Авторы: Морозова Мария Николаевна, Гусак Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад № 67"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: краткосрочный поект
Тема: "Космос глазами Ю.А. Гагарина"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 67» г. Уссурийска УГО
Авторы – составители:
Морозова Мария Николаевна
Гусак Татьяна Владимировна
Краткосрочный проект "Космос глазами Ю.А.Гагарина"
Актуальность проекта: Космос – это обширная тема для изучения. Дети
познают что-то новое, новые истины, познают мир. Мир Вселенной является
необъятной темой для исследования и изучения, дети с удовольствием
погружаются в мир космоса (солнце, луна, звезды, созвездия и т.д.). Данный
проект побуждает детей к творческой активности, делает познавательный процесс
интересным и мотивационным.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах,
освоении космоса людьми.
Задачи проекта:
1. Дать представление детям о многообразии космоса, об интересных
фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом
Ю.А.Гагариным.
3.Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу,
гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: обучающий, познавательно-исследовательский, игровой.
Срок реализации проекта: 1 – 2 недели.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Выполнение проекта:
№
Формы работы
Содержание работы
1.
НОД " Что мы знаем о космосе?".
Углублять
знания
детей
о
Солнечной
системе,
космических
объектах.
Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (о
п р о ф е с с и и
к о с м о н а в т а ,
е г о
л и ч н о с т н ы х
к а ч е с т в а х ) .
Воспитывать чувство гордости за успехи страны.
Приложение № 1
2.
Нетрадиционная
форма
обучения
"Путешествие
в
ко смиче ское
пространство"
Уточнить
знания
детей
о
первом
космонавте,
полетевшем
в
космос;
закрепить
представления
детей
о
космическом
пространстве,
о
планетах
Солнечной системы; Закреплять умения следовать инструкциям педагога,
навыкам работы в командах.
Воспитывать
чувство
гордости
за
нашу
великую
страну,
которая
смогла
первой послать человека в космос.
Приложение №2
3.
Беседы по темам:
"Первый космонавт в СССР"
"Первый полет Ю.А.Гагарина в космос"
"Штурм Луны начался"
"Что такое космос?"
В
ходе
беседы
вызвать
интерес
к
личности
Ю.А.Гагарина,
формировать
знания о становлении космонавтики, о первом полете в космос.
Вызвать чувство гордости за нашу страну.
4.
Игры:
- дидактические игры "Загадки о космосе", "Построй ракету".
- сюжетно-ролевые игры "Полет в космос", "Мы – космонавты".
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
-подвижные
игры:
"Ждут
нас
быстрые
ракеты",
"Солнце
–
чемпион",
"Космическая эстафета"
В играх уточнить и расширить знания о космосе, дать представление о
ракете.
Обогатить
и
систематизировать
знания
детей
о
работе космонавтов,
о
полетах в космос.
Приложение №3.
5.
Рассматривание иллюстративного материала о космосе: альбомы, книги.
Рассматривание портретов космонавтов, картинок созвездий, планет и т.д.
Приложение №4
6.
Заучивание стихотворения о космосе, отгадывание загадок.
Приложение №5
7.
Чтение художественной литературы о космосе.
Приложение №6
8.
Художественное
творчество
детей
совместно
с
воспитателем
на
тему
космоса: аппликация, лепка, конструирование, коллективная работа.
9.
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
- изготовление книжек-малышек на тему: " Созвездия";
- подбор иллюстраций, энциклопедий о космическом пространстве, о полете
Ю.А.Гагарина в космос и т.д.;
-художественное
творчество
детей
и
выставка
работ
детей
совместно
с
родителями "Полет в космос".
Ежедневная профилактика.
1. Просмотр иллюстраций в книгах, альбомах.
2. Беседы на тему космоса.
3. Чтение художественной литературы.
4. Заучивание стихотворений.
5. Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
6. Изготовление книжек-малышек.
Результаты реализации проекта.
В
ходе
реализации
проекта
"Космос
глазами
Ю.А.Гагарина"
были
решены
поставленные задачи.
