Напоминание

"Народные промыслы"


Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №67"
Населённый пункт: город Уссурийск УГО
Наименование материала: Интергрированное театрализованное представление
Тема: "Народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект интегрированного театрализованного представления «Ярмарка»

Медведева Наталья Николаевна-воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад №67

г. Уссурийска УГО

Цель: Формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей

посредством ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.

Задачи: формировать знания воспитанников об истории и технологии создания народных

промыслов. Продолжать развивать актерское мастерство, эстетические идеалы в русских

народных

традициях.

Закрепить

умение

использовать

богатство

устного

народного

творчества

в

речи.

Воспитывать

понимание

специфики

народного,

декоративно-

прикладного искусства и уважения к русскому наследию.

Активизировать

словарь:

декор,

майолика,

пластика,

«прописка»,

«выправка»,

фон,

сюжет, подмалевок, грош, барыш, квасники.

Оборудование: жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Семеновские матрешки,

хохломская посуда, Гжель, дымковская игрушка, дудочки, трещотки, бубен, балалайка,

сумочки, короба, рушники, ширма, куклы.

Ход

занятия

Заходят зазывалы в русских костюмах с дудками. Звучит несколько аккордов. Торговцы в

это время уже стоят на местах, в торговых рядах.

Зазывала 1:

солнце яркое встает,

спешит на ярмарку народ,

а на ярмарке товары:

продаются самовары

и подносы-поставцы

барышни да франты-молодцы!

Зазывала 2:

флаг поднят, ярмарка открыта!

народом площадь вся покрыта…

вся деревенская краса

вот так и мечется в глаза!

Заходят дети - покупатели, подходят к первому ряду, на нем жостовские подносы.

1 продавец:

подходите, покупайте, не купите, так посмотрите. От

моего товара и душе радостно.

Товар мой из Жостово, великих мастеров работа. Этому промыслу 150 лет, а цветы-то на

подносах каких в мире нет. Живопись не простая, с «пропиской» и «выправкой". Вертел

мастер поднос по кругу, рисовал, прорисовывал, по тому и букет смотрится с любой

стороны. (Ребёнок крутит поднос, показывая его со всех сторон.) У каждого живописца

свои любимые цветы.

Покупайте, продаю,

Совсем не дорого отдаю,

Почти бесплатно.

Гостя чаем угостить приятно

И дом украсить, глаз порадовать

Жостовский поднос может.

Посмотрите: белый фон и чёрный фон.

Перламутром блещет он

Лаком закреплённый,

Цветком да листком окаймлённый.

Вот пейзаж, а здесь сюжет.

Лучше в мире подноса нет.

Покупайте! Берите! Друзьям подарите!

2 продавец:

раньше их расписывали только мужчины, а теперь украшают и женщины. Живопись

делается металлическим порошком, где кистью, а где перышком. И каких только букетов,

гирлянд и венков не создано искусными жостовскими мастерами. С начала подмалёвок, а

потом силуэты цветов и листьев, дальше выправка. Да какая, что любо-дорого посмотреть.

Каждый поднос-радость.

Товар, что слово не скажи – только грош положи.

Мне лишь бы сбыть, да покупателю угодить.

1 покупатель:

а по чём товар?

2 продавец:

не до барыша, была бы слава хороша! По чём купили, по тому и продаём!

1 покупатель:

и дёшево и сердито, и товар хорош и цена весёлая.

2 покупатель:

хорошо дёшево не бывает. Цена по товару и товар по цене, сбрось копеечку.

2 продавец:

сбрасывать не стану, мой товар место не пролежит.

1 покупатель:

ну, по рукам! (ударяют по рукам). Вот этот поднос покупаю (показывает на поднос).

2 продавец:

ну, спасибо за покупку.

2 покупатель:

с вами договорится, что мёду напиться, я вот этот поднос покупаю (показывает поднос).

Благодарствую за покупку.

1 продавец:

малого пожалеешь, большее потеряешь. Что нам копейка, торгуем Андрейка!

Ребята идут дальше, подходят ко второму ряду, на котором расставлена посуда-Гжель.

1 продавец:

эй, ребята, подходите, товары посмотрите. Да мошной тряхните.

Чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, маслёнки,

Покупайте мальчишки и девчонки.

2 продавец:

изделия удивительно красивы, на белом сини цветы, чудное диво, как красиво!

1 продавец:

гжельские розы не мерзнут и в морозы. Бело-синие фарфоровое чудо приносит красоту

гжельского неба, да не просит хлеба.

2 продавец:

вроде бы ваза одно и та же, а всё таки не такая. Вот из этой посуды хоть чая напиться, хоть

красотой насладиться!

