Напоминание

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого


Автор: Буренкова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: СОГБПОУ "Козловский многопрофильный аграрный колледж"
Населённый пункт: д.Козловка Смоленской области Рославльского района
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОГБПОУ «Козловский

многопрофильный аграрный

колледж»

Использование инновационных технологий

в образовательном процессе

Методическая разработка

урока литературы «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»

для обучающихся по специальностям СПО

«Механизация сельского хозяйства»

Буренкова И.В.

преподаватель первой

квалификационной категории

2015

Пояснительная записка.

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и

каждый уголок земли, каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается.

В.А.Сухомлинский.

Использование современных инновационных образовательных

технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие

достижения высокого качества современного образования.

В

свете

развивающихся

новых

представлений

о

личностной

ориентации

обучения

активизация

учебной

деятельности

обучающихся

предстает

как

процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование

личности обучающихся с целью интенсификации их усилий для решения задач

обучения, воспитания и развития. Особое место в данном процессе отведено

гуманитарным дисциплинам, в частности урокам литературы и русского языка,

позволяющим

сформировать

высококвалифицированных

специалистов,

которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и

интеллектуальным, духовным потенциалом.

Современная

психолого-педагогическая

литература

содержит

описание

многочисленных

педагогических

технологий,

форм,

методов,

приемов,

по-

разному

организующих

взаимодействие

преподавателей

и

обучающихся,

направленное

не

только

на

усвоение

ими

изучаемого

материала,

но

и

на

развитие различных психоаспектов, т.е. мышления, интеллекта, целеполагания

и др.

Для реализации данных задач на своих уроках литературы я применяю

следующие эффективные методы и приемы:

1.Нетрадиционное

начало

традиционного

урока

(эпиграф,

ребус,

загадка,

музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).

2.

Постановка

и

решение

проблемных

вопросов,

создание

проблемных

ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:

- ситуация несоответствия;

- ситуация конфликта;

- ситуация неожиданности;

- ситуация выбора;

- ситуация предположения.

3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для

презентации

и

иллюстрирования

информационного

и

учебного

материала),

доклады, рефераты.

4.

Использование

индуктивных

и

дедуктивных

логических

схем,

таблиц,

опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении

нового материала, содержащего немало информации.

5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся,

организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного

или сменного состава).

6.

Использование

форм

так

называемого

интерактивного

обучения

или

их

элементов: методы проектов.

7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, кроссворда,

небольшой фотовыставки, урок-конкурс).

8. Контроль знаний и умений обучающихся в форме дифференцированного

зачета или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания,

олимпиада, викторины.

Разве можно сейчас представить себе урок русского языка и литературы без

средств

ИКТ?

Сегодня

внедрение

новейших

компьютерных

технологий

является

непременным

средством

создания

и

залогом

успешного

развития

образовательного

процесса.

Это

не

значит,

что

нужно

отказываться

от

традиционных форм обучения, наоборот, такие методы на уроках позволяют

организовать самостоятельность обучающегося, дают ему возможность думать,

анализировать, сопоставлять те или иные явления. С помощью ИКТ на уроках

литературы он может визуально, наглядно посмотреть, например, отрывок из

фильма

«Войны

и

мир»,

представить

героев,

послушать

романс

на

стихи

А.Фета,

решить

кроссворд

по

роману

Ф.М.Достоевского

«Преступление

и

Наказание», посмотреть презентацию по творчеству Ф.Тютчева и др. Создается

целый

мир,

который

можно

не

только

воспроизвести

на

экране,

но

еще

зрительно

увидеть,

послушать,

воссоздать

в

своей

памяти.

Одним

из

преимуществ таких уроков является яркость, новизна, наглядность. Средства

ИКТ

формируют

урок

как

взаимодействие

учителя

и

ученика,

позволяют

повысить

качество

преподаваемой

учебной

дисциплины.

Так,

с

помощью

видеосюжетов из отрывков фильмов по русской классической литературе, у

обучающихся

повышается

интерес

к

художественному

произведению,

расширяется

объем

материала,

который

нужно

усвоить,

формируются

нравственные, патриотические чувства. С помощью электронной презентации

можно интересно представить биографию писателя, посмотреть его портрет,

совершить видео экскурсию по местам его памяти. Урок литературы получается

познавательным, запоминающимся, ярким, эмоциональным и живым. Поэтому

и

внедрение

современных

компьютерных

и

инновационных

технологий

становится все более востребованным. Большие возможности средств ИКТ на

уроках русского языка и литературы позволяют интегрировать их с другими

дисциплинами:

историей,

психологией

общения,

философией.

