Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №67"
Населённый пункт: город Уссурийск УГО
Наименование материала: Интергрированное театрализованное представление
Тема: "Народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного театрализованного представления «Ярмарка»
Медведева Наталья Николаевна-воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад №67
г. Уссурийска УГО
Цель: Формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей
посредством ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.
Задачи: формировать знания воспитанников об истории и технологии создания народных
промыслов. Продолжать развивать актерское мастерство, эстетические идеалы в русских
народных
традициях.
Закрепить
умение
использовать
богатство
устного
народного
творчества
в
речи.
Воспитывать
понимание
специфики
народного,
декоративно-
прикладного искусства и уважения к русскому наследию.
Активизировать
словарь:
декор,
майолика,
пластика,
«прописка»,
«выправка»,
фон,
сюжет, подмалевок, грош, барыш, квасники.
Оборудование: жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Семеновские матрешки,
хохломская посуда, Гжель, дымковская игрушка, дудочки, трещотки, бубен, балалайка,
сумочки, короба, рушники, ширма, куклы.
Ход
занятия
Заходят зазывалы в русских костюмах с дудками. Звучит несколько аккордов. Торговцы в
это время уже стоят на местах, в торговых рядах.
Зазывала 1:
солнце яркое встает,
спешит на ярмарку народ,
а на ярмарке товары:
продаются самовары
и подносы-поставцы
барышни да франты-молодцы!
Зазывала 2:
флаг поднят, ярмарка открыта!
народом площадь вся покрыта…
вся деревенская краса
вот так и мечется в глаза!
Заходят дети - покупатели, подходят к первому ряду, на нем жостовские подносы.
1 продавец:
подходите, покупайте, не купите, так посмотрите. От
моего товара и душе радостно.
Товар мой из Жостово, великих мастеров работа. Этому промыслу 150 лет, а цветы-то на
подносах каких в мире нет. Живопись не простая, с «пропиской» и «выправкой". Вертел
мастер поднос по кругу, рисовал, прорисовывал, по тому и букет смотрится с любой
стороны. (Ребёнок крутит поднос, показывая его со всех сторон.) У каждого живописца
свои любимые цветы.
Покупайте, продаю,
Совсем не дорого отдаю,
Почти бесплатно.
Гостя чаем угостить приятно
И дом украсить, глаз порадовать
Жостовский поднос может.
Посмотрите: белый фон и чёрный фон.
Перламутром блещет он
Лаком закреплённый,
Цветком да листком окаймлённый.
Вот пейзаж, а здесь сюжет.
Лучше в мире подноса нет.
Покупайте! Берите! Друзьям подарите!
2 продавец:
раньше их расписывали только мужчины, а теперь украшают и женщины. Живопись
делается металлическим порошком, где кистью, а где перышком. И каких только букетов,
гирлянд и венков не создано искусными жостовскими мастерами. С начала подмалёвок, а
потом силуэты цветов и листьев, дальше выправка. Да какая, что любо-дорого посмотреть.
Каждый поднос-радость.
Товар, что слово не скажи – только грош положи.
Мне лишь бы сбыть, да покупателю угодить.
1 покупатель:
а по чём товар?
2 продавец:
не до барыша, была бы слава хороша! По чём купили, по тому и продаём!
1 покупатель:
и дёшево и сердито, и товар хорош и цена весёлая.
2 покупатель:
хорошо дёшево не бывает. Цена по товару и товар по цене, сбрось копеечку.
2 продавец:
сбрасывать не стану, мой товар место не пролежит.
1 покупатель:
ну, по рукам! (ударяют по рукам). Вот этот поднос покупаю (показывает на поднос).
2 продавец:
ну, спасибо за покупку.
2 покупатель:
с вами договорится, что мёду напиться, я вот этот поднос покупаю (показывает поднос).
Благодарствую за покупку.
1 продавец:
малого пожалеешь, большее потеряешь. Что нам копейка, торгуем Андрейка!
Ребята идут дальше, подходят ко второму ряду, на котором расставлена посуда-Гжель.
1 продавец:
эй, ребята, подходите, товары посмотрите. Да мошной тряхните.
Чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, маслёнки,
Покупайте мальчишки и девчонки.
2 продавец:
изделия удивительно красивы, на белом сини цветы, чудное диво, как красиво!
1 продавец:
гжельские розы не мерзнут и в морозы. Бело-синие фарфоровое чудо приносит красоту
гжельского неба, да не просит хлеба.
2 продавец:
вроде бы ваза одно и та же, а всё таки не такая. Вот из этой посуды хоть чая напиться, хоть
красотой насладиться!
