Напоминание

"Книга памяти"


Автор: Санданова Марина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д⁄с № 31(корпус 2)
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Книга памяти"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад № 31 (корпус 2)

К

Н

И

Г

А

П

А

М

Я

Т

И

О

Д

Е

Т

Я

Х

В

О

Й

Н

Ы

КНИГА ПАМЯТИ

Авторы–составитель:

М.А.Санданова, старший воспитатель МДОАУ д/с № 31 (корпус 2)

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к

Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы

ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею,

известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют

необходимость воспитания патриотизма у дошкольников, который способствует формированию чувства уважения к

традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Цель: формирование представлений о героическом подвиге русского народа и жизни детей в Великой

Отечественной войне через знакомство с художественными детскими произведениями.

Задачи:

-способствовать восприятию у ребенка дошкольного возраста книги как источника знаний, эмоционального кладезя и

фундамента для познавательного развития;

-воспитывать у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам, участниками и детям

войны , воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

-расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка,

формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений

со взрослыми;

-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о войне и её участниках.

--Обогащать активный словарь, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их

фотографии.

Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души

хранить, помнить сознанье о былом.

(Даль В. И. Толковый словарь

живого великорусского языка)

Двадцатый век закрыл свои двери, войны которого унесли с собой миллионы жизней. Совсем

немного осталось очевидцев Великой Отечественной войны, тех, кто воевал на фронте, рыл

окопы, падал в голодные обмороки в блокадном Ленинграде, тушил зажигалки на крышах домов,

был в концлагере, ухаживал за ранеными в госпитале, разносил письма-треугольники… Сколько

боли, страданий и мук перенесли наши предки, ведь каждую семью коснулась война. Мы

должны знать, как жили люди в то страшное время.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут

испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых

погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое

сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая

мировая

война

-

самая

крупная

война

в

истории

человечества.

Она

была

развязана

Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне

фашистской Германии, 47 - на стороне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10

человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой.

В армиях всех стран участвовало 110 млн человек.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. И продолжалась почти на протяжении

четырех лет, закончившись 9 мая 1945. Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным.

Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей

нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь

по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы,

аэродромы.

Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить

население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить

науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией

наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли

миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто

горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру,

кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами,

ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2018 году исполняется 73 года Великой Победе во Второй мировой войне. Называется

она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной

мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне.

Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в

адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело

достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время

бомбежек,

третьи

лишились

не

только

родных,

но

и

отчего

дома,

четвертые

оказались

на

оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной,

злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу

которых ворвалась война

Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже

исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их

мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт.

Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище

при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что

было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить

зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище.

Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и

испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на

машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на

площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод,

не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог,

собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго

брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то

добрая

старушка

пожалела

голодных

оборванных

и

грязных

детей.

Она

отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались

жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь —

парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали,

что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки

считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь

отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам:

«Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых

красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов

концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить,

развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата

отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец

думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись,

просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над

этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в

тылу.

Вместо

беззаботного

счастливого

детства

с

веселыми

играми

и

забавами,

маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым

изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На

станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от

голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня,

начальника

цеха,

сердце

сжималось,

когда

видел

их,

греющихся

у

печки

или

прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном

Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам

делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник,

зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не

выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше,

отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить

веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для

табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Сергей Алексеев

Таня Савичева

Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у

станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч

человек скончалось от голода в Ленинграде.

Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. Это дом Савичевых. Над листками записной

книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет: «Женя умерла 28

декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.». Женя — это сестра Тани.

Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет: «Бабушка

умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.».

Новая страница из Таниного дневника.

Страница на букву «Л». Читаем: «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.». Лека — это брат Тани.

Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем: «Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч.

ночи. 1942 год».

Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка: «Дядя Лёша. 10

мая в 4 ч. дня 1942».

Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942».

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы

умерли».

Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все».

Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась одна Таня».

Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Но не долго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и

Тани Савичевой. Скончалась Таня. Дневник остался. «Смерть фашистам!» — кричит дневник.

Л. Касиль

Памятник советскому солдату

Долго шла война.

Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать

некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались

фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за

улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

Вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую

немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась

бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо

всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят.

Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт...

Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло,

неладную!..»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку,

прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро и бойцы наши уже подняли

красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.

Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на

зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него

тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка.

Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг

от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли

злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Рассказ танкиста» Александр Твардовский

Был трудный бой.

Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами — не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, - И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами.

Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь.

— И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! - И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Януш Корчак

Януш Корчак вкладывает в понятие любви к ребенку и стремиться донести обществу.

Любить ребёнка (любовь по Корчаку) - это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть.

Любовь по Корчаку - это наблюдение. Для того чтобы не применять к ребёнку шаблонные методы

воспитания, для того чтобы найти к нему индивидуальный подход, мы должны сначала определить его

индивидуальность, его наклонности, черты его характера. И сделать это можно только путём кропотливого,

внимательного наблюдения.

Любить ребёнка по Корчаку - это значит, не относится к нему с пренебрежением.

Любить по Корчаку - это, прежде всего, быть с детьми честными.

Любить по Корчаку - это, значит, не поддаваться обману, что ребёнок может долго довольствоваться

ангельским мироощущением, что мы сумеем скрыть от него невежество, бессилие, противоречия, наши

поражения и горечи.

Когда «Дом Сирот» в полном составе немцы отправляли в концлагерь

Треблинка, Корчаку снова было предложено спастись. Но он принял решение

до конца оставаться со своими детьми… В августе 1942 года он погибает

вместе с воспитанниками и несколькими воспитателями в газовых

камерах концлагеря Треблинка

За три месяца до гибели, в мае 1942 года, Корчак начал вести Дневник. Одна

из последних

записей в Дневнике:

«Я никому не желаю зла. Не умею.

Не знаю, как это делается…»

«Великому педагогу

посвящается»

Федор Константинов

Корчак – символ своей эпохи.

Польский писатель, педагог.

В Треблинке детский страх и охи,

Оставить и уйти не смог.

Таких людей земля не знала

Каким он был, военный врач

С душой, в которой разрывало

Все на куски, услышав плачь.

«Дом Сирот» основал с любовью,

Вводил товарищеский суд.

Книги писал потом и кровью,

В Варшаве вел детский приют.

А книга : «Как любить ребенка»,

Настольной быть должна у вас,

Эта та самая пеленка,

С которой легче жить подчас.

И в Беларуси, и в Польше,

Раз в год воздушный в небе змей.

В честь тех детей, которых больше,

Не встретил Януш у дверей!

В память о детях

Великой Отечественной войны



В раздел образования