов боя с пистолетом;

– приемов боя с автоматом, которым соответствуют специальные

приемы и действия с данным видом оружия.

Проверка подготовленности обучаемых по выполнению приемов

рукопашного боя производится как в специально оборудованных спортивных

залах, так и на площадках на свежем воздухе.

Выставление оценки производится двумя способами.

1. Обучающиеся выстраиваются по парам в две шеренги лицом друг к

другу на расстоянии 6–8 шагов с интервалом 2–3 шага. Затем по команде

проверяющего первая пара выходит вперед и выполняет поочередно прием,

после чего возвращается в строй. Далее по команде из строя выходит вторая

пара. В таком порядке прием выполняется каждым обучаемым. После

первого приема выполняются второй, третий и т. д.

2. При поточной организации проверки обучаемые поочередно

выполняют назначенные приемы рукопашного боя на заранее расставленных

партнерах, действующих за «противника», или чучелах.

Тренер подготавливает обстановку для проверки. Для этого он

назначает и инструктирует обучаемых, действующих за противника, и

выставляет их на площадку. Расставляет чучела и подготавливает

соответствующее оружие. Определяет порядок движения при выполнении

приемов.

Проверяемый самостоятельно по команде «ВПЕРЕД» выполняет

назначенные приемы рукопашного боя и затем останавливается в конечном

положении. Проверяющий в ходе выполнения обучаемым приемов

выставляет в ведомость оценки. Закончивший упражнение становится в

строй на свое место.

Качество выполнения приемов рукопашного боя оценивается

следующим образом:

• «отлично», если прием выполнен согласно описанию, уверенно и

быстро;

• «хорошо», если прием выполнен согласно описанию, уверенно, но

были допущены незначительные ошибки;

• «удовлетворительно», если прием выполнен согласно описанию, но

были допущены значительные ошибки: сделана остановка там, где требуется

слитность движений рук и ног при принятии поступательных движений

противника, допущена потеря равновесия при перемещении, однако прием

доведен до завершения;

• «неудовлетворительно», если прием не проведен в соответствии с

описанием, грубо искажен и не доведен до завершения.

Предупреждение и исправление ошибок

Практика показывает, что предупредить ошибку легче, чем ее

исправить. Поэтому необходимо своевременно предупреждать появление

ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их

вызывающие.

В начале разучивания техники приема он осваивается в общих чертах,

где анализ и оценка его выполнения не должны быть слишком подробными.

Поэтому не следует подмечать и устранять у отдельных занимающихся все

ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале

более существенные, а затем незначительные.

При групповом методе обучения вначале следует оказывать и устранять

ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (с

помощью персональных указаний и замечаний без остановки процесса

обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод

сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала приема,

выполненного с ошибкой, а затем приема без ошибки с соответствующими

пояснениями руководителя занятий.

При указании рекомендаций в процессе обучения необходимо

творчески применять и учитывать:

• дидактические принципы и методы обучения;

• знание обучаемыми техники выполнения приемов;

• правильную организацию учебных занятий;

• состояние дисциплины и порядка.

С целью большей объективности и создания единого, наиболее

оптимального подхода к оценке качества выполнения приемов рукопашного

боя целесообразно конкретизировать настоящее содержание приемов

понятиями «незначительные» и «значительные» ошибки в технике их

выполнения, которыми следует пользоваться при выведении оценки.

Всякий прием имеет:

1. Начало (исходное положение).

2. Направление и амплитуду движения рук, ног.

3. Конец (результат выполнения).

Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому

невыполнение любого из них является значительной ошибкой.

Под значительными ошибками надо понимать те, которые нарушают

логическую целостность приема, последовательность выполняемых

действий. «Незначительные» же ошибки в технике выполнения приема не

нарушают его целостность.

В таблице 1 излагается перечень незначительных и значительных

ошибок, характерных для основных приемов рукопашного боя.

Оборудование мест занятий по рукопашному бою

Учебные места занятий должны иметь специальное оборудование и

инвентарь для занятий рукопашным боем.

Наличие инвентаря и оборудование мест занятий должны качественно

влиять на подготовку обучаемых, так как следует исходить из того, что

используемые устройства и инвентарь должны обеспечить обучение всем

приемам и действиям соответствующих форм рукопашного боя по принципу

«от простого к сложному».

Поэтому на площадке для рукопашного боя должны быть выделены

места для обучения следующим приемам и действиям.

Приемам боя без оружия, где происходила бы тренировка следующих

приемов:

– передвижение без оружия;

– приемы самостраховки;

– удары рукой и ногой;

– защиты от ударов рукой и ногой.

Данное место используется в начальном периоде обучения, для чего

должна быть подготовлена ровная и мягкая (травянистая или из песка и

опилок) площадка. На этой площадке должен быть инвентарь, который

позволит максимально использовать возможности данного вида рукопашного

боя (боксерские мешки, набивные и насыпные груши, чучела, мягкая

наковальня и т. д.).

Приемам боя с оружием. Соответствующее место обучения будет

использоваться в последующих этапах обучения, так как применяемое

оборудование будет обеспечивать обучение личного состава всем приемам и

действиям соответствующих видов рукопашного боя (ножом, малой лопатой,

автоматом, пистолетом).

В целях воспитания психологических качеств и лучшего формирования

двигательных навыков данное место обучения должно быть более жесткого

покрытия (грунт, асфальт), чем место начального периода обучения.

Используемый инвентарь должен позволить максимально использовать

возможности макетов штатного оружия. Таким образом, место оборудуется:

– стационарными и передвижными чучелами; различного рода

мишенями (подвижными и неподвижными);

– тренажерами и т. д.

С целью закрепления вновь приобретенных двигательных навыков и

совершенствования ранее изученных с обязательным рассмотрением

вопросов тактической подготовки оборудуются места для проведения

комплексной тренировки.

В связи с курсом тактико-специальной подготовки подбирается

соответствующее оборудование.

Система обучения определенным видам рукопашного боя, выделенным

в логически структурную схему, определяет соответствующую

последовательность поэтапного прохождения мест занятий.

Таким образом, места занятий должны формировать физическую,

тактико-техническую и психологическую готовность к действиям в

рукопашном бою на любой местности, в любую погоду и в разное время

суток.

В целях выработки уверенности в своих силах и способности

выдержать все физические и нервно-психические нагрузки рукопашных

схваток предусматривается использование макетов штатного оружия и

предметов индивидуальной экипировки.

Обучаемые, систематически упражняясь на специально оборудованных

местах, могут целенаправленно развивать необходимые боевые качества,

изучать и совершенствовать технические приемы, а специальное

оборудование позволит максимально использовать возможности рукопашных

схваток при ведении ближнего боя.

Список литературы

1.

Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов

скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки

высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного

боя): Автореф. дис. канд. пед. наук. –М.,2003.

2.

Бурцев Г.А. Рукопашный бой. -М., 1994.

3.

Вайцеховский С.М. Книга тренера. -М., 1971.

4.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. -М.: ООО

«Издательство Астрель», 2003.

5.

Севостьянов В.М. и др. Рукопашный бой (история развития, техника и

тактика). -М.: Дата Стром,1991.

6.

Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе

тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: Автореф. дис. …

канд. пед. наук. -М.,1997.

7.

Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный

контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств. –

М.: МГИУ, 2001.



В раздел образования