Напоминание

"Фразеологизмы"


Автор: Ярыгина Дарина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 3" ГО г. Стерлитамак РБ
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: "Фразеологизмы"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока русского языка

по теме «Фразеологизмы»

6 класс

Цель: дать представление о фразеологии как разделе лингвистики; сформировать умение опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение

путем подбора синонимов и с помощью толкования.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной

культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения

мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); вычитывать информацию,

представленную в форме рисунков.

Предметные: знать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения

фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях

употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение

фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; находить фразеологизмы в толковом словаре; различать фразеологизмы и

свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять

синтаксическую функцию фразеологизмов.

Основные понятия: лексикология, фразеология, фразеологизм, синонимы, словарная статья.

Методы и формы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый,

исследовательский

,

метод проблемного изложения материала; индивидуальная,

работа в парах, фронтальная.

Оборудование: мультимедиа (презентация), толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, фразеологический словарь,

раздаточный материал,

смайлики, учебник.

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.

ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М.

Т. Баранов и др. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

План урока:

1.

Организационный момент – 2 мин.

2.

Актуализация знаний – 3 мин.

3.

Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.

4.

Открытие нового знания – 10 мин.

5.

Физминутка – 2 мин.

6.

Обобщение по теме и систематизация знаний – 20 мин.

7.

Рефлексия – 2 мин.

8.

Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Форма

организации

работы

Формируемые ууд

Организационный

Приветствие. Настраивание на работу.

Добрый день, ребята! На ваших партах лежат

по 3 смайлика, выберите тот, который

соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

Демонстрируют

готовность к уроку

Выбирают смайлик и

показывают своё

настроение.

Фронтальная

Л и ч н о с т н ы е

У УД :

внимание,

уважение

к

окружающим,

эмоциональный настрой

на урок.

Актуализация знаний

Ребята,

какой

раздел

языка

вы

изучали

на

протяжении последних уроков?

Верно.

Вы

познакомились

основными

понятиями

лексикологии.

Вспомним,

что

же

изучает лексикология как раздел языка, ответив

на вопросы.

Лексикология.

Ответы на вопросы.

Фронтальная

Познавательные УУД:

Проверка изученного.

Личностные УУД:

Самоконтроль

Коммуникативные

УУД:

Владеть

м о н о л о г и ч е с ко й

и

диалогической речью.

Адекватно использовать

речевые

средства

для

решения задач.

Создание

проблемной

ситуации.

Постановка

проблемы

урока. Формулирование

темы

и

цели

урока,

планирование

деятельности.

Молодцы,

что

изучает

лексика,

вы

помните.

Сегодня

вы

познакомитесь

с

еще

одним

разделом языка, не менее интересном и важном,

который

называется

«Фразеология».

А

что

изучает

этот

раздел,

вы

догадаетесь

сами,

п р оч и т а в

от р ы в о к

с т и хот в о р е н и я

Н .

Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Индивидуальная

, фронтальная

Познавательные УУД:

Анализировать

информацию,

выявлять

главное,

систематизировать.

Регулятивные УУД:

.Высказывать

п р е д п о л о ж е н и я

н а

(Не) позволяй душе ленит..ся!

Чтоб в ступ.. воду (не) толоч..,

Душа обязана трудит..ся

И день и ноч.., и день и ноч..!

Как

вы

поняли,

о

чем

это

стихотворение?

Автор говорит о постоянной душевной работе

человека, о том, как важно развиваться духовно,

воспитывать

свою

душу,

приучать

ее

к

постоянному труду. Но не стоит забывать и о

физической

подготовке

(зарядка,

гимнастика,

здоровое питание…) И душа и тело требуют

постоянной

работы,

чтобы

быть

здоровым

духовно

и

физически.

Не

зря

говорят

«В

здоровом теле-здоровый дух»

Ребята,

а

какое

выражение

отрывка

вам

не

совсем ясно? Как вы его поняли?

Вы правильно определили значение выражения.

А для этого вы заменили устойчивое сочетание

слов, употребленном в переносном значении,

другим, менее выразительным. Исходя из

названия раздела «Фразеология», скажите, что

он изучает? Вы сформулировали тему урока

«Фразеологизмы»

Как вы думаете, чему мы должны сегодня

научиться? Какова цель урока?

Работа с орфограммами

Ответы учеников.

Толочь

воду

в

ступе-

з а н и м а т ь с я

ч е м - т о

бесполезным.

Устойчивые

сочетания

слов,

которые

можно

з а м е н и т ь

м е н е е

в ы р а з и т е л ь н ы м

фразеологизмы

Запись темы в тетради

Иметь

представление

о

фразеологии как разделе

лингвистики,

усвоить

понятие

фразеологизма,

уметь

объяснять

его

значение.

Чтение

теоретического

материала в учебнике с

81-82

основе наблюдений;

Формулировать

тему

урока, проблему;

Самостоятельно

планировать

деятельность.

Коммуникативные

УУД:

Уметь

вести

диалог,

интересоваться

чужим

мнением и высказывать

свое.

Открытие нового

знания

Итак, значение фразеологизма можно найти с

словаре, толковом или фразеологическом.

В упр. 143 предлагается найти 2 фразеологизма

и составить с ними предложения.

