Автор: Дидух Лариса Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Аксаковская Гимназия №11"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование интерактивной системы мониторинга VOTUM как средства повышения эффективности педагогического контроля.
Раздел: полное образование
И с п ол ь з ов а н и е
и н т е р а к т и в н о й
с и с т е м ы
мониторинга
VOTUM
как
средства
повышения
эффективности
педагогического
контроля.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость
разработки новой модели системы образования, основанной на применении
современных
информационно-коммуникационных
технологий.
Согласно
новым
ФГОСам, информационно-образовательная среда образовательного
учреждения должна включать: «комплекс информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность
технологических
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий:
компьютеры,
иное
ИКТ
оборудование,
коммуникационные
каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих
обучение
в
современной
информационно-образовательной
среде».
Существует
множество
программ,
электронных
учебников,
сайтов,
публикаций,
написанных
и
разработанных
для
учителей
и
учителями.
Огромное
количество
всевозможных
курсов
по
информационным
технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое
оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Современный
подход к образованию - это подход, акцентирующий внимание на результате
образования.
Качество
усвоения
учебного
материала
зависит
от
многих
условий,
среди
которых
важную
роль
играет
контроль.
Педагогический
контроль
направлен
не
только
на
определение
степени
соответствия
приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но
и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом. Однако
укоренившийся авторитаризм педагогического управления
и оценивания
результатов
учения
школьников
в
основном
оставляет
незамеченной
и
невостребованной в образовательном процессе полифоничность природных
задатков,
способностей
и
дарований
детей
из-за
ограниченности
предоставляемого
выбора
содержания,
форм,
условий
и
способов
образовательной
деятельности
в
рамках
традиционной
классно-урочной
системы.
Широко
декларируемый
принцип
вариативности
в
обучении
диссонирует с образовательной практикой, мало обеспеченной действенными
технологиями
и
организационными
моделями
контрольно-оценочной
деятельности. Поэтому самые острые разногласия и противостояния между
субъектами образовательной деятельности обнаруживаются в традиционных
способах педагогического оценивания, которую многие школьники считают
несправедливыми и необъективными.
Чтобы управлять образовательным
процессом
реально,
а
не
формально,
преподавателю
необходимо
иметь
разнообразные
фактические
данные
о
различных
сторонах
процесса
образования.
Процесс
управления
качеством
образования
становится
невозможным
без
постоянной
обратной
связи,
без
информации
о
промежуточных результатах, получаемых посредством текущего контроля.
Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема
повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В
настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так
как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна
проблема
повышения
эффективности
педагогического
контроля.
Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения
необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и
полно
реализуются
цели
обучения,
и
своевременно
в н о с и т ь
требуемыекоррективы,
стимулировать
учащихся
к
успешному
овладению
школьными
предметами
и
в
частности
иностранным
языком. Однако
педагогический
контроль,лишь
тогда
будет
эффективным
инструментом
влияния на качество обучения,если он будет объективным и независящим от
субъективной
оценки
учителя. Согласно
известному
исследованию
Р.
Розенталя и Л. Якобсона, учитель воспринимает детей соответственно своим
ожиданиям,
а
потому
неадекватно.Часто
на
оценку
учителя
оказывают
в л и я н и е
п о в е д е н и е
у ч а щ и х с я ,
н е к о т о р ы е
и х
особенности(аккуратность,внимание и другие личностно- психологические
качества).Таким образом существующая система педагогического контроля
не выполняет главной своей функции повышения качества образования и не
является
в
полной
мере
стимулом
повышающим
мотивацию
учащихся.
Подтверждение
этому
утверждению
мы
находим
в
работах
многих
исследователей: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б. Блум, И.А. Данилов,
И.И.
Баврин,
Б.С.,
Гершунский,
В.В.
Краевский,
И.Я.Лернер,
Л.П.
Мартиросян,
М.Н.Скаткин
Ю.А.
Первин,
которые
утверждают
что
существующая
традиционная
организация
педагогического
контроля
не
отвечает
требованиям
времени,
не
учитывает
достижений
современных
информационных технологий, не создает условий для улучшения качества
обучения. Новые информационные технологии сегодня выступают не только
как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний,
предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки
работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на
изучение предмета.