1 продавец:

шесть веков этому мастерству, а ново, как сегодня. А вся премудрость кобальт да кисть.

Вот вам гжельское чудо, всё из глины, всё от туда.

1 покупатель: верно говоришь купец. Видывал я фарфоровые заводы в Подмосковье,

наблюдал,

как

мастера

Настасья

Кошкина

да

Александра

Мерзина

расписывали

диковинными цветами да птицами блюда да квасники. Ох и ловко сочетают они стиль

барокко и майолика. А стройный цветовой ритм дополняют пластикой формы сосуда. И

жизнь и выдумка рядом.

2 продавец:

верно

говоришь,

нам

товар

поставляли

художники

Лариса

Азарова,

Зоя

Акулова,

Владимир Розанов.

1 продавец:

Хороший товар, сам себя хвалит.

1 покупатель:

Купил бы, да гроша нет за душой.

1 продавец:

Не беда, что нет копейки, покупай на грош так и будешь хорош.

1 покупатель:

Ну, давай мне вазу. Спасибо, купец. И товар достойный и цена доступная (заворачивает в

узелок вазу).

1 продавец:

(обращается к одному погрустневшему покупателю) ну, а ты чего на ярмарку без грошей

пришёл?

2 покупатель:

Да в одном кармане пусто и в другом кармане не густо (обиделся, отошёл в сторону).

1 продавец:

За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.

2 продавец:

Ну, тогда за скороговорку товар продавец.

(обиженный покупатель возвращается, рассказывает)

2 покупатель:

Петр Петрович по прозвищу Перов,

Поймал птицу пигалицу-пигалицу,

Понёс по рынку, просил палтинку,

Подали пятак, он и продал так.

2 продавец:

Ну, молодец. Выбирай товар, своя рука владыка.

2 покупатель:

Спасибо тебе, уж больно посуда хороша! (выбирает себе посуду).

3 покупатель:

А за загадку продашь?

2 продавец:

Продам, загадывай!

3 покупатель:

(загадывает загадку)

«Детка коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил,

А разбился - под плетнём очутился» (горшок).

2 продавец:

Вот это загадка! Помогите разгадать. (ребята помогают отгадать загадку). Ну, пожалуйста,

выбирай товар, с умом торговать, без ума горевать.

Ребята идёт дальше, подходят к прилавку на котором Павло - Посадские платки.

Посмотрите, красота-то какая.

Вот в лавке хитрая приманка.

Высматриваю кушаки

И разноцветные платки.

Цветы на них горят как жар.

И девушки в них словно птицы.

Подходи, товар под стать, лучший надо выбирать.

Покупатели:

Что такое и откуда появилось это чудо?

Продавцы:

Мы из Павлова Посада, подходи, смотри коль надо. Платки с набойкой, покупают бойко.

1 продавец:

У наших платков свой секрет. А рисунок с другого берега виден (отходит от прилавка,

любуется). Полюбуйтесь на мерцание тканей, а вот этот платок, что картина «Роза и

рябина», а создала его художница Регулова. Платок самый желанный подарок и матери и

невесте (разворачивает платок, показывает покупателям). Полюбуйтесь, ручная набойка,

один из древних видов искусства. Сорок, шестьдесят красок используют для неё.

2 продавец:

Взгляните на наши шали. Они бывают разные: сини, зелёные и красные. По кайме и углам

симметрично расположились пышные букеты из ярких роз и садовых цветов, а в середине

рассыпались мелкие цветочки. Подходите, продаю, не дорого отдаю!

1 покупатель:

Денег не гроша, да слава хороша!

1 продавец:

Деньги не голова, наживное дело.

2 покупатель:

Лишние деньги, лишняя забота, подавай платок сюда. Благодарствую за шаль. Я её маме

подарю. Спасибо вам.

1 продавец:

Вот угодил, приходите ещё.

3 покупатель:

А вот этот платок хорош, продашь его за грош?

2 продавец:

Продам за два гроша, а то не видать барыша!

3 покупатель:

Беру и за два гроша, больно уж шаль хороша.

4 покупатель:

И моя Маша не хуже вашей. Беру и я. Подавай-ка мне ту шаль (покупатель берёт шаль и

накидывает её на плечи девочки). Вот угодил, спасибо купец.

Продавцы:

Ну, спасибо покупатели. Немало художники сил потратили и всё не зря.

Появляется Петрушка за ширмой, ребята обступают её.

Петрушка:

Эй, ребята, не зевайте, поскорее в раёк ступайте! Посмотрите сказку, за бубликов вязку.

Покупатель:

Ярмарка славна не одним торгом, и глаза продавать можно.

Петрушка:

Я с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке.

Я, весёлая игрушка

И зовут меня……

Покупатели:

Петрушка.