Ребята, перед вами предложения, попробуйте

заменить

слово

фразеологизмом

и

выясните,

каким

членом

предложения

будут

являться

фразеологизмы (при затруднении пользуйтесь

словарем)

Змей

Горыныч

унес

царевну далеко

( з а

тридевять земель)

Нас не смогли разбудить, потому что за день мы

устали и спали крепко( без задних ног).

Молодой

здоровый (кровь с молоком) парень

подошел к толпе.

Какой вывод вы можете сделать?

Ребята,

вы

поработали

засучив

рукава,

предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку,

которая будет связана с темой урока.

Работа со словарями.

К

некоторым

словам

в

рус

языке

м ож но

подобрать

синонимичный

фразеологизм,

который

будет

являться

тем

же

членом

предложения,

что и данное слово.

Индивидуальная

, работа в паре,

фронтальная

Познавательные УУД:

В ы д е л я т ь

г л а в н о е ,

извлекать информацию;

А н а л и з и р о в а т ь ,

сравнивать,

устанавливать

закономерности;

Преобразовывать

информацию

из

одной

формы в другую.

Коммуникативные

УУД:

Ст р о и т ь

с в я з а н н о е

монологическое

высказывание в учебно-

научном стиле;

Обсуждать

вопросы,

формулировать

выводы

и

представлять

их

в

устной

и

письменной

форме;

Физминутка

Изобразите

фразеологизм,

объяснив

его

значение

Голова идёт кругом

Взять себя в руки

Протянуть руку помощи

Сидеть сложа руки

Бежать сломя голову

Витать в облаках

Изображают

фразеологизм,

объясняя

его значение

индивидуальная

Личностные УУД:

Снять

напряжение

и

утомление на уроке.

Обобщение

по

теме

и

систематизация знаний

Вот

сколько

фразеологизмов

мы

вспомнили.

Действительно, в рус яз огромное количество

этих

устойчивых выражений.

Какова же их

речевая роль?

Немало фразеологических оборотов вышло из

литературных

произведений,

многие

из

которых

вам

знакомы.

Перед

вами

отрывки

произведений, вам нужно найти и выписать из

них фразеологические обороты и объяснить их

значения.

С

ка кой

ц е ль ю

а вторы

и с п о л ь з у ю т

фразеологизмы в своих текстах?

В русском языке более 50 фразеологизмов со

словом рука, а сколько устойчивых выражений

с этим словом сможете привести вы? Поиграем

в

игру

«Кто

больше?»

Разделимся

на

3

команды,

каждый

может

принести

своей

команде очко

Это не весь список выражений со словом рука,

однако уже можно убедиться, сколько разных

значений могут иметь устойчивые выражения с

одним

и

тем

же

словом.

Мы

даже

не

задумываемся об этом, изо дня в день используя

большинство из них в своей речи.

Работа с раздаточным

материалом.

Они

украшают

нашу

р е ч ь .

Ч е м

б о г а ч е

словарный

запас,

тем

и н т е р е с н е е ,

я р ч е

выражает

человек

свои

мысли.

о н и

п р и д а ю т

образность,

выразительность речи.

О н и

х а р а к т е р и з у ю т

литер героев, раскрывая

о с о б е н н о с т и

и х

о б щ е н и я ,

б ы т а …

создают особый колорит.

Соревнования команд

Индивидуальная

, групповая

Личностные УУД:

Чувствовать

красоту

и

выразительность

русского

слова,

его

богатые возможности.

Познавательные УУД:

Анализировать,

сравнивать,

группировать,

делать

выводы;

Проверка

знаний

и

умений.

Коммуникативные

УУД:

Владеть

монологической

речью;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

коммуникативных

задач.

Свободно излагать свои

м ы с л и

в

у с т н о й

и

письменной форме.

Слушать

и

слышать

других,

быть

готовым

корректировать

свою

точку зрения.

Рефлексия

В

завершение

урока

предлагаю

вам

отгадать

н е с ко л ь ко

с т и х о т в о р н ы х

з а г а д о к

о

фразеологических оборотах:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: водой …

* * *

Мы исходили городок буквально вдоль и

поперек

И так устали мы в дороге, что еле …

* * *

Товарищ твой твердит украдкой:

«Ответы дай списать в тетрадку».

Не надо! Ведь ты этим другу окажешь…

* * *

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто

по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …

Итак, скажите, какой раздел лингвистики был

предметом изучения сегодняшнего урока? Что

он изучает?

В чем отличие фразеологизма и свободного

словосочетания?

Для чего используются фразеологизмы в речи?

П о ч е м у

о н и

о б л а д а ю т

б о л ь ш и м и

выразительными возможностями?

Оцените свою работу на уроке.

Отгадывание

загадок.

Ответы на вопросы,

Подведение

и т о г о в ,

самооценка

Индивидуальная

, фронтальная

Познавательные УУД:

Анализировать,

сравнивать,

группировать,

делать

выводы

Регулятивные УУД:

Соотно сить

цели

и

р е з у л ь т а т ы

с в о е й

деятельности;

Определяют

степень

успешности

ра б от ы

согласно критериям.

Коммуникативные

УУД:

С о б л ю д а т ь

н о р м ы

к у л ь т у р ы

р е ч и

в

п р о ц е с с е

у ч е б н о й

деятельности и речевой

практики;

Слышать

и

слушать

других,

быть

готовым

корректировать

свою

точку зрения;

Ст р о и т ь

с в я з а н н о е

монологическое

высказывание

Домашнее задание

П 29, упр 145

Записывают дом задание



В раздел образования