Напоминание

"Физическая готовность ребёнка к школе"


Автор: Чуева Надежда Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: городской округ Рошаль, Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы
Тема: "Физическая готовность ребёнка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическая

готовность

ребенка

к

обучению

это

состояние

здоровья,

определенный

уровень. Морфо-функциональной

зрелости

его

организма,

необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и

умственная работоспособность. Процесс перехода ребенка из детского сада в

школу

является

достаточно

трудным

этапом

в

его

жизни,

требующим

напряжения

физиологических

систем

организма,

эмоционально-волевой

сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно забла-

говременно

готовить

к

школе.

Важно,

чтобы

к

этому

моменту

ребенок

обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее

физическое и психическое здоровье.Достижение положительных результатов

в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за

время

пребывания

его

в

детском

саду

будет

о су ще с т вл я т ь с я

целенаправленная

работа

по

формированию

физической

культуры

икультуры здоровья. Одной из наиболее актуальных задач образовательной

политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для

детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья

и развитием личности каждого ребенка.За последнее 10-летие в Российской

Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного

возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1%

признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные

отклонения (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания. Ре-

зультаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в

настоящее время не более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно

здоровыми.На

этапе

подготовки

ребенка

к

школе

основным

моментом

в

улучшении

медицинского

обслуживания

в

детском

саду

должны

стать

преемственность

и

взаимосвязь

в

работе

поликлиники

и

ДОУ.Перед

поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование

течения

адаптации

ребенка

к

новым

ожидающим

его

условиям

и

формирование

комплексных

п с и хол о го - м ед и ко - п ед а го г и ч е с к и х

рекомендаций.В

области

физической

культуры

и

здоровья

детей

5-7

лет

предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья

детей, формирование физической культуры, представленный следующими

блоками.

1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов

физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

1.

Комплексную

психолого-физиологическую

диагностику

развития

ребенка

и

готовность

его

к

школьному

обучению,

мониторинг

состояния здоровья и физического развития детей.

2.

Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей

детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития,

отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.

3.

Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском

саду:

рациональный

режим

дня,

построенный

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

физической

и

умственной

работоспособности;

оптимальный двигательный режим;

эффективное закаливание;

обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

преобладание положительных эмоций у детей;

использование психолого-педагогических приемов, направленных на

предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с

целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы

повышения

эффективности

использования

оборудования

путем

создания

новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).

5. Разработку образовательных технологий:

занятия,

беседы,

игры,

игровые

упражнения,

художественная

литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование

у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз,

дыхательных упражнений, закаливающих процедур;

занятия, направленные на формирование представлений о строении

своего

тела

и

отдельных

систем

и

органов

(по

ознакомлению

с

окружающим, логопедические занятия);

формирование

представлений

о

многообразии

физических

и

спортивных

упражнений,

назначении

и

способах

использования

движений,

их

практической

значимости

(подвижные

игры

и

физические

упражнения,

игры

с

элементами

спорта

и

акробатики,

ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего

здоровья

в

разных

формах

познавательной

и

двигательной

деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические

игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-

ролевые игры с включением динамического компонента);

приемы

самоконтроля

и

саморегуляции

в

процессе

разных

форм

двигательной

активности

(игровые

упражнения,

дыхательная

гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й

блок -

для достижения высокого качества работы по физической

культуре планируются:

1.

Разработка

и

реализация

вариативных

программ,

направленных

на

формирование

у

детей

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

включение

в

содержание

занятий

по

разным

видам

деятельности

соответствующего материала.

2.

Использование новейших технологий обучения детей разным видам

движений; повышение эффективности занятий физической культуры,

проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья

детей.

3.

Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и

культуры здоровья.

3-й

блок

-

модернизация

содержания

работы

с

детьми

на

основе

внедрения

следующих

личностно

ориентированных

педагогических

технологий:

1.

Разработка дифференцированных занят и й п о физической культуре с

учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья,

уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2.

Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом

уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.

3.

Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования

положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и

образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной

активности.

4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функцио-

нальных

возможностей

детского

организма необходимо

использовать

комплексы

физических

упражнений

и

игр,

направленных

на

развитие

двигательных

качеств

и

способностей

(координационных,

ловкости,

быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).

