Напоминание

"Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик–семицветик"


Автор: Лизунова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №144"
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием театрализованной деятельности
Тема: "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик–семицветик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программное содержание:

А)

Образовательные

задачи:

продолжать

развивать

интерес

к

художественной

литературе. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своём восприятии поступка персонажа. Учить объяснять

жанровые особенности сказок. Помогать выразительно, с естественными интонациями

участвовать в инсценировках.

Побуждать использовать в речи элементы фольклора.

Продолжать

развивать

речь

как

средство

общения.

Поощрять

желание

делиться

впечатлениями.

Обогащать

речь

детей

существительными,

прилагательными,

наречиями.. Закрепить правильное, отчетливое произношение звуков. Отрабатывать

интонационную

выразительность

речи.

Совершенствовать

умение

пользоваться

прямой

и

косвенной

речью.

Совершенствовать

умение

связно

и

выразительно

пересказывать сказки без помощи взрослого. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. монологическую форму речи.

Б) Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть. Воспитывать уважительное

отношение к окружающим.

формировать такие чувства, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать заботу об

окружающих. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивать

стремление

выражать

своё

отношение

к

окружающему,

самостоятельно

находить для этого речевые средства.

В)

Активизация

словаря:

уточнение

значений

слов

«мимика»,

«жесты»,

«купец»,

«семицветик», «ярмарка». Артикуляция звуков «Ф», «Х», упражнения на развитие

речевого дыхания

Индивидуальная работа: Разучивание слов, просмотр мультфильма, репетиция сценок

с детьми, обучение правильной мимики, жестов, произношение трудных слов

Предшествующая работа: Знакомство с творчеством Катаева, чтение его

сказок,

рассказа. Сравнение сказки и рассказа. Просмотр советских мультфильмов «Цветик-

семицветик», « Дудочка и кувшинчик» Разучивание считалок, игр с использованием

мимики и жестов.

Материал:

цветок

с

отрывающимися

лепестками,

атрибуты

для

сценок.

Портрет

Катаева, рисунки с изображением отдельных эпизодов сказки.

Подготовка воспитателя:

Ход занятия:

Организационный

момент:

педагог

просит

детей

поздороваться

с

гостями

и

приглашает в круг.

-Ребята, отгадайте загадку

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

- Сейчас мы произнесём пословицу о языке: «Язык ворочается - говорить хочется».

Дети ходят по кругу, взявшись за руки и говорят:

-Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим

А теперь остановись и друг другу улыбнись!

- Как мне нравится, когда вы улыбаетесь, когда у вас весёлая мимика! Скажите мне, а

что такое мимика?

-А теперь поиграем в игру, в которой мы будем говорить использовать жесты. А что

такое жесты?

- Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс чтоб домик охранял,

Солнце было, дождик шёл,

А в саду цветок расцвёл

- Ребята, а вы хотите стать цветком?

Вправо, влево повернись и в семечку превратись

Представьте себе, что вы маленькие семена Тёплый луч упал на землю.

Из семечки проклюнулся маленький росток. (Дети медленно поднимают руки вверх,

соединённые стрелочкой)._

Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают

волну)

Каждый его листик нежится на солнышке ( руки тянут вверх)

Но вот подул тёплый, лёгкий ветерок, и цветы стали танцевать на ветру, кружиться,

шевелить листочками Цветы улыбаются, радуются. Покажите радость мимикой. Но

вдруг музыка остановилась. Это резкий порыв ледяного ветра

заморозил цветы. Цветы застывают. Им страшно.( мимикой показывают) А сейчас

пригрело солнышко. И наши цветы отогрелись, обрадовались и вновь заулыбались.

А сейчас мы с вами покружились, покружились и в ребяток превратились. Ребята,

давайте представим, что мы с вами пришли на луг

Мы

будем гулять, цветочки будем собирать.

Ой, сколько цветов расцвело! Давайте

скажем вместе:

«Оф,оф,оф - много на лугу цветов»(дети повторяют). Какие они красивые и как

приятно пахнут!. Поднесём к носу воображаемый цветок. Сделаем глубокий вдох

носом, и на выдохе скажем : « Ах, как вкусно пахнет!»

Давайте мимикой покажем

радость, улыбнёмся

-Ребята, а вы хотите побывать в сказке? Тогда тихонечко садитесь на стульчики

-Палочки волшебной

у меня нет, но я знаю волшебные стихи, повторяйте за мной

слова и движения.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем колдовать.

Глазки закрываем,

Глазки открываем,

Улыбнулись и в сказке проснулись.

-Мы так с вами хорошо играли, изображали цветок, любовались им, что произошло

чудо: в вазе расцвёл волшебный цветок. Ребята, посмотрите, какой он необычный.

-Ребята, а вы узнали, что это за цветок?

-Почему он называется семицветик?

