Автор: Гроцкая Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №22 "Солнышко"
Населённый пункт: город Саянск, Иркутская Область
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через сказку»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Подготовила воспитатель: Гроцкая Т.В.
Тема: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников через сказку»
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Духовно - нравственное воспитание - это формирование
ценностного
отношения
к
жизни,
обеспечивающего
устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга,
справедливости,
ответственности
и
других
качеств,
способных
придать
высокий
смысл
делам
и
мыслям
человека. Разрешение проблем
нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или
переосмысления уже известных.
Действенным
средством
в
воспитании
моральных
качеств
личности
дошкольников является сказка.
Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.
Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети,
которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить,
правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и
общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка,
а также его творческий потенциал.
Ребенок,
представив
образы,
учится
понимать
внутренний
мир
героев,
сопереживать им и верить в силы добра. В сказках всегда побеждает добро –
это очень важно в воспитании детей. Жизнь внесет свои коррективы, но в
подсознании
ничего
не
пропадет.
Тогда
ему
будет
легче
справляться
с
жизненными трудностями. Через сказку ребенку легче понять, что такое
хорошо
и
что
такое
плохо.
Ребенок
представляет
себя
положительным
сказочным героем. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о
сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и
как о педагогическом средстве, методе.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого
мнения,
что
включил
их
в
свою
педагогическую
систему,
считая,
что
простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же
свойствам
детской
психологии.
Ушинский
детально
разработал
вопрос
о
педагогическом
значении
сказок
и
их
психологическом
воздействия
на
ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что
«сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
без
которых
немыслимо
благородство
души,
сердечная
чуткость
к
человеческому
несчастью,
горю,
страданию.
Благодаря
сказке
ребенок
познает
мир
не
только
умом,
но
и
сердцем».
По
его
мнению,
сказка
благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит
мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.
Чтобы
ребенок
был
готов
к
жизни,
чтобы
уверенно
чувствовал
в
этом
большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно,
чтобы
ребенок
мог
управлять
своим
поведением,
умел
выбрать
по
отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,
способ
обращения
с
ним,
проявлял
гибкость
и
творчество
в
выборе
коммуникативных средств в процессе диалога с другими.
В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми.
Именно
народные
сказки
сохранили
ту
общую
человеческую
мораль,
которую, сегодня многие растеряли.
В них отражены «уникальные традиции и опыт творчества». При чтении и
разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет
речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в
сказке «Заюшкина избушка, торжестве правды над обманом -«Лисичка со
скалочкой»,., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»( «Заяц
- хваста», , как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и
миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят). Сказка не дает прямых
наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи
из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который
они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми;
сказка
«Маша
и
медведь»
предостерегает:
в
лес
одним
нельзя
ходить
-
можно
попасть
в
беду,
а
уж
если
так
случилось
–
не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ «слушаться
родителей» звучит в сказках «Гуси - лебеди». Страх и трусость высмеивается
в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль».
Трудолюбие
в
народных
сказках
всегда
вознаграждается
«Крошечка
–
Хаврошечка», мудрость восхваляется - «Мужик и медведь». Забота о близком
поощряется
-
«Бобовое
зернышко».
Развивая
перед
детьми
картину
действенной
упорной
борьбы
со
злом,
угнетением,
несправедливостью,
сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия
и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом
отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных
преодолеть трудности.
Сказка учит жить. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны,
где
сбываются
все
желания.
Сказка
позволяет
ребенку,
да
и
взрослому,
пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу
себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только
глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку
ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Сказка,
ее
композиции
яркое
противопоставление
добра
и
зла,
фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык,
динамика событий особые причинно - следственные связи и явления - все это
делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Какими
будут
наши
дети
-
внимательными,
заботливыми,
добрыми,
отзывчивыми, дужными во многом зависит от нас и в этом нам помогает
сказка.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,
обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,
театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,
выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Из собственного опыта хочется привести такой пример театрализованного
представления.
Специально
для
ребят
группы
была
написана
сказка
«Исчезнувшие ёлки». В представлении принимают участие все дети. Они
сами участники того, как злая Колдунья становится доброй, и они помогают
ей в этом.
Признак
настоящей
сказки
-
хороший
конец.
Это
дает
ребенку
чувство
психологической
защищенности.
Чтобы
не
происходило
в
сказке,
все
заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на
долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и
мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что, герой, совершивший плохой
поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через
все
испытания,
проявляет
свои
лучшие
качества,
обязательно
вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к
Миру, так и он к тебе!
Со
сказки
начинается
его
знакомство
с
миром
литературы,
с
миром
человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. В
моей педагогической копилке есть сказка «Война на лугу», При чтении этой
сказки ребята знакомятся с растениями родного края. «Бабушка и Внучка»-
учит доброте, взаимопомощи, уважению к старшим, «Зайчик ищет друзей»-
умению дружить,
«
Спор зверей»- трудолюбию и т.д.
Воспитатель
должен
уметь
преподнести
сказку
детям.
Самый
распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е.
дословная
передача
текста.
Сказки,
которые
невелики
по
объему,
я
рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший
контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное
обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При
рассказывании
допускаются
сокращение
текста,
перестановка
слов,
включение
пояснений
и
так
далее.
Главное
в
передаче
рассказчика
–
выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой
могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может
материализоваться мечта.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью.
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого
своего воспитания», – писал великий поэт А.С. Пушкин своему брату Льву
Сергеевичу Пушкину.
Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование
не полноценно.
В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые,
невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики.
В
восприятии
и
оценках
литературных
произведений
детьми
также
преобладают
полярности,
«белые»
и
«черные»
тона.
Вот
почему
сказки
нужны
детям,
ведь
в
своих
лучших
образцах
они,
по
словам
В.
А.
Жуковского,
нравственно
чисты
и
не
оставляют
после
себя
«дурного,
ненравственного впечатления».
Благодаря
сказкам
у
ребенка
вырабатывается
способность
сопереживать,
сострадать, радоваться, без которой человек не человек.