Напоминание

"Виды творческих работ на уроках русского языка и литературы"


Автор: Смирнова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Баженово
Населённый пункт: Бирский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Виды творческих работ на уроках русского языка и литературы

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться

индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ

по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике.

Особое

место

среди

них

занимает

творческий

диктант.

Он

служит

одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Наиболее

эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они

являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

В 7 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине

К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После рассмотрения картины, после

анализа содержания, авторского замысла ребята ставят вопросы к словам,

подыскивают прилагательные: К.Ф. Юон больше всего любил изображать на

своих полотнах (русскую весеннюю) природу.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид

деятельности,

и

результат

этой

деятельности

(текст).

При

работе

над

изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его

речь

входят

новые

слова,

над

значением

и

употреблением

которых

проводится в классе определённая работа. На уроках можно использовать все

виды

изложений

(подробные

и

сжатые,

полные

и

выборочные)

с

дополнительным творческим заданием.

Творческие работы целесообразнее планировать в соответствии с

изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи: от

небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям.

Интереснее проходят уроки, если использовать различные ситуативные

упражнения

по

развитию

речи.

Они

стимулируют

речевую

активность

школьников, вызывают желание высказать свои мысли.

Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств

наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании

таких

ситуаций

от

преподавателя

и

ученика

требуется

немалая

доля

творчества: творческие задания, направленные на озвучивание, оживление

картины,

рисунка.

Творческие

задания

развивают

у

детей

творческое

воображение,

наблюдательно сть,

содействуют

форм ированию

коммуникативных

умений.

В

своей

практике

стараюсь

сочетать

коллективную,

групповую

и

индивидуальную

поисковую

деятельность

учащихся.

Игра

как

свободное

проявление

личностного

начала

ребят

давно

привлекает внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

Рисунки

же

способны

развивать

креативные

качества:

воображение,

фантазию.

Часто прибегаю к методу творческого чтения текста. Он предполагает, что

учитель

стимулирует,

организует

творческое

чтение

текста

классом.

Творческое

чтение

предполагает,

что

в

каждом

отдельном

случае

будет

найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того,

каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.

Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от

шаблона,

от

изложения

содержания

заученными

фразами,

заставляют

взглянуть на проблему по новому. Чтобы ответить на такие вопросы, нужно

прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить

серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе. Так

создается

творческая

атмосфера

на

уроке,

возникает

заинтересованное

обсуждение

важных

литературных

и

мировоззренческих

вопросов

те

споры, в которых рождается истина. Характер знаний, получаемых таким

путем,

таков,

что

они

должны

быть

не

только

продуманы,

осмыслены,

восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.

Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы. Повышается

интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию

творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и

навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество

обученности по русскому языку и литературе.



В раздел образования