Автор: Гапоненко Екатерина Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: Саратовская область, Татищевский район, с. Вязовка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Права и обязанности детей."
Раздел: среднее образование
План мероприятий правовой недели
1 день: Конкурс буклетов «Я имею право на …..» для всех учащихся. В последующем
буклеты будут раздаваться жителям нашего города.
2 день: Для 10 и 11 класса просмотр и обсуждение фильма: «Право на жизнь»
3 день:
4 день: «Акция доверия» все учащиеся школы могут задать любой вопрос анонимно, на
правовую тематику отправив записку в абонентский ящик доверия. Ответы на свои
вопросы будут опубликованы на стенгазете «Акция доверия» и на сайте школы.
5 день: Итоговое мероприятие для всех учащихся школы. Каждый класс готовит
выступление по проблеме правонарушений. Это может быть сценка, стихотворение,
инсценировка, презентация и т.д. Лучшие классы будут награждены грамотой
администрации школы.
Сценарий итогового мероприятия правовой недели
Необходимое оборудование: мультимедиа, колонки, микрофон
Звучит гимн РФ
на мультимедиа слайд со словами гимна
Ведущий:
Права человека – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые
заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих
поколений людей. Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем,
постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина
определяются законами, а сами законы определяются правом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где
господствует право.
В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего
многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее
любой нации.
ученики начальной школы читают стихи
1 ученик
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
2 ученик
Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить
И с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
3 ученик
Есть еще такое право –
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь, подарить.
4 ученик
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно –
Есть у нас такой закон.
5 ученик
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
6 ученик
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке,
Правом пользуюсь “учиться
На родимом языке”.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
7 ученик
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
Ведущий
В подготовке итогового мероприятия по правовой декаде мне хотелось не читать вам лекции и
нотации как правильно себя вести а провести его развлекательно и поучительно. По этому
каждому классу были даны задания обыграть различные правонарушения.
Ну а оценить их выступления нам поможет наше неподкупное, независимое жюри. Это
представитель ОДН, начальник отделения по профилактике правонарушений, специалист
отделения социального приюта г. Новодвинска
Ведущий
Жизнь идет, меняются ситуации и люди, идущие рядом. Каждому из нас давали советы по любому
поводу. Одни советы были правильные , но в жизни бывает всякое….
Звучит музыка, под которую выбегают ребята (наряженные черти) и читают «Вредные советы»
1 чертенок
Если вы окно разбили,
Не спешите признаваться.
Погодите, - не начнется ль
Вдруг гражданская война.
Артиллерия ударит,
Стекла вылетят повсюду,
И никто ругать не станет
За разбитое окно.
2 чертенок
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
3 чертенок
Есть надежный способ папу
Навсегда свести с ума.
Расскажите папе честно,
Что вы делали вчера.
Если он при этом сможет
Удержаться на ногах,
Объясните, чем заняться
Завтра думаете вы.
И когда с безумным видом
Папа песни запоет,
Вызывайте неотложку.
Телефон ее 03.
Ведущий:
Нет – нет….Что - то вы дорогие мои черти не то нам советуете. А Вы знаете, что с такими
советами ничего хорошего не выйдет?
Вот Вы знаете, например Все все мальчишки и девчонки должны знать и соблюдать, ну взять хотя
бы, Правила дорожного движения? И должны иметь навыки безопасного движения по улицам и
дорогам города, чтобы не подвергать свою жизнь и здоровье опасности?
Ведь из года в год растет количество ДТП с участие детей. Поэтому проблема обеспечения
безопасности дорожного движения становится важной воспитательной задачей.
Посмотрим как ребята подготовили сценку про такое нарушение: нарушение ПДД.
На сцене выступление 1а и 1б класса
3 чертенок
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Ведущий:
Да вы опять не то советуете нашим ребятам! Вот вы знаете , что приветливо или грубо сказанное
слово нередко оставляют след в душе на целый день? Часто хорошее настроение зависит от того,
оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как
обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди
выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для
спокойных и шаловливых.
На сцене выступление 3б класса.
2 чертенок
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
Стой! Сдавайся! Руки вверх!
И когда со стула тетя
От испуга упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить!
Ведущий
А я считаю, что уважение к старшим не является каким-то ритуалом, который повторяется только
несколько раз в год. Мы должны поддерживать ее каждый день. Я не имею ввиду, что надо
твердить своим родителям, бабушкам и дедушкам, что мы их уважаем, ведь слова – это только
слова. А слова надо подкреплять действиями.
на сцене выступление учеников 4а класса
1 чертенок
Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.
Ведущий
А вот вы знаете дорогие мои чертята, что Конституция Российской Федерации гарантирует
каждому гражданину доступные и бесплатные дошкольное, основное общее и среднее
профессиональное образования? Каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ,
определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.
Защищая свои права ты всегда должен помнить о своих обязанностях: выполнять требования
Устава и внутреннего распорядка школы. Вовремя приходить на занятия. Уважать права
одноклассников, других учащихся и работников школы. Бережно относиться к школьному
имуществу, своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.
Ведущий
Интересно как данное правонарушение как невыполнение домашнего задания обыграет 2а класс?
на сцене выступление 2 а класса.
Ведущий
Я знаю, что 5б класс сейчас расскажет нам стихи о нарушении Устава школы. Открою вам тайну,
это стихотворение сочинила сама классный руководитель 5 б класса - Коншина Н.Б.
на сцене выступление 5 б класса
Ведущий
Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье. В словаре
даётся такое понятие здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
А вы знаете, что здоровье – счастье уже само по себе. К сожаленью, здоровье, как важная цель,
встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека
даже смерть не может надолго напугать.
Вы все знаете что для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в
питании, закалка, время и умение отдыхать.
на сцене выступление 4б класса
2 чертенок
Не бери чужое, если
На тебя глядят чужие.