Поэтому,

я

думаю,

что

без

средств

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроках русского языка и литературы уже никак нельзя. Мы, педагоги, не вправе

отставать от технического прогресса, ведь мы отвечаем за самое главное – это

воспитание

личности

человека.

ИКТ

позволяют

улучшать

качество

работы

педагогов и работу самих обучающихся, оказывают положительное влияние на

развитие их творческого потенциала, позволяет избежать типизации форм и

методов в уроке, а возможно, это является и неким «стержнем креативности»

каждого преподавателя как профессионала в своем деле.

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь.

Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют

осторожности

и

продуманности,

поскольку

эти

предметы

имеют

свою

специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от

применения технических и технологических средств в процессе образования с

точки

зрения

воспитательного

эффекта.

Главное

в

этом

деле

не

потерять

ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок

обучающегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного

процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и

обучающегося.

В

педагогическом

процессе

личность

преподавателя

была

и

остается

тем

уникальным

фактором,

без

которого

невозможно

достижение

успеха.

Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто

конкретно

будет

воплощать

данные

подходы

в

педагогической

практике.

Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий,

чтобы

преподаватель

мог

реализовать

элементы

той,

которая

более

всего

соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи

образования и социального заказа общества.

Таким образом, использование современных инновационных

образовательных

технологий,

методов,

приемов

это

объективная

необходимость

и

условие

достижения

высокого

качества

современного

образования.

Предлагаю сценарий урока по литературе «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» с

использованием

презентации,

нетрадиционного

начала

урока

(эпиграф),

индивидуальные

задания

(чтение

стихотворений),

использование

книжной

выставки, краткое конспектирование лекции.

Использованнаялитература:

1.Давыдов

В.В.

Проблемы

развивающегося

обучения.

Учебное

пособие

для студентов высших учеб.заведений.М.2014г

2. Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая

интерпретация. Педагогика. 2013 № 10

«Л.Н. Толстой: жизнь и творчество великого писателя».

Цели мероприятия:

- познакомить обучающихся с жизнью и мировоззрением великого русского

писателя Л.Н.Толстого;

- вызвать интерес к личности и творчеству автора;

Оборудование:

- портрет Л.Н. Толстого;

- презентация PowerPoint (Приложение);

- выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;

Эпиграф:

"Толстой – величайший и единственный

гений современной Европы, высочайшая

гордость России, человек, одно имя

которого – благоухание, писатель

великой чистоты и святыни…"

А.А. Блок

Ход урока:

I. Вступительное слово преподавателя:

В 2015 году исполнилось бы 187 лет со дня рождения великого русского

писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу

мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как

русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это

знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст

возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные

произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к

нашему занятию.

"Толстой

величайший

и

единственный

гений

современной

Европы,

высочайшая

гордость

России,

человек,

одно

имя

которого

благоухание,

писатель великой чистоты и святыни…”

(обучающийся читает стихотворение « К Толстому в Ясную поляну» )

2.Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

3.Презентация

биографии

Л.Н.Толстого-лекция

преподавателя.

Группа

составляет краткий конспект лекции.

Преподаватель:

Слайд 1–5. Приложение

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов:

графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28

августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть

жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в

золотой

фонд

мировой

литературы:

“Война

и

мир”,

“Анна

Каренина”,

“Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой

был

четвертым

ребенком

в

большой

дворянской

семье.

Его

мать,

урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет,

но

по

рассказам

членов

семьи

он

хорошо

представлял

себе

"ее

духовный

облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству,

склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне

Марье

Николаевне

Болконской

("Война

и

мир").

Отец

Толстого,

участник

Отечественной

войны,

запомнившийся

писателю

добродушно-насмешливым

характером,

любовью

к

чтению,

к

охоте

(послужил

прототипом

Николая

Ростова),

тоже

умер

рано

(1837).

Воспитанием

детей

занималась

дальняя

родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она

научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда

оставались

для

Толстого

самыми

радостными:

семейные

предания,

первые

впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для

его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Преподаватель:

«Казанский университет»

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и

опекунши

детей

П.

И.

Юшковой.

В

1844

Толстой

поступил

в

Казанский

университет на отделение восточных языков философского факультета, затем

перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия

не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским

развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета

"по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в

Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук

(чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское

хозяйство,

историю,

географическую

статистику,

написать

диссертацию

и

"достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в

Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его

жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены,

то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то

мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения,

доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к

цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и

борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей

жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые

незавершенные художественные наброски.