Дети проявили высокую активность и заинтересованность. Родители с огромным
желанием приняли участие в организованной совместной работе с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О
КОСМОСЕ?"
Конспект занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о космосе?"
Цель: расширить знания детей о космосе, продолжать знакомить с Российским
праздником – Днем космонавтики и его героями.
Задачи:
расширять
представление
о
космических
полетах;
познакомить
с
российскими учеными, стоящими у истоков развития русской космонавтики –
К.Циолковский, С.Королевым; закреплять знание о том, что первым космонавтом
был Ю.Гагарин.
Подготовительная
работа:
создание
стендов
с
иллюстрациями
о
космосе,
с
портретами
Ю.Гагарина,
А.Леонова,
В.Терешковой,
основателя
космонавтики
К.Циолковского,
главного
конструктора
космических
аппаратов
С.Королева;
беседы
о
космосе;
подготовка
детей
к
индивидуальным
рассказам
о
героях
космоса; чтение и рассматривание книги "Что, зачем, почему?" К.Мишиной.
Оборудование: глобус, иллюстрации с изображением космоса, космических ракет,
спутников, портреты космонавтов, стихи, загадки, карта звездного неба.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Ответы детей: (дорожку, асфальт, траву, землю и т.д.)
Воспитатель: А если посмотрим вверх, что увидим?
Ответы детей: (небо, солнце, ночью – луну, звезды).
Воспитатель:
Посмотрите
на
глобус.
Это
макет
нашей
планеты
с
морями,
океанами и сушей. За ее пределами – космос.
Спустя века, люди смогли покорить воздушные пространства. Они поднимались в
небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали летать на самолетах и
вертолетах. Но люди смотрели в небо и продолжали мечтать о полете, а куда,
узнаете, отгадав загадки.
Ночь уж не так темна,
Ели светит нам она.
(Луна.)
Белые цветочки на синем платочке.
Вечером расцветают, а утром увядают.
(Небо и звезды.)
Это странные медведи –
Месяцу они соседи.
Сверху вниз на нас глядят,
Мед, малину не едят.
(Большая и Малая Медведицы.)
Ей, ребята, можно верить –
Нам укажет путь на север
Ночью ясною всегда
Лишь Полярная... (звезда).
Куда хотели лететь люди?
Ответы детей: (к звездам и на луну).
Воспитатель: Правильно, человечество мечтало о космическом пространстве,
которое притягивало людей, звала заглянуть в него.
12 апреля наша страна отмечает праздник – День Космонавтики. Именно 12
апреля 1961 года Первый космонавт – Ю.А.Гагарин – совершил первый в мире
космический полет.
Воспитатель:
Ребята,
как
вы
думаете,
с
помощью
чего
можно
освоить
космическое пространство?
Дети: С помощью ракеты.
Воспитатель:
Разработал
теорию
ракеты,
продумал
ее
устройство
и
вывел
основную формулу движения ученый К.Э.Циолковский. (Показывает портрет.)
Но у него не было возможности сделать летательный аппарат.
И
только
через
много
лет
другой
ученый-конструктор
С.П.Королев
смог
сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг
Земли сначала летали Белка и Стрелка, а затем впервые в космос полетел человек
– Ю.А.Гагарин.
Специально
подготовленный
ребенок
рассказывает
о
Юрии
Гагарине.
Затем
читает стихотворение "Первый космонавт".
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался "Восток".
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
Т.Шорыгина
Воспитатель: Сначала были одиночные полеты, а потом групповые по 2-3 и более
человек. Люди каких профессий побывали в космосе?
Ответы детей: (врачи, инженеры-конструкторы, исследователи).
Воспитатель:
Как
называется
взлетная
площадка,
с
которой
стартуют
космические корабли?
Дети: Космодром.
Воспитатель: Где находится космодром?
Дети: В Байконуре.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какая самая большая звезда?
Дети: Это Солнце, оно освещает и согревает всю нашу планету Земля.
Воспитатель: Около Солнца вращается и Земля и ее сестры – планеты. Давайте
назовем и покажем их на карте.
