Автор: Долгов Олег Николаевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Народно–сценический танец"
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по проведению занятий
с обучающимися в хореографических коллективах
Разработал: Долгов О.Н.- концертмейстер
МАУДО г. Нижневартовска ЦДТ, 2018 г.
Народно-сценический танец.
Упражнения у станка.
Цели:
1. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому
относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют
развитию подвижности в суставах укреплению и эластичности связок, развивают определённые
группы мышц. На этих занятиях тренируется нервная система, которая играет ведущую роль в
выполнении движений и регулирует всю деятельность двигательного аппарата.
2. Повышает техническую сторону танца, вырабатывает силу и гибкость, мягкость и точность
движений.
3. Подготавливают учащихся к восприятию на «середине» движений народных танцев.
4. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных
особенностей народного танца.
Движения (упражнения) у станка разделены на 13 разделов, тренирующие различные группы
мышц.
1 РАЗДЕЛ
Приседания – вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Развивают мягкость,
эластичность
движения,
главным
образом
в
коленном
суставе,
а
также
в
тазобедренном,
голеностопном
суставах
и
суставах
стопы.
Помимо
этого,
приседания
способствуют
развитию
прыжка.
2 РАЗДЕЛ
Упражнения на развитие подвижности стопы.
(battement tendu) – упражнения этого раздела развивают подвижность в голеностопном суставе,
укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы. Перевод стопы с
носка на пятку и с пятки на носок, 2/4, в характере русского танца с 3, 5,6 позиции ног.
1. с добавлением деми - плие на обеих ногах на счёт «два -и » при возвращении ноги в исходное
положение;
2. с добавлением деми – плие на опорной ноге на счёт «раз-и».
Увеличение количества переводов работающей ноги с носка на пятку в 3, 5 или позиции ног.
3 РАЗДЕЛ
Каблучные упражнения – вводят в работу пятку опорной ноги, которая то отделяется от пола, то
опускается
на
пол.
Они
выполняются
на
лёгком
полуприседании.
Упражнения
этого
раздела
способствуют развитию мышц голени, в частности укрепляют пяточное (ахиллесово) сухожилие
опорной ноги. Каблучные упражнения могут выполняться в характере танца различных народов.
Проскальзывание работающей ноги на пятку или носок ( с выпрямлением колена) выполняется
в одном направлении или крестом.
Вынесение работающей ноги на пятку. Уражнение выполняется на присогнутых ногах, за счёт
сгибании опорной ноги, без подниманий и оседаний корпуса, в одом напралении или крестом
1. в сочетании с ударами всей ступни об пол;
2. –«- носок, каблук ( ковырялочка);
3. –«- №1 и №2
4 РАЗДЕЛ
Маленькие броски – развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию
движения в коленном суставе работающей ноги. Упражнения повышают способность учащихся чётко
выполнять мелкие и сильные движения.
1. сквозные маленькие броски;
2. в характере тарантеллы;
3. на присогнутых ногах крестом (с каблучком);
4. в молдавском характере сочетание 1 и 4 раздела;
5 РАЗДЕЛ
Упражнения с ненапряжённой стопой ( Flic-flac ). При выполнении упражнений этого раздела
мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Нога от колена проводится «от
себя» и «к себе2, задевая подушечкой стопы по полу, т.е. делая мазки. Эти упражнения способствуют
приобретению навыка сокращения и расслабления мышц в голеностопном суставе:
1. «от себя» и «к себе»;
2. с ударом подушечкой работающей ноги;
3. с переступанием;
4. по 6-й позиции с переступанием;
5. двойные мазки;
6. веер;
7. веер с подскоком;
8. по 6-й позиции.
6 РАЗДЕЛ
Подготовка к «верёвочке» - движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и
подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «верёвочки», встречающегося в
русском, украинском и других народных танцах.
7 РАЗДЕЛ
Низкие и высокие развороты (Battement fondu). В упражнения этого раздела входят повороты
согнутой
работающей
ноги
из
выворотного
положения
в
невыворотное
положение
и
обратно,
раскрывание
полуприседанием
и
выпрямлением
на
опорной
ноге.