Преподаватель:

“Война и свобода”

Слайд 9–12. Приложение

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого

ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на

берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных

действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская

природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по

контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека

образованного

общества,

дали

материал

для

автобиографической

повести

"Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег"

(1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-

1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике,

что

полюбил

этот

"край

дикий,

в

котором

так

странно

и

поэтически

соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе

Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не

раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с

позднейшими

повестями

"Отрочество",

1852-54,

и

"Юность",

1855–57,

составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес

Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная

штабная

жизнь

вскоре

заставила

его

перевестись

в

Крымскую

армию,

в

осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив

редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму

Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал

писать

цикл

"севастопольских

рассказов",

вскоре

напечатанных

и

имевших

огромный

успех

(очерк

"Севастополь

в

декабре

месяце"

прочитал

даже

Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков

смелостью

психологического

анализа

и

развернутой

картиной

"диалектики

души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы,

позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-

проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но

очищенной от веры и таинственности, религии практической".

Преподаватель:

«В кругу литераторов и за границей»

Слайд 13

В

ноябре

1855

Толстой

приехал

в

Петербург

и

сразу

вошел

в

кружок

"Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы"

(Некрасов).

Толстой

принимал

участие

в

обедах

и

чтениях,

в

учреждении

Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей,

однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в

"Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857

за

границу.

Он

побывал

во

Франции,

Италии,

Швейцарии,

Германии

(швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в

Москву, затем - в Ясную Поляну.

«Народная школа»

Слайд 14–15

В

1859

Толстой

открыл

в

деревне

школу

для

крестьянских

детей,

помог

устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько

увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы

знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии,

Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом

изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что

основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в

преподавании.

В

1862

издавал

педагогический

журнал

"Ясная

Поляна"

с

книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же

классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные

им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого

в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

Преподаватель:

“Война и мир” (1863–69)

Слайд 16–18

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье

Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну,

где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с

осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время

носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было

периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного

труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи

(в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал

масонские

рукописи,

ездил

на

Бородинское

поле,

продвигаясь

в

работе

медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много

помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую

часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов,

поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим

анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Преподаватель:

“Анна Каренина” (1873–77)

Слайд 19

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских

детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над

романом

о

жизни

современного

ему

общества,

построив

композицию

на

противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной

рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика

Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по

убеждениям,

и

по

психологическому

рисунку.

Смысл

существования

"образованного

сословия"

и

глубокая

правда

мужицкой

жизни

-

этот

круг

вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору

героев

(включая

Анну),

прозвучал

остро

публицистично

для

многих

современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего

"Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе,

по

словам

Толстого)

переведена

в

социальное

русло,

беспощадные

саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная

иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но

назревшего в ходе работы над романом.

Преподаватель:

«Перелом» (1880-е годы)

Слайды 20–23

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в

художественном

творчестве,

прежде

всего

в

переживаниях

героев,

в

том

духовном

прозрении,

которое

преломляет

их

жизнь.

Эти

герои

занимают

центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова

соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98), драме "Живой труп" (1900), в

рассказе

"После

бала"

(1903).

Исповедальная

публицистика

Толстого

дает

развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального

неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме

ставил

перед

собой

и

перед

обществом

вопросы

смысла

жизни

и

веры,

подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки,

искусства,

суда,

брака,

достижений

цивилизации.

Новое

миропонимание

писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в

России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?"

(1882-86), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего

времени" (1900), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве

как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в

гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс

проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских

сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого

"Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод

четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри

вас"

(1893).

Бурной

реакцией

в

обществе

сопровождались

высказываемые

Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским

заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления

злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных

произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть"

(1887)

и

народных

рассказов,

написанных

в

намеренно

упрощенной,

"безыскусной" манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой

выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с

государством,

что

привело

его

к

полному

разобщению

с

православной

церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель

и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный

общественный резонанс.

Преподаватель:

“Воскресение” (1899)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в

годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору,

проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.

Пове ствование

по ст роено

на

системе

подчеркнуто

о ц е н оч н ы х

противопоставлений,

обнажающих

неразумность

общественного

устройства

(красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и

фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные

черты

позднего

Толстого

откровенная,

выдвинутая

на

первый

план

"тенденция"

эти

годы

Толстой

сторонник

нарочито

тенденциозного,

дидактического

искусства),

резкий

критицизм,

сатирическое

начало

-

проявились в романе со всей наглядностью.

Преподаватель:

«Уход и смерть»

Слайд 24–25. Приложение

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись

разрывом

с

социальной

средой

и

приведя

к

семейному

разладу

(провозглашенный

Толстым

отказ

от

владения

частной

собственностью

вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая

Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней

осенью

1910,

ночью,

тайно

от

семьи,

82-летний

Толстой,

сопровождаемый

лишь

личным

врачом

Д.П.

