Напоминание

Инклюзивное образование в ДОУ


Автор: Зайцева Вера Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, многое остаётся

расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его

разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в

ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное

образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном

образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а

также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном

уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней

реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в

том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах

ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод

человека.

Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование

инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской

декларации от 1994 года. На данный момент только в Москве функционирует

96 ДОУ, где дошкольное образование инклюзивного и интегративного

характера успешно реализуется уже не первый год. Практически во всех

крупных городах России имеются образовательные учреждения инклюзивной

направленности.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с

особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются

отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со

здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д.

Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения

и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется

путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в

состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.

Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у

детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты

обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми

потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить

проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе

воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам.

В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное

образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного

возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые

волею судьбы являются не такими, как все.

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил

исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах,

показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как

результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми

потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные

последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет

уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему

постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако

в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми

потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и

здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной

сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно

никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали

педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Для детей с ограниченными возможностями дошкольное образование,

полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих

трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено

сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями

приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление,

подписанное одним из родителей, копию своего паспорта и свидетельства о

рождении ребёнка и медицинскую карту по форме 286-у. Желательно перед

этим получить специальную программу реабилитации ребёнка-инвалида,

которую выдают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

На основании наличия у ребёнка особых потребностей родителям не вправе

отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом

дошкольном учреждении. Единственное, что может стать помехой –

недостаточное техническое обеспечение того или иного ДОУ, если для

полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические

средства.

Диагноз «необучаем» сейчас уже не ставит ни одна медико-

психологическая комиссия, и законодательство гарантирует,

что особенный ребёнок может обучаться на общих основаниях в

любом учреждении по месту жительства.

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

До недавнего времени дети с особенностями в развитии были вынуждены

находиться дома или в специальных учреждениях. Им не хватало общения со

здоровыми людьми, условий для развития природных способностей и

задатков, не у кого было перенимать опыт социального общения,

коммуникативные умения и навыки. Когда родители все же отдавали такого

ребенка в детский сад или школу, то у него возникали сложности в общении

со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Творческая деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств

развития одаренности, социализации и реабилитации детей с ОВЗпотому, что

отражает мир социальных отношений и помогает ребенку преодолеть

неуверенность, скованность и раскрыть талант, творческое мышление.

Наблюдения показывают, что если у ребенка развито творческое мышление,

склонность к творчеству, то он:

чрезвычайно пытлив и любознателен;

способен, не отвлекаясь, заниматься

интересующим его делом, работой;

демонстрирует высокий энергетический

уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);

часто делает все по-своему (независим);

проявляет изобретательность в

играх, использовании материалов и идей;

продуцирует оригинальные идеи

или находит неожиданные решения.[1] Дети, которые одарены

творческими способностями, имеют более развитое, чем у здоровых

сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому,

являются оригинальными творческими личностями.

Детям с ограниченными возможностями это особенно необходимо, для

того чтобы найти свое предназначение в жизни. Нет сомнений в том, что

все дети по-своему талантливы. Нередко это скрыто от глаз окружающих.

Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов детей с ограниченными

возможностями – это одна из важнейших педагогических задач.

Перед дошкольными образовательными организациями встает вопрос о

создании благоприятных условий, способствующих развитию детей с

разными образовательными возможностями, с учетом их возрастных,

типологических и индивидуальных особенностей, а также обеспечивающих

социализацию детей. В рамках социализации приоритетными направлениями

являются познавательное и речевое развитие дошкольника, представляющие

необходимое условие вхождения ребенка в социум. Речевое развитие

рассматривается как одно из средств формирования личности ребенка.

Данный подход соотносится с положением Л.С. Выготского, согласно

которому становление личности непосредственно связано с овладением ре-

чью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими

перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе , что отвечает

сущности инклюзивного образования.

