Напоминание

"Права и обязанности детей."


Автор: Гапоненко Екатерина Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: Саратовская область, Татищевский район, с. Вязовка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Права и обязанности детей."
Раздел: среднее образование





Назад




План мероприятий правовой недели

1 день: Конкурс буклетов «Я имею право на …..» для всех учащихся. В последующем

буклеты будут раздаваться жителям нашего города.

2 день: Для 10 и 11 класса просмотр и обсуждение фильма: «Право на жизнь»

3 день:

4 день: «Акция доверия» все учащиеся школы могут задать любой вопрос анонимно, на

правовую тематику отправив записку в абонентский ящик доверия. Ответы на свои

вопросы будут опубликованы на стенгазете «Акция доверия» и на сайте школы.

5 день: Итоговое мероприятие для всех учащихся школы. Каждый класс готовит

выступление по проблеме правонарушений. Это может быть сценка, стихотворение,

инсценировка, презентация и т.д. Лучшие классы будут награждены грамотой

администрации школы.

Сценарий итогового мероприятия правовой недели

Необходимое оборудование: мультимедиа, колонки, микрофон

Звучит гимн РФ

на мультимедиа слайд со словами гимна

Ведущий:

Права человека – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые

заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих

поколений людей. Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем,

постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина

определяются законами, а сами законы определяются правом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где

господствует право.

В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего

многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее

любой нации.

ученики начальной школы читают стихи

1 ученик

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

2 ученик

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить

И с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

3 ученик

Есть еще такое право –

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

4 ученик

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно –

Есть у нас такой закон.

5 ученик

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

6 ученик

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке,

Правом пользуюсь “учиться

На родимом языке”.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки –

Это право есть у нас.

7 ученик

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным – все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

Ведущий

В подготовке итогового мероприятия по правовой декаде мне хотелось не читать вам лекции и

нотации как правильно себя вести а провести его развлекательно и поучительно. По этому

каждому классу были даны задания обыграть различные правонарушения.

Ну а оценить их выступления нам поможет наше неподкупное, независимое жюри. Это

представитель ОДН, начальник отделения по профилактике правонарушений, специалист

отделения социального приюта г. Новодвинска

Ведущий

Жизнь идет, меняются ситуации и люди, идущие рядом. Каждому из нас давали советы по любому

поводу. Одни советы были правильные , но в жизни бывает всякое….

Звучит музыка, под которую выбегают ребята (наряженные черти) и читают «Вредные советы»

1 чертенок

Если вы окно разбили,

Не спешите признаваться.

Погодите, - не начнется ль

Вдруг гражданская война.

Артиллерия ударит,

Стекла вылетят повсюду,

И никто ругать не станет

За разбитое окно.

2 чертенок

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

3 чертенок

Есть надежный способ папу

Навсегда свести с ума.

Расскажите папе честно,

Что вы делали вчера.

Если он при этом сможет

Удержаться на ногах,

Объясните, чем заняться

Завтра думаете вы.

И когда с безумным видом

Папа песни запоет,

Вызывайте неотложку.

Телефон ее 03.

Ведущий:

Нет – нет….Что - то вы дорогие мои черти не то нам советуете. А Вы знаете, что с такими

советами ничего хорошего не выйдет?

Вот Вы знаете, например Все все мальчишки и девчонки должны знать и соблюдать, ну взять хотя

бы, Правила дорожного движения? И должны иметь навыки безопасного движения по улицам и

дорогам города, чтобы не подвергать свою жизнь и здоровье опасности?

Ведь из года в год растет количество ДТП с участие детей. Поэтому проблема обеспечения

безопасности дорожного движения становится важной воспитательной задачей.

Посмотрим как ребята подготовили сценку про такое нарушение: нарушение ПДД.

На сцене выступление 1а и 1б класса

3 чертенок

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: "пожалуйста", "спасибо"

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Ведущий:

Да вы опять не то советуете нашим ребятам! Вот вы знаете , что приветливо или грубо сказанное

слово нередко оставляют след в душе на целый день? Часто хорошее настроение зависит от того,

оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как

обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди

выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для

спокойных и шаловливых.