Дети называют Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий, Уран.
Воспитатель:
Ребята,
чтобы
жить
и
работать
в
космическом
корабле
нужно
пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте
потренируемся.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Воспитатель: Сегодня мы говорили с вами о космосе и космонавтах. Каждый
год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики и чествуем героев космоса.
Ребята, давайте нарисуем, как вы представляете себе космос.
Дети рисуют красками. Рисунками оформляется выставка в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ В
КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО"
"Путешествие в космическое пространство".
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о космосе.
Задачи:
уточнить
и
обобщить
знания
детей
о
солнечной
системе,
повысить
интерес к знаниям о космосе и планетах; развивать воображение, логическое
мышление, память, внимание.
Материалы к занятию: демонстрационный материал солнечной системы, собаки
Белка и Стрелка, геометрические фигуры на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости прибыли знаменитые
собаки, которые побывали в космосе – Белка и Стрелка. (демонстрация героев)
Их так увлекло это путешествие, что они попросили нам помочь им отправиться
туда еще раз и взять нас с собой в это увлекательное путешествие. Белка и стрелка
приготовили для нас задания, которые находятся в этом конверте.(демонстрация
конверта).
Давайте откроем его и посмотрим, что приготовили для нас Белка и Стрелка.
Итак, Белка и Стрелка загадали нам загадку, отгадав которую мы узнаем, что нам
понадобится, чтобы отправиться в космос:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звезд.
Ответ: Ракета
Воспитатель:
Правильно,
ребята,
это
ракета.
А
чтобы
полететь
на
ракете
в
космос, нужно ее смастерить.
В конверте находятся геометрические фигуры, которые нужны для того, чтобы
смастерить ракету.
Давайте назовем эти фигуры. (воспитатель показывает фигуры, дети их называют:
трапеция, прямоугольник, треугольник, круг). А теперь попробуйте из этих фигур
составить ракету.
(Дети выполняют задание. Один ребенок на доске составляет из фигур ракету).
Воспитатель: Вот ракета для Белки и Стрелки готова, теперь можно начинать
отсчет.
Но
вот
беда
все
цифры
перепутались,
нужно
их
восстановить
в
правильном порядке. Поможем им?
(На
доске
цифры:
5,7,3,9,4,6,2,8,1.
Дети
восстанавливают
цифровой
ряд:9,8,7,6,5,4,3,2,1 – ПУСК)
Воспитатель:
Вот
и
отправились
Белка
и
Стрелка
в
космос.
(демонстрация
солнечной
системы).
Счастливые
и
довольные,
они
оказались
в
солнечной
системе. Но тут они увидели еще один летательный аппарат и решили поиграть в
догонялки: кто быстрее долетит до всех планет.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий,
(загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши,
(хлопаем в ладоши)
полетали от души!
(пальцы сжаты, большой палец вверх)
Воспитатель: От таких догонялок в космосе все перепуталось. А мы с вами
знаем, что космос – это ... (порядок).
Нужно исправлять положение, помочь Белки и Стрелки вернуть все на свои
места.
Дети под руководством воспитателя восстанавливают порядок планет (на
доске демонстрируется правильный порядок планет).
Воспитатель: Налетались наши герои и решили вернуться домой. Давайте
напомним им, что указывает обратный путь путешественникам?
Дети: Полярная звезда.
Воспитатель: А где находится полярная звезда?
Дети: В ковше малой медведицы.
Воспитатель: Ковш-то они нашли, а вот звезда пропала. Оказывается те, кто
играл с ними в догонялки обиделись и спрятали звезду. Ребята, давайте поможем
Белке и Стрелке и вернем звезду на место. А для этого нам нужно ее сделать.
(Дети из счетных палочек делают звездочки).
А
пока
вы
делали
звездочки
Белка
и
Стрелка
подружились
с
теми
путешественниками и пообещали им, что больше так себя вести не будут. Их
новые друзья вернули полярную звезду. Наши путешественники смогли вернуться
домой.
Вот
так
закончилось
космическое
путешествие
Белки
и
Стрелки.