1 продавец:
шесть веков этому мастерству, а ново, как сегодня. А вся премудрость кобальт да кисть.
Вот вам гжельское чудо, всё из глины, всё от туда.
1 покупатель: верно говоришь купец. Видывал я фарфоровые заводы в Подмосковье,
наблюдал,
как
мастера
Настасья
Кошкина
да
Александра
Мерзина
расписывали
диковинными цветами да птицами блюда да квасники. Ох и ловко сочетают они стиль
барокко и майолика. А стройный цветовой ритм дополняют пластикой формы сосуда. И
жизнь и выдумка рядом.
2 продавец:
верно
говоришь,
нам
товар
поставляли
художники
Лариса
Азарова,
Зоя
Акулова,
Владимир Розанов.
1 продавец:
Хороший товар, сам себя хвалит.
1 покупатель:
Купил бы, да гроша нет за душой.
1 продавец:
Не беда, что нет копейки, покупай на грош так и будешь хорош.
1 покупатель:
Ну, давай мне вазу. Спасибо, купец. И товар достойный и цена доступная (заворачивает в
узелок вазу).
1 продавец:
(обращается к одному погрустневшему покупателю) ну, а ты чего на ярмарку без грошей
пришёл?
2 покупатель:
Да в одном кармане пусто и в другом кармане не густо (обиделся, отошёл в сторону).
1 продавец:
За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
2 продавец:
Ну, тогда за скороговорку товар продавец.
(обиженный покупатель возвращается, рассказывает)
2 покупатель:
Петр Петрович по прозвищу Перов,
Поймал птицу пигалицу-пигалицу,
Понёс по рынку, просил палтинку,
Подали пятак, он и продал так.
2 продавец:
Ну, молодец. Выбирай товар, своя рука владыка.
2 покупатель:
Спасибо тебе, уж больно посуда хороша! (выбирает себе посуду).
3 покупатель:
А за загадку продашь?
2 продавец:
Продам, загадывай!
3 покупатель:
(загадывает загадку)
«Детка коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился - под плетнём очутился» (горшок).
2 продавец:
Вот это загадка! Помогите разгадать. (ребята помогают отгадать загадку). Ну, пожалуйста,
выбирай товар, с умом торговать, без ума горевать.
Ребята идёт дальше, подходят к прилавку на котором Павло - Посадские платки.
Посмотрите, красота-то какая.
Вот в лавке хитрая приманка.
Высматриваю кушаки
И разноцветные платки.
Цветы на них горят как жар.
И девушки в них словно птицы.
Подходи, товар под стать, лучший надо выбирать.
Покупатели:
Что такое и откуда появилось это чудо?
Продавцы:
Мы из Павлова Посада, подходи, смотри коль надо. Платки с набойкой, покупают бойко.
1 продавец:
У наших платков свой секрет. А рисунок с другого берега виден (отходит от прилавка,
любуется). Полюбуйтесь на мерцание тканей, а вот этот платок, что картина «Роза и
рябина», а создала его художница Регулова. Платок самый желанный подарок и матери и
невесте (разворачивает платок, показывает покупателям). Полюбуйтесь, ручная набойка,
один из древних видов искусства. Сорок, шестьдесят красок используют для неё.
2 продавец:
Взгляните на наши шали. Они бывают разные: сини, зелёные и красные. По кайме и углам
симметрично расположились пышные букеты из ярких роз и садовых цветов, а в середине
рассыпались мелкие цветочки. Подходите, продаю, не дорого отдаю!
1 покупатель:
Денег не гроша, да слава хороша!
1 продавец:
Деньги не голова, наживное дело.
2 покупатель:
Лишние деньги, лишняя забота, подавай платок сюда. Благодарствую за шаль. Я её маме
подарю. Спасибо вам.
1 продавец:
Вот угодил, приходите ещё.
3 покупатель:
А вот этот платок хорош, продашь его за грош?
2 продавец:
Продам за два гроша, а то не видать барыша!
3 покупатель:
Беру и за два гроша, больно уж шаль хороша.
4 покупатель:
И моя Маша не хуже вашей. Беру и я. Подавай-ка мне ту шаль (покупатель берёт шаль и
накидывает её на плечи девочки). Вот угодил, спасибо купец.
Продавцы:
Ну, спасибо покупатели. Немало художники сил потратили и всё не зря.
Появляется Петрушка за ширмой, ребята обступают её.
Петрушка:
Эй, ребята, не зевайте, поскорее в раёк ступайте! Посмотрите сказку, за бубликов вязку.
Покупатель:
Ярмарка славна не одним торгом, и глаза продавать можно.
Петрушка:
Я с бубенчиком в руке
В сине-красном колпаке.
