Напоминание

"Народно–сценический танец"


Автор: Долгов Олег Николаевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Народно–сценический танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации по проведению занятий

с обучающимися в хореографических коллективах

Разработал: Долгов О.Н.- концертмейстер

МАУДО г. Нижневартовска ЦДТ, 2018 г.

Народно-сценический танец.

Упражнения у станка.

Цели:

1. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому

относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют

развитию подвижности в суставах укреплению и эластичности связок, развивают определённые

группы мышц. На этих занятиях тренируется нервная система, которая играет ведущую роль в

выполнении движений и регулирует всю деятельность двигательного аппарата.

2. Повышает техническую сторону танца, вырабатывает силу и гибкость, мягкость и точность

движений.

3. Подготавливают учащихся к восприятию на «середине» движений народных танцев.

4. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных

особенностей народного танца.

Движения (упражнения) у станка разделены на 13 разделов, тренирующие различные группы

мышц.

1 РАЗДЕЛ

Приседания – вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Развивают мягкость,

эластичность

движения,

главным

образом

в

коленном

суставе,

а

также

в

тазобедренном,

голеностопном

суставах

и

суставах

стопы.

Помимо

этого,

приседания

способствуют

развитию

прыжка.

2 РАЗДЕЛ

Упражнения на развитие подвижности стопы.

(battement tendu) – упражнения этого раздела развивают подвижность в голеностопном суставе,

укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы. Перевод стопы с

носка на пятку и с пятки на носок, 2/4, в характере русского танца с 3, 5,6 позиции ног.

1. с добавлением деми - плие на обеих ногах на счёт «два -и » при возвращении ноги в исходное

положение;

2. с добавлением деми – плие на опорной ноге на счёт «раз-и».

Увеличение количества переводов работающей ноги с носка на пятку в 3, 5 или позиции ног.

3 РАЗДЕЛ

Каблучные упражнения – вводят в работу пятку опорной ноги, которая то отделяется от пола, то

опускается

на

пол.

Они

выполняются

на

лёгком

полуприседании.

Упражнения

этого

раздела

способствуют развитию мышц голени, в частности укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие

опорной ноги. Каблучные упражнения могут выполняться в характере танца различных народов.

Проскальзывание работающей ноги на пятку или носок ( с выпрямлением колена) выполняется

в одном направлении или крестом.

Вынесение работающей ноги на пятку. Уражнение выполняется на присогнутых ногах, за счёт

сгибании опорной ноги, без подниманий и оседаний корпуса, в одом напралении или крестом

1. в сочетании с ударами всей ступни об пол;

2. –«- носок, каблук ( ковырялочка);

3. –«- №1 и №2

4 РАЗДЕЛ

Маленькие броски – развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию

движения в коленном суставе работающей ноги. Упражнения повышают способность учащихся чётко

выполнять мелкие и сильные движения.

1. сквозные маленькие броски;

2. в характере тарантеллы;

3. на присогнутых ногах крестом (с каблучком);

4. в молдавском характере сочетание 1 и 4 раздела;

5 РАЗДЕЛ

Упражнения с ненапряжённой стопой ( Flic-flac ). При выполнении упражнений этого раздела

мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Нога от колена проводится «от

себя» и «к себе2, задевая подушечкой стопы по полу, т.е. делая мазки. Эти упражнения способствуют

приобретению навыка сокращения и расслабления мышц в голеностопном суставе:

1. «от себя» и «к себе»;

2. с ударом подушечкой работающей ноги;

3. с переступанием;

4. по 6-й позиции с переступанием;

5. двойные мазки;

6. веер;

7. веер с подскоком;

8. по 6-й позиции.

6 РАЗДЕЛ

Подготовка к «верёвочке» - движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и

подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «верёвочки», встречающегося в

русском, украинском и других народных танцах.

7 РАЗДЕЛ

Низкие и высокие развороты (Battement fondu). В упражнения этого раздела входят повороты

согнутой

работающей

ноги

из

выворотного

положения

в

невыворотное

положение

и

обратно,

раскрывание

полуприседанием

и

выпрямлением

на

опорной

ноге.