Довольные и счастливые они вернулись домой с космическими подарками для вас,
так как вы очень дружно помогали им.
Они дарят вам золотые звездочки, которые исполняют желания.
Воспитатель раздает детям звездочки, дети загадывают желания.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Загадки о космосе»
Цель: совершенствовать связную речь.
Задачи:
«Коммуникация»:
• побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления
полученных знаний;
• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
«Социализация»:
• формировать умение адекватно оценивать работу товарища;
• совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
«Познание»:
• расширить кругозор детей по теме «Космос»;
• закрепить активный словарь по теме;
• совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10;
• развивать внимание, логическое мышление.
Речевой материал: космос, космонавт, звезды, солнце, солнечная система, Земля,
планета, ракета, Луна и т. д.
Оборудование: таблица с нумерованными ячейками для картинок, предметные
картинки.
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».
• Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме
«Космос».
• Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, разучивание стихотворений и
загадок по теме.
Ход игры
Воспитатель раздает раздаточный материал для проведения игры.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы с вами уже очень много знаем о космосе.
И сегодня я хочу проверить ваши знания. А для этого мы с вами будем отгадывать
загадки. Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат папки для каждого, а в них все что
необходимо для нашей игры. Достаньте большую таблицу с цифрами. Это поле
для ваших ответов. А в конверте лежат картинки на тему «Космос». Разложите их
перед собой, так чтобы все их рассмотреть.
Воспитатель: Я буду читать вам загадку, а вам необходимо найти ответ на
нее среди картинок которые лежат перед вами и положить на игровое поле
согласно номеру загадки. Например, ответом на первую загадку будет космонавт,
значит вам необходимо найти такую картинку и положить ее на цифру 1 на
большое поле с цифрами. После того как вы справитесь с заданием, мы узнаем
правильный ответ.
Поочередно загадываются загадки, а дети выкладывают ответы с помощью
картинок на поле с цифрами.
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и планеты,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звезды)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре,
Он из космоса глядит. (космонавт)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю – то не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется... (земля)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной... (комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам... (луна)
Из какого ковша не пьют,
не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вокруг земли на карусели
По орбите закружу. (ракета)
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (скафандр)
Дидактическая игра «Построй ракету»
Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно
сложить ракету.
Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»
Цель:
Создать
условия
для
способности
детей
к
перевоплощению
в
творческой
игре.
Отражать
раскованность
при
общении,
избавляться
от
робости
и
застенчивости.
Воспитывать
дружественные
взаимоотношения
между детьми, закрепить названия планет.
Оформление:
Группа украшена в соответствии с ролевой игрой «Полет в
космос», шлемы для космонавтов, карта путешествия, разрезанный на части
рисунок космического корабля рации у всех членов экипажа, собранные из
конструктора, костюмы пришельца.
Ход занятия: Воспит. Ребята! Хотите полететь в космос? Дети: Да, хотим.
Воспит.
Как
же
мы
будем
путешествовать?
На
чем полетим?
Дети:
На
космическом корабле.
Воспит.
А
как
бы
вы
назвали
ваш космический
корабль?
Дети:
придумывают название.
Воспит.
Очень
хорошо.
Мы полетим
как
стрелы.
Раз
вы
хотите
путешествовать,
я
предлагаю
вам
просмотреть
на
карту. Стартуем мы с
Земли,
сделаем
вокруг
нее
три
витка,
сделаем
посадку
на
Луне.
Затем
совершим посадку на спутник Марса - Демос, и, наконец, побываем на
Марсе.
(Слышится грохот, появляется пришелец с другой планеты) Воспит. Ой,
Ребята, кто это? Дети: (Ответы детей).
Приш.
Здравствуйте,
земляне!
Я
прилетел
с
Марса!
Воспит.
Значит,
вы
марсианин?
Приш. Да. Помогите мне, пожалуйста, собрать мой корабль при посадке я
потерпел крушение.
Воспит. Конечно, поможем.
Командир: Членов экипажа приглашаем на сборку корабля (Сборка макета
корабля. Для сборки не хватает одной детали).