Таким образом, проблема исследования обусловлена следующими
противоречиями:
между
существующим
потенциалом
педагогического
контроля и необходимостью повысить его эффективность и содержательную
ценность,
сократить
время,
затрачиваемое
на
проведение
и
обработку
результатов контроля, при обучении иностранным языкам, между темпами
развития
современных
технологий
мультимедиа,
г и п е рт е кс т а ,
телекоммуникаций
и
низким
уровнем
готовности
преподавателей
иностранных
языков
к
использованию
возможностей
этих
технологий
в
учебном процессе. На решение названных проблем направлены ключевые
положения
ФГОС,
в
которых
актуализируется
способность
учителя
к
обновлению
системы
оценивания
достижений
учащихся
–
планируемых
личностных, метапредметных и предметных результатов. Проблемы качества
образования и его оценки на современном этапе свидетельствуют о том, что
учителю необходимо осваивать такие способы оценивания образовательных
результатов школьников, которые бы способствовали
росту успешности у
максимального числа учеников. В связи с этим необходимы изменения стиля
и методов педагогического управления на коллегиальные и корпоративные,
когда
ученик
может
формулировать
учебные
цели,
самостоятельно
действовать и оценивать результаты учения по понятным
и обоснованным
критериям.
С учетом указанных противоречий были сформулированы тема и научная
проблема исследования.
Тема: Интерактивная система мониторинга VOTUM как средство
повышения
эффективности
педагогического
контроля
и
управления
качеством образования .
Проблема
исследования:
каковы
принципы,
способы,
условия
оптимизации
педагогического контроля в
обучении английскому языку в
современной школе.
Цель исследования: раскрытие аспектов оптимального использования
педагогического контроля при обучении английскому языку в школе.
Объект исследования: процесс управления качеством образования в
современной
школе
с
использованием
средств
педагогического
контроля
разного типа.
Предмет
исследования:
педагогические
аспекты
оптимального
использования комплекса средств контроля для обучения английскому языку
в современной школе.
Гипотеза исследования: Педагогический контроль в дидактическом процессе
может стать фактором повышения качества обучения, если разработать и
внедрить в учебный процесс научно-обоснованную комплексную систему
педагогического контроля, которая предполагает:
-выделение
и
обоснование
целей
педагогического
контроля
как
самостоятельной
педагогической
системы,
конкретизация
и
практическая
реализация принципов эффективности педагогического контроля в учебном
процессе, повышение содержательной ценности контроля;
-конкретизацию
содержания
и
определение
объектов
педагогического
контроля;
-выбор адекватных организационно-методических средств педагогического
контроля повышение объективности и стабильности(т.е. не подверженности
изменениям, независимости от времени или от характера экзаменующего)
результатов педагогического контроля;
- использование возможностей современных информационных технологий в
процессе
контроля
и
обучения
иностранным
языкамподготовку
дидактических материалов и разработку системы контрольных вопросов и
тестовых заданий;
- сокращение времени затрачиваемого на проведение и обработку результатов
контроля;
-
повышение
объективности
и
стабильности(т.е.
не
подверженности
изменениям, независимости от времени или от характера экзаменующего)
результатов педагогического контроля;
Задачи исследования:
- изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,
проанализировать
имеющуюся
информацию
для
установления
сущности
педагогического
контроля
учебных
достижений
в
свете
современной
образовательной практики.
- изучить влияние педагогического контроля на качество образования.
-
рассмотреть
способы
и
формы
применения
ИКТ
для
осуществления
педагогического контроля на уроках английского языка общеобразовательной
школы,
- провести анализ средств ИКТ, рекомендуемых к использованию
-
выработать
организационно-методические
подходы
к
его
оптимальному
использованию в учебном процессе.
-
экспериментально
проверить
эффективность
использования
комплекса
средств ИКТ для осуществления педагогического контроля при обучении
английскому языку.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1.Педагогический контроль рассматривается как фактор повышения качества
обучения иностранному языку.
