Напоминание

"Мир бабочек"


Автор: Калоева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Аленушка"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ессентуки
Наименование материала: проект
Тема: "Мир бабочек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«МИР

бабочек?»

Актуальность.

Бабочка легка и прекрасна, но

в тоже время очень значима для

природы и всего мира. Ее роль

настолько велика, а ее жизнь

настолько коротка в сравнении с

человеческой жизнью, что

начинаешь ценить это маленькое

создание с особой силой, стоит только задуматься об этом.

Однажды летом во время прогулки, мы с детьми увидели порхающих над цветами

бабочек. Дети и раньше видели этих насекомых, но не в таком количестве. Это было

так красиво! Мы стали рассматривать их и детям захотелось узнать о бабочках

больше. И именно поэтому у меня возникла идея написания проекта «Откуда

берутся бабочки?».

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников,

через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные

на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира,

необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми

и внимательными, научить любить природу.

Проблема.

В процессе наблюдения и опроса о жизни и развитии бабочек я выяснила, что дети

не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний,

трудно воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный, включает в себя:

- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- формулирование целей и задач проекта;

- разработка примерных конспектов занятий;

- создание презентации «Бабочки»

II этап – основной, включает в себя:

- совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием;

III этап – итоговый, включает в себя:

- игра-викторина «Бабочки».

Сроки реализации проекта: 2 недели (

09.04 – 20.04.

)

Возрастная группа: старшая №4

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Цель проекта:

познакомить детей с этапами зарождения бабочки;

воспитание экологической культуры.

Задачи:

Рассказать какую роль играют живые существа – бабочки в нашей жизни?

Доказать, что мир бабочек многообразен;

Познакомить с образом жизни бабочек;

Сохранить красоту окружающего мира – бабочек, творить красоту своими

руками;

Развивать познавательные способности детей;

Развивать навыки коммуникативного общения.

Предполагаемый результат:

Дети узнают больше об удивительном и красивом мире бабочек, об их образе жизни,

вреде и пользе, познакомятся со стадиями развития бабочек, возникнет желание

беречь этих удивительных созданий.

Тема

Совместная деятельность

«Жизненный путь

бабочки»

Цель: сформировать

элементарные

представления о стадиях

развития бабочки.

- рассказ педагога о стадиях развития бабочки;

- просмотр видео мультфильма «Почемучки.

Как гусеница превращается в бабочку?»;

- дидактическая игра «Что сначала, что потом»

«Враги бабочек»

Цель: познакомить детей

с хищниками бабочек.

- рассказ педагога о врагах бабочек

«Как бабочки

защищаются?»

Цель:сформировать

представление у детей о

способах защиты

бабочек отврагов.

- рассказ педагога;

- рассматривание иллюстраций

«Чем питается

бабочка»

Цель: сформировать у

детей представления о

питании бабочки на

протяжении всей жизни.

- беседа «Чем питается бабочка?»;

- рассматривание иллюстраций

«Какую пользу

приносят бабочки?»

Цель: сформировать

элементарные

представления о пользе

- беседа о пользе бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

бабочек.

«Приносят ли бабочки

вред?»

Цель: формирование

представлений о вреде

бабочек

- беседа о вреде бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

«Разновидности

бабочек»

Цель: сформировать

элементарные

представления о

разновидностях бабочек

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций и беседа по ним;

- заучивание стихотворений о бабочках;

- продуктивная деятельность

Игра-викторина

«Бабочки»

Цель: закрепить знания о

бабочках.

Конспекты бесед

«Жизненный путь бабочки»

Самка бабочки откладывает на растении яйца.

Из этих яиц вылупляются личинки-

гусеницы.

Когда гусенице пора превращаться в

бабочку, она прикрепляется к листику

или веточке и висит вниз головой.

Из своего рта она выпускает

тоненькую ниточку, которую наматывает

на себя и получается куколка.

Куколкой называется домик.В куколке

гусеница превращается в бабочку. И

бабочка начинает вылезать из своего

домика, который ей становится уже не

нужен. Потом она может летать.

«Кто у бабочек враги?»

Птицы.

