Автор: Свеженцева Алина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе
Тема: "Звуковая культура речи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Куйбышевского района – детский сад «Сказка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе.
Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Воспитатель: Свеженцева А.А.
Куйбышев
2016
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова,
в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному
творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Задачи:
- упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах;
- учить произносить звук «З» твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
- развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова,
начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук;
- развивать речевое внимание;
- совершенствовать интонационную выразительность.
Виды деятельности:
- коммуникативная
- игровая
- двигательная
Формы
реализации
детских
видов: игры
с
речевым
сопровождением,
речевые
ситуации,
работа
по
картинкам,
распевки
(проговаривание
чистоговорки).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Продолжительность: 20-25 минут
Участники: педагог и дети средней группы
Возраст обучающих: 4-5 лет
Оборудование: Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран,
обручи, цветы, картинки.
Предварительная работа:
дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»,
артикуляционная
гимнастика,
логопедическая
распевка
«Песок»,
«Лиса»,
«Коза».
Методы
и
приёмы:
использование
ТСО,
дидактическая
игра
малой
подвижности «Пчёлы», беседа.
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
Вводная часть
Вступительное слово
1мин.
Дыхательная
гимнастика
2 мин.
Основная часть
1. Артикуляционная
гимнастика
2. Закрепление
пройденного материала
3. Знакомство с новым
материалом
А) Загадывание загадки
Б) Дидактическая игра
«Пчёлы»
4. Работа по картинкам
5. Проговаривание
чистоговорки
6.Пальчиковая
гимнастика
2 мин.
3 мин.
5 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
Заключительная часть
Подведение итогов
(ответы на вопросы)
3 мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
- Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень). Какие признаки
осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые
края,
часто
идут
дожди,
становится
холодно,
люди
одевают
тёплую
одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Дыхательная гимнастика "Подуем на листочки"
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
(сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную
Клетку; 1 - сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 - задержать дыхание на 3-4 сек;
3 - сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.
Основная часть.
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, в
какое время года мы с
вами попали? (Осень)
Какие
признаки осени вы
знаете? (Желтеют и
опадают листья, улетают
птицы в
тёплые края, часто идут
дожди, становится
холодно, люди одевают
тёплую
одежду, собирают овощи
и фрукты с огородов и
полей…)
-Ребята
сегодня
у
нас
с
вами
развитие
речи,
мы
с
вами
вспомним
произношение
звука
«С»,
и
будем
учиться
произносить
звук
«З-зь»,
но
прежде чем начать закреплять и изучать новое,
надо подготовить
наш
артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и
хорошо видны.
Трубочка.
Вытягивание
губ
вперед
трубочкой.
При
этом
движении
двигаются только губы!
Чередование: улыбка - трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
Чередование движений языка вверх - вниз.
- Ребята, сейчас мы с вами закрепим пройденный материал звук «С». Как
поёт
песочек?
(С-С-С…)
Давайте
споём
песенку
песочка
и
вспомним
чистоговорку «Лиса». (Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)).
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
- Молодцы ребята, я вижу, вы не забыли пройденный материал! А сейчас мы
с вами будем знакомиться с новым материалом, со звуком «З-зь».
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом
в ней идёт речь:
Не зверь, не птица -
Нос, как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит - и укусит! (Комар)
-Как поёт комар? ( З-з-з…)
-Если звук «С» – «песенка насоса, песенка песочка» - звучит тихо, то звук
«З» песенка комара звучит громко – «з-з-з-з», и слышен голос. Рот - это домик
голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика
дрожат. И это можно ощутить.
-Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий
с желобком посередине).
-Протяжно сами произнесите звук «З» - «песенку комара».
-А на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и
маленьких, большие комары произносят звук «з-з-з», а маленькие звук «зь-зь-
зь».
-Какие ещё насекомые произносят звук «З»? (Отгадайте загадку).
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
Дидактическая игра "Пчелы" (Картинка с изображением улья).
- Пчелы живут в ульях - домиках, которые для них сделали люди (показ
картинки). Когда пчел много, они гудят: "Зззз-зззз-зззз" (дети повторяют).
Одна пчела поет ласково: "Зь-зь-зь". Вы будете пчелами? Вставайте сюда (с
одной
стороны
комнаты).
А
там
(показ
на
противоположную
сторону
комнаты) - поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: "Ззз-ззз"
(дети произносят звуки). Вот одна пчела (выбираем какого-нибудь ребенка)
полетела
за
медом,
крылышками
машет
и
поет:
"Зь-зь-зь" (ребенок
имитирует
полет
пчелы,
произносит
звуки,
присаживается
на
другой
стороне комнаты).
-Вот еще пчела полетела (выбираем следующего ребенка; игровые действия
выполняют все дети).
-Набрали они много меда и полетели в улей: "Зь-зь-зь"; прилетели домой и
громко загудели: "Зззз-ззз-ззз" (дети имитируют полет и произносят звуки).
Работа по картинкам.
- Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены? (Заяц, зубы, зонт,
зебра, зеркало, зима, собака, дерево, лиса).
- Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара «З…»?
(Заяц, зубы, зонт).
- Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара «Зь…»?
(зебра, зеркало, зима).
- Назовите слова в которых звука «З» нет? (собака, дерево, лиса).
- Давайте ещё раз проговорим те слова, в которых присутствует буква «З?
(Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима).
.Логопедическая распевка "Коза" (проговаривание чистоговорки)
- Сегодня мы с вами, ребята, разучим чистоговорку "Коза". Скажите, а в слове
коза
есть
звук
«З»? (Да). Где его слышно, в начале, или в середине? (В
середине). Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или
маленького комара? (Песенку большого комара).
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой, беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Заключительная часть.
- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- С каким звуком дружит звук «З»? (Со звуком С..)
- Чем они отличаются? (Звук «С» - тихий, а звук «З» - громкий)
-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.
Дети удаляются.
- Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на нашей
образовательной деятельности?
- А где знания, полученные сегодня, могут пригодиться вам?
-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. На этом
наша образовательная деятельность закончена. Спасибо!
Литература:
1.
Фольклор (скороговорки)
2.
Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю»
3.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
4.
Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи
дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений, 2004.
5.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
6.
Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи
дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений, 2004.