Пусть они глаза закроют
Или выйдут на часок.
А своих чего бояться!
Про своих свои не скажут.
Пусть глядят. Хватай чужое
И тащи его к своим.
Ведущий
Ну, тут сразу видны такие правонарушения как грабеж да и кражи посмотрим что на это ответит
6а,9б классы
выступление 6а,9б класса
1 чертенок
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
3 чертенок
Решил подраться - выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
Ведущий
Я думаю, что наши учащиеся 5а и 3а докажут вам обратное а ни как что вы советуете….
выступление 5а и 3а класса
Ведущий
С табачным зельем жестокая борьба велась еще в древние времена. В конце 16 столетия в Англии
за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции
курильщиков сажали на кол. В Италии например, в назидание, пятеро монахов были заживо
замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к
ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России уличенных в курении в первый раз
наказывали палочными ударами, во второй раз отрезали нос и уши.
Сейчас меры наказания стали более гуманные, это штрафные санкции. Но прежде всего никакими
штрафами и наказаниями нельзя заставить человека бросить эту пагубную привычку.
Все люди владеют информацией о том, что курильщики чаще всего страдают ССЗ, раком
дыхательных путей и легких, но факт остается фактом. Вам выбирать курить или нет.
Поприветствуем учащихся 7а класса, которым необходимо было обыграть правонарушение
Выступление 7а
1 чертенок
Заведи себе тетрадку
И записывай подробно,
Кто кого на переменке
Сколько раз куда послал,
С кем учитель физкультуры
Пил кефир в спортивном зале,
И что папа ночью маме
Тихо на ухо шептал.
Ведущий
Что такое Сквернословие? – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. Вдумайтесь
в слова! Три золотых правила языка сводится в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что
говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия».
Выступление 8а класса
Ведущий
Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках
или бутылках. Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом
алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой
физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не
подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк
на это.
Ведущий
Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия
катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое
хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - всё перепутывается в голове
несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в
психиатрическую клинику. В трудные минуты жизни вспоминайте слова Д. Лондона:
«Пьянство - есть упражнение в безумии», - писал Пифагор.
Выступление 9а класса
Ведущий
Курить или не курить вот в чем вопрос? Главное – сделать правильный выбор! Курить иль не
курить? Решайте это сами. Пусть не пагубная зависимость, а спорт и активный образ жизни станет
выбором всех – от мала до велика.
Выступление 7а класса
Ведущий
Подведение итогов правовой недели. Вручение грамот, сертификатов участников правовой недели,
благодарностей: за лучшее исполнение гимна, конкурс буклетов, лучшее инсценировка домашнего
задания (правонарушений).
Ведущий
Наше мероприятие мне хочется закончить стихотворением Андрея Дементьева:
Не замечаем, как уходят годы,
Спохватимся,
Когда они пройдут.
И все свои ошибки и невзгоды
Выносим на запоздалый суд.
И говорим:
"Когда б не то да это,
Иначе жизнь мы прожили б свою..."
Но призывает совесть нас к ответу
В начале жизни,
А не на краю.
А жить бы так,
Как будто наступает
Тот самый главный,
Самый строгий суд.
Живите,
Словно дарите на память
Вы жизнь свою
Тем,
Что потом придут.
.
Правовая игра «Правознайки»
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными
в Конвенции о правах ребенка; сформировать представление о системе прав
ребенка.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово
Добрый вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре
«Правознайки». Итак, приветствуем участников игры!
II. Приветствие команд и представление жюри
Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов
жюри:
1.Торосова Анастасия Владимировна – старший помощник прокурора
2. Иванькина Ольга Сергеевна – учитель истории
3. Герасимова Алена – ученица 11 «А» класса
III. «Как появилась Конвенция о правах ребенка»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с
ними появились главные вопросы:
—
Что люди могут делать и что нельзя?
—
Что они обязаны делать и что не обязаны?
—
На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация
прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире.
Когда вы читали книгу «Ваши права», все ли вам было понятно или
встретились в тексте трудные слова, которые надо объяснить?
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство,
место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых,
досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он
получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту,
свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают
права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в
различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность
личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и
выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный
уровень.
IV. Объявляется первый конкурс для команд
Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на
следующие вопросы
ВОПРОСЫ:
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность
жилища? («Лиса и Заяц», лиса)
2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное
передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
(«Лягушка - путешественница", лягушка)
3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался
попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих
артистов?(«Бременские музыканты»).
6. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение
на метле?(Баба-яга)
V. Музыкальный конкурс
Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них
речь.
1.
“
В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
2.
“
Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
3.
“
Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных
собраний)
4.
“
Песенка Чебурашки ” (право на имя).
5.
“
Чунга-чанга” (право на отдых).
6.
“
Если б не было школ ” (право на образование).
VI. Конкурс капитанов
А сейчас я попрошу выйти капитанов команд. Вам предстоит поработать
следователем. С помощью подсказок вы должны определить о ком идет речь. За
ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла, с
третьей - 1 балл.
1.Он очень отважный полицейский.
Его партнёр - человек.
Он - породистый пёс.
(Мухтар)
2.Он - герой, защитник будущего.
Он - необычный персонаж.
Он - мутант.
(Черепашка-ниндзя.)
3.Он круглобокий.
Его очень любят дети.
Он ушёл от бабушки.
(Колобок.)
VII. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,
когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -
обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам проиграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом
разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других
людей.)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка
запрещено насилие над детьми!
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).
Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в
классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети
ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом -
рисованием!
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать
права других учеников.)
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их
права. Петров не уважает права других людей.)
VIII. Подведение итогов.
Ребята, пока жюри подводит итоги давайте с вами обсудим, что вам
понравилось? И как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?