Автор: Мигаль Светлана Львовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Ягринская гимназия"
Населённый пункт: города Северодвинска, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование современных технологий на уроках математики»
Раздел: среднее образование
«Использование современных технологий
на уроках математики»
Слайд 1
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли
не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей
надо учить по – новому, что проверенные веками методы обучения и воспита-
ния не позволяют в достаточной мере обеспечить успешную адаптацию
выпускников к жизни в современном обществе.
Слайд 2
Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он
удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы ни прочны и обширны ни были
знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушив-
шихся на него задач и проблем, если не научить учиться, изменять себя, если
у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению,
самовоспитанию и саморазвитию.
Слайд 3
В Российском образовании происходит смена приоритетов:
Отход от ЗУНовой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторо-
ну РАЗВИВАЮЩЕГО образования школьника
Отход от ЗУНовой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторо-
ну РАЗВИВАЮЩЕГО образования школьника
Слайд 4
Перед учителем стоят новые профессиональные задачи
Необходимо организовывать учебный процесс, так чтобы он позволял си-
стемно работать не только на предметные результаты, но и на метапредмет-
ные и личностные результаты
Слайд 5
Необходимо организовывать учебный процесс, так чтобы решать задачу
мотивации учащихся.
Новая роль учителя – стимулятор, мотиватор
Сайд 6
•
Традиционная классифика-
•
Системно - деятельностная
ция:
- источник знаний
-
образец
-
плановик
-
контролер
-
судья
классификация:
-
организатор
-
дирижер
-
стимулятор
-
участник
-
помощник
-
товарищ
Слайд 7
От учителя требуется использование таких педагогических технологий, кото-
рые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Слайд 8
Поэтому на нынешнем этапе развития образования принципиальное значение
приобретает именно технология деятельностного метода обучения и условия
её реализации – система дидактических принципов, поскольку именно они
определяют в системе непрерывного образования требования к отбору учеб-
ного содержания и учебно-методическому обеспечению, а также критерии
эффективности обучения.
Слайд 9
Так что же такое деятельностный метод? Метод обучения, при котором ребе-
нок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе соб-
ственной учебной деятельности называется деятельностным методом.
Слайд 10
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, иг-
рая самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируют-
ся лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в
самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учи-
теля может стать деятельностный метод обучения.
Слайд 11
Авторским коллективом Ассоциации «школа 2000…» на основе общей тео-
рии деятельности была построена развернутая концепция учебной деятель-
ности в которой отражены:
- специфика учебной деятельности, её отличие от других типов деятельности
и поведения (каков её конечный продукт, кому и для чего он предназначен,
что является исходным материалом для неё, какими средствами и способами
она должна осуществляться, каким образом и при каких условиях осуще-
ствляется самоизменение и саморазвитие в учебной деятельности и т.д.)
- структура учебной деятельности, то есть состав её основных внутренних
элементов, отношений и связей между ними.
И как результат был построен педагогический инструмент – технология дея-
тельностного метода обучения, создающую условия для выполнения каждым
учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД
Слайд 12
Структура урока по технологии деятельностного метода, на котором вводится
новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью
схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятель-
ности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптиро-
ванном виде общую методологически обоснованную структуру учебной дея-
тельности.
Данная структура урока, изображенная в виде схемы, включает в себя 9 эта-
пов. Рассмотрим каждый из них.
Слайд 13
Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учаще-
гося в пространство учебной деятельности на уроке.
Приёмы:
-
Добрые пожелания учителя детям, пожелания детей друг другу
-
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной ра-
боты, дети высказываются
-
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
Слайд 14
Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруд-
нения в пробном действии.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового зна-
ния», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обу-
чающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из худо-
жественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной
жизни, шутки и др.)
Слайд 15
3)
Этап 3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы
ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения.
Для этого учащиеся должны:
- зафиксировать место, где возникло затруднение;
-
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгорит-
мом, понятием и т.д.)
-
зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные
знания, умения или способности, которых недостаточно для решения
исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 16
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект бу-
дущих учебных действий:
-
ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затрудне-
ния)
-
согласовывают тему урока
-
выбирают способ
-
строят план достижения цели
-
определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.
Слайд 17
Этап 5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися,
и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий исполь-
зуется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
Слайд 18
Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в парах, группах,
фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с прогова-
риванием алгоритма решения вслух
Слайд 19
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3
типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка
Слайд 20
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
Слайд 21
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов своей деятельности и всего класса.
Слайд 22
Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть опре-
делены педагогические условия её реализации – дидактические принципы.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей
системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непре-
рывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологиче-
ской комфортности, принцип вариативности, принцип творчества
Слайд 23.
-принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда
ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собствен-
ной учебной деятельности
-принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступе-
нями обучения на уровне технологии, содержания и методики
-принцип целостности означает, что у ребенка должно быть сформировано
обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе
-принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому уче-
нику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обес-
печивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума
(ФГОС)
-принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообра-
зующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосфе-
ры, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества
-принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способно-
сти к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального вариан-
та на основе заданного критерия
-принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опы-
та творческой деятельности
В дидактической системе «Школа 2000…» построена технология обучения и
соответствующая ей система дидактических принципов, которые обеспечива-
ют возможность формирования у учащихся деятельностных способностей в
достаточной полноте вплоть до способности к саморазвитию.
Слайд 24.
И в заключении хочется подчеркнуть, что
•
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового зна-
ния в процессе исследовательской деятельности. Это способствует
тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся
личную значимость.
•
Деятельностный
метод является универсальным средством, предостав-
ляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в
соответствии с новыми целями образования.
Слайд 25.
Желаем творческих успехов!