Автор: Чуева Надежда Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: городской округ Рошаль, Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы
Тема: "Физическая готовность ребёнка к школе"
Раздел: дошкольное образование
Физическая
готовность
ребенка
к
обучению
—
это
состояние
здоровья,
определенный
уровень. Морфо-функциональной
зрелости
его
организма,
необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и
умственная работоспособность. Процесс перехода ребенка из детского сада в
школу
является
достаточно
трудным
этапом
в
его
жизни,
требующим
напряжения
физиологических
систем
организма,
эмоционально-волевой
сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно забла-
говременно
готовить
к
школе.
Важно,
чтобы
к
этому
моменту
ребенок
обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее
физическое и психическое здоровье.Достижение положительных результатов
в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за
время
пребывания
его
в
детском
саду
будет
о су ще с т вл я т ь с я
целенаправленная
работа
по
формированию
физической
культуры
икультуры здоровья. Одной из наиболее актуальных задач образовательной
политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для
детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья
и развитием личности каждого ребенка.За последнее 10-летие в Российской
Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного
возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1%
признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные
отклонения (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания. Ре-
зультаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в
настоящее время не более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно
здоровыми.На
этапе
подготовки
ребенка
к
школе
основным
моментом
в
улучшении
медицинского
обслуживания
в
детском
саду
должны
стать
преемственность
и
взаимосвязь
в
работе
поликлиники
и
ДОУ.Перед
поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование
течения
адаптации
ребенка
к
новым
ожидающим
его
условиям
и
формирование
комплексных
п с и хол о го - м ед и ко - п ед а го г и ч е с к и х
рекомендаций.В
области
физической
культуры
и
здоровья
детей
5-7
лет
предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья
детей, формирование физической культуры, представленный следующими
блоками.
1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов
физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:
1.
Комплексную
психолого-физиологическую
диагностику
развития
ребенка
и
готовность
его
к
школьному
обучению,
мониторинг
состояния здоровья и физического развития детей.
2.
Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей
детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития,
отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.
3.
Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском
саду:
рациональный
режим
дня,
построенный
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
физической
и
умственной
работоспособности;
оптимальный двигательный режим;
эффективное закаливание;
обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
преобладание положительных эмоций у детей;
использование психолого-педагогических приемов, направленных на
предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.
4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с
целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы
повышения
эффективности
использования
оборудования
путем
создания
новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).
5. Разработку образовательных технологий:
занятия,
беседы,
игры,
игровые
упражнения,
художественная
литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование
у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз,
дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
занятия, направленные на формирование представлений о строении
своего
тела
и
отдельных
систем
и
органов
(по
ознакомлению
с
окружающим, логопедические занятия);
формирование
представлений
о
многообразии
физических
и
спортивных
упражнений,
назначении
и
способах
использования
движений,
их
практической
значимости
(подвижные
игры
и
физические
упражнения,
игры
с
элементами
спорта
и
акробатики,
ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);
приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего
здоровья
в
разных
формах
познавательной
и
двигательной
деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические
игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-
ролевые игры с включением динамического компонента);
приемы
самоконтроля
и
саморегуляции
в
процессе
разных
форм
двигательной
активности
(игровые
упражнения,
дыхательная
гимнастика, релаксационные упражнения).
2-й
блок -
для достижения высокого качества работы по физической
культуре планируются:
1.
Разработка
и
реализация
вариативных
программ,
направленных
на
формирование
у
детей
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
включение
в
содержание
занятий
по
разным
видам
деятельности
соответствующего материала.
2.
Использование новейших технологий обучения детей разным видам
движений; повышение эффективности занятий физической культуры,
проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья
детей.
3.
Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и
культуры здоровья.
3-й
блок
-
модернизация
содержания
работы
с
детьми
на
основе
внедрения
следующих
личностно
ориентированных
педагогических
технологий:
1.
Разработка дифференцированных занят и й п о физической культуре с
учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья,
уровня физической подготовленности и половозрастных различий.
2.
Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом
уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.
3.
Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования
положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и
образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной
активности.
4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функцио-
нальных
возможностей
детского
организма необходимо
использовать
комплексы
физических
упражнений
и
игр,
направленных
на
развитие
двигательных
качеств
и
способностей
(координационных,
ловкости,
быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).