5-й блок - взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной

и

спортивными

школами,

социокультурным

окружением. Основными

формами сотрудничества с семьей при этом являются:

коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы,

тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);

индивидуальное

сотрудничество

(анкетирование,

"обратная

связь",

консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — ано-

нимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

наглядно-информационное

сотрудничество

(стенды,

"памятки

для

родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);

активное

участие

родителей

в

жизни

ребенка

(подвижные

игры,

совместные занятия, соревнования, тренинги "воспитатель — родитель

— ребенок");

посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.

Диагностика физической подготовленности ребенка

Своевременная

и

углубленная

диагностика

физической

подготовленности

позволяет

выявить

уровень

развития

движений

и

физических

качеств

у

ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.

Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного

развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания.

Следует

также

отметить,

что

обнаруженная

неравномерность

в

развитии

двигательной

функции

детей

дает

возможность

определить

причины

их

отставания

или

опережения

в

усвоении

программы

и

наметить

педагогические

приемы,

способствующие

оптимизации

двигательной

активности детей в условиях дошкольного учреждения.Хороший фундамент

общей

физической

подготовленности,

заложенный

на

основе

сочетания

дифференцированного

обучения

детей

основным

видам

движений

с

развитием

физических

качеств

и

двигательных

способностей

позволяет

достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки

детей к обучению в школе.При определении готовности ребенка к обучению

в

школе

важно

учитывать

не

только

достигнутый

им

уровень

развития

моторики,

но

и

егопотенциальные

двигательные

возможности.

Диапазон

уровня

физическойподготовленности (разброс

между

максимальными

и

минимальными

показателями)

каждого

ребенка

позволит

оценить

егофункциональные и двигательные возможности.Двигательная активность

важный

показатель

физической

подготовленности

детей.Обследование

двигательной активности детей проводится 3—4 раза в год (осень, зима,

весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность)

в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на

прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении).Для

успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная,

нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность

ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек,

возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с

учителем

и

сверстниками

-

факторы

значительного

напряжения

нервной

системы

и

других

функциональных

систем

детского

организма,

что

сказывается

на

здоровье

ребенка

в

целом.

Не

случайно

на

первом

году

обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые

шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года,

что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию

в

предшествующий

дошкольный

период

жизни.Достаточная

физическая

подготовка

предполагает

высокий

уровень

закаленности

и

общего

физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая

закалка

помогает

не

только

противостоять

различным

неблагоприятным

факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда,

с

интересом

работать

на

уроках,

своевременно

и

прочно

овладевать

знаниями,

умениями

и

навыками.Все

задачи

по

физической

подготовке

выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется

систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого

года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают:

длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см.

Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость

бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на

правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут

подбрасывать и ловить мяч одной рукой.Дети знакомятся с техническими

элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках,

плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые

спортивные

игры

(бадминтон,

горки

и

др.).

Серьезные

требования

предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к

таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.К моменту поступления в

школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические

нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать

накопленный

арсенал

двигательных

средств.

Двигательная

деятельность

должна

стать

естественной

потребностью

практически

каждого

ребенка

независимо

от

уровня

его

индивидуальной

двигательной

активности.

Суточная

норма

шагов

-

1200-1500.

Несмотря

на

то,

что

дети

сильно

различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из

них

необходимо

формировать

интерес

к

урокам

физической

культуры,

желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.Физическое

воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические

занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в

разных

формах,

включая

учебную

работу:

физкультурно-оздоровительные

мероприятия,

утренняя

гимнастика,

физкультминутка,

физические

упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности

отдыха

введены

новые

формы

физкультурно-оздоровительной

работы:

физкультурные

досуги,

праздники

здоровья,

дни

здоровья.

Наполненные

сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные

впечатления,

способствуют

развитию

интереса

и

творческой

активности

ребят.Вместе

с

организованными

формами

физического

воспитания

необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности

дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные

потребности

в

активных

движениях,

что

требует

соответствующих

воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической

подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со

множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов,

поэтому

при

ее

развитии

надо

учитывать

возраст

детей,

состояние

их

здоровья, уровень познавательных способностей и т.д.



В раздел образования