На сцене выступление 3б класса.

2 чертенок

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

Стой! Сдавайся! Руки вверх!

И когда со стула тетя

От испуга упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить!

Ведущий

А я считаю, что уважение к старшим не является каким-то ритуалом, который повторяется только

несколько раз в год. Мы должны поддерживать ее каждый день. Я не имею ввиду, что надо

твердить своим родителям, бабушкам и дедушкам, что мы их уважаем, ведь слова – это только

слова. А слова надо подкреплять действиями.

на сцене выступление учеников 4а класса

1 чертенок

Главным делом жизни вашей

Может стать любой пустяк.

Надо только твердо верить,

Что важнее дела нет.

И тогда не помешает

Вам ни холод, ни жара,

Задыхаясь от восторга,

Заниматься чепухой.

Ведущий

А вот вы знаете дорогие мои чертята, что Конституция Российской Федерации гарантирует

каждому гражданину доступные и бесплатные дошкольное, основное общее и среднее

профессиональное образования? Каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ,

определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

Защищая свои права ты всегда должен помнить о своих обязанностях: выполнять требования

Устава и внутреннего распорядка школы. Вовремя приходить на занятия. Уважать права

одноклассников, других учащихся и работников школы. Бережно относиться к школьному

имуществу, своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

Ведущий

Интересно как данное правонарушение как невыполнение домашнего задания обыграет 2а класс?

на сцене выступление 2 а класса.

Ведущий

Я знаю, что 5б класс сейчас расскажет нам стихи о нарушении Устава школы. Открою вам тайну,

это стихотворение сочинила сама классный руководитель 5 б класса - Коншина Н.Б.

на сцене выступление 5 б класса

Ведущий

Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье. В словаре

даётся такое понятие здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

А вы знаете, что здоровье – счастье уже само по себе. К сожаленью, здоровье, как важная цель,

встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека

даже смерть не может надолго напугать.

Вы все знаете что для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в

питании, закалка, время и умение отдыхать.

на сцене выступление 4б класса

2 чертенок

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Ведущий

Ну, тут сразу видны такие правонарушения как грабеж да и кражи посмотрим что на это ответит

6а,9б классы

выступление 6а,9б класса

1 чертенок

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

3 чертенок

Решил подраться - выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Чем младше тот, кого ты бьешь,

Тем сердцу веселей

Глядеть, как плачет он, кричит,

И мамочку зовет.

Но если вдруг за малыша

Вступился кто-нибудь,

Беги, кричи и громко плачь,

И мамочку зови.

Ведущий

Я думаю, что наши учащиеся 5а и 3а докажут вам обратное а ни как что вы советуете….

выступление 5а и 3а класса

Ведущий

С табачным зельем жестокая борьба велась еще в древние времена. В конце 16 столетия в Англии

за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции

курильщиков сажали на кол. В Италии например, в назидание, пятеро монахов были заживо

замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к

ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России уличенных в курении в первый раз

наказывали палочными ударами, во второй раз отрезали нос и уши.

Сейчас меры наказания стали более гуманные, это штрафные санкции. Но прежде всего никакими

штрафами и наказаниями нельзя заставить человека бросить эту пагубную привычку.

Все люди владеют информацией о том, что курильщики чаще всего страдают ССЗ, раком

дыхательных путей и легких, но факт остается фактом. Вам выбирать курить или нет.

Поприветствуем учащихся 7а класса, которым необходимо было обыграть правонарушение

Выступление 7а

1 чертенок

Заведи себе тетрадку

И записывай подробно,

Кто кого на переменке

Сколько раз куда послал,

С кем учитель физкультуры

Пил кефир в спортивном зале,

И что папа ночью маме

Тихо на ухо шептал.

Ведущий

Что такое Сквернословие? – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. Вдумайтесь

в слова! Три золотых правила языка сводится в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что

говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия».

