Напоминание

Урок–праздник "Путешествие в волшебный мир сказок"


Автор: Николаенко Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивановская СОШ"
Населённый пункт: село Ивановка Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–праздник "Путешествие в волшебный мир сказок"
Раздел: начальное образование





Назад




Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

К речи учащихся предъявляются требования содержательности, логичности, точности,

выразительности,

ясности.

С

целью

воспитания

школьника

средствами

речи,

разрабатываем уроки, которые решают речеведческие, риторические задачи, в процессе

общения и усвоения образцов речи, создание различных ситуаций.

В качестве примера представляем конспект урока-праздника по внеклассному чтению,

где

идет

работа

над

развитием

устной

речи

и

над

звуковой

ее

стороной,

эмоциональностью и выразительным чтением.

Конспект урока внеклассного чтения

«Путешествие в волшебный мир сказок»

Слайд № 1

Цель: Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; учить

сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

- Развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ;

- развивать речь учащихся;

- работать над выразительным чтением;

- совершенствовать навык чтения по ролям, пересказа текста;

- воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев;

- проверить знания характеров, особенности героев и выработка симпатий к

качествам сказочных героев.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний сказок.

Оборудование: карта королевств; грамзаписи песен из мультфильмов; плакат

со словами: »Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; выставка

книг с русскими народными и литературными сказками; «Выставка поделок

«Сказочные

человечки»;

выставка

сказочных

героев(кукол);

карточки

с

заданиями;

выставка

сочинений

учащихся;

аудиокассеты

с

песнями

из

мультфильмов,

сказочные

герои;

картина

воздушного

шара,

проектор,

компьютер, экран.

Ход урока.

( оформлена доска)

- Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и

поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.

- Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки.

Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не

совсем обычный урок.

- Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)

- А почему вы любите слушать и читать сказки?

( В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие –

наказываются; добро всегда побеждает зло)

- А что это за литературный жанр - сказка?

1

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

( Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы

чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)

- А какие бывают сказки?

СЛАЙД № 2, 3, 4, 5

( Волшебные, бытовые, про животных)

- Ребята, а кто сочиняет сказки?

( сказки сочиняют писатели и народ)

- А как называются сказки, которые сочиняет народ?

СЛАЙД № 6

(народными)

- А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)

-Ребята, назовите писателей-сказочников.

СЛАЙД № 7

( Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)

- Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.

- Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в

волшебное королевство.

- Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)

- я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете?

( карта волшебной страны на доске)

(звучит грамзапись песни «В мире много сказок, в мире много сказок….

Я читаю стихотворение на фоне песни)

«О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнатам ходят сказки».

- Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых

друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с

ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре.

( картинка шара)

- А для этого мы должны его надуть.

( грамзапись музыка инструментальная )

- Проведем

2

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

а) дыхательную гимнастику.

СЛАЙД № 8

б) артикуляционную гимнастику.

в) чтение скороговорки – «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит»

- Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со

сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память,

чтобы ничего не забыть.

( число и тема записаны в тетради)

- приготовились к зрительному диктанту.

Зрительный диктант (тетради открыты, число записано)

Мы любим сказки.

Сказки учат добру. (Проверка)

- А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы

сказочных героев. Если вспомните, они обязательно придут к нам на урок.

( звучат отрывки из песен о сказочных героях)

Загадки.

( на фоне музыки)

1.Смешной человечек на крыше живет,

Смешной человечек ириски жует.

Смешной человечек скучать не привык,

Смешной человечек – большой озорник.

(Карлсон) Автор? (А.Линдгрен)

( выставляется игрушка)

- А кто распевает такую песенку?

2. По всему известна свету луковиц семья:

Чипполуча, Чиполлетто,

Чиполлочьо, чиполлотто,

И, конечно, я

( Чиполлино) Автор (Д.Родарри)

( выставляется игрушка Чиполлино)

( грамзапись «Пиключения Буратино»)

3. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку ……..(Буратино)

Автор А.Толстой.

( выставляется игрушка)

3

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

4. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена ………(Крокодил)

Автор Э.Успенский.

(выставляется игрушка)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел..

