Напоминание

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников через сказку»


Автор: Гроцкая Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №22 "Солнышко"
Населённый пункт: город Саянск, Иркутская Область
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через сказку»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Подготовила воспитатель: Гроцкая Т.В.

Тема: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников через сказку»

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

(В. А. Сухомлинский)

Духовно - нравственное воспитание - это формирование

ценностного

отношения

к

жизни,

обеспечивающего

устойчивое,

гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства

долга,

справедливости,

ответственности

и

других

качеств,

способных

придать

высокий

смысл

делам

и

мыслям

человека. Разрешение проблем

нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или

переосмысления уже известных.

Действенным

средством

в

воспитании

моральных

качеств

личности

дошкольников является сказка.

Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.

Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.

Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети,

которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить,

правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и

общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка,

а также его творческий потенциал.

Ребенок,

представив

образы,

учится

понимать

внутренний

мир

героев,

сопереживать им и верить в силы добра. В сказках всегда побеждает добро –

это очень важно в воспитании детей. Жизнь внесет свои коррективы, но в

подсознании

ничего

не

пропадет.

Тогда

ему

будет

легче

справляться

с

жизненными трудностями. Через сказку ребенку легче понять, что такое

хорошо

и

что

такое

плохо.

Ребенок

представляет

себя

положительным

сказочным героем. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о

сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и

как о педагогическом средстве, методе.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого

мнения,

что

включил

их

в

свою

педагогическую

систему,

считая,

что

простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же

свойствам

детской

психологии.

Ушинский

детально

разработал

вопрос

о

педагогическом

значении

сказок

и

их

психологическом

воздействия

на

ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что

«сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,

без

которых

немыслимо

благородство

души,

сердечная

чуткость

к

человеческому

несчастью,

горю,

страданию.

Благодаря

сказке

ребенок

познает

мир

не

только

умом,

но

и

сердцем».

По

его

мнению,

сказка

благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит

мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.

Чтобы

ребенок

был

готов

к

жизни,

чтобы

уверенно

чувствовал

в

этом

большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно,

чтобы

ребенок

мог

управлять

своим

поведением,

умел

выбрать

по

отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,

способ

обращения

с

ним,

проявлял

гибкость

и

творчество

в

выборе

коммуникативных средств в процессе диалога с другими.

В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми.

Именно

народные

сказки

сохранили

ту

общую

человеческую

мораль,

которую, сегодня многие растеряли.

В них отражены «уникальные традиции и опыт творчества». При чтении и

разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет

речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в

сказке «Заюшкина избушка, торжестве правды над обманом -«Лисичка со

скалочкой»,., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»( «Заяц

- хваста», , как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и

миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят). Сказка не дает прямых

наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи

из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который

они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми;

сказка

«Маша

и

медведь»

предостерегает:

в

лес

одним

нельзя

ходить

-

можно

попасть

в

беду,

а

уж

если

так

случилось

не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ «слушаться

родителей» звучит в сказках «Гуси - лебеди». Страх и трусость высмеивается

в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль».

Трудолюбие

в

народных

сказках

всегда

вознаграждается

«Крошечка

Хаврошечка», мудрость восхваляется - «Мужик и медведь». Забота о близком

поощряется

-

«Бобовое

зернышко».

Развивая

перед

детьми

картину

действенной

упорной

борьбы

со

злом,

угнетением,

несправедливостью,

сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия

и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом

отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных

преодолеть трудности.

Сказка учит жить. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны,

где

сбываются

все

желания.

Сказка

позволяет

ребенку,

да

и

взрослому,

пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу

себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только

глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку

ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Сказка,

ее

композиции

яркое

противопоставление

добра

и

зла,

фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык,

динамика событий особые причинно - следственные связи и явления - все это

делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым

инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Какими

будут

наши

дети

-

внимательными,

заботливыми,

добрыми,

отзывчивыми, дужными во многом зависит от нас и в этом нам помогает

сказка.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,

обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,

театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,

выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Из собственного опыта хочется привести такой пример театрализованного

представления.

Специально

для

ребят

группы

была

написана

сказка

«Исчезнувшие ёлки». В представлении принимают участие все дети. Они

сами участники того, как злая Колдунья становится доброй, и они помогают

ей в этом.

Признак

настоящей

сказки

-

хороший

конец.

Это

дает

ребенку

чувство

психологической

защищенности.

Чтобы

не

происходило

в

сказке,

все

заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на

долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и

мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что, герой, совершивший плохой

поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через

все

испытания,

проявляет

свои

лучшие

качества,

обязательно

вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к

Миру, так и он к тебе!

Со

сказки

начинается

его

знакомство

с

миром

литературы,

с

миром

человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. В

моей педагогической копилке есть сказка «Война на лугу», При чтении этой

сказки ребята знакомятся с растениями родного края. «Бабушка и Внучка»-

учит доброте, взаимопомощи, уважению к старшим, «Зайчик ищет друзей»-

умению дружить,

«

Спор зверей»- трудолюбию и т.д.

Воспитатель

должен

уметь

преподнести

сказку

детям.

Самый

распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е.

дословная

передача

текста.

Сказки,

которые

невелики

по

объему,

я

рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший

контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное

обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При

рассказывании

допускаются

сокращение

текста,

перестановка

слов,

включение

пояснений

и

так

далее.

Главное

в

передаче

рассказчика

выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой

могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может

материализоваться мечта.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого

своего воспитания», – писал великий поэт А.С. Пушкин своему брату Льву

Сергеевичу Пушкину.

Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование

не полноценно.

В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые,

невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики.

В

восприятии

и

оценках

литературных

произведений

детьми

также

преобладают

полярности,

«белые»

и

«черные»

тона.

Вот

почему

сказки

нужны

детям,

ведь

в

своих

лучших

образцах

они,

по

словам

В.

А.

Жуковского,

нравственно

чисты

и

не

оставляют

после

себя

«дурного,

ненравственного впечатления».

Благодаря

сказкам

у

ребенка

вырабатывается

способность

сопереживать,

сострадать, радоваться, без которой человек не человек.



В раздел образования