2.Дифференцированы
и
конкретизированы
средства
педагогического
контроля
3.Определены
основные
направления
повышения
эффективности
педагогического контроля и обучении.
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве
одного
из
основных
принципов
государственной
политики
адаптивность
системы
образования
к
уровням
и
особенностям
развития
учащихся.
Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической
системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом контроля
безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет
соответствие
деятельности
учащихся
требованиям
конкретной
педагогической
системы
и
всей
системы
образования.
Контроль
эффективности
усвоения
материала
является
обязательным
компонентом,
востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять
его
после
прохождения
какого-либо
раздела
программы
или
завершения
очередного класса. Контроль - это одновременно и объект теоретических
исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью
контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения,
установить
взаимную
связь
между
планируемыми,
реализуемыми
и
достигнутыми уровнями образования.
В
практике
традиционного
обучения
обнаруживаются
существенные
отрицательные
стороны
системы
оценок.
Анализ
традиционных
методов
проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на
объективные
методы
педагогических
измерений,
поэтому
"качество"
трактуется
сегодня
достаточно
произвольно,
каждым
педагогом
разрабатывается своя система проверочных заданий. Субъективность оценки
знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов
контроля
системы
знаний.
Нередко
оценка
темы,
курса
или
его
частей
происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов,
усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых
знаний,
умении,
навыков.
Качество
и
последовательность
вопросов
определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом.
Неясно,
сколько
нужно
задать
вопросов
для
проверки
всей
темы,
как
сравнить
задания
по
их
диагностической
ценности.Отсутствие
четких
измерительных
критериев
оценки,
эпизодичность
проверки
знаний
и
большой расход учебного времени на проведение и обработку результатов
контроля отрицательно влияют не только на психику учащихся, но и на весь
процесс обучения в целом.. Во время проведения устного опроса учащиеся
обычно получают 1 – 2 «случайных» вопроса, при письменном опросе – до 5.
Учащиеся, в свою очередь, готовятся к урокам по принципу «повезет – не
повезет». Поэтому зачастую невозможно составить целостную картину об
усвоении учащимися пройденного учебного материала.
Необходимость адаптации образования к потребностям современного
общества
обусловливает
поиск
научно
обоснованных
оценок
качества
образования
и
наблюдения
за
процессами
его
развития.
Важнейшим
условием
повышения
каче ства
общего
образования
я вл я ют ся
систематический контроль и анализ объективных данных о качестве обучения
и
подготовленности
обучающихся.
Процесс
управления
качеством
образования
может
быть
эффективным
только
при
наличии
постоянной
обратной связи, обеспечивающей субъектов образования надежной валидной
информацией
о
качестве
всей
системы
образования
и
ее
составляющих.
Контроль
является
одним
из
основных
компонентов
управления
образованием
и
управления
качеством
образования.
Для
того,
чтобы
управлять
образовательным
процессом
реально,
а
не
формально,
преподавателю
необходимо
иметь
разнообразные
фактические
данные
о
различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством
образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без
информации о промежуточных результатах, которая получается по средствам
текущего контроля. Для получения положительных изменений в образовании
должно
быть
создано
удобное
для
практического
использования
диагностическое
средство,
позволяющее
с
достаточной
достоверностью
судить об истинном состоянии качества образования. Создание надежных
инструментов диагностики качества образования возможно на основе такой
технологии
оценки,
как
педагогический
мониторинг.
Мониторинговые
методы активно используются как современный подход к анализу качества
образования и его комплексных характеристик, способности ученика
или
образовательной
системы
развиваться
и
совершенствоваться.
Требование
надежности
контроля
заключается
в
обеспечении
устойчиво сти
последовательных результатов контроля одного и того же ученика. В связи с
введением Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) проблема надежной
оценки знаний приобрела особую остроту. К сожалению, не редки случаи,
когда отметка, полученная учащимся за ЕГЭ, значительно отличается от той,
которая год за годом выставлялась ему по данной дисциплине в школе,
причем, обычно не в лучшую сторону. В этом заключается одна из причин
резко
негативного
отношения
к
ЕГЭ
некоторых
учителей
и
родителей.