- Назовите, какого они цвета (на экране - первая картинка)

-Из какого произведения цветок? («Цветик-семицветик»)

-Кто написал сказку «Цветик – семицветик»? ( Валентин Катаев на экране)

-Это сказка или рассказ? Почему? ( начинается со слова жили, волшебство, хороший

конец)

-Это народная сказка или авторская? Почему?

- Во всех сказках благополучный конец?

-Какие ещё произведения Катаева вы знаете? Что общего у них?

-Все ли они являются сказками? Почему?

-Сегодня я приглашаю вас не только вспомнить сказку « Цветик-семицветик», но и

самим принять участие в ней. Вы готовы?

Но сначала

мы вспомним начало сказки. Что же случилось с Женей? (на экране

картинки0.

Дети

рассказывают

(мама

послала

за

баранками,

купила,

шла

домой,

вывески читала, ворон считала, собака съела все баранки, Женя побежала за ней и

встретила бабушку-волшебницу. которая подарила ей цветик-семицветик)

-Каким было первое её желание? (чтобы с баранками дома)

-А вот этот лепесток на нашем цветке. Я его срываю и читаю задание:

-Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнялось желание?

Воспитатель предлагает встать около стульчиков, сделать вздох и произнести:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели.

-Следующий лепесток каким был по счёту? (вторым)

Вот он, сейчас я его сорву и прочитаю задание.

Здесь нам предлагается поиграть в игру « Здравствуй, дедушка седой» Мы будем

движениями и мимикой показывать, что случилось с Женей дома, а дедушка и его

внучата будут отгадывать.

Выбирается с помощью считалочки дедушка, тот выбирает внуков

Считалка:

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

- Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, внучата!

Где вы побывали? Что вы повидали?

-Побывали в сказке мы и вот что мы увидели (показывают, как Женя удивилась,

полезла на стул, испугалась, оторвала листок и загадала).

- Что пожелала Женя, оторвав второй лепесток? (чтобы ваза стала целой)

Молодцы! Садимся на стулья.

-Вспоминаем,

каким

было

третье

желание?

(на

север).

(

на

экране)

сейчас

мы

посмотрим, как это случилось. Наши ребята покажут нам эту этот отрывок из сказки

-Это просто удивительно! Это просто восхитительно!

Всё, что только захочу-моментально получу! (Женя прыгает с цветком и радуется)

-Надо только захотеть самого-самого интересного!

Входят два мальчика

-Урааа! Там виднеется Северный полюс! (первый мальчик говорит и дудит в дудочку)

Женя подходит к ним

- Уходи, девочка, не мешай! (один мальчик)

-Уходи, не мешай! ( второй мальчик)

- Примите меня поиграть! ( Женя)

-Чего захотела! Видишь, это Северный полюс, мы девочек на северный полюс не

берём! (первый мальчик)

- Значит не принимаете?

-Ураааа! (мальчики кричат и уходят)

-И не нужно я сейчас и без вас на северном полюсе буду. Только не на таком, как у вас,

а на самом настоящем! (кричит вдогонку мальчикам)

Срывает оранжевый лепесток, подбрасывает его и говорит;

-Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели,

Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе!

Воспитатели берёт цветок

-Ребята, а вы хотите оказаться на северном полюсе?

Воспитатель приглашает детей в круг

-

Представим, что и мы оказались на Северном полюсе

-Ребята, а на севере холодно или тепло? Сначала мы сдуем снежинку с ладоней, потом

потрём себя ладошками. А сейчас быстро потрём ладошки одну о другую, вместе с

движениями будем говорить: « Надо ручки пожалеть, надо ручки нам погреть»

а затем поднесём к лицу и выдохнем со звуком «х-х-х». Молодцы!

-Ребята, а на что был потрачен следующий лепесток в сказке? Каким он был по счету?

(чтобы Женя вернулась с Севера, четвёртым) Воспитатель срывает и предлагает детям

сесть на стулья)

-Ребята, сколько осталось лепестков? (три)

Давайте вспомним, каким было следующее желание? (чтобы все игрушки мира стали

её)

А сейчас наши девочки покажут вам, как же это произошло? (воспитатель отдаёт

цветок Жене)

- Вот я и на Северном полюсе побывала…Что же мне пожелать поинтереснее? (думает)

Нет, не то! Вкусное съешь и ничего не останется…Велю ка я себе какую-нибудь

игрушку. Только какую?

Идёт другая девочка с коляской ,в коляске кукла, проходит важно мимо

-Ой, какая кукла! (догоняет) Девочка, как зовут вашу куклу?

- Она у меня Матильдочка! (поправляет куклу). Мы с Матильдочкой идём в магазин за

игрушками.(Женя рядом идёт)

-Давайте я вам помогу! Вы будете Матильдочкина мама, а я буду Матильдочкина няня?

Девочка резко поворачивает коляску и идёт в противоположную сторону, важно

отвечает:

-Не хочу!

-Но я только один разочек!

Девочка опять поворачивает коляску в другую сторону. Женя пытается дотронуться до

куклы

- Нет, не трогайте мою Матильдочку. У вас руки грязные, у вас, наверное, коклюш, и

вы её заразите. И вообще надо иметь свои игрушки!