Упражнения

развивают

подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном суставе:

1. низкие развороты на 30 (pelite fondu);

2. 2. высокие развороты( grand sondu).

8 РАЗДЕЛ

Дробные выстукивания.

Дробные выстукивания наиболее характерны для русского танца. Выполняются всей ступнёй

или попеременно пяткой и подушечкой стопы на слегка присогнутых коленях. Эти упражнения

развивают силу ударов, чёткость. Ритмическую точность движений:

1. дробные выстукивания всей ступнёй;

2. выстукивания всей ступнёй с сочетанием разных ритмов;

3. всей ступнёй в сочетании с двойным ударом одной ногой;

4. подготовка к ключу первого вида;

5. – « - второго вида;

6. ключ нескольких видов;

7. комбинированные упражнения.

9 РАЗДЕЛ

Вращательные движения (Ronde jambe) – выполняются на полу и по воздуху:

1. носком по полу: с поворотом пятки опорной ноги; с глубоким приседанием на опорной ноге;

2. пяткой по полу; с поворотом пятки опорной ноги; с глубоким приседанием на опорной ноге;

3. с вытянутым подъёмом по воздуху;

4. с невытянутым подъёмом;

10 РАЗДЕЛ

Раскрывание ноги на высоту 9. Упражнения этого раздела направлены на развитие шага и силы

движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также повышение

подвижности в тазобедренном и коленном суставах:

1. раскрывание на 90.

2. – « - с ударом пяткой опорной ноги;

3. – « - с двумя ударами опорной ноги;

11 РАЗДЕЛ

Зигзаги. Повороты стопы из выворотного в невыворотное положение и обратно. Основная

задача этого упражнения – развитие подвижности в голеностопном суставе:

1. простые повороты стопы;

2. двойные повороты стопы;

3. в сочетании с ударами всей ступнёй работающей ноги.

12 РАЗДЕЛ

Большие броски работающей ногой на высоту 90. Упражнения этого раздела направлены на

развитие

шага,

укрепление

тазобедренных,

икроножных

и

голеностопных

мышц.

Броски

выполняются с силой, но без напряжения:

1. броски с переступанием на работающую ногу;

2. броски с увеличением размаха;

3. броски в сочетании с опусканием на колено.

13 РАЗДЕЛ

Прыжки: выполняются лицом к станку. Упражнения развивают у учащихся прыжок, тренируют

четырёхглавые мышцы бедра и задних мышц голени обеих ног, причём сокращение этих мышц

сопровождается резким и коротким сокращением приводящих мышц бедра:

1. прыжковые «голубцы» с одним ударом:

2. низкий «голубец» (украинский).

Литература:

1. Акимов Ю. Школа игры на баяне М.: Советский композитор, 1986.

2. Хрестоматия баяниста. Составление и редакция В. Грачёва. М.: Музыка, 1989.

3. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып.6. М. Музыка, 1988.

4. Музыка к танцевальным упражнениям /пособие для муз. работников. М.: Музыка, 19995.

5. Галацкая В.С.Музыкальная литература зарубежных стран /учебное пособие. М.: Музыка,

1989.

6. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Составление и исп. редакция А.Гуськова. М.:

Советский композитор, 1985.

7. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Составление и исп. редакция А.Сударикова.

М.: Советский композитор, 1989.

8. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Вып. 3. Составитель Г. Шахов. М.: советский

композитор, 1987.

9. За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель И. Лунин.

Вып.6. М.: Советский композитор, 1986.

10. Баянисту любителю. Вып. 15. составитель В. Бухвостов. М.: Советский композитор, 1989.

11. Популярные обработки народных мелодий для баяна.М: Музыка, 1989.

12.Михеева Л.Музыкальный словарь в рассказах. Изд.3. М.: Советский композитор, 1988.

13. Аккордеонисту любителю. Вып.17. Составитель А. Крючков. М.: Советский композитор,

1988.

14. Хрестоматия аккордеониста/ педагогический репертуар. Составление Л. Гаврилова. М.:

Музыка, 1989.

15. Аудио,видеоматериалы с электронных носителей.



В раздел образования