Советы, рекомендации

Работу по развитию лексико-грамматического строя речи детей

необходимоосуществлять в следующих направлениях:

- обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

- уточнение словаря, т.е. наполнение содержанием слов, известных детям,

усвоение многозначности, синонимии и т.п.;

- активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из

пассивного в активный словарь, включение слов в предложения,

словосочетания;

- создание речевых ситуаций, позволяющих согласовывать различные части

речи.

Ориентиры по развитию речи дошкольников:

1. Осуществление отбора лексического и грамматического материала с

учетом темы, цели занятия, периода обучения, возрастных и индивидуальных

возможностей детей.

2. Постепенное усложнение речевых заданий.

3. Включение в занятия игровых и дидактических упражнений.

4. Проведение работы по расширению, уточнению, активизации словаря

параллельно с формированием грамматически правильной речи.

5. Реализация в обучении детей взаимосвязи диалогической и

монологической речи.

6. Содействие налаживанию диалогического общения между детьми,

освоение умений дифференцированно пользоваться вербальными средствами

общения.

Дети старшего возраста, имеющие речевую патологию:

1. У детей старшего дошкольного возраста,

имеющих речевую патологию, наблюдается существенное отставание в

формировании навыков связной речи, в отличие от детей с нормой в

развитии.

2. Дети с тяжелыми нарушениями речи к старшему возрасту локально

овладевают значением слова из-за сужения социального опыта, возможностей

общения с окружающими людьми.

3. Недостаточные возможности использования языковых средств

дошкольников с вербальными нарушениями отражается на связности

речевого высказывания и снижает познавательную мотивацию.

4. Целенаправленная педагогическая деятельность по повышению

познавательной активности детей позволяет проектировать и корректировать

педагогические направления, формы и методы работы с дошкольниками,

имеющими различные образовательные возможности.

5. Обеспечение педагогами коммуникативного взаимодействия дошкольников

в группе сверстников способствует речевому развитию детей как с нормойв

развитии, так и с тяжелыми нарушениями речи.

МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее

диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении

многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко

может быть объяснено общественными потребностями. Увидеть одаренного

ребенка далеко не так просто, но для этого нужна настоящая педагогическая

интуиция (педагогический талант). Каждый одаренный ребенок неповторим,

но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской

одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства

одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от

непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто

проявляются в поведении ребенка. В его общении со сверстниками и

взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том,

что они почти всегда могут быть замечены не только практическими

психологами, но и воспитателями детских садов. Дети старшего

дошкольного возраста. Уникальный возраст – постоянные вопросы, поиск

решения различного рода проблемных ситуаций, споры, дискуссии – в таких

житейских моментах проявляются детские способности, раскрывается

талант. Это вовремя надо «поймать на удочку» и не упустить шанс: дать

родиться новой «Звездочке».

Сказка. Именно она помогает раскрыть детский талант сочинительства.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей

художественно-речевого творчества старших дошкольников, имеет значение

для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.

Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует

внимательного изучения и особого подхода. Считаю, что в условиях

специального обучения, направленного на формирование способности к

сочинению сказок, дети 6-7 лет способны придумывать собственные сказки в

устной форме при создании максимально благоприятных условий для

полного развития способностей ребенка, развития его творческого таланта.

Дети наглядно демонстрируют свое речетворчество. Им нравится творить,

сочинять собственные сказочные истории – со временем это становится их

любимым занятием. Творчество востребовано, и это рождает состояние

успеха. У ребенка появляются самостоятельные рассуждения, которые

способствуют развитию мышления, стимулируют мыслительный процесс,

приносящий ребенку радость познания. Так, увлекшись сказкой, ребенок не

замечает, что он учится, познает и запоминает новое непроизвольно, что

новое входит в него естественно.

