Автор: Капустенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.с. №17
Населённый пункт: Балаково
Наименование материала: статья
Тема: «Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в
системе ДОУ»
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления,
развития и поддержки одаренных детей. С этой проблемой необходимо
бороться, так как раскрытие и реализация их способностей и талантов важны
не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для
общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это
потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и
конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. У
мственные возможности ребенка, которые могут оказаться
предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без
внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит
задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-
ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для
творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов
художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Задачи:
1. Необходимо обеспечить материально-техническую базу.
2. Сформировать диагностическую систему по выявлению одаренных
детей.
3. Организовать комплексное сопровождение одаренных детей.
4. Собрать и обобщить опыт работы с одаренными детьми других
учебных заведений.
5. Создать условия для взаимодействия педагогического состава и
родителей учащихся.
Цели:
1. Разработать и реализовать программу поддержки и
развития одаренных детей.
2. Создать систему взаимодействия родитель-педагог-психолог, для
создания наилучших условий развития одаренных детей.
3. Организовать активное использование систем диагностики для
выявления одаренных детей.
4. Разработать на базе ДОУ систему индивидуального
развития одаренных детей.
5. Организовать подготовку педагогов для работы по данному
направлению.
6. Организовать обобщение и систематизировать получаемые данные в
ходе педагогической практической работы.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка
Первый этап диагностический. Он предполагает открытие,
констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация
может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих
контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей,
педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности
каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным
закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как
усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального
пути развития. Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка,
проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе
воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других
педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для
уточнения выявленной одаренности ребенка. В детском саду заведующая
проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает
также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума
осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют группу
сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты
сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта
сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации
по сопровождению одаренного ребенка. Третий этап- проведение
развивающей работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду,
учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы
с родителями. На данном этапе в детском саду активно используют
возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель
дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада
и учреждения дополнительного образования. На этом этапе проводятся
мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения
дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию
сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка,
укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного
образования. Четвертый этап- анализ промежуточных результатов
сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и
другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по
необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и
корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагоги
дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду
разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка:
выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали,
конкурсы и др.
Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если
система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.