Результат
итогового
контроля
знаний
должен
быть
предсказуемым
и
разумным продолжением текущей оценки знаний учащихся. Очевидно, что
без надежной текущей оценки знаний невозможно грамотное обоснованное
управление
процессом
обучения
на
любом
этапе. Гарантия качества или
управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования
мониторинга
качества,
означает
поэтапное
наблюдение
за
процессом
получения
знаний,
чтобы
удостовериться
в
оптимальном
выполнении
каждого из этапов обучения, что в свою очередь, теоретически приведет к
повышению
качества
обученности.
Для
решения
большинства
из
вышеперечисленных проблем в настоящее время предлагается использовать
метод
тестирования,
который,
по
мнению
многих
педагогов,
позволяет
сделать
процесс
педагогического
контроля
более
эффективным,
а
также
ориентировать
его
на
использование
современных
информационных
технологий. Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-
ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не
как
объект
обучения,
недостаточно.
Одной
из
проблем,
с
которыми
сталкивается современная школа на пути достижения цели образования, была
трудность
оценки
качества
образования,
управление
которым
состоит
в
динамизме, получении объективных, оперативных, непрерывно обновляемых
и
многоаспектных
данных
и
своевременной
коррекции
работы
с
обучающимися. При деятельностном подходе школьник не только усваивает
готовое
содержание
того
или
иного
материала,
но
и
сам
регулирует,
контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.
Тестирование является значительным шагом на пути развития методики
контроля
за
усвоением
учащимися
учебного
материала.
Введение
тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во
многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки
результатов обучения. Проблемы управления образовательным процессом в
школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы
инновационной
деятельности
в
сфере
информационно-коммуникационных
технологий
в
системе
образования. Таким образом интенсивное развитие
информационно–образовательной
среды
в
образовании
актуализирует
создание
эффективной
системы
управления
качеством
образования,
позволяющей оперативно анализировать статистику результатов независимых
контрольно–оценочных
процедур,
более
обоснованно
определять
направления совершенствования образовательных программ и технологий
обучения
Существует
много
разработок
в
этой
области,
однако
почти
все
современные
системы
тестирования,
которые
используются
в
учебном
процессе,
требуют
автоматизированных
компьютерных
классов,
которые
оснащены необходимым программным обеспечением, но если вы являетесь
учителем
предметником,
и
в
вашем
распоряжении
нет
компьютерного
кабинета,
вам
затруднительно
будет
использовать
преимущества
современных систем тестирования. Необходима система компактная, легкая в
обращении,
доступная,
подразумевающая
индивидуальный
мониторинг
динамики
продвижения
ребенка
в
учебном
процессе.
В
основе
такого
мониторинга
должны
стоять
следующие
принципы:
получение
индивидуальной
информации
о
каждом
обучающемся;
полнота
и
анализ
информации;
непрерывность
и
периодичность
получения
и
анализа
информации;
открытость
измерения
качества
образования
учения
и
качественных характеристик знания. Именно таким требованиям отвечает
система
интерактивного
тестирования
VOTUM,
использование
которой
становиться необходимым компонентом учебного процесса в современной
школе. Уникальность этой системы состоит в том, что для использования её в
учебном процессе не нужен компьютерный класс. Интерактивную систему
тестирования VOTUM можно использовать в любом предметном кабинете,
который оснащен одним компьютером или ноутбукомНе секрет, что одним из
главных
достоинств
компьютерного
тестирования
является
минимум
временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение
результатов
практически
сразу
по
завершении
контролирующего
теста.
Результаты
автоматизированного
тестирования
лучше
поддаются
анализу,
чем субъективно выставляемые оценки.
Применение
компьютерных
тестов
при
проверке
знаний
учащихся
обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности
оценки
уровня
знаний
и
является
рациональным
дополнением
к
другим
методам проверки знаний.