В реализации сказочного подхода основным видом деятельности является

игра. В занятия необходимо внедрять интересные технологии, основанные

на игровом методе, стимулирующие умственную активность ребенка. А в

сказке столько вопросов… «Почему?» «От чего?», «А зачем?». Сказка

позволяет ребенку пофантазировать – кто есть Я? Каким бы я хотел себя

видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее

разделять все вокруг не только глазами, но и сердцем? Сказка позволяет

«проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в

окружающем мире. У талантливого ребенка, благодаря ярко выраженной

потребности в познании, связь радости и умственного труда почти

непрерывная. Практически, любая умственная деятельность – чтение,

решение задач, придумывание историй – доставляет им огромную радость, и,

благодаря этому, их способности развиваются семимильными шагами. У

наших родителей немало возможностей уже сейчас с помощью педагога

подготовить своего ребенка к школе. Модель выпускника – будущего

первоклашки – гармоничного развитая личность. Для этого необходимо

знакомить родителей с многочисленными сборниками упражнений по

подготовке ребенка к школе, организовывать конкурсы и КВН (родитель и

ребенок), проводить анкетирование и направлять внимание родителей на те

или иные способности ребенка, чтобы в дальнейшем они не остались внеполе

зрения. Какими бы ни были виды, формы, способы развития способностей,

детских талантов, главное, чтобы ребенок испытывал радость от процесса и

результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны

родителей, научился мыслить свободно и смело. Внешний мир ребенка

старшего дошкольника, его кругозор, казалось бы, очень узок, ог-раничен. Но

в этом внешнем мире есть солнце, времена дня и времена года, стихи

природы, луна, звезды, лес и поле, улица и дом, машины и игрушки, взрослые

и дети… А это не так уж мало для раскрытия детской одаренности. Ведь все

явления внешнего мира, все детские «почему?» на какое – то время

становятся образами внутреннего мира ребенка. У нас вдохновение

начинается с работы и в ней рождается. У ребенка творческое вдохновение

возникает непроизвольно; благородные, речевые чувства вспыхивают легко и

непосредственно. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка

удивительной и интересной. И пусть в этом нам поможет добрая сказка.

Театрализованная деятельностьспособствует развитию, во-первых,

эмоционально волевой сферыдетей средствами театрализации. Известно,

что в процессе роста ребенка с особенностями в развитии происходит

изменения в его эмоциональной сфере. Но сама по себе эмоциональная сфера

не может успешно развиваться, ее необходимо специально и целенаправленно

развивать. Тем более, у детей с особенностями в развитии, которые часто

склонны к агрессии, неадекватному поведению, неуверенности и страху.

Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения

образовательного процесса. Многие дети не умеютадекватно выражать свои

эмоции. Именно поэтому необходимы упражнения, обучающие методам

саморегуляции.

Для формирования позитивной атмосферы в группе, для развития чувства

принадлежности, а так же сплочение коллектива.используются другие

упражнения, такие как упражнения на расслабление. Для коррекции

речевого развития, используются игры и упражнения на развитие

просодической стороны речи, ее интонационной выразительности. Для

развития творческого воображения и активизации речевой деятельности

используютсярассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным

действием, с отсутствующим действующим лицом. Для стимуляции речи

эффективным средством служит игра-драматизация, где используются

шапочки-маски, атрибуты театральных костюмов. В игре-драматизации не

говорящие дети изображают животных, учатся звукоподражанию, что

является началом речевого развития. Для того чтобы заинтересовать детей,

вызвать у них желание говорить, на занятиях по развитию речи очень

эффективны различные сюрпризные моменты. Кроме того, для развития речи

можно использовать стенды , где дети сами рассказывают знакомые им

сказки и изображают сюжет на стенде. С этой же целью используются

настольный деревянный театр, пальчиковый театр и другие театральные

атрибуты. Это в дальнейшем используется на занятиях по развитию речи, где

дети учатся передавать интонацию персонажей сказки (тонкий голосок у

козлят, грубый, низкий голос у волка, ласковый, нежный – козы). Благодаря

использованию таких творческих приемов, отмечается положительная

динамика в развитии речи детей, что являетсянеобходимым условием

вхождения ребенка в социум.



В раздел образования