Пауки с их паутиной.

Некоторые осы.

Летучие мыши, которые охотятся на ночных бабочек.

Человек.

«Как бабочки

защищаются?»

Одни замирают, сливаясь с фоном.

Другие пугают врагов «глазами»

на крыльях или угрожающими позами, если еще находятся на стадии гусениц.

Третьи отвратительны на вкус и предупреждают об этом ярким узором. Самые

хитрые подражают «невкусным» бабочкам расцветкой, хотя сами съедобны.

«Что ест бабочка за свою жизнь?»

Сначала личинка съедает остатки своего яйца.

Потом ест листья, плоды, древесину, реже – шерсть, перо.

Куколка не питается.

Взрослая бабочка обычно сосет хоботком нектар или фруктовый сок – это полезная

стадия: бабочка опыляет цветки, перелетая с одного на другой, то есть помогает

растениям размножаться.

«Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные

дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко

бегают, взмахивая руками.

На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку:

окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно

поймать только одну бабочку.

Конспект занятия

«Бабочки»

Цель:

Расширить знания детей о бабочках.

Познакомить с некоторыми бабочками.

Закрепить знания детей о развитии насекомого.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых.

Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться,

каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные

бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на

цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая

окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими

веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти

цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно

повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и

другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку,

но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за

нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики

чувствуют запахи издалека.

Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

- Сначала бабочка откладывает яички.

- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают

листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю

листву на каких-то растениях. - Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на

брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя,

превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется

под листьями и замирает.

- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

Пришло время немного поиграть.

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Каких только бабочек нет в природе.

Это бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на

крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах

военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами

пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

А вот еще бабочка – Павлиний глаз. (Показ картинки). Как вы думаете, почему их

так назвали? (Ответы детей).

Это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта

бабочка на цветах.

Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их

названия и поразмышляйте, почему они их получили:

Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.

Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое

многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не

порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И

ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою

страдают – ловят их и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев

красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие бабочки

в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому

они нуждаются в защите. Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы

бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких

злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А

если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет.

Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.

Конспект итогового события

Игра-викторина «Бабочки»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Дети выбирают

капитанов команды и придумывают своей команде название.

Воспитатель:

- Я рада приветствовать наши команды: «Адмиралы» и «Махаоны».

Сегодня мы с вами немножко поиграем и заодно проверим чему вы научились и что

нового узнали.

- И так начнем!

Блиц-опрос.

Воспитатель задает каждой команде по-очереди вопросы, за каждый правильный

ответ капитан команды получает фишку.

Примерные вопросы:

- Назовите жизненный путь бабочки

- Кто у бабочки враги?

- Как бабочки защищаются от врагов?

- Что ест личинка? Гусеница? Куколка? Бабочка?

- Каких бабочек вы знаете?

- Почему бабочку называют «Капустница»?

- Какую пользу приносят бабочки?

- Какой вред наносят бабочки?

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихи про

бабочек. (условие: стихи не должны повторяться).

Воспитатель предлагает задание для капитанов команд.

По сигналу воспитателя капитаны должны выложить карточки по-порядку (от

«яйца» до «бабочки»). За правильное выполнение задания капитаны получают

фишки.

Динамическая пауза:

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Воспитатель показывает каждой команде по-очереди картинки с изображением

бабочек, а дети должны их назвать (махаон, адмирал, павлиний глаз, аврора,

полидарий, аполлон и т.д.)

После этого воспитатель предлагает капитанам команды посчитать количество

фишек и подводит итог игры-викторины.

Какую пользу приносят бабочки?

Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок.

Гусеницы бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых

получают натуральный шелк.

А еще бабочки опыляют цветковые

растения.

Приносят ли бабочки вред?

Иногда бабочки приносят и врет.

Например, гусеница поедает листья

растений. Некоторые личинки такие

прожорливые, что могут съесть весь

лист.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»

357600, г. Ессентуки, переулок Садовый 8-а

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составили:

Семенович А.Э.

Калоева Н.И.

Колкова Р.И.

Апрель 2018год.



В раздел образования