Автор: Хугаева Гандира Ефимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 с.ОКТЯБРЬСКОЕ
Населённый пункт: РСО–АЛАНИЯ ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "арифметическая прогрессия
Раздел: среднее образование
Методические
рекомендации
по
оформлению
задач
по
теме
: «
Арифметическая
прогрессия
».
Считаю, что при решении задании по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
очень важно умение обучающих переводить ту или иную задачу на «язык» математики.
Требую от обучающихся к каждому упражнению чётко оформлять, что им дают по условии
задачи и что им надо найти или определить. Считаю, что если они привыкают грамотно
оформлять задание, то с лёгкостью определяют ход решения. Примерно оформляют
следующим образом:
№579.Найдите десятый и n—й члены арифметической прогрессии:
а )
1
3
; -1; … .
Дано: (
b
n
¿
арифметическая прогрессия;
b
1
=
1
3
;
b
2
=-1 ; … .
Найти:
b
10
;
b
n
.
Решение.
d =
b
2
-
b
1
; d =-1-
1
3
=−
1
1
3
;
b
n
=b
1
+(n-1)d ; b
10
=b
1
+9d; b
10
=
1
3
+9*(
−
1
1
3
)=
−
11
2
3
;
b
n
=
1
3
+(n-1)
−
1
1
3
¿¿
)=
1
2
3
−
1
1
3
n.
Ответ: b
10
=
−
11
2
3
; b
n
=
1
2
3
−
1
1
3
n.
№581.Тело в первую секунду движения прошло 7м, а за каждую следующую секунду –на 3м
больше , чем за предыдущую .Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?
Дано: (
b
n
¿
арифметическая прогрессия;
b
1
=7; d =3.
Найти:
b
8
.
Решение.
b
8
=b
1
+7d; b
8
=7+7*3=28.
Ответ: b
8
=
28
.
№582.Поезд, отойдя от станции, равномерно увеличивал скорость на 50м в минуту. Какова
была скорость поезда в конце двадцатой минуты?
Дано: (
a
n
¿
арифметическая прогрессия;
a
1
=50; d =50.
Найти:
a
20
.
Решение.
a
20
=
a
1
+¿
19d;
a
20
=
50
+¿
19*50=1000;
1000 м/мин=1км/мин=60км/ч.
Ответ:
a
20
=60км/ч.
№587.Между числами 5 и 1вставьте семь таких чисел, чтобы они вместе с данными числами
образовали арифметическую прогрессию.
Решение.
Предположим, что у нас арифметическая прогрессия. Т.е.
Дано: (
a
n
¿
арифметическая прогрессия;
a
1
=5;
a
9
=1.
Найти:
a
2
;
a
3
;
a
4
;
a
5
;
a
6
;
a
7
;
a
8
.
Решение.
a
9
=
a
1
+¿
8d;
8d=
a
9
-
a
1
;
d=
a
9
−
a
1
8
;
;
d=
1
−
5
8
=−
0,5
;
a
2
=5+(-0,5)=4.5;
a
3
=4;
a
4
=
3,5
;
a
5
=
3
;
a
6
=
2,5
;
a
7
=
2
;
a
8
=1,5.
Ответ:
a
2
=4.5;
a
3
=4;
a
4
=
3,5
;
a
5
=
3
;
a
6
=
2,5
;
a
7
=
2
;
a
8
=1,5.
№591. Содержит ли арифметическая прогрессия 2; 9; … число: а)156; 295?
Дано: (
a
n
¿
арифметическая прогрессия, где n
ЄN
;
a
1
=2;
a
2
=9.
Определить: а)156
Є
(
a
n
¿
;
б) 295
Є
(
a
n
¿
.
Решение.
а)d=
a
2
−
a
1
; )d=9-2=7;
Так как
а
n
=а
1
+(n-1)d,то 2+(n-1)*7=156;
2+7
n
-7=156;
7
n
=161
n
=23. 23
ЄN,
156
Є
(
a
n
¿
;
Ответ:
да,
а
23
=156.
б) d=
a
2
−
a
1
; )d=9-2=7;
Так как
а
n
=а
1
+(n-1)d,то 2+(n-1)*7=295;
2+7
n
-7=295;
7
n
= 300
n
=42
6
7
; 42
6
7
не является натуральным числом.
Ответ:
нет.
P.SМелочь, но полезная .Как подметил один из великих художников своему ученику: «Искусство
состоит из мелочей».