Напоминание

«Использование современных технологий на уроках математики»


Автор: Мигаль Светлана Львовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Ягринская гимназия"
Населённый пункт: города Северодвинска, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование современных технологий на уроках математики»
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование современных технологий

на уроках математики»

Слайд 1

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли

не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей

надо учить по – новому, что проверенные веками методы обучения и воспита-

ния не позволяют в достаточной мере обеспечить успешную адаптацию

выпускников к жизни в современном обществе.

Слайд 2

Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он

удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы ни прочны и обширны ни были

знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушив-

шихся на него задач и проблем, если не научить учиться, изменять себя, если

у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению,

самовоспитанию и саморазвитию.

Слайд 3

В Российском образовании происходит смена приоритетов:

Отход от ЗУНовой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторо-

ну РАЗВИВАЮЩЕГО образования школьника

Отход от ЗУНовой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторо-

ну РАЗВИВАЮЩЕГО образования школьника

Слайд 4

Перед учителем стоят новые профессиональные задачи

Необходимо организовывать учебный процесс, так чтобы он позволял си-

стемно работать не только на предметные результаты, но и на метапредмет-

ные и личностные результаты

Слайд 5

Необходимо организовывать учебный процесс, так чтобы решать задачу

мотивации учащихся.

Новая роль учителя – стимулятор, мотиватор

Сайд 6

Традиционная классифика-

Системно - деятельностная

ция:

- источник знаний

-

образец

-

плановик

-

контролер

-

судья

классификация:

-

организатор

-

дирижер

-

стимулятор

-

участник

-

помощник

-

товарищ

Слайд 7

От учителя требуется использование таких педагогических технологий, кото-

рые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Слайд 8

Поэтому на нынешнем этапе развития образования принципиальное значение

приобретает именно технология деятельностного метода обучения и условия

её реализации – система дидактических принципов, поскольку именно они

определяют в системе непрерывного образования требования к отбору учеб-

ного содержания и учебно-методическому обеспечению, а также критерии

эффективности обучения.

Слайд 9

Так что же такое деятельностный метод? Метод обучения, при котором ребе-

нок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе соб-

ственной учебной деятельности называется деятельностным методом.

Слайд 10

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, иг-

рая самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируют-

ся лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в

самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учи-

теля может стать деятельностный метод обучения.

Слайд 11

Авторским коллективом Ассоциации «школа 2000…» на основе общей тео-

рии деятельности была построена развернутая концепция учебной деятель-

ности в которой отражены:

- специфика учебной деятельности, её отличие от других типов деятельности

и поведения (каков её конечный продукт, кому и для чего он предназначен,

что является исходным материалом для неё, какими средствами и способами

она должна осуществляться, каким образом и при каких условиях осуще-

ствляется самоизменение и саморазвитие в учебной деятельности и т.д.)

- структура учебной деятельности, то есть состав её основных внутренних

элементов, отношений и связей между ними.

И как результат был построен педагогический инструмент – технология дея-

тельностного метода обучения, создающую условия для выполнения каждым

учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД

Слайд 12

Структура урока по технологии деятельностного метода, на котором вводится

новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью

схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятель-

ности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптиро-

ванном виде общую методологически обоснованную структуру учебной дея-

тельности.

Данная структура урока, изображенная в виде схемы, включает в себя 9 эта-

пов. Рассмотрим каждый из них.

Слайд 13

Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учаще-

гося в пространство учебной деятельности на уроке.

Приёмы:

-

Добрые пожелания учителя детям, пожелания детей друг другу

-

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной ра-

боты, дети высказываются

-

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

Слайд 14

Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруд-

нения в пробном действии.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового зна-

ния», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обу-

чающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

побуждающий, подводящий диалоги;

мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из худо-

жественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной

жизни, шутки и др.)

Слайд 15

3)

Этап 3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы

ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения.

Для этого учащиеся должны:

- зафиксировать место, где возникло затруднение;

-

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгорит-

мом, понятием и т.д.)

-

зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные

знания, умения или способности, которых недостаточно для решения

исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Слайд 16

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект бу-

дущих учебных действий:

-

ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затрудне-

ния)

-

согласовывают тему урока

-

выбирают способ

-

строят план достижения цели

-

определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

Слайд 17

Этап 5. Реализация построенного проекта.

На этом этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися,

и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий исполь-

зуется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Слайд 18

Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в парах, группах,

фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с прогова-

риванием алгоритма решения вслух

Слайд 19

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3

типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка

Слайд 20

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с

изученными ранее.

Слайд 21

Этап 9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка

результатов своей деятельности и всего класса.

Слайд 22

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть опре-

делены педагогические условия её реализации – дидактические принципы.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей

системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непре-

рывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологиче-

ской комфортности, принцип вариативности, принцип творчества

Слайд 23.

-принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда

ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собствен-

ной учебной деятельности

-принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступе-

нями обучения на уровне технологии, содержания и методики

-принцип целостности означает, что у ребенка должно быть сформировано

обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе

-принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому уче-

нику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обес-

печивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума

(ФГОС)

-принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообра-

зующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосфе-

ры, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества

-принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способно-

сти к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального вариан-

та на основе заданного критерия

-принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое

начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опы-

та творческой деятельности

В дидактической системе «Школа 2000…» построена технология обучения и

соответствующая ей система дидактических принципов, которые обеспечива-

ют возможность формирования у учащихся деятельностных способностей в

достаточной полноте вплоть до способности к саморазвитию.

Слайд 24.

И в заключении хочется подчеркнуть, что

Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового зна-

ния в процессе исследовательской деятельности. Это способствует

тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся

личную значимость.

Деятельностный

метод является универсальным средством, предостав-

ляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в

соответствии с новыми целями образования.

Слайд 25.

Желаем творческих успехов!



В раздел образования