Упражнения
развивают
подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном суставе:
1. низкие развороты на 30 (pelite fondu);
2. 2. высокие развороты( grand sondu).
8 РАЗДЕЛ
Дробные выстукивания.
Дробные выстукивания наиболее характерны для русского танца. Выполняются всей ступнёй
или попеременно пяткой и подушечкой стопы на слегка присогнутых коленях. Эти упражнения
развивают силу ударов, чёткость. Ритмическую точность движений:
1. дробные выстукивания всей ступнёй;
2. выстукивания всей ступнёй с сочетанием разных ритмов;
3. всей ступнёй в сочетании с двойным ударом одной ногой;
4. подготовка к ключу первого вида;
5. – « - второго вида;
6. ключ нескольких видов;
7. комбинированные упражнения.
9 РАЗДЕЛ
Вращательные движения (Ronde jambe) – выполняются на полу и по воздуху:
1. носком по полу: с поворотом пятки опорной ноги; с глубоким приседанием на опорной ноге;
2. пяткой по полу; с поворотом пятки опорной ноги; с глубоким приседанием на опорной ноге;
3. с вытянутым подъёмом по воздуху;
4. с невытянутым подъёмом;
10 РАЗДЕЛ
Раскрывание ноги на высоту 9. Упражнения этого раздела направлены на развитие шага и силы
движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также повышение
подвижности в тазобедренном и коленном суставах:
1. раскрывание на 90.
2. – « - с ударом пяткой опорной ноги;
3. – « - с двумя ударами опорной ноги;
11 РАЗДЕЛ
Зигзаги. Повороты стопы из выворотного в невыворотное положение и обратно. Основная
задача этого упражнения – развитие подвижности в голеностопном суставе:
1. простые повороты стопы;
2. двойные повороты стопы;
3. в сочетании с ударами всей ступнёй работающей ноги.
12 РАЗДЕЛ
Большие броски работающей ногой на высоту 90. Упражнения этого раздела направлены на
развитие
шага,
укрепление
тазобедренных,
икроножных
и
голеностопных
мышц.
Броски
выполняются с силой, но без напряжения:
1. броски с переступанием на работающую ногу;
2. броски с увеличением размаха;
3. броски в сочетании с опусканием на колено.
13 РАЗДЕЛ
Прыжки: выполняются лицом к станку. Упражнения развивают у учащихся прыжок, тренируют
четырёхглавые мышцы бедра и задних мышц голени обеих ног, причём сокращение этих мышц
сопровождается резким и коротким сокращением приводящих мышц бедра:
1. прыжковые «голубцы» с одним ударом:
2. низкий «голубец» (украинский).
Литература:
1. Акимов Ю. Школа игры на баяне М.: Советский композитор, 1986.
2. Хрестоматия баяниста. Составление и редакция В. Грачёва. М.: Музыка, 1989.
3. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып.6. М. Музыка, 1988.
4. Музыка к танцевальным упражнениям /пособие для муз. работников. М.: Музыка, 19995.
5. Галацкая В.С.Музыкальная литература зарубежных стран /учебное пособие. М.: Музыка,
1989.
6. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Составление и исп. редакция А.Гуськова. М.:
Советский композитор, 1985.
7. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Составление и исп. редакция А.Сударикова.
М.: Советский композитор, 1989.
8. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Вып. 3. Составитель Г. Шахов. М.: советский
композитор, 1987.
9. За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель И. Лунин.
Вып.6. М.: Советский композитор, 1986.
10. Баянисту любителю. Вып. 15. составитель В. Бухвостов. М.: Советский композитор, 1989.
11. Популярные обработки народных мелодий для баяна.М: Музыка, 1989.
12.Михеева Л.Музыкальный словарь в рассказах. Изд.3. М.: Советский композитор, 1988.
13. Аккордеонисту любителю. Вып.17. Составитель А. Крючков. М.: Советский композитор,
1988.
14. Хрестоматия аккордеониста/ педагогический репертуар. Составление Л. Гаврилова. М.:
Музыка, 1989.
15. Аудио,видеоматериалы с электронных носителей.