-Не дашь?

-Не дам ,надо иметь свои игрушки!

-Ну и не надо! Вот я тебе сейчас покажу, у кого игрушки….Тогда посмотрим!

Срывает жёлтый лепесток и говорит:

-Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои!

Воспитатель приглашает детей в круг поиграть.

- Одним из желаний Жени было, чтобы все игрушки стали её, а давайте сделаем вдох

и скажем:

-Женя под подушку спрятала игрушки.

Душно пол подушкой спрятанным игрушкам

-А сейчас представьте, что вам подарили новую игрушку. Вы рады, весело прыгаете,

кружитесь, показываете всем желанный подарок, прижимаете его к себе и снова

кружитесь. Можете даже крикнуть: « Ура! Класс!»

-А сейчас мы с вами отправляемся на ярмарку за игрушками.

-А что такое ярмарка? Сообщить, что в городе у нас есть ярмарка

Дети встают в круг и воспитатель сообщает ,что нужно выбрать с помощью считалочки

купца. Но сначала спросить и выяснить

кто

такой

купец?

Воспитатель

сообщает,

что

купцами

называли

людей

,

занимающихся торговлей, давно, и что в наше время так уже людей, занимающихся

торговлей, не называют, но можно встретить название магазина)

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Купец встаёт в центр круга, а остальные:

-Вправо, влево покружились и в игрушки превратились

Игра « Ярмарка»

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, под слова:

Как на ярмарку идет

Развеселый народ.

Ты, купец, не зевай

И товары выбирай!

Принесли мы вам подарки

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет -

Кто захочет, тот возьмет!

Далее дети показывают движения, соответственно рассказу о разных подарках.

«Купец» смотрит и оценивает. В проигрышах перестраиваются в хоровод по кругу.

Кукла

Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, под слова:

Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши.

Дети кружатся, размахивая ленточкой. Потом замирают на месте в позе куклы и

ребенок- «купец» выбирает понравившуюся куклу.

Конь

Дети скачут по кругу прямым галопом, под слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног.

На финальный проигрыш - дети замирают в позе коня. Ребенок- «купец» выбирает

себе коня.

Волчок

Дети кружатся на месте, под слова:

Вот как кружится волчок

Прожужжал и на пол лег.

Дети кружатся и присаживаются на корточки несколько раз. Ребенок – «купец»

выбирает себе волчок.

Самолет

Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, под слова:

Самолет летит, летит -

Смелый летчик в нем сидит.

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок – «купец» выбирает себе самолет.

Ребята, а

на что потратила Женя шестой лепесток?

(чтобы вернулись игрушки в

магазин).

А теперь я отрываю лепесток и попрошу вас спокойно сесть на стульчики.

Посмотрите, у меня остался последний лепесток.

Сейчас посмотрим, что в нём? А в нём вопросы, на которые вы постарайтесь отвечать

полным ответом.

-Какие Женины желания показались вам важными, а какие пустыми?

Шесть лепестков были потрачены зря, но один Женя использовала на доброе дело и

помогла мальчику Вите. Этот последний лепесток никуда не пропал. Он вернулся в

волшебный сад, и из него вырос новый цветок.)

Представьте себя на месте Жени.

Представьте, что вы встретили добрую старушку волшебницу, которая подарила вам

чудесный цветок. Расскажите, как бы вы распорядились таким необычным подарком,

какие

желания

загадали?

(

Дети

повторяют

волшебные

слова

и

называют

свои

желания)

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошие у вас желания, добрые. Молодцы!

Вот мы с вами и побывали в сказке, а теперь давайте вновь поколдуем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем колдовать.

Глазки закрываем,

Глазки открываем,

Улыбнулись и в детском саду проснулись.

Воспитатель предлагает встать в круг и поиграть

Игра «Что такое доброта?» ( с движениями)

Что такое доброта? ( показываем приподниманием плеч удивление)

Вымыть миску у кота, ( показываем одной рукой круговые движения)

Напоить водой цветок ( показываем, как поливаем лейкой)

(Он ужасно одинок),( руки к щекам, наклоны головой вправо ,влево)

Починить

сестре

игрушку,(кисти

рук

одновременно

пальчики

чуть

согнуть

и

поворачивать в противоположные стороны)

Пропустить вперёд старушку,(руками движения вперёд, ладошки вниз)

Грусть лечить любви словами,( руки положить на грудь слева)

Помогать усталой маме, (как будто стираем платочек)

От тепла и доброты (руками себя обнимаем)

Распускаются цветы,(руки приподнимаем ,соединяем и показываем распустившийся

цветок)

Согревает всех она,( поворачиваемся друг к другу, обнимаем)

Словно лучик из окна.(руки в стороны, пальчики разомкнули)

Молодцы!

- Ребята, вот мы и побывали с вами в сказке, поиграли, поговорили о добре .Что вам

больше всего понравилось на занятии?



В раздел образования