Маковицким,

покинул

Ясную

Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и

вынужден

был

сойти

с

поезда

на

маленькой

железнодорожной

станции

Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней

своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени

приобрел

уже

мировую

известность

не

только

как

писатель,

но

и

как

религиозный

мыслитель,

проповедник

новой

веры,

следила

вся

Россия.

Событием

общероссийского

масштаба

стали

похороны

Толстого

в

Ясной

Поляне.

( обучающийся читает стихотворение « Над могилою Толстого…»)

Заключительное слово преподавателя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с

годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в

поиске

истины,

в

своих

произведениях

он

делится

своими

открытиями

и

переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно,

всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить это

мероприятие, я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает

искренность,

прямоту,

целеустремленность,

твердость,

спокойный

и

постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным…

Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

(обучающийся

читает

стихотворение

«Он

был

сплетеньем

всех

корней

России…»)

4.Запись домашнего задания.

Использованная литература:

1.

Большой

энциклопедический

справочник

школьника

по

литературе.-

М.,2013 г.

2.

Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой-Биография.

3.

Материалы сайта yasnaypolyana. ru.

Приложение 1.

К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру:

Вези.

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

А. Бодренко

2.Над могилою Толстого,

Знаю, поздно или рано

Нас у сходен бытия

Примет Ясная Поляна,

Только каждого – своя.

Согласно добросердью и уму,

И мечте о жизни красной

Не себе лишь одному.

Не ловчись отсрочить встречу

Иль чужое застолбить,

Каждый имеет то, чем мечен,

Чем и вечен, стало быть.

Всё исходит из простого:

Что посеешь, то пожнёшь…

Над могилою Толстого

Даже полдень в звездах сплошь.

3.Он был сплетеньем всех корней

России, ствол ее и крона

Певец ее трудов и дней,

Ее серьмяга и корона.

В нем встретились, схлестнулись в нем

Ее дворянство и крестьянство,

В непостоянстве – день за днем-

Ее живое постоянство.

Туляк в нем видит земляка,

Родную душу – парижанин.

Рабочая его рука

Своею мощью поражает,

Своею нежностью, своей

Неутомимостью, и, право,

Из-за кустов его бровей

Глядит колюче наша слава.

Лев Озеров.

Заключение методического объединения

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

Представленная

работа

выполнена преподавателем

русского языка и

литературы

Буренковой

Ириной

Васильевной.

Преподаватель

четко

представляет

себе

цели

и

задачи,

стоящие

перед

проблемой

духовно

нравственного воспитания, проблемы становления личности, и добивается

поставленных целей. Позиция преподавателя характеризуется стремлением к

максимальному личному вкладу в осуществлении

духовно – нравственного

воспитания

обучающихся. Виды образовательной и воспитательной работы

преподаватель

старается

разнообразить

в

разумных

пределах,

используя

современную

технику

и

оборудование

на

уроках.

Так

как

эффективное

освоение

учебных

дисциплин

русский

язык

и

литература

возможно

при

условии

постоянного

внимания

к

доступному,

интересному

изложению

учебного материала. Для достижения поставленных целей и задач, повышения

эффективности воспитания, развития интереса к знаниям для поднятия их

престижа и ценности, проводится урок, которому предшествует большая

подготовительная работа – сбор и изучение материалов о жизни и творчестве

Л.Н.Толстого, подготовка книжной выставки, посвященной жизни и творчеству

писателя, выбор эпиграфа.

За счет качественно проведенной

подготовки

увеличивается

объём

материала

увиденного,

изученного

и

услышанного

обучающимися. Расширяется возможность применения дифференцированного

подхода в воспитании и обучении, появляется дополнительная возможность

осуществления связей с другими учебными дисциплинами, но самое главное

преимущество – это повышение мотивации обучения, создание условий для

эффективного

взаимодействия

обучающихся

и

преподавателя,

активизации

индивидуальной

самостоятельной

деятельности

обучающихся

в

учебной

и

внеурочной работе, повышает необходимость добывать информацию.

Преподаватель

находит

новые

формы

и

методы

организации

занятий

с

обучающимися, также совершенствует свою методику преподавания. Рост

педагогического

мастерства

отражается

на

результатах

деятельности.

Преподаватель

применяет

инновационные

технологии,

занимается

исследовательской методической работой.

Проведение

такого

рода

мероприятий

позволяет

не

только

решать

воспитательные задачи, но и

расширить

знания по

предмету не только

обучающимся, но и членам педагогического коллектива.

Рекомендовано на региональный конкурс методический разработок

педагогических работников профессиональных образовательных организаций

Смоленской области «Моя педагогическая копилка».

23.10.2015 г. Председатель МК Е.В.Хартова.



В раздел образования