Авторы: Аникина Светлана Владимировна, Рыжкова Дарья Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол,Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические разработки для развития познавательного интереса у дошкольников к техническим игрушкам."
Раздел: дошкольное образование
Методические разработки для развития познавательного интереса у
дошкольников к техническим игрушкам
Известно, что познавательная активность развивается из потребности в
новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В
дошкольном
возрасте
на
основе
этой
потребности,
в
процессе
развития
ориентировочно-исследовательской
деятельности,
у
ребенка
формируется
стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Выраженная
познавательная
активность
личности
способствует
эффективному
восприятию,
переработке
знаний,
произведению
самостоятельного
интеллектуального
продукта,
в
связи
с
чем
развитие
познавательной
активности личности выступает одной из важнейших задач современного
образования. В частности, в дошкольных учреждениях предлагается решение
следующих задач: Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских
вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к
ним отношений;
Опора на такие виды познавательной активности, как
наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
Организация
познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.
Игрушки
являются
тем
средством,
которое
помогает
перебросить
«мост
между
жизнью
и
игрой»
.
Из
всего
многообразия
видов
игрушек
для
воспитания интереса к технике особое значение имеют технические игрушки.
Это
-
игрушки,
приводящиеся
в
движение
с
помощью
пружины,
электричества,
инерционного
двигателя;
игрушки
с
дистанционным
управлением.
К технической игрушке относятся:
средства передвижения по земле,
воде, в воздухе и космосе;
техника, используемая в труде, - тракторы,
комбайны, шагающие экскаваторы, подъемные краны;
средства связи и
информации - телефоны, радио, телевизоры, а также часы, фотоаппараты,
киноаппараты,
фильмоскопы,
швейные
и
стиральные
машины
и
т.
д.;
заводные куклы и зверюшки.
Широко
распространены
игрушки
типа
конструкторов,
различные
технические наборы. Техническая игрушка должна быть грамотно выполнена
без подделки материала, механизм должен быть открыт (чтобы ребенок не
ломал игрушку), она должна расширять технический кругозор, интересы
детей к строительству и технике. Являясь средством передачи социального
опыта, технические игрушки несут огромную информацию об окружающем
мире, которую дети получают свободно, ненавязчиво. Поэтому все виды
технических
игрушек
должны
использоваться
как
в
самостоятельной
деятельности детей, так и в учебном процессе. Благодаря занимательности
конструктивного и художественного решения технические игрушки могут
вызывать
удивление
-
способность,
побуждающую
детей
интересоваться
окружающими
предметами
и
явлениями.
Занимательность
обостряет
все
психические
процессы.
В
работу
включается
мышление.
Играя,
дети
мысленно сравнивают игрушки с настоящими машинами, учатся управлять
ими.
Реакции и поведение ребят, которым в группу принесли новую игрушку,
бывают примерно такими: улыбка, настороженность, недоумение сменяются
сосредоточенностью (дети рассматривают игрушку, затем возникает желание
самостоятельно привести в действие механизм). После его освоения дети
стремятся произвести действия с теми деталями, которые можно открыть,
поднять, отвернуть, перевернуть, и, наконец, узнать то, что недоступно для
ощущений.
Технические
игрушки
повышают
интерес
детей
к
труду
взрослых,
формируют
потребность
в
овладении
трудовыми
навыками
и
умениями; помогают представить трудовой процесс и практически решать
несложные задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших
механизмов,
способах
передачи
электроэнергии,
движения.
Показателями
познавательной активности являются следующие умения:
анализировать
любое
целое,
его
части,
элементы,
свойства,
их
связи,
отношения;
синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать
характер
изменений
в
зависимости
от
несущественных
факторов;
сравнивать,
обобщать;
рассуждать,
делать
умозаключения,
выводы;
предоставлять аргументы и доказательства .
Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной
активности
являются
ситуации,
в
которых
взрослый
показывает
ребенку
различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску
новых
возможностей
действия.
Методическая
подготовка
предполагает
формирование
у
воспитателя
следующих
умений:
доступно
и
грамотно
объяснять детям конструкцию предметов,
раскрывать функции и игровые
качества
технических
игрушек,
учить
ими
пользоваться,
подбирать
художественную
литературу,
организовывать
содержательную
игровую
деятельность. Дошкольника интересует не только новый для него предмет
сам по себе. Четырех-, шестилетние дети хотят узнать и его устройство,
назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим
дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес.
Ребенок хочет узнать, как работают часы, что у них внутри. Где спрятан
звонок у телефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у
поезда
в
метро?
Это
познавательное
отношение
отчетливо
выступает
в
специфике детских вопросов, адресованных взрослым. Количество вопросов
резко возрастает к 5-6 годам.
Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь
формой общения, контакта со взрослым, забрасывает старших вопросами
«почему?», «зачем»? и «как?» Он ждет от них ответа, добивается ясности,
выражает
сомнение.
Четырех-,
пятилетний
ребенок
становится
«почемучкой».
У
него
формируется
вопросительное
отношение
к
окружающему
миру.
Если
воспитатель
поддерживает
вопросы
ребенка,
побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими
ответами
направляет
мысли
ребенка
на
постановку
и
решение
новых
посильных
задач,
то
формируются
ценнейшие
черты
личности
-
любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности
придают
активности
ребенка
четкую
познавательную
направленность...
возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира
прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной
области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него
«меру его незнания», т. е то новое, что дополняет его знания о предмете.
Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача
педагога - помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его
многообразии,
использовать
предметы
по
назначению
и,
главное,
сформировать ценностное к ним отношение. Главным условием воспитания у
дошкольников
ценностного
отношения
к
предметному
миру
является
системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность
предмета - его назначение, зависимость конструкции, строения и материала,
из которого сделан предмет, от его назначения. Комплекс этих признаков
помогает ребенку научиться различать и называть сходные предметы.
Интерес к технической игрушке имеется и у девочек и у мальчиков.
Мальчики при знакомстве с технической игрушкой или просто в игре с уже
знакомой игрушкой, берут на себя роли взрослых, так или иначе связанных с
деятельностью данной игрушки. Так, при игре в машинку или вертолет,
мальчики
становятся
пилотом,
водителем.
Заправляют
машину,
3
обслуживают
ее,
ремонтируют.
Мальчикам
в
первую
очередь
важно,
устройство игрушки. Они рассматривают игрушку, затем возникает желание
самостоятельно
привести
ее
в
действие.
После
первичного
знакомства
с
игрушками у детей, и у мальчиков, и у девочек, появляется стремление
произвести действия с теми деталями, которые можно открыть, перевернуть,
отвернуть. Таким образом, можно сделать вывод о том, что является главным
в работе по ознакомлению детей с техникой. во-первых, вооружение детей
системой элементарных знаний о современной технике, истории ее создания,
развитие технического кругозора; во-вторых, воспитание интереса в технике
и
уважение
к
труду.
Особую
группу
составляют
задачи,
требующие
от
воспитателя создания условий для углубления и проверки знаний, развития
конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей. Наиболее
адекватными
для
развития
всех
компонентов
познавательной
активности
являются
ситуации,
в
которых
взрослый
показывает
ребенку
различные
способы
обращения
с
материалом
и
стимулирует
его
к
поиску
новых
возможностей действия.