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки? ( Колобок)

(выставляется кукла-колобок)

А чья это песенка

Аа.., в Африке горы вот такой вышины!

(Красная Шапочка (Ш.Перро)

- Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой

сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и

Буратино.

Дети в костюмах читают вопросы)

Сказочная викторина

М. Угадайте героя сказки и ее автора:

-Продавец лечебных пиявок. ( Дуремар, «Приключение Буратино»)

Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, «Приключение Чиполлино»)

М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн)

Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, «Малыш и Карлсон,

который живет на крыше)

М. Шарманщик, смастеривший Буратино (папа Карло)

Продолжение Слайды « В гостях у сказки»

Появляется Клоун.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. ( показываю клоуна)

Здравствуйте, ребята!

Узнаете, вы, меня?

Я самый веселый на свете,

За это и нравлюсь я детям!

4

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите?

- А конфеты вы любите?

- Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес.

Они все названы в честь сказочных героев: «Гулливер», «Кот в сапогах»,

«Карлсон», Красная шапочка».

( ваза с конфетами, показываю)

-Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать

карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название

конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или

нет.

( дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или

сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета)

Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта

конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать,

почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет.

Защита сказочного фантика

- Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания!

- Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем.

Физминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево -вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите – ка опять.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите – ка опять.

5

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули? Снова в путь.

- Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового

королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать

сказочных героев, которые в нем живут.

Блиц-турнир

- Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете

карточку с ответом, с именем сказочного героя.

1.

А дорога - далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь)

2.Ах, ты Петя простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок)

3.Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит,

Добрый доктор …(Айболит)

5.Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6.Он дружок зверям и детям,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

6

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

Но заснята для кино, и известна всем давно

Эта милая мордашка,

И зовется ……(Чебурашка)

( Я читаю стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и

показывают)

- И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам

новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке.

(шкатулка на столе)

А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака «Волк и

лиса».

( кукольный спектакль)

- А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в «Бюро находок».

- В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите

сказочным героям найти свои вещи.

Викторина на слайдах. « Бюро находок» СЛАЙДЫ

( дети называют вещь и кому она принадлежит)

1.Красная шапочка – Красная шапочка ( Шарль Перро)

2. Сапоги – Кот в сапогах ( Шарль Перро)

3. Стрела – Иван Царевич «Царевна-Лягушка)

4.Ключик –Буратино (А.Толстой)

5.Ступа –Баба Яга (Гуси- Лебеди)

6.Разбитое корыто – Старуха (Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин)

7.Ореховая скорлупа – Дюймовочка ( Х.К.Андерсен)

8.Воздушный шарик – Пятачок (Алан Милн , перевел Б.Заходер)

9.Фонидоскоп – Доктор Айболит (К.И.Чуковский)

- Ребята в нашем сказочном королевстве живет ученый кот. Помните у

Пушкина «…Златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все ходит

по цепи кругом. Идет на право песнь заводит, налево сказку говорит…». Так

вот для вас ученый кот приготовил интересные задания.

Задание № 1 ТЕСТ.

А в конце нашего путешествия я приготовила для вас тест, где вы должны

выбрать правильный ответ на вопрос.

Задание № 2 «Вопросы ученого кота»

Слайды

Обобщение.

- Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки,

играли со сказочными героями. Вам понравился урок?

- А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? ( отгадывать

загадки)

7

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

- А каких сказочных героев вспоминал Клоун? ( «Кот в сапогах»,

«Карлсон», «Гулливер»)

- Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины?

( Дуремар, Вини_Пух, Незнайка)

- Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш

взгляд , самые добрые – ( Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на

крыше)

- А какие веселые – ( Приключение Незнайки и его друзей, Приключения

Буратино»)

- А мудрые –(«Приключения Чиполлино», Каша из топора, Горшок каши)

Итог урока.

У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг

на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них

отразились обычаи разных народов и разных стран.

Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их

вера в победу добра над злом.

- Так что же объединяет сказки?

1. Добро побеждает зло.

2. Все заканчивается хорошо.