Покупатель:

Да у этого молодца, нет забавам конца.

Петрушка:

Подходите все сюда, барышни и господа.

Вы увидите здесь чудо.

Буд то вовсе не от куда.

Мы вам сейчас покажем сказку.

Про жизнь мужицкую и про попову ласку.

Жили- были поп да Балда,

Где и как поживали, увидите,

смотрите сюда.

Ребята показывают кукольный театр. Отрывок из сказки А.С. Пушкина «сказка о попе и о

работнике его Балде».

Петрушка:

в этой сказке не важен конец, а кто слушал – молодец! Весёлого нрава не за что не

купишь! Помните: веселье, лучшее богатство.

Педагог:

А у наших-то ворот всегда хоровод…..

Выходите- ка, артисты, не дадим вам рублей не двести, не триста.

Не получите пятак, спляшите за так.

Русская народная хороводная игра «Козёл».

Педагог:

А вот и музыканты. Повеселимся с ними. Поём частушки.

1.

Заиграй-ка – балалайка,

Балалайка три струны

Запевайте, не зевайте

Выходите плясуны.

2.

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

3.

Мы игрушки расписные,

Хохатушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

4.

Дымковские барыни

Всех на свете краше.

А гусары – баловни –

Кавалеры наши.

5.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

6.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы по всюду славимся,

Мы и вам понравимся.

7.

Что бы печка разгорелась

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась

Надо пляской помогать.

Идём дальше по торговым рядам.

Педагог:

Делу время, а потехи час. Много денег, много и хлопот, пошли-ка за покупками.

Покупатель:

А у нас денег куры не клюют, пошли!

Ведущий:

Пошли-ка за игрушками.

1 продавец:

За студёною водицей

Водоноска – молодица.

Как лебёдушка плывёт,

Ведра красные несёт.

На коромысле, не спеша

Посмотри, как хороша.

2 продавец:

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

1 продавец:

Посмотрите, как живой, есть и конь здесь удалой!

2 продавец:

Покупайте-ка игрушки, водоноски и зверюшки!

1 продавец:

Налетайте, налетайте

Покупайте. Покупайте.

Есть и барыни и няни

И танцующие пары.

Коза в сарафане,

Конь с двумя головами и всадник.

Все веселы и нарядны,

Все расписаны краской

На яичном желтке.

Узор прост и необычен

Да и двух одинаковых игрушек не сыскать.

Посмотрите, какая гамма красок:

Синяя, жёлтая, малиновая, коричневая, чёрная,

Всё в контрасте с белизной.

1 покупатель:

А подай-ка индюка за два пятака.

1 продавец:

Как сказано, так и сделано. Спасибо за покупку.

2 покупатель:

А за спрос, что за показ денег не берут? Покажи-ка мне водоноску. По чём продаёшь её?

2 продавец:

По товару и цена! Рубль.

2 покупатель:

Нужно сосчитать, что бы после не хлопотать! Беру игрушку. Спасибо вам.

3 покупатель:

Что-то у твоего всадника конь спотыкается!

1 продавец:

Твои деньги, твои глаза. Гляди сам, что покупаешь!

3 покупатель:

Гляди, торгуй, да не мудруй, беру коня! Деньги с меня! Спасибо.

Педагог:

О древней дымковской игрушке

Я поведаю сейчас,

Вы послушайте минуту

О русском промысле рассказ.

Вечера зимою в Дымке длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежно, как берёзки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Поклонились поясным поклоном и пошли дальше по рядам.

1 продавец:

Кому посуда для каши – окрошки? Чудо блюдо, да чашки, ложки.

Покупатели:

Откуда посуда?

2 продавец:

К вам приехала сама золотая хохлома! Так и повелось – хохлома, да хохлома!

Покупатели:

Кто же создал красоту такую?

1 продавец:

Отвечу я легендой.

Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил,

стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшёну кашу и птицам

пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица – жар. Он и её угостил.

Птица – жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор

умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит, золотую посуду нам дарит.

1 покупатель:

Красна птица пером, а человек умением.

2 покупатель:

Как же создаются хохломские изделия?

2 продавец:

Посуду вытачивают из липы и берёзы. Покрывают глиной, пропитывают льняным маслом,

а уж после втирают в глину аллюминевый порошок. Изделие сушится, покрывается лаком,

закаливается в электропечах, потом покрывается верховой росписью, травным письмом.

Под влиянием температуры лак желтеет, да и порошок становится золотым. Травные

узоры пишут поверх золотого фона. Об этом и в песни поют (поют вместе).

Как за Волгой яр хмель

Под кусточком вьётся,

Перевился яр хмель,

На нашу сторонку.