Выступление 8а класса

Ведущий

Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках

или бутылках. Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом

алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой

физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не

подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк

на это.

Ведущий

Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия

катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое

хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - всё перепутывается в голове

несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в

психиатрическую клинику. В трудные минуты жизни вспоминайте слова Д. Лондона:

«Пьянство - есть упражнение в безумии», - писал Пифагор.

Выступление 9а класса

Ведущий

Курить или не курить вот в чем вопрос? Главное – сделать правильный выбор! Курить иль не

курить? Решайте это сами. Пусть не пагубная зависимость, а спорт и активный образ жизни станет

выбором всех – от мала до велика.

Выступление 7а класса

Ведущий

Подведение итогов правовой недели. Вручение грамот, сертификатов участников правовой недели,

благодарностей: за лучшее исполнение гимна, конкурс буклетов, лучшее инсценировка домашнего

задания (правонарушений).

Ведущий

Наше мероприятие мне хочется закончить стихотворением Андрея Дементьева:

Не замечаем, как уходят годы,

Спохватимся,

Когда они пройдут.

И все свои ошибки и невзгоды

Выносим на запоздалый суд.

И говорим:

"Когда б не то да это,

Иначе жизнь мы прожили б свою..."

Но призывает совесть нас к ответу

В начале жизни,

А не на краю.

А жить бы так,

Как будто наступает

Тот самый главный,

Самый строгий суд.

Живите,

Словно дарите на память

Вы жизнь свою

Тем,

Что потом придут.

.

Правовая игра «Правознайки»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными

в Конвенции о правах ребенка; сформировать представление о системе прав

ребенка.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Добрый вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре

«Правознайки». Итак, приветствуем участников игры!

II. Приветствие команд и представление жюри

Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов

жюри:

1.Торосова Анастасия Владимировна – старший помощник прокурора

2. Иванькина Ольга Сергеевна – учитель истории

3. Герасимова Алена – ученица 11 «А» класса

III. «Как появилась Конвенция о правах ребенка»

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с

ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и что нельзя?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация

прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире.

Когда вы читали книгу «Ваши права», все ли вам было понятно или

встретились в тексте трудные слова, которые надо объяснить?

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство,

место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых,

досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он

получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту,

свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают

права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в

различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность

личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и

выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный

уровень.

IV. Объявляется первый конкурс для команд

Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на

следующие вопросы

ВОПРОСЫ:

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

жилища? («Лиса и Заяц», лиса)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное

передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(«Лягушка - путешественница", лягушка)

3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих

артистов?(«Бременские музыканты»).

6. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение

на метле?(Баба-яга)

V. Музыкальный конкурс

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них

речь.

1.

В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

2.

Песенка мамонтенка ” (жить в семье).

3.

Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных

собраний)

4.

Песенка Чебурашки ” (право на имя).

5.

Чунга-чанга” (право на отдых).

6.

Если б не было школ ” (право на образование).

VI. Конкурс капитанов

А сейчас я попрошу выйти капитанов команд. Вам предстоит поработать

следователем. С помощью подсказок вы должны определить о ком идет речь. За

ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла, с

третьей - 1 балл.

1.Он очень отважный полицейский.

Его партнёр - человек.

Он - породистый пёс.

(Мухтар)

2.Он - герой, защитник будущего.

Он - необычный персонаж.

Он - мутант.

(Черепашка-ниндзя.)

3.Он круглобокий.

Его очень любят дети.

Он ушёл от бабушки.

(Колобок.)

VII. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,

когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -

обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам проиграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом

разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других

людей.)

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка

запрещено насилие над детьми!

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).

Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в

классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети

ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом -

рисованием!

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать

права других учеников.)

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их

права. Петров не уважает права других людей.)

VIII. Подведение итогов.

Ребята, пока жюри подводит итоги давайте с вами обсудим, что вам

понравилось? И как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?



В раздел образования