Автор: Ольгина Елена Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПБОУ Спасский АПТ
Населённый пункт: Нижегородская область Спасский район с.Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кружковая деятельность, как один из путей развития творческих способностей обучающихся."
Раздел: дополнительное образование
Кружковая деятельность, как один из путей развития
творческих способностей обучающихся.
Существенную роль в становлении у подрастающего поколения новых
качеств личности играет система дополнительного образования, которая
заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых и
рассматривается как цель общего образования. Опыт, полученный учащимися
в этих видах деятельности, имеет исключительно большое значение. В
дополнительном образовании реализуются следующие перспективные идеи:
пробуждение, развитие интереса к познанию и творчеству, формирование
положительной мотивации к учебно-трудовой деятельности, тем самым
выполнение актуального заказа по отвлечению подростков от употребления
алкоголя и наркотиков, безделья и праздного образа жизни, склонности к
деструктивному поведению, социальной изоляции. Таким образом,
повышается самооценка как основа становления социально зрелой личности
на этапе вхождения в самостоятельную жизнь.
Около десяти лет в нашем образовательном учреждении работает кружок
«Рукодельница». Занятия в кружке способствуют воспитанию эстетической
культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического
кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Занимаясь в кружке, учащиеся смогут углубить свои знания и умения по
интересующему их делу и применить их в жизни.
Работа кружка «Рукодельница» проходит в неразрывной связи с
деятельностью учащихся на занятиях производственного обучения и во
внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной
работы и решает единые с ней педагогические задачи.
Практическая деятельность кружка определяется его программой.
Занятия обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся,
носит воспитывающий 'характер, способствует развитию творческих
способностей. Так, на первых занятиях программой предусмотрено
выполнение изделий из лоскутов ткани. Здесь открывается широкая
возможность для использования фантазии и творчества учащихся.
С начала учащиеся создают картотеку. В неё входят все лоскутики,
разложенные по цвету на шесть групп, соответственно секторам круга:
красные (всех оттенков) - должны оказаться в одной группе, лоскуты белые,
чёрные и серые (нейтральные цвета) - соединяют в другую группу, а из
тканей в горох, клетку и полоску образуют ещё три группы и т. д.
Изделия, сшитые из разноцветных маленьких лоскутиков, напоминают
мозаичные картинки. Называют такое шитьё по- разному: «спираль»,
«карусель», «лабиринт», «крейзи». Например, «спираль» - одно из
остроумнейших изобретений в лоскутном шитье, помогающее решить
головоломку: как из вороха цветных никому не нужных обрезков создать что-
то полезное, оригинальное и красивое. «Крейзи», в переводе с английского -
сумасшедший. Действительно, буйная пестрота красок, неожиданные
цветовые сочетания и обилие ломаных линий производят впечатление
неразберихи: кажется, что лоскутики соединены бездумно, как попало. Но на
самом деле здесь есть чёткие и строгие правила, по которым начинают и
заканчивают работу. А приём шитья из разноцветных полосок напоминает
работу умелого паркетчика. Учащиеся соединяют между собой нарезанную
на узкие полоски ткань, добиваясь разнообразного цветового эффекта:
выстраивают полоски в «радужный» ряд, складывают как из брёвнышек
«колодец», а то и целую «избу» с тёплым «очагом» внутри. А сшитые
цветные квадратики напоминают красочные шахматные доски. Также легко
работать и с треугольниками. Из них можно «сочинить» любой
геометрический орнамент и при необходимости разложить самый сложный
на треугольники, каким бы замысловатым он не был. А цветовую гамму
учащиеся выбирают по своему усмотрению. Узоры из ромбовидных
лоскутиков обладает удивительными свойствами:
по
желанию
учащихся они могут превращаться и в пирамиды, и в диковинные цветы, и в
многоконечные красочные звёзды. А ещё интересно учащимся работать с
«уголками». Стоит лишь пофантазировать и из рук учащихся выплывут
рыбки с необыкновенной чешуёй. Так же из «уголков» можно выложить
всевозможные цветные орнаменты в форме круга, квадрата, звёзд и
выполнить из них декоративные подушки, салфетки, коврики, панно или
картины, и все эти изделия получаются объёмными благодаря остроумным
приёмам с уголками из разных тканей.
Далее руководитель определяет конкретные изделия, выполнение которых
связано не только стой или иной технологической обработкой, но и с
художественным оформлением. Эти изделия должны найти практическое
применение в быту или в оформлении интерьера.
Например, изготовление прихватки с аппликацией, учащиеся самостоятельно
решают, какой будет рисунок, а затем подбирают ткани, как для прихватки,
так и для аппликации. Далее, изготовление мягкой полочки в ванную комнату
или прихожую. Учащиеся работают с журналами и выбирают модель или
придумывают её сами. Затем подбирают основную» ткань, фурнитуру и
отделку самостоятельно или при помощи руководителя и т. д. по программе.
Технология обработки таких изделий должна быть несложной, а время,
затраченное на их изготовление, - минимальным, чтобы учащиеся смогли
быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их
интереса, стремлению к самостоятельности.
С первых практических занятий руководитель должен не только установить
положительный психологический климат с учащимися, увлечь их творческой
работой, но и выявить степень их подготовленности для обеспечения
дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения
всеми нового материала.
Одним из главных принципов организации занятий кружка является
чередование разнообразных видов деятельности учащихся, в основном она
носит практический характер.
На вводных занятиях целесообразно проводить беседы, в них должны найти
отражение следующие вопросы: историческое развитие русской одежды и
особенности национальной одежды, декоративно-прикладное искусство и
художественные промыслы, основанные на народном искусстве, и
национальных традициях. Такие беседы не только способствуют
эстетическому воспитанию, но и вызывают интерес к изучению культуры
родного края, его традиций и обычаев.