Универсальной
процедуру
контроля
с
помощью
интерактивной
системы
тестирования VOTUM делает целый спектр его функций:
1) проверочная — заключается в выявлении степени освоения ребенком
материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту,
в
определении
общего
уровня
умственного
развития
(в
том
числе
коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности,
навыков рационального труда;
2) обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их
обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;
3)
развивающая
—
подразумевает
стимулирование
познавательной
потребности
школьника,
формирование
его
творческх
способностей,
развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
4) социальная — призвана сориентировать ребенка в процессе обучения
на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии);
5)
аксиологическая
—
служит
воспитанию
ответственности
(исполнительности,
дисциплине,
аккуратности),
формированию
сознательного выбора;
6)
диагностическая
—
означает,
что
для
использования
наиболее
адекватной
по
интенсивности
методики
обучения
необходимо
владеть
информацией
не
только
о
пробелах
в
знаниях
школьника,
но
и
о
порождающих их причинах;
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций,
которые
выполняет
контроль
в
учебном
процессе,
можно
выделить
три
основных его вида:предварительный, текущий,итоговый.
Назначение
предварительного
контроля
состоит
в
установлении
исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, -
исходного
состояния
познавательной
деятельности,
в
первую
очередь
-
индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени
усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на
предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет,
то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе,
выбора
оптимального
его
варианта.
Необходимую
информацию
педагог
получает,
применяя
пропедевтическое
диагностирование,
более
известное
педагогам как предварительный контроль знаний. Последний необходим еще
и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение
исходного начального уровня обученности с достигнутым позволяет измерять
"прирост"
знаний,
степень
сформированности
умений
и
навыков,
анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также
сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся,
эффективности педагогического труда, оценить профессионализм педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной
связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе
процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших
условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна
нести сведения не только о правильности или неправильности конечного
результата,
но
и
давать
возможность
осуществлять
контроль
над
ходом
процесса, следить за действиями обучаемого. Текущий контроль необходим
для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики
последнего,
сопоставления
реально
достигнутых
на
отдельных
этапах
результатов
с
запланированными.
Кроме
собственно
прогностической
функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд
учащихся,
способствует
своевременному
определению
пробелов
в
ходе
усвоения материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно
текущий
контроль
осуществляется
посредством
устного
опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют
такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др.
Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить
все
важнейшие
элементы
знаний,
умений,
изученные
учащимися
на
протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно
анализируются допущенные ошибки. Использованиесистемы интерактивного
тестирования VOTUM не только с успехом решает все задачи текущего
контроля,
но
и
существенно
экономит
время,
увеличивает
охват
учащихся,представляет
результаты
и
их
анализ
практически
в
режимереального времени.
Учащиеся
всегда
должны
знать,
что
процесс
усвоения
имеет
свои
временные
границы
и
должен
закончиться
определенным
результатом,
который
будет
оцениваться.
Это
означает,
что
кроме
контроля,
который
выполняет
функцию
обратной
связи,
необходим
другой
вид
контроля,
который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид
контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного
цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике
обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения,
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения
в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов
(зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется
и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть
применены
соответствующим
образом
составленные
тесты
качества
обученности.
Главное
требование
к
итоговым
тестовым
заданиям
-
они
должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Использованиесистемы интерактивного тестирования VOTUM не только с
успехом решает задачи всех видов контроля, но и существенно экономит
время,
увеличивает
охват
и
плотность
опроса
учащихся,
представляет
результаты и их анализ практически в режиме реального времени. Проблема
контроля
умений
и
навыков
владения
иностранным
языком
всегда
была
актуальной,
но
особое
значение
она
приобретает
сейчас,
в
связи
с
проведением стандартизации уровней подготовки по иностранному языку в
школе.
Вышеназванные
требования
к
рационально-организованному
контролю
над
процессом
и
результатами
обучения
наиболее
полно
реализуются
в
форме
тестового
контроля.
Непосредственным
объектом
тестирования
является
языковая
компетенция,
состоящая
из
языковых
умений. Важнейшими характеристиками теста являются его количественная
оценка
(главное
отличие
от
традиционной
контрольной
работы),
экономичность
(минимальные
затраты
времени
для
выполнения
теста),
практичность
(доступное
содержание
тестовых
заданий)
и
валидность
(возможность сравнить результат теста с внешним критерием).