5-й блок - взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной
и
спортивными
школами,
социокультурным
окружением. Основными
формами сотрудничества с семьей при этом являются:
коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы,
тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);
индивидуальное
сотрудничество
(анкетирование,
"обратная
связь",
консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — ано-
нимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
наглядно-информационное
сотрудничество
(стенды,
"памятки
для
родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);
активное
участие
родителей
в
жизни
ребенка
(подвижные
игры,
совместные занятия, соревнования, тренинги "воспитатель — родитель
— ребенок");
посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.
Диагностика физической подготовленности ребенка
Своевременная
и
углубленная
диагностика
физической
подготовленности
позволяет
выявить
уровень
развития
движений
и
физических
качеств
у
ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.
Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного
развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания.
Следует
также
отметить,
что
обнаруженная
неравномерность
в
развитии
двигательной
функции
детей
дает
возможность
определить
причины
их
отставания
или
опережения
в
усвоении
программы
и
наметить
педагогические
приемы,
способствующие
оптимизации
двигательной
активности детей в условиях дошкольного учреждения.Хороший фундамент
общей
физической
подготовленности,
заложенный
на
основе
сочетания
дифференцированного
обучения
детей
основным
видам
движений
с
развитием
физических
качеств
и
двигательных
способностей
позволяет
достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки
детей к обучению в школе.При определении готовности ребенка к обучению
в
школе
важно
учитывать
не
только
достигнутый
им
уровень
развития
моторики,
но
и
егопотенциальные
двигательные
возможности.
Диапазон
уровня
физическойподготовленности (разброс
между
максимальными
и
минимальными
показателями)
каждого
ребенка
позволит
оценить
егофункциональные и двигательные возможности.Двигательная активность
—
важный
показатель
физической
подготовленности
детей.Обследование
двигательной активности детей проводится 3—4 раза в год (осень, зима,
весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность)
в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на
прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении).Для
успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная,
нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность
ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек,
возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с
учителем
и
сверстниками
-
факторы
значительного
напряжения
нервной
системы
и
других
функциональных
систем
детского
организма,
что
сказывается
на
здоровье
ребенка
в
целом.
Не
случайно
на
первом
году
обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые
шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года,
что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию
в
предшествующий
дошкольный
период
жизни.Достаточная
физическая
подготовка
предполагает
высокий
уровень
закаленности
и
общего
физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая
закалка
помогает
не
только
противостоять
различным
неблагоприятным
факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда,
с
интересом
работать
на
уроках,
своевременно
и
прочно
овладевать
знаниями,
умениями
и
навыками.Все
задачи
по
физической
подготовке
выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется
систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого
года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают:
длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см.
Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость
бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на
правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут
подбрасывать и ловить мяч одной рукой.Дети знакомятся с техническими
элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках,
плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые
спортивные
игры
(бадминтон,
горки
и
др.).
Серьезные
требования
предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к
таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.К моменту поступления в
школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические
нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать
накопленный
арсенал
двигательных
средств.
Двигательная
деятельность
должна
стать
естественной
потребностью
практически
каждого
ребенка
независимо
от
уровня
его
индивидуальной
двигательной
активности.
Суточная
норма
шагов
-
1200-1500.
Несмотря
на
то,
что
дети
сильно
различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из
них
необходимо
формировать
интерес
к
урокам
физической
культуры,
желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.Физическое
воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические
занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в
разных
формах,
включая
учебную
работу:
физкультурно-оздоровительные
мероприятия,
утренняя
гимнастика,
физкультминутка,
физические
упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности
отдыха
введены
новые
формы
физкультурно-оздоровительной
работы:
физкультурные
досуги,
праздники
здоровья,
дни
здоровья.
Наполненные
сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные
впечатления,
способствуют
развитию
интереса
и
творческой
активности
ребят.Вместе
с
организованными
формами
физического
воспитания
необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности
дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные
потребности
в
активных
движениях,
что
требует
соответствующих
воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической
подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со
множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов,
поэтому
при
ее
развитии
надо
учитывать
возраст
детей,
состояние
их
здоровья, уровень познавательных способностей и т.д.