Нужно иметь в виду, что учащиеся приходят на занятия в кружок с большим
желанием по быстрее применить полученные навыки при выполнении
какого-либо изделия для себя. Поэтому необходимо как можно раньше
начинать практические занятия, чередуя их с теоретическими, постепенно
сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ.
Руководитель разъясняет учащимся необходимость последовательного
выполнения изделий, предусмотренных программой кружка; по мере
возрастания сложности конструкций изделий и технологии их обработки у
учащихся постепенно будут формироваться прочные навыки и умения,
необходимые для выполнения последующих более сложных и интересных
изделий.
Одной из главных задач кружковых занятий является формирование
хорошего вкуса, культуры одежды.
Периодически проводятся обзорные лекции о направлении моды и её
цветовой гамме в текущем сезоне, при этом делая акцент на молодёжную
моду. Подготовку таких сообщений в виде небольших рефератов можно
поручить и самим учащимся. Они работают в библиотеке с журналами мод,
выбирают понравившиеся модели, зарисовывают их и обобщают найденный
материал.
В результате этого в коллективе кружковцев возникает радость общения,
чувство причастности к общему делу.
Также большое значение имеют экскурсии в музей. В процессе активного и
непосредственного общения с искусством учащимся открывается мир
прекрасного. После экскурсии рекомендуется провести краткое её
обсуждение, предоставив возможность учащимся поделиться своими
впечатлениями.
В начале занятий руководитель проводит с учащимися инструктаж основных
правил безопасности труда, что развивает у учащихся
осторожность и
бережность в обращении с оборудованием и инструментами,
дисциплинированность, внимательность.
Для правильного восприятия и использования цвета большую помощь
учащимся оказывают применяемые таблицы спектральных, хроматических и
ахроматических цветов, цветовой круг, таблицы с различными цветовыми
композициями и колористическими сочетаниями.
Во время занятий в кружке на определённых этапах выполнения работы
возможно применение звукового фона. Негромкая классическая или
эстрадная музыка и известное с давних пор, успокаивающее действие
рукоделия, создадут, учащимся микроклимат психологической разгрузки.
Выбирая форму к ведения занятий, руководитель учитывает индивидуальные
и возрастные особенности учащихся.
Одним из основных видов наглядных пособий, используемых на занятиях,
являются образцы-эталоны обработки узлов и деталей, различных видов
декоративной отделки изделий. Образцы выполнены поэтапно в
технологической последовательности, что позволяет учащимся иметь полное
представление о ходе каждой операции, лучше усвоить и понять технику её
выполнения, меньше нервничать.
Руководитель кружка систематически контролирует степень усвоения
программного материала и приобретения учащимися навыков и умений.
Наряду с этим он развивает у них навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Одной из его форм является коллективное обсуждение работ учащихся. При
этом руководитель опирается на общественное мнение и привлекает
учащихся к комментированию результатов их деятельности. Лучшие работы
учащихся демонстрируются на тематических выставках, которые являются
средством информации о деятельности кружка. Опыт показывает, что такие
выставки поддерживают постоянный интерес к работе кружка, способствуют
активному приобщению учащихся к творческой деятельности.
Систематический отбор и накопление лучших работ учащихся позволяет
создать основной фонд для организации выставки. Кроме индивидуальных на
выставках могут быть представлены коллективные работы учащихся. По
окончании выставки необходимо подвести итоги. Нужно выделить лучшие
работы, отметить учащихся, проявивших творческую активность. Большое
значение имеют и поощрения. Итоги выставок должны иметь широкую
гласность, что способствует привлечению новых учащихся в кружки.
Воспитание в процессе творчества позволяет учащимся не только свободно
думать, рассуждать, но и приобретать необходимые знания и умения,
развивать трудоспособность как показатель социально зрелой личности,
формировать такие качества как смелость, находчивость, чувство
собственного достоинства.
Заключение. Результативное влияние
профессионального творчества на способности
обучающегося.
В своей работе мы пытались показать, что эффективным средством
профессионально - творческого развития личностных способностей
обучающихся является метод проектов, являющийся творческим по своей
сути, и система дополнительного образования.
Дополнительное образование - это необходимый компонент полноценногр
общего образования, неразрывно связано с учебнопроизводственным
процессом. Занятия в кружке способствует воспитанию у учащихся
эстетической культуры, побуждает и развивает интерес к познанию и
творчеству, формирует у учащихся положительные мотивации к учебно-
трудовой деятельности.
Воспитание в процессе творчества позволяет учащимся свободно думать,
рассуждать, формируются такие качества как смелость, находчивость,
расширяется кругозор, развиваются способности воспринимать и чувствовать
прекрасное, формируется хороший вкус, культура одежды, развивается
самоконтроль и взаимоконтроль.
Работы учащихся демонстрируются на выставках, что повышает их
творческую активность и ответственность в выполнении творческой работы.
Активное применение кружковой деятельности, приносит положительные
результаты, проявляющиеся как в учебной, так и в дальнейшей
профессиональной деятельности учащихся. Можно с уверенностью сказать,
что расширение и укрепление взаимосвязи производственного,
теоретического дополнительного образования и технического творчества
обучающихся являются важным условием повышения качества подготовки
квалифицированных кадров, помогает, решить проблему подготовки
конкурентоспособных специалистов. Профессиональное творчество
способствует совершенствованию и повышению эффективности процесса
приобретения знаний, развитию учебных умений и навыков, активизации
познавательной деятельности.
Развитие у будущего специалиста умения творчески мыслить и работать в
дальнейшем позволит ему полнее реализовать себя в профессиональной
трудовой деятельности.