Воспит. Мы сожалеем, но корабль полностью восстановить не смогли.
Приш. Спасибо, что попытались помочь. А не подскажите, как быстрее
добраться до Марса.
Воспит. Мы рады вам помочь, т. к. наши космонавты в данный момент
готовы лететь на Марс. Они доставят вас домой. А я ребята остаюсь на
космодроме, буду держать с вами связь. Командир: Вот теперь можно лететь
По ступенькам поднялись
Дружно за руки взялись
Аккуратно надо сесть
Чтоб приборов не задать.
Космонавты!
Надеть шлемы! Занять кресла, пристегнуть ремни!
Корабль качается раз, корабль качается два,
Корабль качается три 3-2-1 - пуск!
(Звучит космическая музыка)
Воспит.
Это
земля.
Как
слышите? Командир: Земля! Земля! Слышим вас
хорошо.
Воспит. Как себя чувствует наш друг?
Воспит. Как обстоят дела да корабле?
Командир: Происшествий нет. Перед нами звездное небо.
Воспит. Где вы пролетаете? Расскажите нашему другу о нашей планете
(Краткие сообщения о некоторых материках планеты Земля).
Командир:
Земля. Мы держим курс на Луну.
Воспит. Будьте осторожны при посадке на Луну.
(Посадка корабля на Луну).
Командир: Луна! Посадка на Луну. Выходим. Будьте осторожны!
(Экскурсия по Луне. Исследовать Луну. Поверхность Луны) Всем на корабль,
летим дальше
(Звучит
тревожный
сигнал)
Компьютер предупреждает:
«Внимание!
Внимание! Авария в одном из отсеков корабля
(Командир и механики устраняют неполадки)
Механик: Устранение неполадок на лету невозможно, нужно сделать посадку.
Радист: Венера.
Командир: Посадка невозможно. Нужно долететь до следующей планеты.
Радист: По карте перед нами спутник Марса Фобос.
Компьютер:
Внимание!
Внимание!
На
борт
нашего
корабля
поступила
радиограмма «Внимание. Посадка - невозможна. Эпидемия! Спасайтесь!
Приш. Уже недалеко до моей планеты. Моя планета немножко разрушена, но
посадка возможна.
Экип. А что случилось?
Приш, Большой метеорит упал на нашу планету.
Командир: Когда совершим посадку, механики останутся чинить корабль, а
мы с экипажем поможем восстановить разрушения.
Воспит. Как слышно? Что собираетесь делать?
Командир: Земля! Земля! Слышим хорошо. Собирается помочь нашему другу
в восстановлении планеты Марс.
Воспит.
Я
лечу
к
вам
на
помощь.
Ждите. Командир:
Ждем. (Выходит
воспитатель)
Воспит.
Здравствуйте,
вот
я
прилетела.
Давайте
все
вместе
восстановим
планету. Космонавты, а какие здания необходимо построить для наших
инопланетных друзей? (Ответы детей).
(Звучит музыка. Дети строят город)
Воспит. Вот город и восстановлен. С Новосельем тебя наш друг! В честь
такого
веселья
давайте
споем
песню «Дружба
крепкая».
Марсианин
благодарит детей и прощается.
Командир: Возвращаемся. Нам пора домой. По местам, мои друзья! 3-2-1 -
пуск
Члены экипажа: Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
Сюжетно-ролевая игра "Мы – космонавты"
Цель: способствовать социализации детей через игру, расширить тематику
сюжетных игр, учить отражать в игре полученные знания о профессии
космонавта. Воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: развивать умение детей коллективно возводить постройки,
использовать атрибуты к игре, конструктор; развивать творческое воображение,
способность совместно развёртывать игру; продолжать развивать умение
договариваться, планировать и обсуждать действия; воспитывать
доброжелательность, воспитывать качества необходимые космонавтам
(смелость, выдержку, физ. подготовку).