Как на нашей стороне

Житьё пребогатое

Серебряные листья

Золотые цветы.

1 покупатель:

Чашки, ложки, поварёшки, ах хороши! Купи, без еды сыт будешь!

2 покупатель:

Ах, продавцы – молодцы! И торговать умеют и народ веселить! Куплю чашку, за ценой не

постаю. Спасибо.

3 покупатель:

Стоит студеная пора

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая хохлома

Напоминает мне о лете.

Подавай купец блюдо. Ах - какое чудо! Спасибо.

4 покупатель:

В тарелочках не полутьма

Не сумрак в вазах и солонках

Напоминает хохлома

Родную, милую сторонку.

1 продавец:

Стоит пять рублей, денег не жалей!

4 покупатель:

За такой товар торговаться грех, ни сучка, ни задоринки. Беру! Такой товар, что комар носа

не подточит.

1 продавец:

Твоими бы устами, да мёд пить!

Покупатели идут к следующему ряду.

Продавцы: (вместе)

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки. Подружки деревянные,

матрёшечки румяные. Подходите, налетайте, матрёшки покупайте.

1 продавец:

Появилась матрёшка 100 лет назад. Василий Звёздочкин сделал первых восемь игрушек -

матрёшек. От сюда и пошла матрёшка из Сергиева-Посада.

2 продавец:

Приноровились и Гжельские мастера матрёшку расписывать. А вот Матрена Полховская.

Посмотрите на кудри. Расписывали её анилиновыми красками по крахмальному грунту.

Три раза лакировали. Узор наводили пером, чёрной тушью. А краски какие ярки, да

броские.

1 продавец:

А вот Семёновская матрёшка. Подходите. Не купи на сто, купи на стать. Самое главное

отличие Семёновской матрёшки – декор – крупная цветочная роспись, она заполняет весь

центр

фигурки.

Алые

розы,

ягоды,

листья

собраны

в

букеты.

В

росписи

угадывается

влияние золотой хохломы. Посмотрите, какие красавицы. Неужели они вам не нравятся?

Педагог:

Куплю на стать, чтоб ребятам отдать (покупает и отдаёт).

Я тебе дарю матрёшку

Поиграй-ка с ней немножко.

Девочка: (разбирает матрёшку)

Подарили мне матрёшку

Допустила я оплошку

Разломила пополам –

Интересно, что там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается куклёшка,

Хоть и жаль её ломать,

Буду дальше разбирать!

2 продавец:

У моих подружек славных

Платьица нарядные.

Сарафаны красивые

Красные и сини.

Покупайте поскорее

За матрёшку пять рублей.

1 покупатель:

Продай за три рубля?

2 продавец:

Нет, мы подождем, подождем, да своё возьмем. Отходи от лавки.

1 покупатель: (обиделся)

За мой же грош, да я же и не хорош! Лишняя деньга не продерёт кармана.

2 покупатель:

У

кого

рубль

плачет,

а

у

меня

копейка

скачет.

А

я

тебе

к

копейке

доплату

дам.

Скороговорку прочитаю.

2 продавец:

Хорошо, согласен.

2 покупатель:

В сад я к бабушке пошёл

И копеечку нашёл.

Что купил я? Шапку, кепку.

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, шальку, лейку –

Всё купил я за копейку.

1 продавец:

Ой, как холодно ей

Десять кофточек на ней

Десять кофточек надето,

Да тулуп зимой и летом.

Так одета неспроста

Из за этого толста.

3 покупатель:

Покупаю я толстушку, развесёлую игрушку. Почём продашь, или за так отдашь?

1 продавец:

Ни за так, а за пятак!

3 покупатель:

Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся.

1 продавец:

Своя рука владыка, за что хочу, за то и продаю. Не сходно, не сходись, а на торг не

сердись.

3 покупатель:

Из худого кармана и последний грош валится. Согласен. Зато меньше денег, меньше

хлопот.

Заходят коробейники:

Эх, полным - полна коробушка.

Пряник сладкий в ней лежит

Я отдам его красавице

Что казной не дорожит

1 коробейник:

Вот и наш товар, от него идёт пар.

С пылу, жару, цена копейка товару.

2 коробейник:

А я не продаю, за пословицу отдаю.

А пословица к слову молвится.

Называйте, молодицы.

Вам товар мой пригодится (угощает пряником за пословицу).

3 коробейник:

Становитесь-ка все в круг

Нынче я ваш лучший друг.

Ради праздника такого

Подарить вам всё готов я (угощает всех пряниками).

Педагог:

Спасибо торговому люду

И рукам золотым.

За товар отличный

Наш, не заграничный.

Спасибо, гостям, за терпение

А ребятам за умение.

Досвидание!



В раздел образования