Я, весёлая игрушка
И зовут меня……
Покупатели:
Петрушка.
Покупатель:
Да у этого молодца, нет забавам конца.
Петрушка:
Подходите все сюда, барышни и господа.
Вы увидите здесь чудо.
Буд то вовсе не от куда.
Мы вам сейчас покажем сказку.
Про жизнь мужицкую и про попову ласку.
Жили- были поп да Балда,
Где и как поживали, увидите,
смотрите сюда.
Ребята показывают кукольный театр. Отрывок из сказки А.С. Пушкина «сказка о попе и о
работнике его Балде».
Петрушка:
в этой сказке не важен конец, а кто слушал – молодец! Весёлого нрава не за что не
купишь! Помните: веселье, лучшее богатство.
Педагог:
А у наших-то ворот всегда хоровод…..
Выходите- ка, артисты, не дадим вам рублей не двести, не триста.
Не получите пятак, спляшите за так.
Русская народная хороводная игра «Козёл».
Педагог:
А вот и музыканты. Повеселимся с ними. Поём частушки.
1.
Заиграй-ка – балалайка,
Балалайка три струны
Запевайте, не зевайте
Выходите плясуны.
2.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
3.
Мы игрушки расписные,
Хохатушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
4.
Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.
5.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
6.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы по всюду славимся,
Мы и вам понравимся.
7.
Что бы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась
Надо пляской помогать.
Идём дальше по торговым рядам.
Педагог:
Делу время, а потехи час. Много денег, много и хлопот, пошли-ка за покупками.
Покупатель:
А у нас денег куры не клюют, пошли!
Ведущий:
Пошли-ка за игрушками.
1 продавец:
За студёною водицей
Водоноска – молодица.
Как лебёдушка плывёт,
Ведра красные несёт.
На коромысле, не спеша
Посмотри, как хороша.
2 продавец:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
1 продавец:
Посмотрите, как живой, есть и конь здесь удалой!
2 продавец:
Покупайте-ка игрушки, водоноски и зверюшки!
1 продавец:
Налетайте, налетайте
Покупайте. Покупайте.
Есть и барыни и няни
И танцующие пары.
Коза в сарафане,
Конь с двумя головами и всадник.
Все веселы и нарядны,
Все расписаны краской
На яичном желтке.
Узор прост и необычен
Да и двух одинаковых игрушек не сыскать.
Посмотрите, какая гамма красок:
Синяя, жёлтая, малиновая, коричневая, чёрная,
Всё в контрасте с белизной.
1 покупатель:
А подай-ка индюка за два пятака.
1 продавец:
Как сказано, так и сделано. Спасибо за покупку.
2 покупатель:
А за спрос, что за показ денег не берут? Покажи-ка мне водоноску. По чём продаёшь её?
2 продавец:
По товару и цена! Рубль.
2 покупатель:
Нужно сосчитать, что бы после не хлопотать! Беру игрушку. Спасибо вам.
3 покупатель:
Что-то у твоего всадника конь спотыкается!
1 продавец:
Твои деньги, твои глаза. Гляди сам, что покупаешь!
3 покупатель:
Гляди, торгуй, да не мудруй, беру коня! Деньги с меня! Спасибо.
Педагог:
О древней дымковской игрушке
Я поведаю сейчас,
Вы послушайте минуту
О русском промысле рассказ.
Вечера зимою в Дымке длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежно, как берёзки.
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Поклонились поясным поклоном и пошли дальше по рядам.
1 продавец:
Кому посуда для каши – окрошки? Чудо блюдо, да чашки, ложки.
Покупатели:
Откуда посуда?
2 продавец:
К вам приехала сама золотая хохлома! Так и повелось – хохлома, да хохлома!
Покупатели:
Кто же создал красоту такую?
1 продавец:
Отвечу я легендой.
Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил,
стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшёну кашу и птицам
пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица – жар. Он и её угостил.
Птица – жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор
умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит, золотую посуду нам дарит.
1 покупатель:
Красна птица пером, а человек умением.
2 покупатель:
Как же создаются хохломские изделия?
2 продавец:
Посуду вытачивают из липы и берёзы. Покрывают глиной, пропитывают льняным маслом,
а уж после втирают в глину аллюминевый порошок. Изделие сушится, покрывается лаком,
закаливается в электропечах, потом покрывается верховой росписью, травным письмом.
Под влиянием температуры лак желтеет, да и порошок становится золотым. Травные
узоры пишут поверх золотого фона. Об этом и в песни поют (поют вместе).
Как за Волгой яр хмель
Под кусточком вьётся,
Перевился яр хмель,
На нашу сторонку.