Тест как средство контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с
другими видами контроля:
1. одновременно тестируется достаточно большое количество учеников;
2. результаты тестирования устанавливаются быстро и просто;
3.
результаты используются для диагностики трудностей языкового
материала;
4.
в учебном процессе тесты можно применять как тренировочное
упражнение.
Как же работает VOTUM?Для аудитории необходим только один компьютер,
на
который
устанавливается
программное
обеспечение
VOTUM.
К
компьютеру присоединяется через USB порт радио-ресивер.
У
каждого
из
участников
тестирования
есть
свой
беспроводной
пульт.
Ученики с помощью пультов отвечают на вопросы, выбирая правильный
ответ
из
нескольких
вариантов
или
набирая
ответ
на
пульте,
или
дают
учителю знать, что у них появились вопросы. Сигналы с пультов поступают в
компьютер
посредством
радио-ресивера,
обрабатываются
программой,
и
VOTUM
мгновенно
выдает
результаты.
Учитель
управляет
процессом
тестирования с помощью своего пульта.
Система VOTUM делает общение между учащимися и преподавателем более
интерактивным, обеспечивая более активный образовательный процесс:
Делает возможным использование мультимедийных компьютерных
вопросников и игр.
Оценка в реальном времени уровня знаний класса, в результате
преподаватель получает возможность применять более динамичные
методы обучения.
Удобна в применении и проста в освоении.
Преподаватель
не
тратит
время
на
просмотр
работ
и
анализ
результатов работы.
Важнейшей функцией контроля является функция обратной связи. Обратная
связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения
у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного
протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не
только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать
возможность
осуществлять
контроль
над
ходом
процесса,
следить
за
действиями обучаемого.
Автоматически создаваемые отчеты значительно уменьшают объем работы
преподавателя по составлению отчетов о прогрессе в обучении для каждого
учащегося и всего класса в целом.Программа поддерживает следующие типы
отчетов:
1. по проведенному тесту для группы (общая статистика правильных
ответов,
потраченного
времени,
оценка
для
каждого
участника
группы, индивидуальная статистика по каждому вопросу теста);
2. сравнительный отчет по данному тесту для одной и той же группы
(как ученики одной и той же группы отвечали на тот же тест в
разное время, например, в начале и в конце четверти);
3. сравнительный отчет по данному тесту для разных групп (как
ученики разных групп отвечали на один и тот же тест – сравнение);
4. количество правильных ответов по данному тесту для разных
групп
(оценка
степени
сложности
теста,
актуальности,
усвоении
материала в целом);
5. сравнительный отчет для одной группы по разным тестам;
6. отчет относительной правильности ответов для одной группы на
разные темы (для выявления слабых мест групп);
7. общая статистика проведения тестов, участия группы в разных
тестах;
8.
для
ученика
общая
статистика
участия,
отчет
относительной
правильности ответов на разные темы.
9. формирование рекомендации программой и печать (например,
Иванову подтянуть тему «Времена группы Present»).
Статистику, полученную в модуле отчетов, можно вывести на большой экран
для
демонстрации
аудитории.Все
отчеты
экспортируются
в
формат
электронной
таблицы Excel, а также внутренний формат документа отчета
VOTUM-web.
Отправка
на
печать.Вся
статистика
отображается
с
использованием
различных
анимированных
графиков
и
диаграмм.
Для
просмотра статистики по тестам можно использовать обычный браузер. Это
будет
полезно
для
руководства,
других
учителей.
Не
требует
установки
программного
обеспечения VOTUM.
Обратная
связь
позволяет
преподавателю
получать
сведения
о
ходе
процесса
усвоения
у
каждого
учащегося.
Она
составляет
одно
из
важнейших
условий
успешного
протекания
процесса
усвоения.Автоматически
создаваемые
отчеты
несут
сведения
не
только
о
правильности
или
неправильности
конечного
результата,
но
и
дают
возможность
осуществлять
контроль
над
ходом
процесса, следить за действиями обучаемого.
