Автор: Бесштанова Татьяна Васильевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с 63
Населённый пункт: Таганрог, Ростовской обл
Наименование материала: семинар–практикум
Тема: «Интеллектуальная карта – как способ развития интеллектуально–речевой и творческой активности дошкольника».
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с № 63
Семинар – практикум
«Интеллектуальная карта - как способ развития интеллектуально-речевой и
творческой активности дошкольника».
Подготовил и провел:
старший воспитатель
Т.В. Бесштанова.
Цель
– расширение
представлений об инновационной технологии
ИНТЕЛЛЕК-КАРТА
как
способе
развития
интеллектуально-речевой
и
творческой активности дошкольника.
Задачи:
1.
Познакомить педагогов с инновационной технологией ИНТЕЛЛЕКТ-
КАРТА, её структурой и особенностями построения.
2.
Научить педагогов составлять интеллект-карту по заданной теме.
Используемый материал и оборудование:
компьютер,
проектор,
экран,
фломастеры, цветные карандаши,
лист белой бумаги (формат А3).
Ход мероприятия.
Среди
активных
и
интерактивных
технологий,
которые
педагоги
используют в своей работе, важное место занимает метод «интеллект-карт».
В
психолого-педагогической
литературе
метод
«интеллект-карт»
имеет
несколько названий: «ассоциативная карта», «карта мышления», «ментальная
карта» и др.
Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые
способности детей, активизируется мышление.
Метод интеллект-карты основывается на наглядно-образном мышлении
ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Данный метод
обеспечивает
высокую
познавательную
активность
детей,
способствует
взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
Данный метод стал известен в отечественной педагогике во второй
половине XX века благодаря книгам Тони Бьюзена: «Супермышление»,
«Научите себя думать». В них автор представил принципы построения
интеллект-карт.
Чтобы составить интеллект-карту, вам понадобятся несколько цветных
карандашей, фломастеров и лист.
Этапы создания интелект-карты.
Самый главный элемент должен находиться в центре страницы (исследуемый
объект или понятие, ключевое слово). Этот центр должен быть обязательно
цветным (рисунок, картинка). Содержание центрального элемента должно
соответствовать возрасту и опыту детей.
Лист должен располагаться горизонтально. Такое расположение бумаги
наиболее
соответствует
естественному
взгляду.
Наши
зрительные
анализаторы расположены не друг над другом, а рядом. Чтобы оглядеть
пейзаж из окна машины мы смотрим влево-вправо. Так же расположен экран
телевизора, компьютера, поэтому информация воспринимается лучше и
быстрее.
От центральной картинки нарисуйте несколько радиально расходящихся
стрелок (ветвей) разного цвета, каждый из которых будет посвящен какому-
то существенному аспекту рассматриваемой проблемы. Этих стрелок должно
быть нечетное количество (от 3 до 7 не более).
Рисовать «карту ума» следует по часовой стрелке, начиная с верхнего
правого угла. В дальнейшем, когда основной набросок уже сделан, можно
произвольно переходить в работе с ветки на ветку, следуя за полетом
собственных мыслей.
Названия стрелок (ветвей) следует писать тем же цветом, каким окрашен
сама ветвь, жирными печатными буквами, стараясь найти для каждого одно
единственное емкое ключевое слово.
Каждая стрелка может неограниченно расходится. Надписи на каждой
веточке должны быть однословными.
Желательно
сопровождать
текст
лаконичными
выразительными
иллюстрациями.
Использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками можно в
разных направлениях:
Сбор материала о предмете или объекте.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь,
развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа
проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по
изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить
главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний,
пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме,
развиваются умения составлять и распространенные предложения.
Развитие связной речи.
Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети
самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более
активными
при
разговоре,
формируются
умения
отвечать
на
вопросы
распространено, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа
выполняется на занятиях по развитию связной речи.
Преимущества применения интеллект-карт:
наглядность – всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом;
привлекательность – хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно;
запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
доступных образов и цвета интеллект-карта хорошо запоминается;
творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи;
возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через некоторое время
помогает освоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые
идеи, увидеть пробелы в знаниях, дописать, доделать.
Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно:
группой, командой, семьёй по разным тема и поводам.
В заключении можно сказать, что в условиях реализации ФГОС, одной из
задач педагога, является сохранение индивидуальности каждого ребенка, умение
научить думать креативность, развивать творческое мышление, воображение.
Использование
интеллект-карт
позволяет
осуществлять
интеграцию
областей: коммуникация, познание, социализация. Метод очень эффективен, так
как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и
моделирование, что способствует развитию восприятия, мышления, памяти,
воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и
планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт
ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней
работать.
Применение
интеллект-карт
является
универсальным
способом
познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует
преемственность между детским садом и школой.
Практическая часть. Предлагаем педагогам составить интелект-карту по теме:
«Слон-дикое животное» или др по усмотрению педагога.