Напоминание

математические сказки в познавательном развитии дошкольников.


Автор: Рогожникова Галина Валентиновна
Должность: воспитатель старшей группы
Учебное заведение: МКАДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с. Криводановка Новосибирская область
Наименование материала: доклад
Тема: математические сказки в познавательном развитии дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад «Звездочка».

Воспитатель:

Рогожникова Г.В

С. Криводановка.

2018г

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В

ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без

математики невозможно полностью и адекватно описать,

исследовать, понять многие явления не только природы, но и

познания.

В математику ребенок входит уже с

самого раннего возраста. В течение всего дошкольного

возраста у ребенка начинают закладываться элементарные

математические представления, которые в дальнейшем будут

основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной

деятельности.

Источником

элементарных

математических

представлений для ребенка является окружающая реальная

действительность, которую он познает в процессе своей

разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их

обучающим

руководством.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А.,

Ерофеева Т.И. и др.) отмечали, что усвоение

элементарных

математических

представлений

должно

происходить не принужденно для детей, поэтому

математику лучше преподносить на знакомом им

материале, например с помощью сказок, так как это

облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во

многих сказках математическое начало находиться на

самой поверхности. Сказка особенно интересна детям,

она привлекает их своей композицией, фантастическими

образами,

выразительностью

языка,

динамичностью

событий. Дети сами не замечают, как в их мысли

проникают понятия, в том числе и математические.

Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный,

образовательный и развивающий потенциал, что очень ценна

для педагогов. В сказках положительный герой, преодолевая

трудные препятствия, всегда достигает своих целей, сказке

свойствен счастливый конец. В увлекательной форме сказка

вводит ребёнка в мир математики, позволяя ему лучше

понять и осознать его. Сказочная форма способствует

введению необходимых ситуаций в математический

материал, тем самым оживляя его.

Слушая увлекательную сказку, ребёнок

переживает вместе с героями все их необыкновенные

приключения, ребёнок в тоже время упражняется в

решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать,

логически мыслить, обосновывать свои действия.

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации

и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый

человек. Жизненный выбор, любовь,

ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со

злом - все это "закодировано" в образах сказки. Тем более во

многих сказках математическое начало находится на самой

поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро

козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.).

В сказке,

имеющей математическое содержание, все это сохраняется,

только героями могут служить различные цифры,

геометрические фигуры, но и также разные герои простых

сказок, в сюжет включены разнообразные математические

представления. Такие сказки также имеют действия

приключенческого

характера,

усложненные

разнообразными

испытаниями, математического характера, которые должен

выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

Жила-была

зайчиха

с

зайчатами.

Зайчата

были

разного

цвета:два

сереньких

и

четыре

беленьких.

(Ребята,

давайте

сосчитаем

сколько

было

зайчат?)

Однажды началась гроза и сильный ветер

унёс зайчат.

Мама горько заплакала и пошла их искать.

По дороге ей встретилась белка.

Не видела ли

ты моих

зайчат?

Видела. Помоги мне и я

скажу где они. Мне нужно

собрать 7 шишек, а я

собрала только 3. Сколько

шишек мне ещё нужно

собрать?

Ребята,

давайте

Ребята, давайте

поможем белочке

сосчитать, сколько

шишек ей ещё нужно

собрать!

Нашла зайчиха трёх зайчат. Сколько

ещё зайчат должна найти зайчиха?

Здравствуйте,

медвежата! Не

встречались ли вам

на пути мои

зайчатки?

Мы их видели. Расскажем

где, если поможешь нам

разделить яблочки. Яблок 6,

а нас двое. По сколько яблок

достанется каждому из

нас?

Ребята, давайте поможем

медвежатам разделить яблочки

поровну.

Нашла

мама-

зайчиха

ещё

одного

зайчонка,

сколько

ещё

зайчат

нужно

найти?

Побежала зайчиха дальше и возле

ручья встретила ёжика.

Ёжик, не

видел ли ты

моих зайчат?

Видел. Скажу, если ты

угадаешь сколько

цветов у радуги и какие

это цвета?

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЁЖИКУ. ДАВАЙТЕ

ПОСЧИТАЕМ СКОЛЬКО ЦВЕТОВ У РАДУГИ И

НАЗОВЁМ ИХ. (К,О,Ж,З,Г,С,Ф) – 7 ЦВЕТОВ РАДУГИ.

Нашла мама-зайчиха и последних

двух зайчат.

Вот и нашла зайчиха всех своих зайчат.

Они

были

очень

счастливы!

Таким образом, включение сказки в непосредственно

образовательную деятельность дает возможность детям

приобрести опыт познания, создает ситуации переживания

и преобразования окружающей реальности. Практика

дошкольного воспитания показала, что на успешность

обучения детей, влияет не только содержание

предлагаемого материала, но также форма подачи, которая

способна вызвать заинтересованность детей и

познавательную активность каждого ребенка

Тут и сказочке

конец, а кто

слушал

молодец!



В раздел образования