VOTUM поддерживает несколько режимов:
Оценка –
используется
для
оценивания
понимания
учащимися
материала
курса
или
для
контроля
работы
в
ходе
занятий.
Система
записывает результаты в процессе оценки знаний для последующего анализа.
Соревнование – этот учебный модуль предлагает учащимся отвечать
на вопросы в режиме соревнования (тот, кто нажимает первым кнопку на
пульте, получает право ответить на вопрос).
Опрос –
используется
при
проведении
референдумов
по
заранее
подготовленному
вопроснику,
позволяет
узнать
соотношение
мнений
и
голосов по какой-либо теме. Не требует регистрации участников.
Голосование
–
этот
режим
используется
для
проведения
анкетирования,
опроса,
голосования
учащихся.
На
голо совании
преподаватель задает вопросы устно, пишет на доске или раздает листочки с
вопросами,
учащиеся
отвечают
с
помощью
пультов.
По
окончании
голосования VOTUM генерирует подробные отчеты с выводом результатов в
числовом и процентном соотношении, а так же ответы всех учеников на все
вопросы
голосования.
Для
режима
«Голосование»
требуется
регистрация
учащихся в системе.
Индивидуальный
тест ЕГЭ
–
этот
режим
дает
возможность
дать
каждому ученику индивидуальные задания, в зависимости от успеваемости
учащихся,
а
также
избежать
«списывания»
в
процессе
тестирования.
В
режиме
«Индивидуальный
тест
ЕГЭ»
каждому
ученику
выдается
индивидуальный лист с заданиями, распечатанный на принтере, ученики
отвечают на вопросы с помощью пультов.VOTUM записывает все ответы
учащихся и формирует отчеты. При этом «большой экран» ученикам не
требуется (не нужно выводить вопросы на экран проектора, интерактивной
доски
и
т.д.).Работая
в
аудитории,
преподаватель
может
использовать
VOTUM не только как инструмент для проведения тестирования с целью
проверки знаний в любой момент во время урока, но и как инструмент
проведения уроков каждый день. Создавая слайды в программе VOTUM,
учитель
может
сделать
урок
интересным
и
увлекательным
для
ребят.
Возможность
добавления
графики,
музыки
и
видео,
текстовых
файлов,
интернет-страничек и флеш-анимации сделает любой урок более наглядным
и понятным при объяснении материала. Тезисы на слайдах помогут ученикам
правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные
детали. Такие слайд-презентации очень удобно делать именно в программе
VOTUM, так как затем к каждому слайду можно добавить вопрос, и урок-
презентация «превратится» в наглядный тест с поясняющими картинками и
мультимедиа-файлами.
Исходя из всего выше сказанного, нам показалось очень перспективным
использование
интерактивной
системы
VOTUM
для
повышения
эффективности
педагогического
контроля
и
управления
качеством
образования в нашей школе.
В апреле- мае 2012 года
наша гимназия
получила
комплект
оборудования
интерактивной
системы
VOTUM
для
апробирования.
На
первоначальном
этапе
мы
попробовали
познакомить
детей с интерактивной системой голосования и тестирования VOTUM, её
назначением
и
устройством;
сформировать
начальные
навыки
работы
с
ученическими пультами. Дети быстро освоились с новым
оборудованием,
легко
справлялись
с
пробными
заданиями,
проявили
большую
заинтересованность
и
активность.
Администрация
гимназии
приняла
решение о приобретении интерактивной системы VOTUM.
Причинами
выбора
системы
интерактивного
тестирования
и
обучения
VOTUM стало то, что она
1.
Полностью ориентирована на стандарты Российского образования;
2.
Имеет режим ответа на РУССКОМ языке – ученики вводят ответ непо-
средственно с пульта в режимах Т9 (как на сотовых телефонах) и Т2, на
пультах представлены символы русского и латинского алфавитов, цифры,
специальные знаки;
3.
Имеет
режим
«Индивидуальный
тест
ЕГЭ»
–
каждому
ученику
задаются свои вопросы с учетом их успеваемости, сложности вопросов;
4.