3. Все сказки учат добру.

Для чего нам читать сказки?

- Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому

другому, очень важному для нас.

- Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.

- В каждой сказке есть доброта и привычка выручать из беды.

- Сказка помогает побеждать добро и зло.

Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром

они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок”

-Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А

вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У

меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано:

« Самый лучший друг» - ( Карлсон)

«Смелому и отважному» - (Чиполлино)

«Лучший поэт и исполнитель песен» - ( Вини-Пух»)

«Находчивому и сообразительному» - (Буратино)

- Наш урок подходит к концу.

8

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

- Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете

дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним

смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости,

научат вас дружить.

Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но

Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.

- И еще хочу вам дать совет:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Всегда любите книжки,

Девчонки и мальчишки.

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Домашнее задание.

1.Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это,

будет какое – то пожелание.

2.Тест

_______________________________

9

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

Сказочный тест «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо; в) ведерко;

б) веретено; г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами; в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика; г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце; в) в бутылке;

б) в лампе; г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками; в) музыкальная шкатулка;

б) флейта; г) шарманка.

5. Что подарил Апрель Падчерице?

а) Колечко; в) дом;

б) платье; г) карету.

6. Как зовут девочку с голубыми волосами?

а) Барби в) Синди;

б) Мальвина; г) Аленушка.

7. Назовите маленьких друзей Белоснежки?

а) Снежинки; в) тролли;

б) гномы; г) птички.

8. Кем был папа Карло?

а) Столяром; в) шарманщиком;

б) клоуном; г) фокусником.

9. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан; в) колокольчик;

б) ромашку; г) аленький цветочек.

10. В каком городе жил волшебник, к которому отправилась Элли?

а) Розовом; в) Веселом;

б) Изумрудном; г) Мастеров.

11. Где встретились Поп и Балда?

а) На улице; в) на базаре;

б) в церкви; г) на вечеринке.

12. В кого превратилась Лягушка ночью?

я) В Василису Прекрасную; в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу; г) в лебедя.

13. Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру?

а) Сим-сим, откройся;

б) снип, снап, снурре, пурре, базелюрре;

в) абра, кадабра;

г) хоп, хей, лалолей.

10

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

«Волшебный мир сказок»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо;

в) ведерко;

б) веретено;

г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами;

в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика;

г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце;

в) в бутылке;

б) в лампе;

г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками;

в) музыкальная шкатулка;

б) флейта;

г) шарманка.

5.

Что подарил Апрель Падчерице?

а) Колечко;

в) дом;

б) платье;

г) карету.

6. Как зовут девочку с голубыми волосами?

а) Барби

в) Синди;

б) Мальвина;

г) Аленушка.

7. Назовите маленьких друзей Белоснежки?

а) Снежинки;

в) тролли;

б) гномы;

г) птички.

8. Кем был папа Карло?

а) Столяром;

в) шарманщиком;

б) клоуном;

г) фокусником.

9. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

11

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

а) Тюльпан;

в) колокольчик;

б) ромашку;

г) аленький цветочек.

10.

В каком городе жил волшебник, к которому отправилась Элли?

а) Розовом;

в) Веселом;

б) Изумрудном;

г) Мастеров.

11. Где встретились Поп и Балда?

а) На улице;

в) на базаре;

б) в церкви; г

) на вечеринке.

12. В кого превратилась Лягушка ночью?

я) В Василису Прекрасную;

в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу;

г) в лебедя.

13.Как называют лису в русских народных сказках?

а) Лиса Ивановна;

б) Лиса Патрикеевна;

в) Лиса Алексеевна;

г) Лиса Петровна.

14.Как звали отца А.С.Пушкина?

а) Виталий Геннадьевич;

б) Сергей Львович;

в) Федор Иванович;

г) Лев Николаевич.

15. Что было в ящике, в котором прилетел Чебурашка?

а) апельсины;

б) гранаты;

в) гуталин;

г) секретная аппаратура.

12

Николаенко Г.А., учитель начальных классов МБОУ «Ивановская средняя

общеобразовательная школа Оренбургского района»

13



В раздел образования