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Экскурсия в городскую библиотеку, где детям была показана презентация о
космосе, просмотр мультфильма “Незнайка на луне”, беседы с детьми на тему
“Космос”. Аппликация на тему “космос”, лепка из пластилина ракет и
спутников, коллективная конструкция ракеты, коллективное рисование плаката
на тему “Такой разный космос”. Изготовление атрибутов к игре (шлемы ,
баллоны с воздухом), лунного аппарата.
Работа с родителями: изготовление поделок на тему “Космос” и организация
выставки в группе.
Оборудование: оформленная по теме групповая комната, шторы темного и
белого цвета, звезды, иллюстрации планет, Луны, космонавтов, ткань (2-
2)желтого цвета ( имитация Луны), большой модульный конструктор, шлемы
космические, кислородные баллоны, бахилы ( хирургические), космический
чемоданчик с питанием(цветные деревянные пластины) для космонавтов,
аптечка, наушники для связи с Землей, два пульта управления, лунный аппарат,
игрушечный фотоаппарат, микрофон игрушечный, камешки(лунный грунт),
контейнеры для сбора лунного грунта.
Ход игры
В: Ребята, я предлагаю вам сегодня полететь в космос. Кто же летает в космос?
Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Ответы детей)
В: Ребята, а на чем люди летают в космос? (ответы детей: на ракете,
космических кораблях), а как называются люди, которые строят космические
корабли и ракеты? (Ответы детей: конструкторы).
В: Давайте и мы с вами построим наш космический корабль и полетим на Луну.
Строим корабль (из модульного конструктора)
В: Молодцы, какой замечательный получился космический корабль. А теперь
нужно загрузить в отсеки корабля все, что нам понадобится в космосе.
В: Укладываем шлемы, баллоны с воздухом, контейнер для лунного грунта,
питание для космонавтов, воду, фотоаппарат, Российский флаг, медицинскую
аптечку и “луноход”.
В: А еще ребята, когда космонавты летят в космос, их полетом руководит
самый главный конструктор, и он говорит космонавтам что нужно делать во
время полета. Это место где находится главный конструктор, и другие ученые
называется “центром управления полетом”. Давайте установим на корабле
пульт управления космическим кораблем. Ребята, когда космонавты готовятся к
вылету, их сначала осматривает доктор, все ли здоровы. Давайте выберем, кто у
нас будет доктор, а кто космонавты и командир космического корабля. Ребята,
если вы хотите, то я могу быть “центром управления полетом”. Но мне нужен
помощник. А врача и космонавтов, можно выбрать по космической считалочке.
Давайте встанем в кружок и посчитаемся, кто выйдет тот и будет врач, а
остальные космонавты.
Считалка: “В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете”.
Ребята, проходите в медицинский кабинет для осмотра. Врач осматривает
космонавтов. Все здоровы. Ребята, сообщаю вам очень важное задание
правительства, мы летим на луну для того, чтобы установить на луне
Российский флаг, набрать лунного грунта, и оставить на луне для работы
специальный аппарат, который будет передавать на Землю важные сведения о
космосе. Весь экипаж идет на стартовую площадку, садятся в космический
корабль.
Командир космического корабля одевает наушники для связи с землей. “Центр
управления полетом” дает команду всем приготовиться - 10. 9.8.7.6.5.4.3.2.1 –
пуск! Полетели. Звучит космическая музыка. Вызывает центр
- Как самочувствие экипажа?- отвечает командир корабля – хорошо.
Центр - космонавт Максим Кашигин сделайте фотографии земли из космоса.
Вы прилетели к спутнику земли. Начинается высадка на Луну. Поздравляю с
успешным прилунением.
Центр – всем членам экипажа надеть специальные костюмы и высадиться на
Луну для установки Российского флага и лунохода. Космонавты выходят на
поверхность Луны в шлемах и с кислородными баллонами, закрепленными на
спине и в специальной обуви. Устанавливают флаг России и оставляют лунный
аппарат- луноход для работы на луне. Вызывает центр- космонавт Диана,
сделайте фотографии Луны. Космонавты Никита и Кашкин Максим возьмите
лунные камни в специальный контейнер для изучения.