Как на нашей стороне
Житьё пребогатое
Серебряные листья
Золотые цветы.
1 покупатель:
Чашки, ложки, поварёшки, ах хороши! Купи, без еды сыт будешь!
2 покупатель:
Ах, продавцы – молодцы! И торговать умеют и народ веселить! Куплю чашку, за ценой не
постаю. Спасибо.
3 покупатель:
Стоит студеная пора
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая хохлома
Напоминает мне о лете.
Подавай купец блюдо. Ах - какое чудо! Спасибо.
4 покупатель:
В тарелочках не полутьма
Не сумрак в вазах и солонках
Напоминает хохлома
Родную, милую сторонку.
1 продавец:
Стоит пять рублей, денег не жалей!
4 покупатель:
За такой товар торговаться грех, ни сучка, ни задоринки. Беру! Такой товар, что комар носа
не подточит.
1 продавец:
Твоими бы устами, да мёд пить!
Покупатели идут к следующему ряду.
Продавцы: (вместе)
Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки. Подружки деревянные,
матрёшечки румяные. Подходите, налетайте, матрёшки покупайте.
1 продавец:
Появилась матрёшка 100 лет назад. Василий Звёздочкин сделал первых восемь игрушек -
матрёшек. От сюда и пошла матрёшка из Сергиева-Посада.
2 продавец:
Приноровились и Гжельские мастера матрёшку расписывать. А вот Матрена Полховская.
Посмотрите на кудри. Расписывали её анилиновыми красками по крахмальному грунту.
Три раза лакировали. Узор наводили пером, чёрной тушью. А краски какие ярки, да
броские.
1 продавец:
А вот Семёновская матрёшка. Подходите. Не купи на сто, купи на стать. Самое главное
отличие Семёновской матрёшки – декор – крупная цветочная роспись, она заполняет весь
центр
фигурки.
Алые
розы,
ягоды,
листья
собраны
в
букеты.
В
росписи
угадывается
влияние золотой хохломы. Посмотрите, какие красавицы. Неужели они вам не нравятся?
Педагог:
Куплю на стать, чтоб ребятам отдать (покупает и отдаёт).
Я тебе дарю матрёшку
Поиграй-ка с ней немножко.
Девочка: (разбирает матрёшку)
Подарили мне матрёшку
Допустила я оплошку
Разломила пополам –
Интересно, что там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается куклёшка,
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать!
2 продавец:
У моих подружек славных
Платьица нарядные.
Сарафаны красивые
Красные и сини.
Покупайте поскорее
За матрёшку пять рублей.
1 покупатель:
Продай за три рубля?
2 продавец:
Нет, мы подождем, подождем, да своё возьмем. Отходи от лавки.
1 покупатель: (обиделся)
За мой же грош, да я же и не хорош! Лишняя деньга не продерёт кармана.
2 покупатель:
У
кого
рубль
плачет,
а
у
меня
копейка
скачет.
А
я
тебе
к
копейке
доплату
дам.
Скороговорку прочитаю.
2 продавец:
Хорошо, согласен.
2 покупатель:
В сад я к бабушке пошёл
И копеечку нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку.
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шальку, лейку –
Всё купил я за копейку.
1 продавец:
Ой, как холодно ей
Десять кофточек на ней
Десять кофточек надето,
Да тулуп зимой и летом.
Так одета неспроста
Из за этого толста.
3 покупатель:
Покупаю я толстушку, развесёлую игрушку. Почём продашь, или за так отдашь?
1 продавец:
Ни за так, а за пятак!
3 покупатель:
Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся.
1 продавец:
Своя рука владыка, за что хочу, за то и продаю. Не сходно, не сходись, а на торг не
сердись.
3 покупатель:
Из худого кармана и последний грош валится. Согласен. Зато меньше денег, меньше
хлопот.
Заходят коробейники:
Эх, полным - полна коробушка.
Пряник сладкий в ней лежит
Я отдам его красавице
Что казной не дорожит
1 коробейник:
Вот и наш товар, от него идёт пар.
С пылу, жару, цена копейка товару.
2 коробейник:
А я не продаю, за пословицу отдаю.
А пословица к слову молвится.
Называйте, молодицы.
Вам товар мой пригодится (угощает пряником за пословицу).
3 коробейник:
Становитесь-ка все в круг
Нынче я ваш лучший друг.
Ради праздника такого
Подарить вам всё готов я (угощает всех пряниками).
Педагог:
Спасибо торговому люду
И рукам золотым.
За товар отличный
Наш, не заграничный.
Спасибо, гостям, за терпение
А ребятам за умение.
Досвидание!