Автор: Илюнина Галина Семёновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Родничок"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Адаптация
личности
к
обществу
является
важнейшей
психологической функцией, как личности, так и общества» (А. Адлер).
Под интегративной образовательной моделью, на мой взгляд, следует
понимать
организационно-содержательную
структуру,
обеспечивающую
целостность образовательного процесса и вариативность образовательных
услуг в соответствии с социальными и индивидуальными потребностями
современного общества.
Функции современных дошкольных образовательных учреждений не
исчерпываются
подготовкой
ребенка
к
школе,
а
расширяются
до
формирования
социально-психологических
основ
его
личности,
происходит
замена
ценности
обучения
ребенка
на
ценность
его
личностного развития.
Воспитание качеств личности ребенка дошкольного возраста будет
эффективно, если:
1) изучить индивидуальные особенности ребенка;
2)
обеспечить
развитие
ребенка
в
дошкольном
образовании
основными и дополнительными (нетрадиционными) методами;
3)
проводить
презентации
результатов
деятельности
ребенка
(выставки авторских работ, игр-драматизаций и т.д.);
4) вовлечь родителей в процесс сопровождения развития ребенка;
5) повышать квалификацию, путем самообразования.
Данную
модель
я
использую
в
своей
профессиональной
деятельности следующим образом:
1. В работе с детьми я провожу мониторинг всей группы (общение с
родителями, анкетирование, опрос, консультации специалистов).
Изучение индивидуальных особенностей ребенка происходит путем
общения с каждым из них. Самое высокое педагогическое действие –
общение. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы
нравоучений.
Ребенок же в свою очередь, осознает свою значимость и нужность в
микросоциуме (группе). Воспитанник лучше раскроется, если предложить
ему
участие
в
сюжетно-ролевой
игре,
которая
создает
наиболее
благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и
личностного развития. Игра, как никакая другая деятельность приближает
ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
В
процессе
игры
ребенок
не
только
получает
информацию
о
социальной
значимости
личности,
законах
общества,
но
и
учится
гармоничному
включению
в
свое
социальное
окружение,
адекватно
действовать и полноценно реализоваться в нем.
2.
При
использовании
индивидуализации
в
процессе
обучения
повышается
эффективность
обучения,
если
мотивировать
процесс
обучения, оставлять воспитаннику возможность работать на том уровне,
который для него сегодня возможен, доступен.
Настойчивость, трудолюбие, усердие ребенка закладываются в семье,
а продолжается в детском саду формированием его волевых качеств. Но
так
происходит,
если
педагог
обращает
на
это
особое
внимание,
специально
стимулирует
активность
ребенка,
пытается
пробудить
его
познавательные интересы.
На
ряду,
с
традиционной
программой
«Развитие»
широко
использую в своей работе освоение нетрадиционных приёмов рисования.
Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его
выражать
свое
творческое
начало
и
свое
собственное
«Я»
через
воплощение своих идей и замыслов. Чтобы формировать у детей навыки
изобразительной
деятельности,
конечно,
требуется
участие
взрослого,
особенно если это метод нетрадиционного рисования. Моя задача – помочь
открыть мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только
вооружать
его
знаниями,
умениями,
навыками,
но
и
максимально
раскрывать
творческий
потенциал,
учить
видеть
волшебное
в
самом
обыденном. Я согласна с психологом и исследователем детского творчества
Левиным «Я вижу свою цель не в том, чтобы научить детей рисовать, а
в том, чтобы всеми силами поддерживать их врожденное стремление к
творчеству».
Однако в педагогической практике постоянно сталкиваюсь с другим
типом индивидуальных особенностей, от которых также может зависеть
успех в познавательной деятельности. Наверное, не найдется ни одного
педагога, который бы не замечал, что дети существенно различаются по
таким
характеристикам,
как
быстрота,
темп,
работоспособность,
сосредоточенность,
отвлекаемость
внимания,
скорость
восприятия,
запоминания и т.д.
3. В своей работе я организую сменные выставки (в раздевалке)
после
каждого
творческого
занятия.
Детский
рисунок
является
свидетельством
его
психоэмоционального,
физиологического
развития.
Выставка
детского
творчества
дает
возможность
родителям
видеть
творческий потенциал своего ребенка, в сравнении с другими детьми.
А мне, педагогу, анализировать результаты своего сотворчества с
детьми с результатами других воспитателей и делать надлежащие выводы.
Поэтому
выставка
детского
творчества
является
важным
способом
поддержки
личностной
самореализацией,
своеобразной
формой
отчетности перед родителями, гласности и прозрачности образовательного
процесса.
Открытые выставки создают благоприятные условия для развития
личности. Воспитатель – воспитанник помогают становлению социального
партнерства.
4. Во время беседы с родителями детей знакомлю их со способами
общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздействия
в семье;
информирую их о программе развития и воспитания детей в детском
саду;
обращаю внимание на возможности семьи для развития у ребенка
любознательности, воображения, креативности;
размышляю вместе с родителями о проявлениях индивидуальности
ребенка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.
Устанавливаю
партнерские
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника,
создаю
атмосферу
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения проблемами друг друга.
5 .
П у т е м
с а м о о б р а з о в а н и я повышаю
квалификацию
и
профессиональную подготовку; в образовательном процессе комплексно
использую современные цифровые образовательные ресурсы и ресурсы
среды Интернет.
Все дети от природы талантливы. Одни имеют ярко выраженные
художественные склонности: любят рисовать, музицировать, петь; другие –
задатки
для
развития
гимнастических
и
танцевальных
способностей;
третьи обладают незаурядными артистическими возможностями. Немало и
одаренных
детей,
обладающих
несколькими
видами
способностей.
Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать
развитию
талантов
ребенка
–
одна
из
важнейших
задач
педагога.
Дополнительное образование, индивидуальные занятия со специалистами
–
верный
путь
раскрытия
творческого
потенциала
р е бе н ка ,
совершенствование его способностей.
Миссия
детского
сада:
создание
благоприятных
условий
для
целостного
развития
ребенка,
максимальной
реализации
его
потенциальных возможностей; стабилизация всего хода психофизического
развития детей для успешной интеграции в общеобразовательную школу и
общество сверстников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Алиева Т.И.,
Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и д.р.; Науч. ред. Парамонова Л.А. и д.р.-
М., Просвещение, 2003.
2.
Копцева
Т.А.
«Воспитательный
потенциал
изобразительного
искусства в образовательных учреждениях России. – М., Альтекс, 2006
3. Акимова М.К., Козлова В.П. Психофизиологические особенности
индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М., Академия, 2002.
4.
Акимова
М.К.,
Козлова
В.Т.
Индивидуальность
учащегося
и
индивидуальный подход. – М., Знание, 1992.
5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Рожина
Л.Н., Цыркун Н.А., Василевский А.Б. и др.; Под ред. Рожиной Л.Н. – М.
Просвещение, 1992.
6. Журнал для родителей и педагогов «Игра и дети» М. МЦФЭР
ресурсы образования, №8 2012.