Имеет встроенный редактор формул.
5.
Удобная
интеграция
с
учебниками,
рабочими
тетрадями
и
другой
учебной литературой, соответствующей ФГОС. Не нужен экран для вопросов
и ответов, не надо собирать тетради для проверок и т.д.
6.
Интеграция
с
Электронными
Журналами
(ЭЖ)
NetSchool
.
Это
позволяет
автоматически
проводить
регистрацию
на
уроке,
выставлять
автоматически оценки в ЭЖ.
7.
Доработка
VOTUM
под
требования
образовательного
учреждения.
Консультации и обслуживание фирмы-поставщика.
В этом учебном году учителя начали использовать VOTUM в процессе
обучения. Главной целью моей экспериментальной работы явилась проверка
эффективности применения интерактивной системыVOTUM для обучения
английскому
языку
в
классах
нашей
гимназии.
В
ходе
исследования
проведено анкетирование учеников с целью определения их отношения к
изучению
английского
языка
с
помощью
средств
ИКТ.
Общее
число
участников
составило
более
100
человек
и
все
они
проявили
заинтересованность в использовании средств ИКТ и системы VOTUM в
частности. В качестве первоначальных результатов моей работы с VOTUM
можно отметить повышение вовлеченности учеников в учебный процесс,
объективность оценки знаний учащихся – проставляя оценки по результатам
тестирования в системе VOTUM, учитель опирается на баллы, полученные в
результате
тестирования,
не
принимая
во
внимание
свое
субъективное
отношение
к
ученику.
Были
выявлены
дидактические
возможности
интерактивной системы VOTUM для обучения иностранным языкам. После
этих предварительных результатов у меня возникла идея эксперимента. На
первом
этапе
(2013-2014)
(подготовительный)
–
изучение
проблемы
диагностики образовательных результатов, осуществление констатирующего
этапа диагностики.
На
втором
этапе
(2014-2015)
(опытно-экспериментальный),практические
исследования, которые должны дать ответ повышается ли эффективность
каждого
урока
и
качество
знаний
учащихся при
систематическом
использовании интерактивной системы VOTUM.
Объектом экспериментирования будет педагогическая диагностика знаний
обучаемых в общеобразовательном учреждении
Предметом экспериментирования будет Система интерактивного обучения
и
тестирования
VOTUM.
Целью
эксперимента
я
вижу достижение
устойчивой
положительной
динамики
в
показателях
обученности
и
обучаемости школьников английскому языку посредством использования
технологии
комплексного
оценивания
образовательных
достижений
обучающихся.
Ожидаемые результаты эксперимента :
-
методические рекомендации по использованию технологии комплексного
оценивания
динамики
учебных
достижений
обучающихся
системой
VOTUM.
- дидактические материалы, накопленные за время эксперимента,
- повышение эффективности педагогического контроля.
- повышение мотивации школьников к учению и как следствие школьник
сможет не только усваивать готовое содержание, но и сам регулировать,
контролировать и корректировать свою познавательную деятельность
обучение контроль педагогический тестирование
Педагогический
контроль
являться
цельной
дидактической
и
методической
системой
проверочной
деятельности.
Эта
взаимосвязанная
совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и
организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного
процесса и на повышение его эффективности Проникновение компьютеров в
учебный
процесс
способствовало
обновлению
традиционных
методов
и
п р и ё м о в
в
о р г а н и з а ц и и
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
Все
эти
изменения
обусловлены
необходимостью
создания
активной
образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся
доступа
к
различным
источникам
информации,
помогла
удовлетворить
интересы современного школьника. Поэтому современный образовательный
процесс должен использовать не только новые технические средства, но и
новые
формы
и
методы
преподавания
и
оценивания,
новый
подход
к
обучению. Использование новых информационных технологий расширяет
рамки
образовательного
процесса,
повышает
его
практическую
направленность,
способствует
повышению
мотивации
учащихся
в
образовательном
процессе,
развитию
интеллектуальных,
творческих
способностей
учащихся,
их
умений
самостоятельно
приобретать
новые
знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.