Центр - всем членам экипажа вернуться на корабль. Возвращаются на корабль,
снимают специальное снаряжение. Приготовиться к отлету с Луны. Внимание –
10.9.8.7.6.5.4.3.2.1. Пуск!
Летим к планете Земля. Звучит космическая музыка. Командир корабля –
раздать экипажу космическое питание. Командир раздает космонавтам тюбики
(деревянные пластины) с питанием. Командир корабля напомните экипажу, что
все тюбики от питания сложить в пакет для космического мусора. Центр – как
самочувствие экипажа? Центр - командир корабля приземляйтесь на космодром
Земля! Ура! Прилетели!
Встречают космонавтов доктор и ведущий конструктор с помощниками.
Главный конструктор награждает приземлившихся космонавтов медалями.
1. Космонавты;
2.Диспетчер;
3.Врачи;
4.Руководитель центром подготовки космонавтов;
5.Спортивный тренер;
6.Фотограф;
7.Кореспондент.
Атрибуты:
1.Карта звездного неба
2.Радиоприборы
3.Ракета
4.Датчики
5.Тюбики с едой
6.Значки “Космонавт”
7.Скакалка
8.Мяч
9.Обруч
Приемы прямого руководства
1.Взять на себя роль руководителя центром подготовки космонавтов.
2.Внесение атрибутов.
3.Помощь воспитателя в распределении ролей.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук
меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если
детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и
принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете,
выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся,
опять в круг и игра начинается сначала.
«Солнце – чемпион»
Выбранный
ведущий-ребенок
проговаривает
«космическую»
считалку,
в
ходе
которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по
считалке
планеты,
под
музыку
начинают
движение,
по
звуковому
сигналу
выстраиваются
в
нужной
последовательности
относительно
солнца,
которое
изображает один из дошкольников.
«Космическая эстафета» – подвижная игра-конкурс
Для эстафеты надо приготовить несложное оборудование – гимнастические
обручи
–
по
количеству
команд,
какие-нибудь
емкости
–
по
две
на
каждую
команду и «лунные камни» — равное количество для всех команд, но не меньше
чем
по
одному
на
каждого
игрока.
«Лунными
камешками»
могут
с
успехом
в ы с т у п и т ь
м а л е н ь к и е
м я ч и к и
и л и
н а с т о я щ и е
к а м е ш к и .
Команды выстраиваются в колонны по одному. Рядом ставиться емкость для
собирания
«лунных
камней».
Ее
можно
поставить
на
пол
или
на
стульчик,
табуретку. Вторая емкость , наполненная камешками, ставиться на другом краю
площадки. Задача игроков – по очереди выйти на «Луну», взять «пробы грунта» и
принести ее своему экипажу. Но на «Луну» невозможно выйти без скафандра!
Поэтому перед каждой командой кладется гимнастический обруч. Прежде бежать
за
камешком,
каждый
космонавт
должен
пролезть
через
обруч
–
«надеть
скафандр». Когда же участник эстафеты бежит обратно, то он может пролезать
еще
раз
через
обруч
(«снимать
скафандр»),
а
может
и
сразу
класть
свою
космическую добычу в «Банк лунных грунтов». Это зависит от вашего желания и
возраста детей.
Побеждает та команда, которая первая переместит все камешки из одной
емкости в другую.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
СТИХОТВОРЕНИЯ
ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
Г.Сапгир
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
Есть в небе звёздочка одна,
Какая - не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Наталия Теннова
ЗАГАДКИ
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
(Спутник)
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только-только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)
Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд.
(Ракета)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
– Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос.)
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … . (Гагарин)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … .(земля)
Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … .
(Медведицей)
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .(Млечный путь)
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе …
.(звездочет)
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Автор произведения
Название произведения
Я. К. Голованов
«Дорога на космодром»,
В. Кащенко
«Созвездие драконов»
П. О. Клушанцев
«О чём рассказал телескоп»
О. А. Скоролупова
«Покорение космоса»,
Н. Носов
« Незнайка на луне»
В. Бороздин
«Первый в космосе».
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери
"Маленький принц".